С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 7 страница
Маниакально-депрессивныйпсихоз (МДП), биполярноеаффективноерасстройство. Для мягких, ослабленных вариантов болезни применяют термин циклотимия, который в МКБ-10 выведен за рамки биполярного аффективного рас стройства в группу флюктуирующих аффективных расстройств наряду с дистимией. Заболевание является эндогенным, протекает в виде приступов аффективных расстройств с полным восстановлением психического здоровья и отсутствием изме нения личности в ремиссии. Болезнь может протекать в виде биполярных приступов (МДП) и монополярных (монополярный депрессивный психоз и монополярный мани акальный психоз). В обеих фазах наблюдается симпатикотония с триадой В. П. Про топопова: учащение пульса, расширение зрачков, склонность к запорам. Обычны также гипертония, похудание, аменорея. Именно соматовегетативными нарушения ми проявляется начальная стадия циркулярной депрессии, и ими может ограничи ваться соматизированная депрессия. В последние годы описаны сезонныеаффективныерасстройства. Боль ные - преимущественно женщины, часто с депрессией или гипоманиеи, связанной с биполярным аффективным расстройством. Характерная картина включает депрес сию, начинающуюся осенью и кончающуюся весной, которая сменяется выздоров лением, гипоманиеи или манией весной или летом. Симптомы депрессии часто та кие же, как у больных атипичной депрессией или биполярным расстройством, на пример, недостаток энергии, гиперсомния, тяга к углеводам, увеличение массы тела. Могут наблюдаться и типичные симптомы депрессивного расстройства, включая бес помощность, депрессивный аффект и функциональные нарушения. Если депрессивное расстройство возникает у ребенка или подростка, риск как рецидива, так и конечного развития биполярного аффективного расстройства вы сок. Часто это состояние отмечается в начале пубертатного периода. Большинство таких пациентов имеют скорее острое, чем хроническое начало. Другие предикторы развития биполярного расстройства включают заторможенную депрессию с гипер-сомнией, психотическую депрессию, начало в послеродовом периоде, гипоманию при применении антидепрессантов, отягощенную наследственность биполярными расстройствами или выраженную наследственную отягощенность депрессивными расстройствами. С возрастом учащаются и удлиняются депрессивные фазы, в инво люции преобладают затяжные тревожно-ипохондрические и тревожно-ажитирован-ные депрессии (инволюционная меланхолия старых авторов) с резистентностью к
Психологическое... МоеСлово.ру 203 терапии и неполным выходом из болезненного состояния. Уменьшение в этом воз расте антисуицидальных факторов повышает риск самоубийства, которое может выглядеть как прекращение заботы о себе с отказом от помощи. Лечение. Психодинамическая терапия ориентирована на то, чтобы сформиро вать у больного чувство адекватной самооценки и понимание собственных подсозна тельных конфликтов и мотиваций, которые могут вызывать и поддерживать депрес сию. Е. Джекобсон (1971) так определяет терапевтическую позицию аналитика при лечении депрессивных больных: «Необходима продолжительная утонченная эмпати-ческая связь между аналитиком и депрессивным клиентом; мы должны быть очень внимательными, чтобы не допускать воцарения бессмысленной тишины или не го ворить чрезмерно много, слишком быстро или проникновенно, т. е. никогда не сле дует отдавать очень много или, наоборот, мало. В любом случае депрессивным па циентам нужны относительно частые и продолжительные встречи в зависимости от их настроения, нужно теплое отношение и уважение - установки, которые не следу ет путать с чрезмерными добротой, симпатией, успокоением... С этими пациентами мы всегда находимся между пропастью и синим морем - это неизбежно». Г. Штрупп разработал кратковременную психодинамическую терапию с акцентом на отношениях в процессе лечения и парадигме переноса с целью вскрыть и корриги ровать ранние конфликты и депресогенные стереотипы. Важными частями терапевти ческого процесса являются интерпретации, незаметный контроль за поведением па циента, непрямое предложение новых способов переживания и поведения. Межличностная терапия (МЛТ) Дж. Клермана - кратковременный.(12-16 не дель) амбулаторный курс лечения субдепрессий (часто в комбинации с антидепрес сантами). Эта методика была разработана для больных с непсихотическими депрес сивными расстройствами. Она является индивидуальной психотерапией, направлен ной на улучшение общения и оценки окружающего, разъяснение особенностей эмо циональных состояний и облегчение межличностных контактов. Хотя терапия основывается на психодинамической теории, центр тяжести переносится с интрап-сихических на осознание конфликтов с ближайшим окружением и разрешение их; терапевтические отношения строятся по принципу активного сотрудничества. При мером могут служить ролевые обсуждения (дискуссии) межличностных нарушений, таких, как выраженная самозащита при общении. Обычно применяется в комбина ции с лечением антидепрессантами. Психоаналитическая терапия может ускорить выздоровление и стабилизацию состояния пациентов, страдающих маниакальными расстройствами, в тех случаях, когда сам пациент способен и хочет осознать свои внутриличностные конфликты, которые могут вызывать маниакальные эпизоды и впоследствии их провоцировать. Психоанализ помогает также понять необходимость приема назначенных врачом ле карств и таким образом повысить степень согласия с лечебными мероприятиями. Когнитивная терапия - краткосрочный курс, рассчитан обычно на 25-20 сессий в течение примерно 12 недель. Терапия основана на выявлении и коррекции хро-
204 Психологическое... МоеСлово.ру нических искажений мышления и неадаптивных установок, входящих в когнитив ную депрессивную триаду по А. Беку (негативный взгляд на мир, на будущее, на себя). А. Бек выделяет 4 базовые терапевтические мишени при работе с непсихоти ческой депрессией, требующие применения специфических когнитивных подходов: 1. астения (необходимо поощрение к действию); 2. самокритичность («Допустим, я совершу такие же ошибки, станете ли вы меня за это презирать?»); 3. отсутствие удовлетворенности и удовольствия (в дневнике события дня оцени ваются знаками«+»и«-»); 4. отчаяние и суицид (пациенту показывают неубедительность его представления о ситуации, как безвыходной).
( А. Бек (1995) описывает две наиболее эффективные техники, разработанные им для повышения настроения депрессивных больных. 1. Техника учета проявлений активности. Пациент записывает все свои повсед невные дела и в конце дня просматривает список. 2. Терапия мастерства и удовольствия. В конце дня пациент просматривает список совершенных дел и за каждое дело ставит балл от 0 до 10, соответствующий степени достижения и удовольствия. Применение указанных техник восстанавливает у больного пробелы в восприя тии своего поведения, обнаруживает негативные иррациональные установки типа: у меня ничего не получится, меня ничто не радует и т. п. Используются также следующие методы. Катарсис. Пациента побуждают к аффективной вербализации своего состояния и плачу. При этом он начинает себя жалеть, отрицание себя заменяется симпатией к себе. Идентификация. Перевод аутоагрессии в гетероагрессию. Порицание других вместо самокритики позволяет «выпустить» гнев, что дает ощущение силы и власти. Разыгрывание ролей. Терапевт жестко критикует пациента, используя его ма неру самокритики. Пациент осознает перегибы собственной критики. Три колонки. В 1 -й пациент описывает ситуацию, во 2-й - неадаптивные мысли, в 3-й - коррективные мысли. Таким образом он исследует свои неадаптивные мыс ли, которыми реагирует на ситуацию или провоцирует ее, а также лучше формули рует и систематизирует адаптивные мысли. Реатрибуция (атрибуция - причинное объяснение поведения). Пациент, обви няющий во всем себя, ищет другое объяснение события, перебирая все его возмож ные причины. Благодаря этому восстанавливается адекватное тестирование реаль ности и восстанавливается самооценка. Переопределение. Например, «никто не уделяет мне внимания» переформули руется как «я нуждаюсь в чьей-то заботе». Пациент более точно и открыто определя- [ ет свою проблему.
Психологическое... МоеСлово.ру 205 Поведенческая терапия направлена на корректировку специфических нежела тельных поведенческих паттернов. Используется техника положительного подкреп ления, а при стационарном лечении маниакальных больных - также отрицательного подкрепления и знаковая структура, что позволяет сдерживать импульсивность и неадекватность поведения. При неглубоко соматизированной (маскированной) деп рессии используются также гипнотерапия и арттерапия. Наиболее широко применя ются следующие методы поведенческой терапии депрессивных больных. Отвлечение. Вовлечение в интересное общение, физическую активность, игры, социальные контакты. Воображение. Пациент: «Я не смогу». Терапевт: «Вообразите и попробуйте». Групповая терапия для больных с выраженными суицидальными тенденциями показана в специальных кризисных группах. Состояние других пациентов может улуч шиться в атмосфере взаимной поддержки, группового обсуждения личных проблем и положительного подкрепления, а также благодаря межличностному взаимодей ствию и немедленной коррекции когнитивных дисфункций другими членами группы. Маниакальным больным группа помогает в нивелировке их грандиозных идей, более адекватном восприятии реальности, улучшает контроль, уменьшает страх психичес кого заболевания и переживания одиночества. Семейная терапия особенно показана в случаях, когда депрессия у пациента представляет угрозу стабильности семьи и связана с событиями внутри нее. Учиты вается также разрушительный характер маниакальных эпизодов для межличностных и профессиональных отношений. Д. Хелл, 1999 отмечает, что близкие депрессивно го больного обычно испытывают нарастающее чувство неуверенности и беспомощ ности. Чтобы справиться с собой, они довольно резко критикуют больного, что уси ливает у него потребность в любви и еще больше повышает семейную напряжен ность. Еще деструктивнее действует данный механизм при мании. Госпитализация прерывает этот порочный круг, увеличивая межличностную дистанцию, делая реже контакты и вводя третье лицо - профессионала. По выходе больного из депрессии напряженность отношений ослабевает, на первый план выходят особенности обще ния, которые могут приводить к рецидиву. Этот момент наиболее благоприятен для проведения коммуникативной семейной терапии.
7.5. Шизофрения
Основными диагностическими критериями шизофрении по Э. Блейлеру явля ются 4 «а»: ассоциации, аффект, амбивалентность, аутизм. Для ассоциаций харак терна компартментализация (сосуществование несоединимых мыслей), бедное и не соответствующее реальности содержание мышления, плохое вероятностное прогно зирование и нелогичность. Последняя проявляется в беспорядочности ассоциаций, их поверхности, разорванности, обстоятельности, соскальзывания (с темы), а также в обрывах мыслей, эхолапии и неологизмах - патологических словообразованиях.
206 Психологическое... МоеСлово.ру Аффективность изменена в форме обеднения и притупления эмоций, их неадекват ности и лабильности, дурашливости. Отмечаются волевые изменения: неадекват ные побуждения и мотивации, выраженная амбивалентность (сосуществование не соединимых желаний) и амбитендентность (то же в отношении решений). Наруша ется коммуникация: появляется аутизм (уход в себя), эмоциональная и социальная отчужденность, агрессивность, неадекватность в социальной сфере. К. Шнайдер выделил симптомы 1 ранга при шизофрении: звучание мыслей, спо рящие, обсуждающие или комментирующие голоса, отчуждение мыслей с другими ощущениями воздействия на мышление, передача мыслей на расстояние, «сделан ные» волевые акты, аффекты и желания, ощущение соматической беспомощности. Болезнь чаще начинается в 15 - 25 лет, начало может быть острым или посте пенным. Манифестации болезни предшествует продром (предвестник болезни, греч.) в виде тревожной растерянности, необоснованных страхов или депрессии. Для кон статации продромальной фазы необходимо наличие по крайней мере двух из ниже следующих симптомов: 1. отчетливая социальная изоляция (аутизм); 2. отчетливое ухудшение в психическом функционировании; 3. странное поведение; 4. нарушение правил личной гигиены; 5. неадекватный аффект; 6. специфические нарушения речи; 7. странные убеждения, влияющие на поведение и не соответствующие культур ным нормам (появившаяся вдруг убежденность в возможности сверхпроница тельности, вера в телепатию и т. п.); 8. необычные эпизоды ощущений, иллюзий, воздействия; 9. отчетливое снижение инициативы, интересов, энергии.
Болезнь сопровождается постепенной деградацией личности в форме апатоа-булического синдрома с редукцией энергетического потенциала с социальным сни жением. Продуктивные симптомы со временем блекнут, негативные нарастают. Ре цидивы болезни (в среднем 1 раз в два года) наступают почти у всех больных, не получающих лечение и у половины получающих его. Каждый второй больной совер шает попытку самоубийства. Психодинамика. Пациенты обычно ощущают внутреннюю спутанность и непрео долимый поток информации; чтобы справиться с возникшими мощными аффектами включаются примитивные защитные механизмы, препятствующие нормальному вос приятию реальности: • схизис - фрагментация «Я», приводящая к дезинтеграции личности и сосуще ствованию разнонаправленных тенденций во всех сферах психики; • психотическая проекция - приписывание собственной агрессии, сексуальнос ти, хаоса, спутанности внешнему миру; неспособность осознавать эти ощуще-
Психологическое... МоеСлово.ру 207 ния как собственные, размытость границ между внутренними и внешними пере живаниями; • формирование реакции - изменение вызывающих беспокойство мыслей или побуждений на прямо противоположные; • психотическое отрицание - трансформация стимулов, вызывающих психологи ческие проблемы, в бред и галлюцинации.
Симптомы шизофрении имеют символическое значение: конец света означает крах внутреннего мира, идеи величия - нарциссизм, галлюцинации - внутренние желания или страхи из-за невозможности справиться с реальностью, бред выражает компенсаторные, суррогатные попытки создать новую реальность, выразить тайные импульсы и страхи. Влияние семьи. Будущие больные шизофренией обычно воспитываются в ши-зофреногенной семье, которая представляет собой замкнутую микрогруппу, члены которой отличаются холодностью, ригидностью, дезинтегрированностью отношений, маскируемой псевдосолидарностью, жестким распределением ролей и неудачным взаимодополнением. Среди родственников больных шизофренией распространены тяжелые нервно-психические расстройства. Эти нарушения выявляют, провоцируют и модифицируют конституционную, преморбидную предрасположенность будущего больного к шизофрении. Шизоидная личность, воспитываемая в условиях аффек тивной депривации, при стрессовых нагрузках (начало обучения в школе, половые метаморфозы, адаптация к трудовому коллективу) за счет низкого порога возбужде ния и генерализации ответных реакций дает сильные аффекты тревоги и параноид ного восприятия окружающего мира. Родители, как правило, последними узнают о развитии психического заболевания у своего ребенка, а их ирреальные толкования первых симптомов психоза и ответные реакции способствуют еще большему отходу больного от реальной действительности. Семейные нарушения играют большую роль в патологическом развитии когни тивной сферы будущего больного шизофренией. Родители часто упрекают шизоид ного («дерево и стекло») ребенка в холодности и одновременно в неумении сдержи вать аффективные проявления («двойная связь» по Г. Бейтсону, 1993). Ребенок в этих условиях чувствует себя сбитым с толку. У него формируется амбивалентность, аутизм, непоследовательность и противоречивость представлений о себе и других людях. А. Бек и др., 1980 выявили у больных шизофренией достаточно типичные когнитивные ошибки. Отмечаются неправомерные обобщения (использование логи чески неоправданных параллелей для объяснения событий), избирательное абстра гирование (неправомерное использование части для оценки целого), ошибки в пра вильной атрибуции собственной роли в происходящем и своей ответственности, ошибки в правильном построении причинно-следственной цепи событий, тенденции к «черно-белым» оценкам. Когнитивные расстройства у больных шизофренией свя зывают с наблюдающейся в их родительских семьях коммуникативной девиацией. Ее характеризуют следующие признаки:
208 Психологическое... МоеСлово.ру • недосказанность, нечеткость формулирования передаваемой информации; • фрагментированная коммуникация - сообщение часто прерывается прежде, чем его смысл понят собеседником; • отсутствие обратной связи и пресечение попыток уточнения информации; • неспособность совместно удерживать фокус беседы - тенденция не вслуши ваться в речь собеседника, перебивать его; • некритическое отношение к возможностям больного, сочетание чрезмерной его опеки с завышенными требованиями, высказываниями недовольства его пове дением и отчаянием по поводу добиться восстановления здоровья больного.
Для семей больных характерны «псевдоотношения», когда провозглашаемые речевые требования противоречат тому, какое поведение в ответ на эти требования ожидаются в действительности. Родители часто используют «мистификацию» в се мейных отношениях, вводя в заблуждение относительно мотивов своих и чужих по ступков, заменяя эмоциональный опыт ребенка собственным. Взаимоотношения в семье больного шизофренией подчиняются правилам «парадоксальной игры», в ко торой каждая сторона очень хочет выиграть за счет другой, но в реальности это невозможно. В. Д. Вид (2001) указывает, что мать больного обычно занимает ригид ную, доминирующую ролевую позицию, обусловленную ее бессознательным стрем лением компенсировать внутреннюю неуверенность в себе. Шизофреногенная мать обнаруживает ребячливость, ожидает от ребенка родительского отношения к себе. Отец при этом пассивен и отстранен от эмоциональной жизни семьи. Шизофрено-генный отец предъявляет нереальные требования к жене и в борьбе с ней образует коалицию с детьми. Такой отец соперничает с сыном за внимание жены и влияние на нее, активно подрывает уверенность сына в себе, является неудачником с идеями величия, не имеет авторитета в семье и полностью подчиняется жене. Если же он доминирует, то деспотично, и тогда мать зависима, неэффективна в организации домашней жизни и воспитании ребенка. Для таких семей характерно ригидное сле дование жестко фиксированным ролям или ролевая хаотичность, вплоть до крайнего пренебрежения нормами. В обращении с больным чередуются ласка и окрик. Ком петентность родителей в принятии решений остается вне критики, расхождения ро дителей во мнении скрываются, а попытки ребенка расширить ролевой репертуар жестко подавляются. Родители воспитывают будущего больного по типу потворствующей гиперпро текции или гиперконтроля, отрывая его от реальности и парализуя его активность и самостоятельность. Попытки ребенка самому решать возникающие проблемы часто подвергаются критике. Вынужденный отказаться от удовлетворения своих значимых потребностей ребенок использует стремление родителей установить с ним симбио-тические отношения для реализации инфантильной тенденции получить социальную защиту и избежать ответственности за самостоятельное принятие решений. Приня то выделять три варианта симбиотических отношений:
и - зозо Психологическое... МоеСлово.ру 209 1. комменсализм (от фр. commensal - сотрапезник, нахлебник), когда зависимый партнер безвреден для другого; 2. паразитизм, когда зависимый партнер причиняет ущерб другому; 3. мутуализм (от лат. mutuus - взаимный) при взаимовыгодных отношениях, без вредных для обоих участников.
Однако выгода, извлекаемая ребенком из подобных отношений, временна; важ нее оказывается то, что он не может сформировать зрелое поведение, и когда жиз ненная ситуация требует от него самостоятельности и независимости, проявляет симптомы болезни. В свою очередь, манифестация болезни сильно травмирует се мью. Нарастает нервно-психическое напряжение, нарушаются семейные взаимоот ношения (в частности, возникают «функциональные пустоты»), снижается социальный статус семьи в целом и ее членов, в семье нарастают чувства вины, тревоги, неудов летворенности, агрессии. Первые признаки болезни игнорируются, более разверну тая картина болезни искажается, отношение к психиатрам долго остается неадек ватным. Все это неблагоприятно сказывается на течении болезни, особенно в пери оды между госпитализациями. Нередко в семье происходит раскол, который приво дит к изоляции больного. При этом могут развиться следующие типы семейных отношений: • оппозиция - постоянные столкновения из-за грубости и эгоизма больного; • взаимная диссоциация - дезинтеграция семьи и низкий статус больного; • остракизм - изоляция больного из-за холодности и эгоизма членов семьи; • диссимуляция - попытки семьи скрыть болезнь от окружающих; • эмоциональное отчуждение - отгороженность в супружеских отношениях; • гиперопека - чрезмерная опека больного с изоляцией от домашних дел; • конформность - близкие считают пациента здоровым, поддерживают его.
Наиболее типичными признаками патогенной семьи, достоверно отражающи мися на течении шизофрении, являются: • открытый конфликт между родителями; • социальная изоляция семьи; • противоречащие друг другу тенденции в руководстве больным; • повышенный страх психиатрической стигматизации, ведущий к отрицанию бо лезни и позднему обращению за профессиональной помощью; • непонимание состояния больного, неадекватные ожидания от него и отсутствие готовности сотрудничать с врачом.
Если до манифестации болезни пациенты успевают создать семью, часто фор мируется неосознаваемый супругами глубокий межличностный конфликт. У супруги возникают различные сексуальные нарушения, от невротических реакций до сексу альной аверсии.
210 Психологическое... МоеСлово.ру Л ечение . Стратегии лечения шизофрении включают как медикаментозное сни жение возбудимости нервной системы, так и повышение способности пациента и его семьи справляться со стрессовыми ситуациями. Семейная терапия выступает при этом как важнейшая часть терапевтического и реабилитационного процесса, основные цели которого - повышение социальной компетентности пациента в решении разнообраз ных социальных ситуаций (поведенческий тренинг), способности адекватно выражать свои чувства, успешно вступать в эмоциональный контакт (коммуникативный тренинг). Семейная терапия учитывает, что в семьях больных существуют проблемы границ и ясного выражения чувств и желаний, из-за чего больного одновременно излишне опе кают и подвергают остракизму. В многосемейной группе ближайших родственников больных, где обсуждаются эти проблемы, происходит обмен опытом, что позволяет как минимум снизить чрезмерную эмоциональность в семейных отношениях. 3. Фрейд считал, что больные шизофренией не поддаются лечению психоана лизом из-за отщепления либидо от внешних объектов и обращения на себя (нарцис-сический невроз), что делает больного неспособным к формированию отношений, особенно к переносу. М. Боуэн, 1976 рассматривает детскую шизофрению как свое образную попытку разрешить конфликт между естественным процессом взросления и потребностью сохранить симбиотическую связь с матерью, доминирующей в се мье. В ходе терапии отца побуждают исполнять функцию главы семьи, что вначале вызывает у матери страх, а затем эмоциональная атмосфера в семье становится более благоприятной, и состояние больного ребенка улучшается. Р. Лидз и Т. Лидз (1976) также считают решающим фактором в развитии болез ни детско-родительские симбиотические отношения, которые не дают сформиро ваться границам «Я», в результате у ребенка не возникает чувства идентичности и своей значимости. Целью терапии поэтому является развитие чувства идентичнос ти, отказ от потребности в симбиотических отношениях и от пассивных ожиданий найти всезнающий и всемогущий объект. Для достижений этой цели психотерапевт помогает больному решить определенные задачи: 1. осознать собственные желания в соответствии со своими мнениями, убеждени ями, мотивацией; 2. почувствовать возможность установления отношений, в которых не отторгается его истинное «Я» и не отвергается он сам; 3. разорвать те фрустрирующие ограничения, которые всегда возникают при его связях с другим человеком.
В процессе терапии инфантильное отношение к родителям переходит в формы зрелого и независимого поведения. Соответственно терапевт не должен создавать иллюзию всемогущества, он избегает как собственного доминирования, так и мани пулирования собой со стороны пациента. Авторы дают конкретные рекомендации: - раздражение или недовольство пациентом, которые могут промелькнуть в голо се или поведении терапевта, следует выражать открыто, вербально, а не давать
1 4 * Психологическое... МоеСлово.ру 211 чрезвычайно чувствительному к подобным вещам больному интерпретировать их в духе «двойной связи»; - учитывая неясность и амбивалентность высказываний и поведения пациента, терапевту целесообразно выражать вслух интерпретацию его поведения и слов в мягкой, ненавязчивой форме; - важно не избегать никаких тем, затронутых пациентом, поскольку это может привести к восприятию терапевта как «враждебного» родителя. Как указывает А. Б. Холмогорова (1998), наибольшее влияние на современную психотерапию шизофрении оказали Цюрихская школа М. Сешэ и Вашингтонская Ф. Фромм-Райхман. Объединяет эти школы концепция шизофреногенной матери, отвергающей ребенка, в результате его «Я» остается слабым, неинтегрированным, легко регрессирует при повторных психотравмах, что закономерно приводит к бо лезни. Значение психотравмы указанные авторы трактуют по-разному, что обуслов ливает различия в разработанных ими моделях психотерапии. М. Сешэ (1976) делала акцент на фрустрации оральных потребностей матерью, ко торая недокармливает и недоласкивает ребенка. Невозможность интроецировать мате ринскую любовь делает формирующееся «Я» беззащитным перед деструктивными сила ми (по Фрейду, Танатос доминирует над Эросом). Возникают саморазрушительные тен денции и чувство вины перед матерью, которой ребенок мешает своим существованием. При повторных отвержениях слабое, недифференцированное «Я» защищает сознание от прорывающихся в него фиксированных в раннем детстве переживаний, проецируя их во внешний мир в виде бредовых идей и галлюцинаций. Сешэ символически удовлетворяла фрустрированные инфантильные потребности больного. Пробуждение доверия к анали тику позволяло больному раскрывать все более зрелые свои потребности, проходя таким образом от оральной стадии развития «Я» до генитальной. Фромм-Райхман (1976) основное значение придавала опоре на имеющуюся у пациента потребность в доверительных и в то же время свободных взаимоотношени ях. Она выделяла в психодинамике шизофрении роль страха перед повторным от вержением, что приводит к аутизму. Для установления доверительных взаимоотно шений аналитику необходимо преодолеть собственный страх перед отгороженнос тью пациента. При этом важно учитывать такие особенности больных, как замедлен ность и конкретность мышления и диффузную тревогу, легко доходящую до паники. Поэтому после каждой попытки вступить в неформальный контакт с больным следу ет терпеливо ожидать сигнала о том, что он переработал и интегрировал воздей ствие и готов к следующему. Отсутствие реакции говорит о необходимости повто рить попытку. Чтобы не усиливать у больного страх, все воздействия нужно строго дозировать. Фромм-Райхман модифицировала классическую психоаналитическую технику при лечении больных шизофренией. Чтобы не нарушать чувство реальности и следить за состоянием больного, она отказалась от обычного расположения ана литика за кушеткой. Расписание сеансов было подчинено динамике терапевтическо го процесса. Поскольку свободные ассоциации могли усилить дезорганизацию мыс-
212 Психологическое... МоеСлово.ру лительного процесса, они не применялись. Не проводился анализ сновидений, по скольку мышление больного и так сходно со сновидным. Не использовались прямые интерпретации, т. к. сознание больного заполнено потоком представлений из бес сознательного. Классическая техника, применяемая при лечении неврозов, может быть адекватной лишь по выходе больного из психоза. На сегодняшний день психоаналитический подход при лечении больных шизоф ренией обеспечивает наиболее глубокий и прочный терапевтический эффект, одна ко он имеет определенные особенности. Сопротивление больного, кроме обычных для невроза защитно-агрессивных проявлений, выражается в форме избегания, пас сивности. Эгосинтонность патологических защит и их вторичная выгода затрудняют осознание сопротивления, а попытка психотерапевта вскрыть его или, наоборот, удовлетворять инфантильные потребности пациента в зависимости и агрессии уси ливает последние. Поэтому в ряде случаев сопротивление лучше просто игнориро вать, делая акцент на положительной оценке продуктивной активности больного в процессе лечения. Интерпретируются не столько события, происходившие в про шлом, сколько эмоциональные реакции на них, зафиксированные в современном поведении больного. При этом психотерапевт «здесь и теперь» оказывает больному эмоциональную поддержку, в которой ему было отказано значимыми фигурами «там и тогда», обеспечивая чувство безопасности, отсутствия немедленной поведенчес кой ответственности за выражение своего конфликта или неудачные попытки его решения. Тем самым облегчается опробование новых форм поведения, распростра няющихся позднее на внетерапевтические ситуации. Техника свободных ассоциаций и провокация эмоционального напряжения для больных шизофренией противопока заны из-за опасности интеллектуальной и аффективной дезорганизации. Объем со общаемой информации должен быть ограничен в соответствии с имеющимся у боль ного когнитивным дефицитом. Поведение психотерапевта характеризуется высокой активностью, необходимостью нейтрализовывать саморазрушающие тенденции па циента. При этом повышен риск впасть в симбиотические отношения с больным или не выдержать его нескрываемую враждебность.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |