Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 12 страница



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




от отношения к нему партнера.

На втором этапе - кризисного вмешательства - в состоянии гипнотического ■ сна II-III ст. реализуются внушенные образы объекта фиксации вначале в нейтрально , эмоционально окрашенных ситуациях, а затем в ситуациях прекращения отношений.

При этом внушается безразличное отношение к бывшему партнеру, мотивирован­ ное его неспособностью удовлетворить потребность пациента в высокозначимых

; отношениях. На данном этапе пациент освобождается от эмоциональной зависимос­ ти - как от любви, так и от враждебности к бывшему партнеру. Стимулируются гедо-

; нистические тенденции, повышается ценность собственной жизни. Актуализируются достижения пациента в ходе терапии, усиливаются представления о собственной сексуальной привлекательности, вырабатывается установка на тренинг полоролево-

. го поведения.

В качестве образца могут быть рекомендованы следующие формулы внушения.

 

Человек, к которому вы испытываете такие противоречивые чувства, становится для вас безразличным. Его лицо вспоминается сейчас как безжизненная маска, которая ос-

ш!   Психологическое... МоеСлово.ру


тавляет вас равнодушной. Фигура вспоминается сейчас как неживая, восковая фигура Вид этого человека оставляет вас теперь равнодушной. Его имя для вашего слуха теперь пустой звук. Само воспоминание о нем сейчас расплывается в тумане, становится дале­ ким, безразличным, как полузабытый сон. Все связанное с этим человеком остается в прошлом, как будто это было не с вами, а с другим, посторонним человеком. Ваше сер­ дце отныне свободно от власти чувства к этому человеку. На душе теперь свободно и легко. Вы стали свободны и независимы. Чувствуете себя привлекательной, интересной женщиной. Вы легко завоевываете симпатии мужчин, сами выбираете достойного друга. И это будет более удачный выбор. У вас есть все для этого, успех вам обеспечен.

 

Заключительный этап терапии - тренинг навыков адаптации - проводится, как правило, в группе. В состоянии гипнотического сна 11-111 ст. с внушенным сноговорени-ем моделируются ситуации, направленные на групповое сплочение, рост взаимного доверия. Стимулируется жизнеутверждающее, гедонистическое поведение с раскре­ пощением блокированного сексуального влечения к лицам противоположного пола.

Наиболее гипнабельным пациентам удается внушить роль иной личности - неза­ висимой, высокопривлекательной. Данный образ имеет выраженное терапевтическое значение не только для переживающего его пациента, но и для других членов группы, идентифицирующихся с ним. Общие внушения сочетаются с индивидуальными, на­ правленными на астеновегетативные, астено-субдепрессивные, тревожно-ипохондри­ ческие и фобические симптомы. Гипнотерапия осуществляется дифференцированно, в зависимости от типа реакции: при астеническом и тревожном типе реакции акцент делается на укреплении личностной защиты, при истерическом типе - на тренинге самоконтроля над образным компонентом переживаний.

Итак, общие соображения при проведении психотерапии пациентов с конфликтом зависимых отношений сводятся к следующему. Решение о сохранении или разрыве высокозначимых отношений должен принять сам пациент. В случае окончательного разрыва отношений задача психотерапевта разделить с пациентом переживания горя и облегчить ему поиск новых высокозначимых отношений, в которых пациент сможет занять более независимую позицию. Опасно подкреплять враждебные чувства паци­ ента к партнеру, поскольку агрессия может обратиться на терапевта или трансформи­ роваться в суицидоопасную аутоагрессию. Как правило, в процессе кризисной тера­ пии удается добиться освобождения пациента от тягостной зависимости и, используя специфические возможности данного вида терапии, добиться повышения уровня адап­ тации индивида с обеспечением личностной независимости в будущем.

 

8.5. Реакция острого горя

 

Реакция острого горя возникает в связи со следующими необратимыми утратами: •      потеря любимого человека в результате его смерти, разлуки, развода или зак­

лючения в тюрьму;

• утрата собственности, работы, социального статуса;

 

254                Психологическое... МоеСлово.ру

|


• утрата предполагаемого объекта любви (отказ от брака предполагаемого супру­ га, рождение мертвого или неполноценного ребенка);

• потеря здоровья.

 

Нами выделено 7 этапов течения данной реакции. При этом следует учесть, что ' реакция может останавливаться на любой из них. Задачей психотерапии является | последовательное проведение пациента через все описанные ниже этапы с целью ' разрешения реакции.

1 этап - с элементами эмоциональной дезорганизации. Кратковременный пе­ риод, длящийся от нескольких минут до нескольких часов. Наблюдается сильнейшая

[ вспышка негативных чувств: паники, гнева, отчаяния. Характерны аффективная де­ зорганизация поведения с временным ослаблением волевого контроля. Часто встре-

[ чается защита в виде отрицания: «Это неправда!»

2 этап - гиперактивности. Может продолжаться до 2-3 дней. Пациент развива-I ет бурную деятельность с оживлением образа умершего, неосознанно воспроизво-I дит особенности его поведения и речи. Настроение колеблется от диаимического

(тревожно-раздражительной подавленности) - обычно с преобладанием тревоги, до t эйфорического (благодушного). В ряде случаев развивается эмоциональное притуп-[ ление без фиксации на переживании горя. Могут иметь место неконтролируемые I поступки: уходы из дома, немотивированные разрывы старых контактов и т. п. Таким I образом, на данном этапе реакции может наблюдаться поведение, личностный смысл

которого заключается в идентификации пациента с умершим и отказе от жизни.

3 этап - напряжения. Длится до недели. Наблюдается крайняя степень психо-| физического напряжения с маскообразностью лица и невозможностью расслабить-| ся, спазмами в горле, молчаливостью. Состояние общей скованности изредка пре-I рывается суетливой активностью или судорожными вздохами с характерным укоро-I ченным вдохом. Аппетит отсутствует, имеют место ангедония (hedone - наслажде­

ние, греч.), безразличие, психическая анестезия. Подобное состояние гениально выражено в трагической мольбе Ф. Тютчева:

 

О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней.

 

На данном этапе нередки эпизоды уходов в себя, когда сознание скорбящего це-[ ликом заполнено ассоциациями, связанными с утратой; при этом страдают внимание, | память и умственная работоспособность. Попытки переключить внимание индивида на | реальность вызывают у него раздражение. Личностный смысл описанного поведения | можно оценить как отказ от внешнего мира, каких-либо внешних проявлений и даже I желаний. По-видимому, нарастает дальнейшая идентификация с покойным.

 

Психологическое... МоеСлово.ру


4 этап - поиска. Развивается на протяжении второй недели после получения известия об утрате, факт которой по-прежнему субъективно не принимается. Паци­ ент избегает разговоров об утрате, боится, что не переживет ее боль. Сохраняется дистимический фон настроения. Мир воспринимается как потускневший, окружаю­ щая жизнь - как потерявшая смысл. Индивид продолжает жить внутренней жизнью, в которой центральное место по-прежнему занимает объект утраты. Его образ ярко продуцируется в воображаемой жизни и начинает проецироваться в реальность.

Пациент говорит об умершем в настоящем времени, ожидает его появления, мысленно разговаривает с ним, принимает за него случайных прохожих, при этом сразу же оживает надежда на возможность встречи с объектом утраты. Пациенты могут слышать его шаги, голос, обращающийся к пациенту. Подобные обманы вос­ приятия обычно наблюдаются в форме иллюзий, гипнагогических (при засыпании) и гипнопомпических (при пробуждении) галлюцинаций.

Данная стадия может протекать в двух вариантах: тревожном и оппозиционном; между ними наблюдаются взаимные переходы.

Тревожный вариант. Пациенты озабочены своим положением, ухудшившимся в результате смерти значимого другого. Обеспокоены тем, что без него не справятся с возникшими трудностями, склонны преувеличивать их тяжесть, а также возможно­ сти умершего и одновременно преуменьшать возможности свои и окружающих. Многие пациенты с тревогой обнаруживают у себя проявления болезни, от которой умер близкий, и опасаются по поводу своих болезненных ощущений и переживаний. Оппозиционный вариант. Особенно выражен в случаях смерти человека, кото­

рый одновременно с любовью вызывал у пациента и чувство враждебности, подав­ ляемое из-за выраженной психологической зависимости или особенностей воспита­ ния. Пациент напряжен, раздражителен, обидчив, придирчив, ворчлив. Он обвиняет в смерти умершего врачей, родственников, иногда готовится каким-либо образом наказать их. В редких случаях пациенты критикуют самого умершего, высказывают в его адрес запоздалые обиды и упреки.

Личностный смысл реакции на описанной стадии при ее тревожном варианте, по-видимому, заключается в поиске утраченного лица в качестве защитника. В оппо­ зиционном же варианте, вероятно, имеет место поиск объекта идентификации с умершим с целью отреагировать подавляемые ранее враждебные реакции.

Иногда близкие пациента или неопытные профессионалы дают ошибочные ре­ комендации избегать всего, что напоминает о покойном: спрятать его вещи и фото­ графии, сменить интерьер, а то и место жительства. Ошибкой является также взы­ вать к моральным установкам пациента с целью прекратить враждебные выпады против ушедшего из жизни или людей, пытавшихся предотвратить его уход. Даже попытка защитить пациента от самоупреков может привести к переносу агрессии на психотерапевта и отказу пользоваться его помощью. В таких случаях временным выходом нередко становится привлечение посредника из ближайшего окружения пациента, берущего на себя роль проводника влияния психотерапевта.

 

 

256                   Психологическое... МоеСлово.ру


Необходимо тщательно выслушать как тревожные, так и агрессивные высказы­ вания пациента, что способствует их отреагированию и разрядке подавленного нега­ тивного аффекта. Содержание враждебных высказываний не оспаривается и не под­ крепляется. Первое необходимо, чтобы избежать конфронтации и сохранить тера­ певтический контакт, второе - дабы не повысить уровень агрессии, что чревато пе­ реходом в аутоагрессивное, суицидальное поведение. После уменьшения в результате отреагирования тревоги следует авторитетно заявить, что беспокойство пациента по поводу своего состояния связано с отсутствием у него информации о психогенных нарушениях функций, и предоставить ему такую информацию.

При наличии опасений, связанных с обманами восприятия, необходимо обра­ тить внимание пациента на его способность контролировать свои психические про­ цессы вне зоны конфликта, а также разъяснить, что болезненный аффект и связан­ ные с ним образные переживания имеют тенденцию к обратному развитию после достижения своего пика. Если такой пик еще не наступил, с согласия пациента про­ водится сеанс гипноза, в котором внушается образ значимого другого, который про­ щается с пациентом и обещает больше его не беспокоить. Поскольку образ умерше­ го доминирует в психической жизни пациента, он легко оживляется уже на 1 стадии гипноза. Сеанс заканчивается мотивированным внушением психотерапевта по пово­ ду того, что покойный любил пациента и был бы только рад, если тот будет жить счастливой, полноценной жизнью.

Полезно также обратить внимание пациента на то, что он может теперь, как и во время сеанса, так и после него, самостоятельно вызывать образ умершего в вообра­ жении и прекращать его переживание по собственному желанию. Такое установле­ ние психического самоконтроля, хотя бы и в результате суггестии, способствует лик­ видации тревожных ожиданий пациента.

5 этап - отчаяния. Развивается на 3-6 неделе течения реакции. Это период максимальных душевных мук, отражающихся на лице пациента в виде маски застыв­ шего страдания. Пациенты жалуются на бессонницу, чувство пустоты и бессмыслен­ ности жизни, страх и тревогу, высказывают идеи одиночества и беспомощности, собственной вины, малоценное™ и отчаяния по поводу невозможности примириться с утратой. Объект утраты идеализируется, а окружающие, напротив, подвергаются критике. Отношения с ними становятся формальными, пациенты проявляют раздра­ жительность, уединяются, отказываются от контактов.

На высоте переживаний возникает загрудинная боль (психалгия), сопровождае­ мая выраженным беспокойством. Наблюдается также склонность причинять себе боль: пациенты просят назначить им инъекции и другие болезненные способы лечения, готовы участвовать в различных медицинских и психологических экспериментах, на­ стаивают на радикальной перестройке их личности.

Психотерапевт должен учитывать, что в данной фазе реакции пациент прощается не только со значимым другим, но и с теми актуальными потребностями собственной личности, которые не успели удовлетвориться в связи с уходом значимого другого из

 

 

17-3030                          Психологическое... МоеСлово.ру                  257


жизни. Это могут быть незавершенные совместные дела, невыполненные обещания, непрощенные обиды... Всё это остается в виде мучительных вопросов без ответов, целей, которые невозможно достичь, средств, которые теперь стали ненужными.

Задачи психотерапевта на данном этапе в первую очередь состоят в том, чтобы рассмотреть с пациентом и найти в его жизни возможности для удовлетворения фрустрированных потребностей. Указанная задача решается в ходе проблемно-ори­ ентированной терапии и способствует перестройке когнитивной сферы пациента. После этого удается перейти к следующему психотерапевтическому приему.

Пациент погружается в грезоподобные воспоминания, связанные с ушедшим из жизни. Поощряется тенденция к «приукрашиванию» - эстетизации и идеализации образа умершего в памяти. В результате он занимает важное место в когнитивной сфере личности пациента - например, как символ доброты, душевной красоты, вер­ ности и благородства. Таким образом, происходит конструктивное разделение лич­ ности на активно действующую в реальном мире и ушедшую из нее часть личности, которая погружается во внутренний мир пациента, в его память в виде идеала, что приводит к гармонизации личности и ее росту.

6 этап - с элементами демобилизации. Наступает в случае неразрешения этапа отчаяния. Наблюдается ограничение контактов или отказ от них, а также частичный отказ от деятельности - она оказывается возможной лишь по инициативе партнера и в постоянном сотрудничестве с ним. Пациенты жалуются на физическую слабость, повышенную утомляемость, снижение аппетита и работоспособности, чувство бес­ помощности, безнадежности, одиночества, ненужности.

Такие пациенты обычно отказываются от индивидуальной психотерапии, они пассивно, формально участвуют в беседе с врачом. Более эффективным является включение их в кризисную группу, где более опытные участники ободряют их своим опытом преодоления болезненных эмоций, создавая тем самым оптимистическую лечебную перспективу и способствуя, наконец, завершению процесса переживания горя. Следует лишь учесть, что для облегчения идентификации и повышения тера­ певтической активности необходимо вводить в кризисную группу одновременно двух таких пациента. В то же время включение в группу более двух пациентов, находя­ щихся в подобном состоянии, может серьезно охладить рабочую атмосферу группы и тем самым снизить ее эффективность.

7 этап - разрешения. Может продолжаться несколько недель. Восстанавлива­ ется докризисное состояние, наступает примирение с жизнью без значимого друго­ го, поскольку он живет теперь «в сердце» - в памяти индивида. Подобное состояние А. Пушкин выразил всего тремя словами: «Печаль моя светла».

8 этап - рецидивирующий. Длится в течение года. Наблюдаются эпизоды бо­ лезненных переживаний, приуроченных к определенным датам: день рождения или Новый год впервые без умершего. Актуализация конфликта может наступить и под влиянием событий типа «обидели, а пожаловаться некому» или «такой успех, а неко­ му мной гордиться».

 

 

258                 Психологическое... МоеСлово.ру


Наблюдающиеся в подобных ситуациях приступы горя могут быть такими же острыми, как и непосредственно после утраты. Более того, на фоне благополучного существования, в отсутствие мобилизации адаптационных механизмов негативные переживания могут застать личность врасплох. Субъективно они переносятся зачас­ тую еще более болезненно и порой становятся малопонятной для окружающих при­ чиной попытки самоубийства. Поэтому очень важно продолжать поддерживающую психотерапию лиц, тяжело и долго переживающих утрату значимого другого, как минимум, на протяжении года. Большую роль в такой поддержке играет посткризис-ная группа, работающая по принципу клуба бывших пациентов и помогающая своим членам пережить самое тяжелое для них время в жизни. Необходимо также мобили­ зовать для оказания психологической поддержки скорбящего членов его семьи, близ­ ких, друзей и сотрудников или соучеников.

Таким образом, общие рекомендации при оказании психотерапевтической по­ мощи пациенту, находящемуся в состоянии горя, таковы.

• Следует побуждать его к обсуждению травмирующих переживаний, не останав­ ливая его, когда он начинает плакать.

• Полезно собрать небольшую группу людей, знавших умершего, и попросить их говорить о нем в присутствии пациента.

•  Частые короткие встречи с пациентом предпочтительнее редких и длительных. •  Важно учитывать опасность актуализации переживаний в связи с различными

датами.

 

17 *                                    Психологическое... МоеСлово.ру


 

Глава 9.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

9.1. Воспитательные проблемы

 

Харпер и Роу (1986) выделили позитивные подкрепления, необходимые челове­ ку на определенных стадиях развития.

1. Бытие (0-6 мес.) - «Я рада, что ты живой».

2. Активность (6-18 мес.) - «Я люблю тебя и активного, и спокойного». 3. Автономия (1,5-3 г.) - «Ты можешь отделяться, и я буду любить тебя».

4. Идентификация и сила (3-6 лет) - «Я люблю тебя таким, какой ты есть». 5.        Структурирование (6-12 лет) - «Я люблю тебя, когда мы разные».

6. Идентификация (13-19 лет) - «Моя любовь всегда с тобой; я верю, что ты попросишь меня о поддержке».

7. Взаимозависимость (зрелый возраст) - «Ты любим в любом возрасте; твоя лю­ бовь зреет и расширяется».

 

При формировании акцентуации характера наблюдается нарушение влияния ро­ дителей на детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты ребенка. При гиперпротекции родители оказывают ребенку слишком много внимания, при ги-попротекции - недостаточно. Они могут потворствовать удовлетворению его потреб­ ностей или игнорировать их. Могут предъявлять к ребенку как чрезмерные требования (выполнения обязанностей или соблюдения запретов), так и непозволительную мяг­ кость, позволяют чрезмерно пользовать санкциями или неоправданно избегать их. Наконец, стиль воспитания может быть неустойчивым, непоследовательным.

А. Е. Личко (1976) показал, что гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типу. Доминирую­ щая гиперпротекция наиболее травматична для гипертимных подростков и детей с психастеническими, сенситивными и астено-невротическими чертами. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции неблагоприятно для истероидной, лабиль­ ной и гипертимной акцентуации. Эмоциональное отвержение больше всего травми­ рует лабильных, сенситивных и астено-невротических подростков. Условия повы­ шенной моральной ответственности наиболее тяжелы для психастеников.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 1998 описывают эффект самоусиления нару­ шений, возникающий, если в ответ сопротивлению родителей неблагоприятным про­ явлениям характера подростка последний добивается своих целей усилением этих

 

260                 Психологическое... МоеСлово.ру


проявлений (эпилептоид - агрессивным взрывом, истероид - усилением демонст­ рации, неустойчивый - полным уходом из-под контроля). Авторы выделяют и такие патологизирующие роли родителей, как расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, проекция на подростка собственных не­ желательных качеств. У родителей пациентов детского и подросткового возраста часто встречаются неразвитость родительских чувств, сдвиг в установках родителя по от­ ношению к подростку в зависимости от пола подростка.

 

Соотношение типов воспитания и типов характеров (по В. Д. Менделевичу, 1999).

 

Тип в о сп и т а н и я

. Тип характер а

 

И     Ш    В      ПС   А     п  м

«Кумир семьи» ++ +
Гиперопека + + + ++ +
Гипоопека + + + + + + +
Безнадзорность + +
«Золушка» +
«Ежовые» рукавицы + ++ + + +
Парадоксальная коммуникация ++ + +

 

И - истерический; Ш - шизоидный; В - возбудимый, ПС - психастенический; А - астенический; П - паранойяльный; М - мозаичный тип характера.

+,— - степень влияния особенностей воспитания на формирование соответ­ ствующих типов характера.

 

Ф. Гомбургер (1926) описал пубертатный криз, включающий перепады настро­ ения без достаточных причин и другие попеременные полярные проявления: повы­ шенная ранимость и бравада, застенчивость и развязность, сентиментальность и черствость, жажда признания и подчеркнутая независимость, антиавторитарность и обожание случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование. А. Е. Личко (1983) выделяет в «подростковом комплексе» следующие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакцию и реакции, обуслов­

ленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации заключается в стремлении высвободиться из-под чрезмер­ ной опеки старших. Гипертимные подростки нарушают порядок, истероидные и шизо­ идные критикуют его. Крайняя форма реакции - побеги из дому и бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками проявляется в потребности подростка быть членом группы сверстников, чаще однополой. При семейно-педагогической

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    261


запущенности, а также в закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортив­ ные лагеря, отделения больниц) реакция группирования может стать главным регу­ лятором поведения подростка.

Хобби-реакции проявляются в виде очень важных для подростка увлечениях, ко­ торые делятся на интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские, накопительские, эгоцентрические, азартные, информативно-коммуникативные. Ради хобби подросток может жертвовать остальными занятиями, в том числе учебой.

Сексуальные реакции подростков отличаются чрезвычайной неустойчивостью и легко приближаются к патологическим формам. Гипертимные подростки отличаются рано пробуждающимся и сильным влечением и в результате этого обычно рано начи­ нают половую жизнь. Эмоционально-лабильные подростки склонны отдавать предпоч­ тение флирту и избегают сексуальных эксцессов. Сенситивные подростки и психасте­ ники глубоко переживают свою сексуальную неполноценность, зачастую мнимую. Обыч­ ный онанизм сопровождается у них болезненными самоупреками. Шизоиды сочетают половое безразличие и морализаторство с грубой или извращенной сексуальностью. Сильное половое влечение эпилептоидов отличается напряженностью и ревностью. Сексуальное поведение истероидов наиболее ярко воплощает их эгоцентризм и жажду признания. Неустойчивые подростки, не отличаясь сильным половым влечением, рано приобщаются к половой жизни в асоциальных компаниях.

Н. Пезешкиан (2001) описывает типы родителей, связанные с определенными воспитательными подходами. Профессиональная мать существует в первую очередь для детей. Кукольная мать любит только маленьких детей. Мать-жертва вначале за­ бывает о себе, но от выросших детей ждет благодарности. Сверхосторожная мать оберегает детей от мнимых опасностей. Чужая мать прячет свою любовь за рацио­ нальным, педантичным стилем воспитания. Ходячий книжный шкаф выполняет свой материнский долг в точном соответствии с педагогической литературой. Ревнивая мать не дает выросшему ребенку отделиться, контролирует и критикует его, упрека­ ет в невнимании. Мать-подруга - безотказная приятельница своих детей, отклады­ вающая воспитание «на потом». Временной матери по целым дням нет дома, зато вечером она осыпает детей ласками и игрушками.

Упрямый отец жестко регламентирует время ребенка, требуя от него достиже­ ний и лишая игр. Теоретик воспитывает в духе теории, не замечая индивидуальнос­ ти ребенка. Ангел терпения проявляет тепло и заботу, не вникая в проблемы ребен­ ка. Диктатор требует от ребенка беспрекословного послушания и пунктуального со­ блюдения установленного порядка. Волшебник играет роль товарища детей по иг­ рам, оставляя матери ответственность за их воспитание. Суверенный не хвалит и не порицает детей, считая, что для воспитания достаточно лишь его присутствия в ка­ честве образца.

Перечисленные типы родителей соотносятся с тремя формами воспитания:

1. воспитание с преувеличенным акцентированием вторичных способностей - хо­ дячий книжный шкаф, чужая мать; упрямый отец, теоретик, диктатор;

 

 

262                    Психологическое... МоеСлово.ру


2. наивно-первичное воспитание - мать-жертва, профессиональная, кукольная и сверхосторожная мать; ангел терпения;

3. двойственное воспитание - временная и ревнивая мать, мать-подруга; волшеб­ ник и суверенный.

 

В российской семье, часто трехъярусной, большую роль в воспитании детей играют прародители, которые осуществляют следующие функции: а) сохранение семейной истории - обеспечивают преемственность и мифологию семьи, б) при­ сутствие - как символ стабильности и интеграции семьи, в) арбитры - разрешают семейные конфликты, г) скорая семейная помощь - приходят на выручку в кризис­ ной ситуации.

Прародители выполняют определенные роли:

• источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями;

• формальные - строят отношения в соответствии с традиционными представле­ ниями о роли старшего в семье;

• суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках; •       затейники - организуют отдых и досуг детей;

• отстраненные - ограниченно или редко включаются в эмоциональную жизнь детей.

 

9.2. Терапевтические подходы

 

Семейная терапия при лечении детей и подростков с акцентуациями характера показана в трех случаях: 1) когда центральное место принадлежит межличностным проблемам в семье; 2) когда проблема ребенка прямо связана с плохим функциони­ рованием семьи, имеющей много трудностей и тягот; 3) когда проблемы ребенка закрепляются семьей.

Диагностическая модель детского психиатра Оудсхоорна (1993) включает шесть уровней проблем: социальные, семейные, когнитивно-поведенческие, эмоциональ­ ные, личностные и биологические. Проблемы первого уровня могут быть связаны с материально-бытовыми условиями семьи, школьными и уличными конфликтами ре­ бенка; к решению этих проблем привлекаются социальные службы, педагоги, ко­ миссии по делам несовершеннолетних. Проблемы второго уровня возникают вслед­ ствие нарушения функционирования семьи в целом или ее подсистем. Семейная терапия при этом показана в следующих случаях: когда центральное место принад­ лежит межличностным проблемам в семье; когда проблемы ребенка прямо связаны с плохим функционированием семьи, имеющей много трудностей и тягот; когда про­ блемы ребенка закрепляются семьей.

Д. Н. Оудсхоорн делит курс семейной терапии детей и подростков на три фазы. 1. начальная фаза: установление терапевтического контакта;

2. средняя фаза: решение имеющихся проблем;

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    263


3. закрепление достигнутого эффекта, профилактика рецидива, ослабление тера­ певтического контакта.

 

В начальной фазе создается атмосфера доверия, врач с помощью вопросов ста­ рается понять позиции членов семьи, игнорируя негативную эмоциональную форму высказываний. Для присоединения используется эмпатическое слушание и исполь­ зование лексики говорящего. С целью активизировать правое полушарие использу­ ются метафоры и рассказывание различных историй. Применяется позитивное пе­ реформулирование негативных аспектов. Семья информируется о происхождении и лечении психических расстройств, способах самопомощи и взаимопомощи при из­ бавлении от нежелательного поведения.



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)