Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 13 страница



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Таким образом, в начальной стадии достигается вхождение в семью, получение и выдача информации, описание перспектив улучшения состояния, структурирова­ ние и разработка плана лечения, мотивирование пациента к лечению.

В средней фазе эффективны поведенческие методы, особенно для детей и под­ ростков с проблемой контроля агрессивного поведения, тревогой и фобиями, об-сессивно-компульсивными расстройствами, наркотической зависимостью, патоло­ гическими привычками, недержанием мочи и кала, тиками.

Широко применяются игровые методы: карточная игра со специально разрабо­ танными для определенного возраста наборами карточек, ролевая игра, сочинение истории, начинающейся с фразы типа: «Я знаю одного мальчика/девочку, который (ая)...». Все эти приемы, как правило, сопровождаются назначением домашних за­ даний пациенту и его семье.

В данной фазе психотерапевт обычно сталкивается с двумя специфическими трудностями: неявка в назначенное время и невыполнение домашних заданий. Если пациент младше "Ш лет, в случае неявки на прием звонят или пишут письмо родите­ лям. При нерегулярных посещениях подростков принимают любые их оправдания, приводят пример негативного переноса и предупреждают о невозможности помочь пациенту при подобном отношении к терапии. Прямое и открытое обсуждение в дан­ ном случае воспринимается лучше, чем интерпретация сопротивления. Невыполне­ ние домашних заданий может быть связано как с сопротивлением терапии, так и с объективными трудностями, возникшими при реализации рекомендаций психотера­ певта. В первом случае необходимо сохранять твердость, во втором - совместно с семьей выработать более подходящий вариант, что улучшает терапевтический кон­ такт и повышает мотивацию.

Как правило, детям и подросткам проводят краткосрочную психотерапию -обычно 12 встреч, один раз в две недели. В этом случае уже на седьмой встрече должен осуществляться переход к заключительной фазе, цели которой таковы:

A. закрепление достигнутого эффекта; Б. профилактика бессрочной терапии; B. профилактика возможных рецидивов.

 

264                     Психологическое... МоеСлово.ру


В заключительной фазе используются следующие методы.

Для избегания зависимости и регресса преуменьшается роль психотерапевта, выделяется значение использованного метода, делается акцент на роли пациента в достижении полученного эффекта и его способности самому помочь себе. При ин­ терпретации признаков переноса сохраняется эмоциональная сдержанность. Как положительные, так и отрицательные результаты лечения периодически подверга­ ются двусторонней оценке. Фокус терапии перемещается на будущее: обсуждаются возможные угрозы благополучию и варианты реагирования. Удлиняются промежутки между встречами, чтобы дать подростку больше возможностей реализовать свою самостоятельность и накопить достаточный опыт преодоления различных трудно­ стей для последующего обсуждения его с психотерапевтом. Поощряется перерыв в лечении, который позволяет уменьшить необходимость в терапии и максимально закрепить положительные результаты. С другой стороны, во время такого перерыва может появиться мотивация в терапии, преследующей новые цели, поскольку ста­ рые уже достигнуты.

А. И. Захаров (2000) начинает семейную терапию с выслушивания родителей отдельно от детей. Затем он помогает им осознать связь поведения ребенка с пси-хотравмирующей ситуацией в семье и характерологическими особенностями роди­ телей, в то же время указывает на положительные моменты в семейных отношениях и в личности ребенка как на терапевтическую перспективу. В разворачивающейся далее дискуссии вырабатывается общая точка зрения на причины расстройства, спо­ собы его лечения, воспитание ребенка. При этом подчеркивается роль обоих роди­ телей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества с терапевтом. Дела­ ется попытка реабилитировать ребенка в глазах родителей, уменьшить излишнюю строгость и принципиальность в отношении родителей к нему, добиться предостав­ ления ему большей самостоятельности и возможностей для эмоциональной разряд­ ки, игр, движений. Обращается внимание на необходимость единства и последова­ тельности в родительских решениях и устранения препятствий для эмоционального контакта ребенка с кем-либо из членов семьи.

Совместная психотерапия больного и родителей осуществляется на последую­ щих встречах, когда обсуждается динамика лечебных изменений и отношений в се­ мье. Открыто рассматриваются семейные конфликты, родители и дети прямо выс­ казывают свои мнения. Психотерапевт, в отличие от родителей, не торопит и не осуждает ребенка, находит у,него положительные качества, одобряет его детскую непосредственность и активность, желание наладить отношения с родителями. Под­ черкивается паритетная роль родителей в процессе терапии. Беседа завершается совместной ролевой игрой-импровизацией, тему которой выбирают поочередно ре­ бенок, родители и терапевт. Используется обмен ролями, что дает родителям и де­ тям возможность лучше понять друг друга, овладеть навыками руководства и подчи­ нения, психотерапевт же получает возможность показать родителям образец конст­ руктивного решения конфликта.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                 265


В. Сатир (1999), прежде чем начать работу со всей семьей, проводила одну-две встречи с родителями, чтобы выделить супружеские проблемы и уменьшить их влия­ ние на детско-родительские отношения. На первой общесемейной встрече устанавли­ ваются четкие правил для маленьких детей: не портить предметы обстановки, не тро­ гать записывающую технику, не мешать другим говорить, выходить по одному разу в туалет и к раковине с водой. Контроль за соблюдением этих правил возлагается на родителей. Время сессии сокращается в зависимости от возраста детей.

Терапевт знакомится с детьми, называя их по имени. Он просит каждого ребен­ ка подробно рассказать о себе, а затем предлагает рассказать о них родителям. Терапевт повторяет вопросы к ребенку, если они остаются без ответа; повторяет слова ребенка, показывая, что внимательно его слушает; сам охотно отвечает на вопросы детей; комментирует их речь и невербальные проявления. Терапевт объяс­ няет детям, что родители привели их сюда, чтобы каждый из них мог получать боль­ ше радости от семейной жизни. Он выясняет у детей, по каким признакам они заме­ чают, что отец или мать недовольны происходящим в семье, как родители ведут себя во время конфликтов между собой и с детьми. Сопротивление ребенка ослаб­ ляется интерпретациями:

 

«Может быть, ты боишься, что причинишь страдания маме и папе, если дашь им понять, что знаешь об их боли?»

«Может быть, ты думаешь, что если ты просто расскажешь, что ты видел и слышал, мама и папа будут испытывать еще большую боль?»

«Я думаю, ты действительно видишь боль своих родителей. Но, может быть, ты чув­ ствуешь, что не можешь это обсуждать?»

«Я уверена, что твои мама и папа хотят знать, что ты видишь и слышишь. Но, может быть, они думают, что ты не хочешь рассказывать им об этом?»

 

Затем терапевт спрашивает каждого ребенка о том, что он может сделать, что­ бы доставить радость маме или папе; спрашивает каждого родителя, что они могут сделать, чтобы порадовать каждого из детей; спрашивает каждого родителя, что они могут сделать, чтобы доставить удовольствие другому. Он комментирует получен­ ную информацию, чтобы выработать мотивацию к коммуникативному тренингу:

 

«Судя по всему, каждый из вас прекрасно знает, как рассердить другого, но совер­ шенно не представляет, как доставить ему удовольствие. Это ужасно. Мы должны будем поработать над этим 1 .»

 

В процессе дальнейшей работы с семьей выявляются и корригируются дисфун­ кциональные взаимоотношения:

A. родители отказываются от выполнения родительских ролей;

Б. родители ведут себя с детьми на равных, соперничая с супругом за их внимание; B. дети выступают в роли родителей собственных детей;

 

 

266                 Психологическое... МоеСлово.ру


Г. дети заменяют родителям супругов;

Д. дети успешно оспаривают родительский авторитет.

 

При этом родителей просят объяснить свое поведение в отношении детей. С другой стороны, детей просят объяснить поведение родителей с тем, чтобы оспо­ рить однозначно негативные интерпретации и предложить другие возможные вари­ анты. Терапевт помогает каждому ребенку раскрыться, а родителям - отвечать на скрытые вопросы, задаваемые ребенком. Он утверждает, что родители имеют пол­ ное право на выполнение своих родительских функций и несут за это ответствен­ ность. В свою очередь, дети вполне могут отвечать за собственные действия. Тера­ певт помогает мужу и жене улучшить их супружеские отношения, уравнять степень их родительской ответственности, упрочить взаимоотношения между родителем и ребенком того же пола.

А. Хейли (1980) рассматривает проблемное поведение беспокойного подростка как фактор, стабилизирующий семейную систему. Поведение ребенка защищает родителей друг от друга, заставляет их поддерживать друг друга, вместе искать выход, который Хейли видит в учете следующих положений.

• Симптомы клиента играют защитную роль.

• Клиент обладает способностью принимать ответственность за отклоняющееся поведение (а не является жертвой внешних влияний).

• Иерархия власти в семье нарушена, так как «маленькие» люди контролируют «больших».

• Настоящая проблема не в ребенке, а в способе общения в данной семье.

• Как только власть возвращена родителям, путаница, несостоятельность и конф­ ликты в семье прояснены, ребенок снова может вести себя более нормально и ответственно, не доставляя беспокойства другим членам семьи.

 

Цель подхода Клу Маданес (1999) - заменить симптоматическое поведение на адаптивное, сохранив при этом межличностную выгоду, получаемую ранее семьей от симптома. Продвигаясь к данной цели, терапевт решает следующие вопросы:

-  какова метафора, выражающая симптом?

- к чему сводится требование, неявно заключенное в симптоматическом пове­ дении?

- кому из членов семьи адресована помощь пациента и от кого придется пациента защищать?

-  чем выгоден симптом пациенту и семье в целом?

-  как достичь этой выгоды вне симптоматического поведения?

- как организовать взаимодействие членов семьи, чтобы они были полезны друг другу более адаптивным образом?

- как переключить ответственность в семье с детей на родителей и установить равноправные отношения между родителями?

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   267


Маданес применяет следующие стратегии при изменении дисфункциональных детско-родительских взаимодействий.

1. Изменение метафорического действия. Терапевт заменяет симптоматичес­ кое поведение ребенка на метафорическое, которое призвано выполнять в семье позитивную функцию.

 

Например, 8-летний мальчик компульсивно вонзает булавки себе в живот, колет ими других. Его мать страдает булимией, вместо выполнения предписаний врача требует пре­ кратить саморазрушительные действия от сына. На первом шагу терапии уколы стали символизировать не нанесение ран, а ошибочное поведение, вызванное незнанием, куда можно втыкать булавки. На втором ходу было предписано переключиться на резиновую куклу. Поскольку колоть куклу надо было в присутствии матери, исчез элемент тайной враждебности. Надо было воткнуть 100 булавок и по одной извлечь их, таким образом сохранилась возможность отвлекать мать от ее собственных проблем, но менее разру­ шительным образом. Третий шаг заключался в реорганизации жизни семьи, в результа­ те мать перестала убегать от своих проблем и успешно разрешила их. Через неделю компульсивное поведение мальчика прекратилось, а еще через две недели отпала необ­ ходимость и в терапевтическом метафорическом действии.

 

2 . Замена метафоры неудачи метафорой успеха. Терапевт создает условия, при которых родители могут решить проблемы семьи, после чего проблемное поведе­ ние ребенка перестает символизировать родительские неудачи, а его новое, более адекватное поведение становится метафорой родительского успеха.

 

Примером служит история 15-летней девочки с припадками, из-за которых она отка­ зывалась посещать школу и оставалась дома с отцом, не работавшим из-за плохого са­ мочувствия. Мать кормила семью и oπaзывaлacь от медицинского обследования доче­ ри, считая это бесполезным. Поведение девочки служило семье, недавно переехавшей в США из Пуэрто-Рико, метафорой неприятия американской культуры. Терапевт приняла объяснение семьи причины припадков - глаза дьявола, более могущественной силы, чем американская медицина. Терапевт предписала матери нашить на нижнее белье чле­ нов семьи талисманы - красные ленточки, которые считаются самым надежным сред­ ством против глаза дьявола в Аргентине, откуда родом ее учитель. Вскоре припадки пре­ кратились, девочка начала посещать школу, отец устроился на работу, мать вернулась к своим домашним и супружеским обязанностям. Так было выиграно время, необходимое для успешной адаптации к новой культуре.

 

3. Изменение метафорического решения. Нарушения поведения ребенка слу­ жат одновременно метафорой и решением родительской проблемы. Терапевт помо­ гает семье найти другое решение проблемы.

 

Так, 14-летняя девочка отказывалась посещать школу, вела домашнее хозяйство. Ее старшая сестра, заменившая ей умершую мать, начала встречаться с молодым челове­ ком, поссорилась из-за этого с отцом и была вынуждена уехать из города. Отцу в присут-

 

268                  Психологическое... МоеСлово.ру


ствии пациентки было указано, что он должен будет платить штраф за прогулы дочери, поскольку психических расстройств у нее не выявлено. Кроме того, если она не закончит учебу, ей придется выполнять тяжелую низкооплачиваемую работу. Отцу было предло­ жено жениться, чтобы жена присматривала за девочкой, а та составила бы ей компанию, раз уж она не ходит в школу. Девочка согласилась посещать школу при условии, что будет навещать сестру. Поддержка этого условия терапевтом заставила отца помириться со старшей дочерью. В результате девочка возобновила учебу. Таким образом была постав­ лена под сомнение роль жены отца, которую взяла на себя младшая дочь взамен «изме­ нившей» отцу старшей. Восстановление сестринских отношений и одновременно отно­ шений отца со старшей дочерью вернуло в семью прежнее тепло.

 

4. Притворство. Родителям советуют поощрять проявление симптома и просить ребенка притворяться, что этот симптом существует. Напряжение ослабляется, т. к. все лишь притворяются.

 

28-летний сын плохо работает в семейном бизнесе, отец постоянно контролирует и критикует его по мобильной телефонной связи. Сыну дано указание нарочно допускать не менее трех промахов в день, причем неотличимых для отца от настоящих. Когда сын смог контролировать свои намеренные ошибки, он обрел контроль и над настоящими. Участие отца свелось к утрированной критике этого «спектакля».

 

М. Сельвини Палаццоли и др. (2002) описывают терапевтическое вмешатель­ ство, применяемое ими в семьях с несколькими соперничающими детьми, один из которых является идентифицированным пациентом. Терапевт заявляет, что симпто­ матическое поведение пациента является альтруистическим, поскольку служит за­ щитой «настоящего» больного - сиблинга, который не справился бы с ролью боль­ ного. Выявляется, что привилегированный ребенок находится с родителями в тай­ ном союзе, который блокирует его собственное развитие. После этого и этот ребе­ нок объявляется здоровым, на первый план выходят патологизирующие позиции родителей. Наконец, рассматривается формула: безумных в семье нет, была лишь безумная игра, и она при ближайшем рассмотрении перестает быть нужной. Приме­ ром служит следующее наблюдение.

 

Идентифицированная пациентка-подросток находится в тайном союзе с отцом и стар­ шей сестрой против матери, объединившейся с другой старшей сестрой, Бьянкой. Пси­ хотическое поведение пациентки вынуждает Бьянку уехать в деревню к старой тетке, где ее единственной отрадой остаются телефонные разговоры с матерью. Терапевты объяв­ ляют Бьянку депрессивной больной и восхищаются жертвенностью идентифицирован­

ной пациентки, которая своим поведением пытается заставить Бьянку реализовать себя за пределами семьи. Затем и Бьянку реабилитируют, объясняя ее поведение желанием поддержать свою несчастную мать. Наконец, терапевты получают от матери заявление, что ей больше не нужна такая жертва и она хочет, чтобы Бьянка стала независимой жен­ щиной.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   269


При терапии семьи с единственным ребенком - идентифицированным пациен­ том, находящимся в конфликте с родителями, авторы указывают на две опасности: 1) занять сторону ребенка и начать критиковать родителей и 2) присоединиться к коа­ лиции ребенка с одним из родителей против другого. В любом случае терапевт зани­ мает подростковую позицию, обвиняющую во всех проблемах родителей и требующую от них перестроиться. Чтобы избежать этой опасности, терапевт направляет проблемы отношений между поколениями на себя, не критикуя и не обесценивая родителей.

 

10-летний Эрнесто после смерти горячо любимого деда не выходил из дома, пере­ стал соблюдать гигиену, залеживался в постели, на обеспокоенные вопросы родителей отвечал, что он «думает». В тревоге за его рассудок родители по очереди целыми днями пытались занять его внимание разговорами или играми; лекарства, назначенные невро­ патологом, не помогали. Психотерапевт расценил поведение мальчика как неудачную попытку идентификации с дедом, чтобы усилить ослабшую мужскую часть семьи. Тера­ певт потребовал от него прекратить прием лекарств, что было бы лучшим доказатель­ ством его взрослости и независимости. После этого дома мальчик подолгу стискивал кулаки, плакал без причины, и испуганные родители без совета с терапевтом начали давать ему лекарства. Терапевт проинтерпретировал ситуацию:

- Проблема Эрнесто, о которой он думает целыми днями, это проблема независимо­ сти. Сейчас она налицо между ним и мной, т. к. я требую от него повзрослеть, но если он подчинится моему требованию, значит, он остается послушным ребенком.

В ответ мальчик начал критиковать поведение родителей, однако терапевт вернул его к проблеме отношений с врачом.

- Ты заставил родителей нарушить мой запрет на лекарства. Тем самым ты сообщил, что сам готов решать, когда и как тебе взрослеть. Следовательно, ты стал независимым от меня.

Эрнесто агрессивно переспросил, что же ему делать с лекарствами, и, получив под­ тверждение его права решать самому, нетерпеливо заявил, что прекращает их прини­ мать. Прощальной фразой терапевта была:

- На следующий сеанс вы придете после летних каникул. У Эрнесто будет время подумать о наших отношениях.

 

Ролеваяигра предусматривает проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения. Это могут быть совместные рисунки и ма­ рионетки, игра в куклы, ролевая карточная игра, «звериная семья», «соломенная башня», «пластилиновый мир», «песочница», живые скульптуры, обмен детско-ро-дительскими ролями и т. д. Игры помогают членам семьи выступить во время дис­ куссий в какой-то иной роли, чем они привыкли. Они помогают прояснить то, что не удается вербализовать, выявить искусственность некоторых предложений, «зазем­ лить» семейную дискуссию, увидеть процесс взаимодействия воочию вместо рас­ сказа о нем. Во время ролевых игр члены семьи получают возможность выразить свое отношение друг к другу в символической форме, быстрее понять чувства дру­ гих и мотивы их поступков, что повышает эффективность терапии и сокращает про-

 

 

270                  Психологическое... МоеСлово.ру


должительность курса лечения. Эта методика в наибольшей степени подходит к се­ мьям с детьми от 5 до 12 лет и родителями с элементами алекситимии, склонностью манипулировать друг другом через интеллектуализацию.

Д. Кит и К. Витакер (2001) выделяют следующие характеристики игровой се­ мейной терапии:

• игровая терапия избегает жестких теоретических схем;

• она придает большое значение структурированию сессий;

•  ее возможности увеличиваются за счет использования определенных ритуалов; •  в игре постоянно смешивается иллюзорное и реальное, первичные и вторичные

психические процессы;

• в процессе терапии приходится иметь дело с метафорической реальностью;

• может иметь место переход от метафорического восприятия ситуации к конк­ ретному и наоборот.

 

Авторы приводят перечень ситуаций, являющихся показаниями для игровой те­ рапии.

1. Когда терапевт находится в затруднительном положении.

2. Когда проблема трудноразрешима или когда изменить ситуацию не представ­ ляется возможным.

3. Когда члены семьи не чувствуют достаточной сплоченности и когда каждый ду­ мает лишь о себе.

4. Когда имеются серьезные разногласия между детьми и родителями либо когда ребенок чрезмерно опекаем.

5. Когда приходится сталкиваться с болезненными, ложными представлениями или когда в семье имеется психически больной.

6. Когда члены семьи отрицают наличие каких-либо проблем и когда, несмотря на очевидную дисгармонию в отношениях, они продолжают считать, что в семье «все нормально».

7. При работе с психопатическими личностями.

8. При наличии культуральных или социальных противоречий в отношениях членов семьи.

9. Когда терапевт чувствует себя «пойманным» в определенной ситуации либо, напротив, исключенным из нее.

10. Когда ситуация приобретает хаотический характер и члены семьи не контроли­ руют свои действия.

 

К относительным противопоказаниям для игровой терапии относят следующие случаи.

1. Когда семья отличается слишком ригидной структурой.

2. В некоторых жизненных обстоятельствах, требующих особо осторожного подхо­ да, например, в ситуации траура.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   271


3. Когда терапевт испытывает сильную тревогу.

4. Когда терапевт теряет чувство меры, такта или реальности, становится слиш­ ком циничным или жестоким по отношению к семье.

5. Не следует использовать игровые приемы лишь для снятия тревоги у членов семьи.

 

Родительскийтренинг является опосредованным подходом к психотерапии детей и подростков. Начало ему положил 3. Фрейд, консультировавший отца «ма­ ленького Ганса». В настоящее время родительский тренинг включает три концеп­ ции: 1) симптомо-центрированные упражнения (родителей обучают адекватному по­ ведению с ребенком); 2) психообразовательные беседы без обсуждения специфи­ ческой проблемы семьи; 3) обучение стратегиям решения актуальных проблем.

Поведенческий тренинг родителей преследует цель повысить их недостаточную компетентность. Чаще всего для родителей используются следующие приемы:

• шейпинг (формирование) - желаемое поведение достигается небольшими пор­ циями через последовательное подкрепление, что постепенно приближает цель; жетонная система - используются деньги, подарки или баллы, чтобы вознагра­ дить родителей и детей за успешное поведение;

• контрактная система - включает в себя соглашение с родителями о том, что как только ребенок изменит свое поведение, они также изменят свое;

• «кнут и пряник» - разные образцы поведения подкрепляются как наказаниями, так и наградами;

• тайм-аут (прерывание) - подразумевает наказание в виде изоляции, например, поставить ребенка в угол;

• делегирующая терапия - с родителями применяют техники, основанные на рес-пондентном обусловливании, чтобы они применяли их на детях (систематичес­ кая десенсибилизация, ассертивный тренинг, аверсивная терапия и др.).

 

9.3. Эмоциональные расстройства

 

Депрессия. Трогательное описание семейной терапии депрессии у маленько­ го ребенка с тяжелым пороком сердца приводит В. Бараль (2000).

 

При выписке из роддома двухмесячного ребенка детский кардиолог высказал удивле­ ние, что такой ребенок смог родиться живым, и предупредил родителей, что он не про­ живет и двух лет. Родители принесли синюшного, почти не дышащего младенца психоте­ рапевту и начали оплакивать его. Терапевт наклонился над колыбелькой, чтобы ребенок мог видеть его лицо, и сказал ему:

«Здравствуйте, Самюэль, я раде вами познакомиться. Ваши родители только что сообщили о блестящей победе, которую вы одержали, - вы родились. Вы появились с таким хрупким сердцем, что вам даже трудно дышать. Но вы родились живым, хотя док­ тор, который занимался вами с самого рождения, сказал, что с таким сердцем вы не

 

272                Психологическое... МоеСлово.ру


сможете жить, что вы умрете. Но вы решили жить, и ваши родители в восхищении от вашей великой победы. Вы очень сильный и правильно делаете, что хотите жить. Вы увидите, что жизнь прекрасна! Только вот, родители очень встревожены тем, что сказал о вас доктор. Они так озабочены, что у них тоже заболело сердце: вам действительно не повезло, потому что не только вы родились с пороком сердца, но вы достались родите­ лям, которые сами сердечники. И вот что я вам предлагаю, чтобы вам было легче и чтобы вы дышали медленнее: я займусь вашими родителями и буду их лечить, разговаривая с ними. А в это время вы можете спокойно поспать...»

Самюэль стал лучше дышать, порозовел, а терапевт объяснил родителям, как важно разговаривать с ребенком подобным образом. Два часа, пока ребенок спокойно спал, терапевт фактически выполнял материнскую функцию по отношению к его родителям, давая им чувство базовой защищенности.

Полтора года родители не обращались к терапевту. За это время Самюэль научился ходить, однако в течение последних двух месяцев ослабел настолько, что падал даже сидя и не мог подняться. Он вновь посинел и часто дышал со стоном. Кардиологи пред­ рекали ему близкую смерть и фактически отказывались от операции на сердце. Родители боялись оставить сына на минуту, и никто - ни близкие, ни друзья не соглашались под­ менить их из опасений смерти ребенка. Смертельно уставшие родители признались в желании смерти ребенка.

Терапевт, испытывая сильный гнев в адрес врачей и родителей Самюэля, закричал на отца, глядя ему прямо в глаза: «В конце концов, господин, почему вам ни разу не пришло в голову сказать вашему сыну: Самюэль, сердечко мое, подойди ко мне?» В это время мальчик, неподвижно распластавшийся на животе матери, сполз с ее колен, встал на ноги и подошел к терапевту. Он положил ему руки на колени и посмотрел в глаза, как будто предлагая поиграть.

Вскоре он уже играл со счастливыми родителями, покрасневший от всех пережива­ ний и усилий. Когда все пришли в себя, терапевт объяснил родителям, что происходит: «Есть обширная коллективная семейная депрессия, в которую вы все трое впали. Ваш Самюэль обожает вас, и вы обожаете его, но вы постепенно утратили веру в то, что он будет жить, и в то, что он еще жив. Он понимает, что он ставит перед вами неразреши­ мые проблемы в вашей обыденной жизни, но он больше не знает, как вам помочь. Тогда он в свою очередь дает эпизод депрессии: он застрял в вашей депрессии вместе с вами, его родителями. И это выражается регрессией для его Образа Тела: бессознательно он хотел бы вернуться в ваш живот, в вашу матку, в те времена, где вы еще могли бы меч­ тать о его жизни. Я уже объяснял все это при нашей первой встрече, когда Самюэлю было два месяца, но мне кажется, что вы оба, по-видимому, забыли об этом. Он, Самю­ эль, вспомнил это, но малышу слишком тяжело нести на своих плечах обоих родителей».

История закончилась благополучно. Отец прошел курс психоанализа, чтобы не отяго­ щать больше сына своими проблемами, по воскресеньям они совершали с ним про­ гулки на велосипедах. Самюэля хорошо подготовили к операции на сердце, порок был устранен.

 

А. И. Захаров (2000) выделяет характерную для детей фобическуютриаду. страх темноты, замкнутого проаранства и одиночества, которую связывает с трав­ мирующим перинатальным опытом. Эти страхи актуализируются ассоциативно в си-

 

18 - зозо                          Психологическое... МоеСлово.ру                   273


туациях, эмоционально схожих с первичной. Автор проводит серию детско-родитель-ских игровых занятий, в которых, в частности, имитируется процесс родов. Игровая оптимистическая атмосфера способствует нейтрализации страхов.

Страхразлуки считают патологическим, когда он слишком силен и длителен или когда он возникает в подростковом возрасте, в котором уже должен быть пре­ одолен. В основе страха лежит чрезмерная привязанность к матери, тоже отличаю­ щаяся тревожностью и не позволяющая ребенку быть самостоятельным. Мать часто испытывает чувство вины, запрещает себе и мужу критиковать ребенка, чрезмерно опекает его. Ребенок с раннего возраста отличается повышенной пугливостью, ис­ пытывает из-за этого трудности при посещении детского сада и школы.



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)