С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 12 страница
от отношения к нему партнера. На втором этапе - кризисного вмешательства - в состоянии гипнотического ■ сна II-III ст. реализуются внушенные образы объекта фиксации вначале в нейтрально , эмоционально окрашенных ситуациях, а затем в ситуациях прекращения отношений. При этом внушается безразличное отношение к бывшему партнеру, мотивирован ное его неспособностью удовлетворить потребность пациента в высокозначимых ; отношениях. На данном этапе пациент освобождается от эмоциональной зависимос ти - как от любви, так и от враждебности к бывшему партнеру. Стимулируются гедо- ; нистические тенденции, повышается ценность собственной жизни. Актуализируются достижения пациента в ходе терапии, усиливаются представления о собственной сексуальной привлекательности, вырабатывается установка на тренинг полоролево- . го поведения. В качестве образца могут быть рекомендованы следующие формулы внушения.
Человек, к которому вы испытываете такие противоречивые чувства, становится для вас безразличным. Его лицо вспоминается сейчас как безжизненная маска, которая ос- ш! Психологическое... МоеСлово.ру тавляет вас равнодушной. Фигура вспоминается сейчас как неживая, восковая фигура Вид этого человека оставляет вас теперь равнодушной. Его имя для вашего слуха теперь пустой звук. Само воспоминание о нем сейчас расплывается в тумане, становится дале ким, безразличным, как полузабытый сон. Все связанное с этим человеком остается в прошлом, как будто это было не с вами, а с другим, посторонним человеком. Ваше сер дце отныне свободно от власти чувства к этому человеку. На душе теперь свободно и легко. Вы стали свободны и независимы. Чувствуете себя привлекательной, интересной женщиной. Вы легко завоевываете симпатии мужчин, сами выбираете достойного друга. И это будет более удачный выбор. У вас есть все для этого, успех вам обеспечен.
Заключительный этап терапии - тренинг навыков адаптации - проводится, как правило, в группе. В состоянии гипнотического сна 11-111 ст. с внушенным сноговорени-ем моделируются ситуации, направленные на групповое сплочение, рост взаимного доверия. Стимулируется жизнеутверждающее, гедонистическое поведение с раскре пощением блокированного сексуального влечения к лицам противоположного пола. Наиболее гипнабельным пациентам удается внушить роль иной личности - неза висимой, высокопривлекательной. Данный образ имеет выраженное терапевтическое значение не только для переживающего его пациента, но и для других членов группы, идентифицирующихся с ним. Общие внушения сочетаются с индивидуальными, на правленными на астеновегетативные, астено-субдепрессивные, тревожно-ипохондри ческие и фобические симптомы. Гипнотерапия осуществляется дифференцированно, в зависимости от типа реакции: при астеническом и тревожном типе реакции акцент делается на укреплении личностной защиты, при истерическом типе - на тренинге самоконтроля над образным компонентом переживаний. Итак, общие соображения при проведении психотерапии пациентов с конфликтом зависимых отношений сводятся к следующему. Решение о сохранении или разрыве высокозначимых отношений должен принять сам пациент. В случае окончательного разрыва отношений задача психотерапевта разделить с пациентом переживания горя и облегчить ему поиск новых высокозначимых отношений, в которых пациент сможет занять более независимую позицию. Опасно подкреплять враждебные чувства паци ента к партнеру, поскольку агрессия может обратиться на терапевта или трансформи роваться в суицидоопасную аутоагрессию. Как правило, в процессе кризисной тера пии удается добиться освобождения пациента от тягостной зависимости и, используя специфические возможности данного вида терапии, добиться повышения уровня адап тации индивида с обеспечением личностной независимости в будущем.
8.5. Реакция острого горя
Реакция острого горя возникает в связи со следующими необратимыми утратами: • потеря любимого человека в результате его смерти, разлуки, развода или зак лючения в тюрьму; • утрата собственности, работы, социального статуса;
254 Психологическое... МоеСлово.ру | • утрата предполагаемого объекта любви (отказ от брака предполагаемого супру га, рождение мертвого или неполноценного ребенка); • потеря здоровья.
Нами выделено 7 этапов течения данной реакции. При этом следует учесть, что ' реакция может останавливаться на любой из них. Задачей психотерапии является | последовательное проведение пациента через все описанные ниже этапы с целью ' разрешения реакции. 1 этап - с элементами эмоциональной дезорганизации. Кратковременный пе риод, длящийся от нескольких минут до нескольких часов. Наблюдается сильнейшая [ вспышка негативных чувств: паники, гнева, отчаяния. Характерны аффективная де зорганизация поведения с временным ослаблением волевого контроля. Часто встре- [ чается защита в виде отрицания: «Это неправда!» 2 этап - гиперактивности. Может продолжаться до 2-3 дней. Пациент развива-I ет бурную деятельность с оживлением образа умершего, неосознанно воспроизво-I дит особенности его поведения и речи. Настроение колеблется от диаимического (тревожно-раздражительной подавленности) - обычно с преобладанием тревоги, до t эйфорического (благодушного). В ряде случаев развивается эмоциональное притуп-[ ление без фиксации на переживании горя. Могут иметь место неконтролируемые I поступки: уходы из дома, немотивированные разрывы старых контактов и т. п. Таким I образом, на данном этапе реакции может наблюдаться поведение, личностный смысл которого заключается в идентификации пациента с умершим и отказе от жизни. 3 этап - напряжения. Длится до недели. Наблюдается крайняя степень психо-| физического напряжения с маскообразностью лица и невозможностью расслабить-| ся, спазмами в горле, молчаливостью. Состояние общей скованности изредка пре-I рывается суетливой активностью или судорожными вздохами с характерным укоро-I ченным вдохом. Аппетит отсутствует, имеют место ангедония (hedone - наслажде ние, греч.), безразличие, психическая анестезия. Подобное состояние гениально выражено в трагической мольбе Ф. Тютчева:
О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней.
На данном этапе нередки эпизоды уходов в себя, когда сознание скорбящего це-[ ликом заполнено ассоциациями, связанными с утратой; при этом страдают внимание, | память и умственная работоспособность. Попытки переключить внимание индивида на | реальность вызывают у него раздражение. Личностный смысл описанного поведения | можно оценить как отказ от внешнего мира, каких-либо внешних проявлений и даже I желаний. По-видимому, нарастает дальнейшая идентификация с покойным.
Психологическое... МоеСлово.ру 4 этап - поиска. Развивается на протяжении второй недели после получения известия об утрате, факт которой по-прежнему субъективно не принимается. Паци ент избегает разговоров об утрате, боится, что не переживет ее боль. Сохраняется дистимический фон настроения. Мир воспринимается как потускневший, окружаю щая жизнь - как потерявшая смысл. Индивид продолжает жить внутренней жизнью, в которой центральное место по-прежнему занимает объект утраты. Его образ ярко продуцируется в воображаемой жизни и начинает проецироваться в реальность. Пациент говорит об умершем в настоящем времени, ожидает его появления, мысленно разговаривает с ним, принимает за него случайных прохожих, при этом сразу же оживает надежда на возможность встречи с объектом утраты. Пациенты могут слышать его шаги, голос, обращающийся к пациенту. Подобные обманы вос приятия обычно наблюдаются в форме иллюзий, гипнагогических (при засыпании) и гипнопомпических (при пробуждении) галлюцинаций. Данная стадия может протекать в двух вариантах: тревожном и оппозиционном; между ними наблюдаются взаимные переходы. Тревожный вариант. Пациенты озабочены своим положением, ухудшившимся в результате смерти значимого другого. Обеспокоены тем, что без него не справятся с возникшими трудностями, склонны преувеличивать их тяжесть, а также возможно сти умершего и одновременно преуменьшать возможности свои и окружающих. Многие пациенты с тревогой обнаруживают у себя проявления болезни, от которой умер близкий, и опасаются по поводу своих болезненных ощущений и переживаний. Оппозиционный вариант. Особенно выражен в случаях смерти человека, кото рый одновременно с любовью вызывал у пациента и чувство враждебности, подав ляемое из-за выраженной психологической зависимости или особенностей воспита ния. Пациент напряжен, раздражителен, обидчив, придирчив, ворчлив. Он обвиняет в смерти умершего врачей, родственников, иногда готовится каким-либо образом наказать их. В редких случаях пациенты критикуют самого умершего, высказывают в его адрес запоздалые обиды и упреки. Личностный смысл реакции на описанной стадии при ее тревожном варианте, по-видимому, заключается в поиске утраченного лица в качестве защитника. В оппо зиционном же варианте, вероятно, имеет место поиск объекта идентификации с умершим с целью отреагировать подавляемые ранее враждебные реакции. Иногда близкие пациента или неопытные профессионалы дают ошибочные ре комендации избегать всего, что напоминает о покойном: спрятать его вещи и фото графии, сменить интерьер, а то и место жительства. Ошибкой является также взы вать к моральным установкам пациента с целью прекратить враждебные выпады против ушедшего из жизни или людей, пытавшихся предотвратить его уход. Даже попытка защитить пациента от самоупреков может привести к переносу агрессии на психотерапевта и отказу пользоваться его помощью. В таких случаях временным выходом нередко становится привлечение посредника из ближайшего окружения пациента, берущего на себя роль проводника влияния психотерапевта.
256 Психологическое... МоеСлово.ру Необходимо тщательно выслушать как тревожные, так и агрессивные высказы вания пациента, что способствует их отреагированию и разрядке подавленного нега тивного аффекта. Содержание враждебных высказываний не оспаривается и не под крепляется. Первое необходимо, чтобы избежать конфронтации и сохранить тера певтический контакт, второе - дабы не повысить уровень агрессии, что чревато пе реходом в аутоагрессивное, суицидальное поведение. После уменьшения в результате отреагирования тревоги следует авторитетно заявить, что беспокойство пациента по поводу своего состояния связано с отсутствием у него информации о психогенных нарушениях функций, и предоставить ему такую информацию. При наличии опасений, связанных с обманами восприятия, необходимо обра тить внимание пациента на его способность контролировать свои психические про цессы вне зоны конфликта, а также разъяснить, что болезненный аффект и связан ные с ним образные переживания имеют тенденцию к обратному развитию после достижения своего пика. Если такой пик еще не наступил, с согласия пациента про водится сеанс гипноза, в котором внушается образ значимого другого, который про щается с пациентом и обещает больше его не беспокоить. Поскольку образ умерше го доминирует в психической жизни пациента, он легко оживляется уже на 1 стадии гипноза. Сеанс заканчивается мотивированным внушением психотерапевта по пово ду того, что покойный любил пациента и был бы только рад, если тот будет жить счастливой, полноценной жизнью. Полезно также обратить внимание пациента на то, что он может теперь, как и во время сеанса, так и после него, самостоятельно вызывать образ умершего в вообра жении и прекращать его переживание по собственному желанию. Такое установле ние психического самоконтроля, хотя бы и в результате суггестии, способствует лик видации тревожных ожиданий пациента. 5 этап - отчаяния. Развивается на 3-6 неделе течения реакции. Это период максимальных душевных мук, отражающихся на лице пациента в виде маски застыв шего страдания. Пациенты жалуются на бессонницу, чувство пустоты и бессмыслен ности жизни, страх и тревогу, высказывают идеи одиночества и беспомощности, собственной вины, малоценное™ и отчаяния по поводу невозможности примириться с утратой. Объект утраты идеализируется, а окружающие, напротив, подвергаются критике. Отношения с ними становятся формальными, пациенты проявляют раздра жительность, уединяются, отказываются от контактов. На высоте переживаний возникает загрудинная боль (психалгия), сопровождае мая выраженным беспокойством. Наблюдается также склонность причинять себе боль: пациенты просят назначить им инъекции и другие болезненные способы лечения, готовы участвовать в различных медицинских и психологических экспериментах, на стаивают на радикальной перестройке их личности. Психотерапевт должен учитывать, что в данной фазе реакции пациент прощается не только со значимым другим, но и с теми актуальными потребностями собственной личности, которые не успели удовлетвориться в связи с уходом значимого другого из
17-3030 Психологическое... МоеСлово.ру 257 жизни. Это могут быть незавершенные совместные дела, невыполненные обещания, непрощенные обиды... Всё это остается в виде мучительных вопросов без ответов, целей, которые невозможно достичь, средств, которые теперь стали ненужными. Задачи психотерапевта на данном этапе в первую очередь состоят в том, чтобы рассмотреть с пациентом и найти в его жизни возможности для удовлетворения фрустрированных потребностей. Указанная задача решается в ходе проблемно-ори ентированной терапии и способствует перестройке когнитивной сферы пациента. После этого удается перейти к следующему психотерапевтическому приему. Пациент погружается в грезоподобные воспоминания, связанные с ушедшим из жизни. Поощряется тенденция к «приукрашиванию» - эстетизации и идеализации образа умершего в памяти. В результате он занимает важное место в когнитивной сфере личности пациента - например, как символ доброты, душевной красоты, вер ности и благородства. Таким образом, происходит конструктивное разделение лич ности на активно действующую в реальном мире и ушедшую из нее часть личности, которая погружается во внутренний мир пациента, в его память в виде идеала, что приводит к гармонизации личности и ее росту. 6 этап - с элементами демобилизации. Наступает в случае неразрешения этапа отчаяния. Наблюдается ограничение контактов или отказ от них, а также частичный отказ от деятельности - она оказывается возможной лишь по инициативе партнера и в постоянном сотрудничестве с ним. Пациенты жалуются на физическую слабость, повышенную утомляемость, снижение аппетита и работоспособности, чувство бес помощности, безнадежности, одиночества, ненужности. Такие пациенты обычно отказываются от индивидуальной психотерапии, они пассивно, формально участвуют в беседе с врачом. Более эффективным является включение их в кризисную группу, где более опытные участники ободряют их своим опытом преодоления болезненных эмоций, создавая тем самым оптимистическую лечебную перспективу и способствуя, наконец, завершению процесса переживания горя. Следует лишь учесть, что для облегчения идентификации и повышения тера певтической активности необходимо вводить в кризисную группу одновременно двух таких пациента. В то же время включение в группу более двух пациентов, находя щихся в подобном состоянии, может серьезно охладить рабочую атмосферу группы и тем самым снизить ее эффективность. 7 этап - разрешения. Может продолжаться несколько недель. Восстанавлива ется докризисное состояние, наступает примирение с жизнью без значимого друго го, поскольку он живет теперь «в сердце» - в памяти индивида. Подобное состояние А. Пушкин выразил всего тремя словами: «Печаль моя светла». 8 этап - рецидивирующий. Длится в течение года. Наблюдаются эпизоды бо лезненных переживаний, приуроченных к определенным датам: день рождения или Новый год впервые без умершего. Актуализация конфликта может наступить и под влиянием событий типа «обидели, а пожаловаться некому» или «такой успех, а неко му мной гордиться».
258 Психологическое... МоеСлово.ру Наблюдающиеся в подобных ситуациях приступы горя могут быть такими же острыми, как и непосредственно после утраты. Более того, на фоне благополучного существования, в отсутствие мобилизации адаптационных механизмов негативные переживания могут застать личность врасплох. Субъективно они переносятся зачас тую еще более болезненно и порой становятся малопонятной для окружающих при чиной попытки самоубийства. Поэтому очень важно продолжать поддерживающую психотерапию лиц, тяжело и долго переживающих утрату значимого другого, как минимум, на протяжении года. Большую роль в такой поддержке играет посткризис-ная группа, работающая по принципу клуба бывших пациентов и помогающая своим членам пережить самое тяжелое для них время в жизни. Необходимо также мобили зовать для оказания психологической поддержки скорбящего членов его семьи, близ ких, друзей и сотрудников или соучеников. Таким образом, общие рекомендации при оказании психотерапевтической по мощи пациенту, находящемуся в состоянии горя, таковы. • Следует побуждать его к обсуждению травмирующих переживаний, не останав ливая его, когда он начинает плакать. • Полезно собрать небольшую группу людей, знавших умершего, и попросить их говорить о нем в присутствии пациента. • Частые короткие встречи с пациентом предпочтительнее редких и длительных. • Важно учитывать опасность актуализации переживаний в связи с различными датами.
17 * Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 9. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
9.1. Воспитательные проблемы
Харпер и Роу (1986) выделили позитивные подкрепления, необходимые челове ку на определенных стадиях развития. 1. Бытие (0-6 мес.) - «Я рада, что ты живой». 2. Активность (6-18 мес.) - «Я люблю тебя и активного, и спокойного». 3. Автономия (1,5-3 г.) - «Ты можешь отделяться, и я буду любить тебя». 4. Идентификация и сила (3-6 лет) - «Я люблю тебя таким, какой ты есть». 5. Структурирование (6-12 лет) - «Я люблю тебя, когда мы разные». 6. Идентификация (13-19 лет) - «Моя любовь всегда с тобой; я верю, что ты попросишь меня о поддержке». 7. Взаимозависимость (зрелый возраст) - «Ты любим в любом возрасте; твоя лю бовь зреет и расширяется».
При формировании акцентуации характера наблюдается нарушение влияния ро дителей на детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты ребенка. При гиперпротекции родители оказывают ребенку слишком много внимания, при ги-попротекции - недостаточно. Они могут потворствовать удовлетворению его потреб ностей или игнорировать их. Могут предъявлять к ребенку как чрезмерные требования (выполнения обязанностей или соблюдения запретов), так и непозволительную мяг кость, позволяют чрезмерно пользовать санкциями или неоправданно избегать их. Наконец, стиль воспитания может быть неустойчивым, непоследовательным. А. Е. Личко (1976) показал, что гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типу. Доминирую щая гиперпротекция наиболее травматична для гипертимных подростков и детей с психастеническими, сенситивными и астено-невротическими чертами. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции неблагоприятно для истероидной, лабиль ной и гипертимной акцентуации. Эмоциональное отвержение больше всего травми рует лабильных, сенситивных и астено-невротических подростков. Условия повы шенной моральной ответственности наиболее тяжелы для психастеников. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 1998 описывают эффект самоусиления нару шений, возникающий, если в ответ сопротивлению родителей неблагоприятным про явлениям характера подростка последний добивается своих целей усилением этих
260 Психологическое... МоеСлово.ру проявлений (эпилептоид - агрессивным взрывом, истероид - усилением демонст рации, неустойчивый - полным уходом из-под контроля). Авторы выделяют и такие патологизирующие роли родителей, как расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, проекция на подростка собственных не желательных качеств. У родителей пациентов детского и подросткового возраста часто встречаются неразвитость родительских чувств, сдвиг в установках родителя по от ношению к подростку в зависимости от пола подростка.
Соотношение типов воспитания и типов характеров (по В. Д. Менделевичу, 1999).
И - истерический; Ш - шизоидный; В - возбудимый, ПС - психастенический; А - астенический; П - паранойяльный; М - мозаичный тип характера. +,— - степень влияния особенностей воспитания на формирование соответ ствующих типов характера.
Ф. Гомбургер (1926) описал пубертатный криз, включающий перепады настро ения без достаточных причин и другие попеременные полярные проявления: повы шенная ранимость и бравада, застенчивость и развязность, сентиментальность и черствость, жажда признания и подчеркнутая независимость, антиавторитарность и обожание случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование. А. Е. Личко (1983) выделяет в «подростковом комплексе» следующие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакцию и реакции, обуслов ленные формирующимся сексуальным влечением. Реакция эмансипации заключается в стремлении высвободиться из-под чрезмер ной опеки старших. Гипертимные подростки нарушают порядок, истероидные и шизо идные критикуют его. Крайняя форма реакции - побеги из дому и бродяжничество. Реакция группирования со сверстниками проявляется в потребности подростка быть членом группы сверстников, чаще однополой. При семейно-педагогической
Психологическое... МоеСлово.ру 261 запущенности, а также в закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортив ные лагеря, отделения больниц) реакция группирования может стать главным регу лятором поведения подростка. Хобби-реакции проявляются в виде очень важных для подростка увлечениях, ко торые делятся на интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские, накопительские, эгоцентрические, азартные, информативно-коммуникативные. Ради хобби подросток может жертвовать остальными занятиями, в том числе учебой. Сексуальные реакции подростков отличаются чрезвычайной неустойчивостью и легко приближаются к патологическим формам. Гипертимные подростки отличаются рано пробуждающимся и сильным влечением и в результате этого обычно рано начи нают половую жизнь. Эмоционально-лабильные подростки склонны отдавать предпоч тение флирту и избегают сексуальных эксцессов. Сенситивные подростки и психасте ники глубоко переживают свою сексуальную неполноценность, зачастую мнимую. Обыч ный онанизм сопровождается у них болезненными самоупреками. Шизоиды сочетают половое безразличие и морализаторство с грубой или извращенной сексуальностью. Сильное половое влечение эпилептоидов отличается напряженностью и ревностью. Сексуальное поведение истероидов наиболее ярко воплощает их эгоцентризм и жажду признания. Неустойчивые подростки, не отличаясь сильным половым влечением, рано приобщаются к половой жизни в асоциальных компаниях. Н. Пезешкиан (2001) описывает типы родителей, связанные с определенными воспитательными подходами. Профессиональная мать существует в первую очередь для детей. Кукольная мать любит только маленьких детей. Мать-жертва вначале за бывает о себе, но от выросших детей ждет благодарности. Сверхосторожная мать оберегает детей от мнимых опасностей. Чужая мать прячет свою любовь за рацио нальным, педантичным стилем воспитания. Ходячий книжный шкаф выполняет свой материнский долг в точном соответствии с педагогической литературой. Ревнивая мать не дает выросшему ребенку отделиться, контролирует и критикует его, упрека ет в невнимании. Мать-подруга - безотказная приятельница своих детей, отклады вающая воспитание «на потом». Временной матери по целым дням нет дома, зато вечером она осыпает детей ласками и игрушками. Упрямый отец жестко регламентирует время ребенка, требуя от него достиже ний и лишая игр. Теоретик воспитывает в духе теории, не замечая индивидуальнос ти ребенка. Ангел терпения проявляет тепло и заботу, не вникая в проблемы ребен ка. Диктатор требует от ребенка беспрекословного послушания и пунктуального со блюдения установленного порядка. Волшебник играет роль товарища детей по иг рам, оставляя матери ответственность за их воспитание. Суверенный не хвалит и не порицает детей, считая, что для воспитания достаточно лишь его присутствия в ка честве образца. Перечисленные типы родителей соотносятся с тремя формами воспитания: 1. воспитание с преувеличенным акцентированием вторичных способностей - хо дячий книжный шкаф, чужая мать; упрямый отец, теоретик, диктатор;
262 Психологическое... МоеСлово.ру 2. наивно-первичное воспитание - мать-жертва, профессиональная, кукольная и сверхосторожная мать; ангел терпения; 3. двойственное воспитание - временная и ревнивая мать, мать-подруга; волшеб ник и суверенный.
В российской семье, часто трехъярусной, большую роль в воспитании детей играют прародители, которые осуществляют следующие функции: а) сохранение семейной истории - обеспечивают преемственность и мифологию семьи, б) при сутствие - как символ стабильности и интеграции семьи, в) арбитры - разрешают семейные конфликты, г) скорая семейная помощь - приходят на выручку в кризис ной ситуации. Прародители выполняют определенные роли: • источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями; • формальные - строят отношения в соответствии с традиционными представле ниями о роли старшего в семье; • суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках; • затейники - организуют отдых и досуг детей; • отстраненные - ограниченно или редко включаются в эмоциональную жизнь детей.
9.2. Терапевтические подходы
Семейная терапия при лечении детей и подростков с акцентуациями характера показана в трех случаях: 1) когда центральное место принадлежит межличностным проблемам в семье; 2) когда проблема ребенка прямо связана с плохим функциони рованием семьи, имеющей много трудностей и тягот; 3) когда проблемы ребенка закрепляются семьей. Диагностическая модель детского психиатра Оудсхоорна (1993) включает шесть уровней проблем: социальные, семейные, когнитивно-поведенческие, эмоциональ ные, личностные и биологические. Проблемы первого уровня могут быть связаны с материально-бытовыми условиями семьи, школьными и уличными конфликтами ре бенка; к решению этих проблем привлекаются социальные службы, педагоги, ко миссии по делам несовершеннолетних. Проблемы второго уровня возникают вслед ствие нарушения функционирования семьи в целом или ее подсистем. Семейная терапия при этом показана в следующих случаях: когда центральное место принад лежит межличностным проблемам в семье; когда проблемы ребенка прямо связаны с плохим функционированием семьи, имеющей много трудностей и тягот; когда про блемы ребенка закрепляются семьей. Д. Н. Оудсхоорн делит курс семейной терапии детей и подростков на три фазы. 1. начальная фаза: установление терапевтического контакта; 2. средняя фаза: решение имеющихся проблем;
Психологическое... МоеСлово.ру 263 3. закрепление достигнутого эффекта, профилактика рецидива, ослабление тера певтического контакта.
В начальной фазе создается атмосфера доверия, врач с помощью вопросов ста рается понять позиции членов семьи, игнорируя негативную эмоциональную форму высказываний. Для присоединения используется эмпатическое слушание и исполь зование лексики говорящего. С целью активизировать правое полушарие использу ются метафоры и рассказывание различных историй. Применяется позитивное пе реформулирование негативных аспектов. Семья информируется о происхождении и лечении психических расстройств, способах самопомощи и взаимопомощи при из бавлении от нежелательного поведения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |