Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 10 страница



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Меннингер ввел понятие «частичное самоубийство» для некоторых форм невро­ тического членовредительства. Он включил сюда трихотилломанию (вырывание и поедание собственных волос), онихофагию (обгрызание ногтей), удаление зубов, ампутации (пальцев, конечностей, полового члена). Во всех этих случаях, по словам автора, «суицидальный импульс сосредоточивается на отдельном участке тела, яв­ ляющемся для пациента своего рода заменой целого, подлежащего уничтожению». Аутодеструктивные импульсы наблюдаются также у лиц, склонных к травматизму от несчастных случаев, жертвам нападений и сексуального насилия.

В нашей практике чаще всего встречались суицидоопасные реакции, которые мы сгруппировали следующим образом:

 

 

234                   Психологическое... МоеСлово.ру


1. реакции оппозиции - с преобладанием чувства обиды, гетеро- и аутоагрессив-ным поведением;

2. пессимистические реакции - с формированием неадекватных когнитивных ус­ тановок;

3. реакции демобилизации - с угнетением коммуникативной и мотивационно-во-левой сфер;

4. реакция острого горя;

5. конфликт зависимых отношений.

 

Ре а к ци я оппозиции возникает в качестве протеста против действий значимых других лиц и характеризуется выраженной экстрапунитивной (карательной,1 англ.) позицией личности, высокой степенью агрессивности, резкостью, отрицательной оценкой окру­ жающих и их деятельности. Аутоагрессивные тенденции возникают на высоте аффекта обиды, гнева - как правило, вслед за гетероагрессивными высказываниями, вплоть до гомицидных (homo - человек, caedere - убивать, лат.). Преморбидно (morbus - бо­ лезнь, лат.) высокое самоуважение пациентов снижается под влиянием суицидогенной установки типа: «унижение хуже смерти». Актуальную для них кризисную ситуацию они воспринимают генерализованно, заявляя, что не хотят жить в мире, где царит неспра­ ведливость. В то же время реализация гомицидных тенденций является для этих паци­ ентов невозможной из-за свойственного им высокого уровня социализации.

Пессимистическая реакция развивается в ситуации необратимой утраты значи­ мого лица или других доминирующих ценностей. Ее отличительными признаками служат негативная оценка настоящего, будущего и собственных возможностей, ис­ чезновение смысла жизни. Выражены соответствующие изменения мироощущения, мировосприятия, суждений и оценок, видоизменения системы ценностей, которые приводят к формированию негативных концепций ситуации, оценивающейся как ре­ ально или потенциально неблагоприятная. Подобное восприятие вызывает стойкое снижение уровня оптимизма и препятствует продуктивному планированию деятель­ ности в будущем. Вторично снижается самооценка, нарастает ощущение недоста­ точности собственных возможностей.

Пациенты данной подгруппы отличаются склонностью к самоанализу, пессими­ стическим выводам при интерпретации различных жизненных событий. Указанные особенности приводят к преобладанию когнитивного (познавательного, англ.) ком­ понента в развитии пессимистической реакции. Упомянутый компонент включает негативно окрашенные представления о собственной ненужности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, пессимистический вывод о невозможности раз­ решить кризис из-за отсутствия времени и возможностей. Подобные представления не вытекают из болезненно измененного настроения, а, наоборот, предшествуют ему и целиком обусловливаются особенностями когнитивной сферы, тенденцией к формированию неадаптивных установок. Указанные установки тесно связаны с пред­ ставлениями о большей, чем собственная жизнь, значимости семейно-личных, со­ циально-престижных и прочих ценностей.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                  235


Реакция демобилизации отличается наиболее резкими по сравнению с выше­ описанными суицидоопасными реакциями изменениями в коммуникативной и моти-вационно-волевой сферах. Наблюдается отказ от привычных контактов или их зна­ чительное ограничение, что вызывает устойчивые переживания одиночества, беспо­ мощности, безнадежности. Характерен также частичный отказ от деятельности, при­ чем ее продуктивность падает и не удовлетворяет самого пациента, усугубляя душевный дискомфорт, переживания отверженности и изоляции. Данная подгруппа состоит из лиц молодого возраста, отличающихся психической незрелостью, низкой сопротивляемостью к фрустрации, тенденцией к «уходу» или «избежанию» в слож­ ных жизненных обстоятельствах. У пациентов сравнительно легко возникает чувство краха, «жизненного провала», сопровождающееся снижением побуждений и волевых усилий, направленных на ликвидацию конфликта. Из-за отсутствия активного стрем­ ления к достижению цели любые попытки изменить жизненную ситуацию кончаются неудачей, что приводит к сужению представлений о надежных средствах разреше­ ния психологического кризиса и дальнейшему его углублению.

 

 

8.2. Кризисная терапия

 

Кризисная терапия предполагает исследование значения стрессора для паци­ ента, обеспечение необходимой социальной и микросоциальной поддержки, прояв­ ление сочувствия, побуждение к поиску альтернативных путей решения проблемы. При преобладании тревоги возможно применение релаксации и гипноза. Может по­ надобиться вмешательство в виде суггестии, переубеждения, модификации окру­ жающей среды, госпитализации.

Отличительными особенностями разработанной нами программы дифференци­ рованной кризисной терапии являются:

t) ургентный (urgens - неотложный, лат.) характер помощи, связанный, во-пер­ вых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей немедленно­ го активного вмешательства психотерапевта в ситуацию и, во-вторых, с выраженной потребностью пациента в эмпатийной поддержке и на первых порах - руководстве его поведением;

2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных установок, приводя­ щих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидиву суицидоо-пасного кризиса;

3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуаль­ ного межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологи­ ческой адаптации, обеспечивают рост личности и выносливость индивида к буду­ щим кризисам.

Выделенным отличиям соответствуют три метода кризисной терапии: кризис­ ная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необхо­ димое для разрешения ситуации.

 

236                  Психологическое... МоеСлово.ру


Программа кризисной терапии применяется дифференцированно - в зависи­ мости от актуальности суицидальных переживаний и типа реакции. Острота суици­ дальных переживаний, как правило, наиболее выражена при обращении пациента за помощью, в дальнейшем актуальность суицидальных тенденций снижается. Поэто­ му упомянутые методы кризисной терапии осуществляются поэтапно: кризисная поддержка - кризисное вмешательство - повышение уровня адаптации.

КРИЗИСНАЯ ПОДДЕРЖКА включает ряд приемов, которые на практике могут частично перекрываться.

Ус тановл е ни е т е рап е втич еск ого к онта к та требует, чтобы пациент был выслушан [  терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Раскрытие суицидоопасных пере­

живаний происходит в условиях безусловного принятия пациента, что повышает его самоприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Мобилизация лич­ ностной защиты производится путем актуализации антисуицидальных факторов (ро­ дительские чувства, представление о неиспользованных жизненных возможностях, страх смерти и осуждения и т. п.), а также прошлых достижений в значимых для пациента областях. Заключение терапевтического договора предусматривает локализацию кри­ зисной проблемы, формулирование ее в понятных пациенту терминах, соглашение с ним о кризисной ориентации терапии и сроках лечения, разделение ответственности за результат совместной работы с признанием за пациентом способности самостоя­ тельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие реше­ ний и их выполнение. Оговаривается также посредничество психотерапевта в контак­ тах с другими людьми: близкими, друзьями, должностными лицами.

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента, при этом решаются следующие задачи.

Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, как правило, включает поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие ему микросоциальную адаптацию. Выявление неадаптивных установок, блокирую­ щих оптимальные способы разрешения кризиса имеет важное значение, поскольку данные установки являются одной из основных причин суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию. Как правило, подобные установки формируются в раннем дет­ стве под влиянием неблагоприятных условий воспитания, глубоко интериоризиру-ются, что затрудняет для пациента осознание их неадаптивности и препятствует их психотерапевтической коррекции.

Коррекция неадаптивных установок осуществляется, прежде всего, в отношении суицидогенной установки - представления о большей, чем собственная жизнь, значи­ мости той или иной ценности. Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных факторов. У пациентов с акцентуацией харак­ тера, приводящего в условиях межличностного конфликта к развитию суицидоопасных реакций, необходимой оказывается выработка мотивации к перестройке коммуника­ ционной сферы. В качестве неадаптивных установок чаще всего выступает неприятие

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   237


даже на непродолжительное время одиночества, а также представление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для создания и сохранения пары.

Кризисное вмешательство в этой ситуации направлено на анализ практических проблем, возникающих в результате утраты высокозначимых отношений и поиск спо­ собов решения проблем. Повышается значимость взаимоотношений с лицами из ближайшего окружения с целью ликвидировать страх расставания, связанный в пред-' ставлении кризисного индивида с одиночеством. Выявляется роль неуверенности в своей привлекательности и формируется терапевтическая установка на тренинг не­ обходимых навыков.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ осуществляется в том случае, когда реше­ ние кризисной проблемы требует расширения адаптационных возможностей инди­ вида. Указанная задача решается с помощью групповой кризисной терапии, специ­ фика которой видна из следующих таблиц.

 

Сравнение кризисной и аналитической групповой терапии

 

Терапевтические факторы Традиционная групповая терапия Кризисная групповая терапия
Ориентация Патогенетическая Проблемная (кризисная)
Цель терапии Осознание и коррекция неадаптивных внутри- и межличностных установок Купирование суицидальных тенден­ ций и профилактика их рецидивов
Задачи терапии Повышение возможностей самовыра­ жения, аутентичности и эмпатии Дезактуализация суицидальных пере­ живаний, повышение возможностей адаптации
Основные методы Спонтанное взаимодействие, инсайт, коммуникативный тренинг, групповое сплочение Кризисно-проблемные дискуссии, когнитивная перестройка, тренинг навыков адаптации
Фокус занятия Внутригрупповой процесс «здесь и сейчас» Высокозначимые взаимоотношения в микросоциальном окружении пациента
Взаимоотношения членов группы Спонтанное распределение ролей, открытое выражение чувств; запреща­ ются встречи участников вне занятий Подкрепляется психологическая и практическая взаимопомощь, в том числе вне занятий группы, смягчаются проявления взаимного недовольства
Позиция психотерапевта Недирективная, с паритетным разде­ лением ответственности за результат лечения и полной ответственностью пациента за его поведение Активная, а при усилении суицидаль­ ного риска - директивная, обеспечи­ вающая поддержку и руководство по­ ведением пациента
Характеристика группы Закрытая, гомогенная по возрасту и наличию пограничных нервно-психи­ ческих расстройств Открыто-конечная, гомогенная по на­ личию кризисных проблем и суицидо-опасных переживаний, гетерогенная по возрасту и нозологическому составу
Срок лечения 3-6 месяцев 1 месяц

 

238                  Психологическое... МоеСлово.ру


Особенности этапов групповой кризисной терапии

 

Терапевтические факторы 1 -й этап ПС: кризисная поддержка 2-й этап ПСТ: кризисное вмешательство 3-й этап ГКТ: тренинг навыков адаптации
Цель Купирование суицидоопас-ных аффективных наруше­ ний Поиск оптимального спосо­ ба разрешения конфликта Окончательное разрешение кризиса, профилактика су­ ицида в будущем
Задачи Эмоциональное включение в группу, ликвидация чувства безнадежности, представле­ ния об уникальности и непе­ реносимости собственных переживаний, повышение самоприятия, мобилизация личностной защиты Выявление неадаптивных установок, когнитивная пе­ рестройка в сфере актуаль­ ного конфликта Опробование и закрепление адаптивных способов реше­ ния проблем; сплочение группы
Методы Раскрытие, отреагирова-ние, разделение эмоций, сочувствие, ободрение, ак­ туализация антисуицидаль­ ных факторов, выработка мотивации к кризисному вмешательству Проблемные дискуссии, на­ правленные на анализ не­ адаптивных позиций, интер­ претация форм психологи­ ческой защиты, затрудняю­ щих разрешение кризисной ситуации Ролевой тренинг, психодра­ ма; поддержка пациентов, находящихся на ранних эта­ пах ГКТ
Функции ведуще­ го психотерапевта

 

Создание атмосферы безус­ ловного принятия личности и переживаний пациента

Фокусирование занятия на проблеме пациента, в отно­ шении которого осуществ­ ляется вмешательство Моделирование актуальной ситуации пациента, функции сценариста и режиссера си­ туационных и ролевых игр
Функции ко-тера-певта Включение участников груп­ пы в дискуссию, контроль их состояния, оказание необ­ ходимой психологической помощи Функция ассистента режис­ сера, комментатора; проиг­ рывание ролей пациента или лиц из его ближайшего окружения

 

Окончание кризисной терапии является короткой, но весьма важной фазой ле­ чения. На заключительном этапе работы суммируются достижения пациента, состав­ ляются реалистические планы на будущее и обсуждается, каким образом опыт выхо­ да из данного кризиса может помочь в преодолении будущих кризисов. Определяет­ ся потребность в долгосрочной терапии и в случае необходимости вырабатывается мотивация к ее проведению.

 

8.3. Семейная кризисная терапия

 

Наиболее распространенной причиной психологического кризиса являются се-мейно-личные конфликты. Особое значение подобных конфликтов, по-видимому, состоит в том, что кризисный индивид лишается поддержки своего ближайшего ок­ ружения, в результате чего у него развивается чувство эмоциональной изоляции.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                  239


Можно выделить два варианта указанной ситуации: супружеский конфликт (или шире - конфликт между сексуальными партнерами) и конфликт между родственни­ ками (в том числе - детско-родительский, причем дети могут быть уже взрослыми). Супружеский конфликт. В отличие от клиентов семейных консультаций - кризис­

ные пациенты, во-первых, обнаруживают суицидоопасные тенденции и, во-вторых, как правило, находятся на поздних стадиях семейного конфликта. Соответственно семей­ ная кризисная терапия отличается от традиционной семейной терапии тем, что на­ правлена на купирование суицидоопасных тенденций путем быстрейшего разрешения семейного конфликта. Задача обязательного сохранения семьи при этом не ставится. Семейная кризисная терапия показана и возможна при наличии собственной инициативы членов семьи кризисного индивида, их вовлеченности в кризис, необхо­ димости их включения в помощь индивиду, опасности развития кризиса у других

членов семьи.

Данная форма кризисной терапии предполагает три установки партнеров: 1.      Продолжение отношений на более совершенном, чем до кризиса уровне. 2. Сохранение неустойчивого равновесия.

3. Четкое и окончательное разделение.

 

1. Улучшение докризисных отношений. В этом случае оценивается, какие спо­ собы адаптации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что меша­ ет реализовать потребность в примирении. Если выявленная угроза отношениям носит внешний характер (вмешательство или недостаточная помощь родителей, наруше­ ние баланса в результате изменения состава семьи и т. д.), помощь должна быть нацелена на формирование более эмпатийного отношения близких к пациенту и его партнеру. В случае внутренней угрозы отношениям (непосредственное ухудшение отношений партнеров) применяется тактика, направленная не только на разрешение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отношению друг к другу.

У некоторых пациентов можно выявить симбиотические отношения с лицом про­ тивоположного пола в раннем детстве, глубокую привязанность к нему. Пациенты этой группы отличаются завышенным уровнем притязаний по отношению к объекту привязанности, прежде всего ожиданием от него максимального внимания. Эти па­ циентки видят причину своего кризисного состояния в недостаточном внимании к ним со стороны партнера, пытаются использовать авторитет психотерапевта для того, чтобы улучшить отношение партнера к себе. Их конфликт с партнёром нередко раз­ вивается из-за того, что они пытаются играть лидерскую роль вопреки нарастающе­ му сопротивлению партнера или осуществлять две противоположные тенденции од­ новременно - например, директивную в семейно-бытовой сфере и иждивенческую в материальной или психологической.

В других случаях, напротив, пациенты с детства страдают из-за отсутствия теп­ лых отношений и испытывают повышенную потребность в них (согласно механизму

 

 

240                  Психологическое... МоеСлово.ру


сверхценной значимости фрустрированной потребности). Пациенты данной группы характеризуются чрезмерной ранимостью, завышенными требованиями к себе, склон­ ны винить себя в разрыве отношений, переживая при этом чувства унижения и соб­ ственной несостоятельности. Им нередко свойственны альтруистические и пуритан­ ские установки, под влиянием которых они склонны к замене важного для партнера сексуального компонента отношений гиперопекой, приближающейся к родительс­ кой. Конфликт возникает из-за неспособности пациентов этой группы строить рав­ ноправные отношения с партнером, которого они лишают возможности проявлять доброту, заботу, а также из-за недостаточных навыков полоролевого поведения.

2. Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивого равновесия обращение за помощью происходит обычно в период временного разделения. Партне­ ры в ходе терапии вовлекаются во взаимные контакты - очные или заочные, используя телефон, переписку, родственников и друзей в качестве посредников. Содержанием контактов является выяснение нерешенных проблем во взаимоотношениях, при этом не обсуждается, какой ущерб партнеры нанесли друг другу, т. к. это может привести к повышению эмоциональной напряженности кризисного пациента.

Не дается рекомендаций относительно сохранения или прекращения отноше­ ний. Напротив, подчеркивается, что ответственность за решение данного вопроса лежит на пациенте и его партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственниками. В этих случаях у супругов достигается осознание роли указанного фактора и предлагается перестроить отношения с род­ ственниками с учетом собственных интересов.

3. Четкое и окончательное разделение. Данный вариант встречается чаще всего у женщин. Данная группа пациенток испытывает, во-первых, неудовлетворенность имеющимися интимно-личными отношениями, во-вторых, страх расставания с объек­ том эмоциональной привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримони­ ального статуса, а также опасения по поводу возможности воспитать детей без отца; наконец, в-третьих, неверие в свою способность вновь сформировать взаимозави­ симые отношения с другим партнером.

В подобных случаях в качестве неадаптивных установок выступает неприятие -даже на непродолжительное время - статуса одинокой женщины, а также представ­ ление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для того, чтобы с помощью создания и сохранения пары избежать неприемлемых для себя и непереносимых переживаний отвержения и одиночества. Ригидность данных установок, сверхцен­ ное эмоциональное отношение к сохранению пары у большинства пациенток обус­ ловлено их симбиотическими тенденциями. При этом партнер нереалистически, без достаточных оснований воспринимается как «родной».

В случае принятия окончательного решения о разрыве отношений при сохране­ нии эмоционально-сексуальной привязанности к партнеру семейная кризисная те­ рапия заключается в следующем. Аналогично приемам кризисной терапии в ситуа­ ции смерти любимого человека психотерапевт с помощью членов семьи и друзей

 

 

. 16-3030                             Психологическое... МоеСлово.ру                    241


обеспечивает пациентке сочувственное разделение эмоций горя и тревоги, а при отвержении пациента партнером - и чувств обиды и унижения.

Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможнос­ ти устроить свою будущую личную жизнь, связанные со страхом одиночества и со­ мнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризис­ ной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной само­ оценки, а на этапе кризисного вмешательства - на создание мотивации к выработке эффективных форм полоролевого поведения, которые помогут в будущем устано­ вить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестройке сознания кризисного индивида, а именно - пред­ ставления о себе, как о существе, немыслимом вне пары.

Конфликт с родственниками. В фазе установления терапевтического контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейского судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хроничес­ ких проблем семьи. Активность психотерапевта должна быть направлена на улучше­ ние семейной атмосферы как в интересах кризисного индивида, так и остальных членов семьи.

В процессе индивидуальных бесед проводится оценка точек зрения членов се­ мьи на причины конфликта, отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг к другу. Затем проводятся семейные диспуты с целью формирова­ ния общей позиции семьи в подходе к актуальным проблемам. В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществления немедленных совместных конструктив­ ных действий по разрешению проблемы заключается семейный договор.

При необходимости проводится психологическая коррекция симптомов тревоги членов семьи, связанной с перестройкой ролей и позиций в семье с целью установ­ ления более эмпатийных отношений. Следует указать на особую трудность коррек­ ции директивной позиции родителей молодых суицидентов, которые не могут само­ стоятельно освободиться от навязчивого гиперконтроля родителей.

 

Клиническая иллюстрация

Т-н Ю.П., 34 года, находился в кризисном стационаре 40 дней.

А на м нез . Отец пил, избивал мать, которая развелась с ним, когда мальчику было 15 лет. Пациент боялся и ненавидел отца, после его ухода из семьи избегал общения с ним на протяжении 10 лет. Был очень привязан к матери, ревновал ее к младшему брату, которому она отдавала предпочтение. В раннем возрасте испытывал ночные страхи, при волнении заикался; не лечился. Характер сложился впечатлительный, самолюбивый и обидчивый. Всегда отличался неуверенностью, нерешительностью, в то же время был нетерпеливым, раздражительным, склонным к самовзвинчиванию. Обычно избегал кон­ фликтов, молча сносил унижения, не мог за себя постоять в компании подростков.

Окончил 8 классов и музыкальную школу по классу баяна, электромеханический тех­ никум. Служил в армии, после демобилизации поступил в Московский энергетический

 

 

242                  Психологическое... МоеСлово.ру


институт, после окончания которого работает старшим инженером в НИИ, неудовлетво-■ рен «бюрократическим» характером работы. Активно занимается общественной работой,

летом работает директором ведомственного детского лагеря, считает это время самым лучшим в году. Участвует в художественной самодеятельности: аккомпанирует на баяне, играет в любительских спектаклях. Рисует, пишет стихи; круглый год занимается рыбал-

; кой.

В течение 12 лет состоит в браке. Имеет сына 10 лет, строг с ним, упрекает жену в [ том, что она излишне балует сына. Мать пациента с самого начала его брака конфликтует [ с невесткой, восстанавливает сына против нее. Пациент в этом конфликте находится на

стороне матери, в то же время во всем уступает жене, которая является лидером в семье. За два месяца до поступления в кризисное отделение узнал от жены о ее неверности. Тяжело перенес это известие, трое суток не мог говорить, затем развилось заикание,

| усиливающееся при волнении. Опасался, что из-за расстройства речи потеряет работос­ пособность, упрекал жену в эгоизме, аморальности, в то же время заявлял, что не смо­ жет без нее жить. В течение последнего месяца жена пыталась оформить развод, но ее останавливали суицидальные угрозы мужа. Начал копить лекарственные препараты, что­ бы привести свою угрозу в исполнение. По инициативе жены был госпитализирован.

Сом а тон е вро л ог и чес к и - без явной патологии.

Пс и хи ч ес к о е со стоян и е. При поступлении напряжен, со слезами на глазах, с заикани­ ем рассказывает о своей обиде на жену, к которой продолжает испытывать чувство при­ вязанности. Хочет сохранить семью, но перестал доверять жене, ревнует ее, упрекает в эгоизме, предательстве, считает, что своим поведением она опозорила его. Отмечает, что его влечение к жене за последнюю неделю резко усилилось, мучительно переживает отказы жены в близости. Заявляет, что не представляет себе жизни без жены, в случае ее ухода собирается покончить с собой.

Жалуется на чувство тоски, тревоги, особенно по вечерам, головную боль, бессонницу. На высоте переживаний появляется желание отравиться. Антисуицидальные факторы -привязанность к близким, нежелание причинять им боль, надежда на сохранение семьи. Фиксирует внимание врача на своем заикании, драматизирует отрицательную роль заи­ кания в исполнении им своих служебных и общественных обязанностей. Опасается, что его речь не восстановится, возлагает ответственность за это на жену. Переживает из-за сложившейся неблагоприятной ситуации на работе, не видит для себя перспектив, сожа­ леет об избранной не по призванию специальности. Ищет помощи, подчеркивает свое доверие к врачу, претендует на особое внимание к себе.

В первые дни пребывания в отделении испытывал страх расставания с женой и сы­ ном, жаловался на выраженную тревогу по вечерам, мешающую засыпанию. Однажды при засыпании ярко, как при открытых глазах, увидел со спины уходящую вдаль жену, ведущую за руку их сына; пытался окликнуть их, но не мог. Проснулся в холодном поту, с сильным сердцебиением, несколько минут не мог говорить, заикание после этого на несколько дней усилилось.

П с и хо л ог и ч е ск о е о бсл е дов а н и е. В начале обследования испытуемый несколько на­ пряжен, взволнован, заикается. Однако в процессе работы успокаивается, речь норма­ лизуется, предложенные задания выполняет четко, заинтересован в процессе и резуль­ тате работы, подчеркнуто доброжелателен, стремится произвести благоприятное впе­ чатление, демонстрирует свои социальные нормы и деловые способности.

 

 

; 16*                                      Психологическое... МоеСлово.ру            243


Ассоциативный процесс равномерен по темпу. Мышление образное, чуткое, конфор­ мное. Выражен хтетический критерий, иногда подчиняющий себе логический. Мышле­ ние подвержено дезорганизации под воздействием эмоций.

Эмоции сильные, плохо дифференцированные, недостаточно нюансированные, от­ личаются дихотомичностью. Этому способствуют присущие испытуемому механизмы дра­ матизации переживаний, самовзвинчивания и демонстративности. Испытуемый склонен к импульсивным поступкам.

Испытуемый - личность симбиотическая, несамостоятельная, эгоцентричная. Он нуж­ дается в теплых, доверительных отношениях, в эмоциональной поддержке другого чело­ века, привязчив. Самооценка нестабильна, окончательно не сформирована, противоре­ чива, зависит от успехов и неудач в различных сферах деятельности (профессиональной, семейной) или оценки собственных моральных качеств.



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)