С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 8 страница
Браун с сотр. (1972), С. Воон и Дж. Лефф (1976) и др. разработали модель эмоциональной экспрессивности (ЭЭ-концепцию), согласно которой частота присту пов и длительность ремиссий зависит от эмоционально-экспрессивного стиля об щения в семье. Выяснилось, что на течении заболевания отрицательно сказываются чрезмерное количество замечаний со стороны родственников, громкость голоса, тревожность и проявления открытой враждебности к больному, лишение его само стоятельности и т. п. Процесс психотерапии строится как групповая работа с род ственниками больных и направлен на: • разъяснение связи между поведением близких и состоянием больного; • снижение уровня выражения эмоций, особенно критического характера; • развитие контроля за своими эмоциями и выработку новых, более адекватных форм поведения;
Психологическое... МоеСлово.ру 213 • выработку правильного отношения к проводимой лекарственной терапии; • снижение гиперопеки, затрудняющей психологическое созревание больных.
Р. Бэттегей (1966) и В. М. Воловик (1983) создавали группы родителей и род ственников больных, в которых обсуждались проблемы, возникающие в связи с бо лезнью члена семьи, оценивались его возможности, анализировалась динамика от ношений внутри семьи с внешним миром, происходила работа по распознаванию и коррекции неадаптивных ролей и позиций по отношению к больному. Для лечения больных шизофренией и их семей используются «психопедагогическая модель се мейной терапии», разработанная К. Андерсом (1985), и «семейная психообразова тельная программа», созданная группой польских психотерапевтов во главе с Б. Биго, 1986. Широко распространенной формой психотерапии шизофрении в настоящее вре мя является групповой тренинг социальных навыков. Дж. Кори (1986) приводит ос новные методы, используемые при этом: 1. инструкция - разъяснение того, как вести себя в той или иной ситуации; 2. обратная связь - анализ и подкрепление того или иного поведения; 3. моделирование - воспроизведение того, что видит больной на живой (при уча стии ко-терапевта) или символической (при использовании фильма, видеоза писи) модели поведения; 4. разыгрывание ролей - ролевой тренинг; 5. социальное подкрепление - использование похвал при наблюдении желаемого поведения; 6. домашние задания на отработку желаемого поведения.
Р. П. Либерман (1986) рекомендует строить подобный тренинг очень дозиро-ванно, структурированно и директивно, поскольку сверхстимуляция или небрежное планирование занятия могут вызвать эмоциональный стресс у больных шизофрени ей с их обостренной чувствительностью к эмоциональным воздействиям, дефици том внимания и трудностями в переработке информации. «Мишенями» воздействия становятся дефицит социального восприятия, несостоятельность при решении по вседневных проблем, плохо сформированное невербальное поведение. Автор выде ляет 3 этапа тренинга: отработка способов приема информации, выбор ответной реакции, выбор подходящей формы для ответа. Одним из наиболее известных представителей интегративного подхода в психо терапии шизофрении является швейцарский психиатр Г. Бенедетти (1983), который основное внимание обращает на свойственное больным шизофренией нарушение способности к символизации. Это нарушение обусловливает неспособность к осоз нанию, отграничению и переработке различных психотических содержаний, что при водит к размыванию и уничтожению «Я». Поэтому задачей терапии является выра ботка совместных с больным символов, которые обновляют в его сознании утерян-
214 Психологическое... МоеСлово.ру ные реалистические аспекты личности в ее общении с другим человеком. В терапев тическом процессе используются конструктивные фантазии, представления и сны, позволяющие выразить здоровые части «Я», воспроизводятся также все те ирраци ональные роли и самовосприятия, которые были пережиты больным в течение жиз ни. Продуцирует эти образы как пациент, так и врач, в результате чего возникает общее символическое поле. Важную роль играют понятия экзистенциальной психо логии, которые помогают терапевту вжиться в регрессированное состояние пациен та и предоставить ему свое здоровое «Я» для интегрирования больных и фрагменти-рованных частей. Применяются такие методы психосоциального воздействия, как: поведенческая терапия, выработка социальных навыков и реабилитация. Проводятся групповая и индивидуальная поддерживающая (суппортивная) психотерапия. Поведенческая те рапия предусматривает обучение профессиональным навыкам с целью улучшить социальную адаптацию, повысить самооценку, улучшить межличностные отноше ния. Улучшение поведения поощряется какими-либо льготами (прогулка, участие во внутрибольничных мероприятиях, домашний отпуск, свободный выход и т. п.). В груп повой терапии акцент делается на поддержании и развитии социальных навыков (в повседневной деятельности). Групповая терапия особенно эффективна для умень шения социальной изоляции, подкрепления чувства реальности, расширения кон тактов с окружающими. Э. Г. Эйдемиллер (1976) применяет в психотерапии больных шизофренией сле дующую последовательность: индивидуальная, групповая, семейная терапия в кон фликтных семьях и индивидуальная, семейная - в семьях, развивающихся в конст руктивном направлении; параллельно ведется работа с группой родственников, глав ным образом с родителями пациентов. Важнейшие аспекты отношения психотера певта к больному шизофренией включают постоянство и полезность (без желания спасать), уважение к личности больного и его автономии, способность сосредото читься на сохранившемся потенциале, терпимость к нелепому и непредсказуемому поведению, а также терапевтический оптимизм. Не следует спорить с больным, осо бенно в отношении его бредовых убеждений, необходимо прислушиваться к чув ствам, которые он испытывает, признавать реальность его ощущений для больного, формировать у него реальное восприятие мира. По возможности нужно отвечать на личные вопросы больного, стараясь при этом понять причину его интереса и переве сти разговор на самого больного, если он готов это поддержать. В. Д. Вид, 2001 делает акцент на поведенческих методах, когда семье автори тетно предлагают соблюдать определенные правила: когда и как прерывать чрева тое стрессом взаимодействие, как уточнять взаимные ожидания, распределять обя занности. Согласовывать объем и сроки выполнения заданий по хозяйству, догово риться о последствиях за невыполнение договоренностей, определять рамки финан сирования больного родителями и предоставляемой ему свободы проведения времени.
Психологическое... МоеСлово.ру 215 На начальных этапах терапии вскрывают значимые ситуации, в которых прояв лялись межличностные конфликты, уточняют поведение в них участников. Выявляют эпизоды, когда патологическое поведение больных необдуманно подкрепляется ро дителями. Совместно с родителями распознают и уточняют когнитивные ресурсы больных и навыки, которые могут быть использованы в решении проблем социаль ной адаптации. Ведут поиск оптимального трудоустройства, занятости, проведения досуга и иной поддержки в различных социальных группах. Задача психотерапевта -обеспечить больному диалог с его родителями, свободный от эмоционального на пряжения и взаимной агрессии. Чтобы разгрузить родителей от чувства вины и спо собствовать их более активному включению во взаимодействие, психотерапевт обо значает в качестве-стрессоров не родителей, а определенные события. Важно также корригировать нереалистические представления семьи о сроках лечения и полноте выздоровления больного. Автор расположил мишени психотерапии у данной категории больных в порядке нарастания сопротивления терапии. 1. Избирательное приведение аргументов в пользу своей защитной стратегии, про извольно вырванных из социального контекста и свидетельствующих о недоста точном учете всей полноты ситуации. 2. При приближении анализа к субъективно болезненно воспринимаемому мате риалу: - ссылки на затруднения памяти, внезапную невозможность понять, сосредо точиться, прочувствовать и т. п., на неправдоподобную неориентированность в заведомо известном больному вопросе или невозможность его сформули ровать; - излишняя податливость, поспешное согласие с высказываниями врача без внутреннего их принятия; - слезы или внезапно появляющийся симптом, исключающий возможность об суждения проблемы при внешне декларируемой желательности его продол жения; - опоздание или неявка на сессию без убедительных причин. 3. Уклонение в ходе беседы от проблемы или конфликта, непродуктивное переад ресование инициативы, соскальзывание на другую тему или в чрезмерные обоб щения, использование юмора для обесценивания эмоциональной значимости переживаний, снижение их масштаба. 4. Снабжение реальных фактов произвольными истолкованиями их значения, внут ренняя противоречивость сообщаемой информации, искажение причинно-след ственных связей. 5. Бездоказательное отстаивание субъективной правомерности собственного де-задаптивного поведения. 6. Отрицание существования действительности (реально имевших место событий, проявлений дезадаптации, реалистического прогноза).
216 Психологическое... МоеСлово.ру 7. Приведение псевдоаргументов, информации, содержащей намеренные, осоз наваемые искажения реальной действительности. 8. Подача материала в очищенном от конфликтов и эмоций виде, молчание или малоинформативный речевой поток. Стремление к сокрытию существенной для анализа проблем информации вплоть до отказа от ее сообщения и обсуждения. Позиция терапевтического нигилизма: отрицание ценности терапии, постоян ные жалобы на отсутствие эффекта, на то, что больной не узнает ничего нового. Мгновенное, бездумное отрицание смысла тщательной интерпретативной ра боты (в такие моменты часто виден контраст между жалобами на обманутые ожидания больного и его торжествующим внешним видом). 9. Защитная агрессия (как вербальная, так и физическая). Методом выбора, особенно в остром состоянии больного, автор считает суп-портивную терапию. Целями ее являются: смягчение неблагоприятного эмоциональ ного реагирования больного, повышение его доверия к психотерапевту, социальная адаптация пациента за счет улучшения когнитивной дифференцированное™, соци альной перцепции, коммуникативного и проблемно-решающего поведения. Для решения социальных и коммуникативных проблем используются когнитив но-поведенческие методы в следующей последовательности. 1. Соотнесение оценки больным видения ситуации с реальной действительнос тью, коррекция искажений. 2. Улучшение социальной перцепции, расширение видения и точности опознания важнейших параметров социального контекста: характера ситуации взаимодей ствия, значения вербальной и невербальной информации, взаимных ожиданий, выражаемых эмоций, прогнозирования исхода взаимодействий. 3. Отработка навыков понимания окружающих и уточнения вопросами смысла выс казываемого и сопровождающих эмоций. Коррекция неадекватности невербаль ного поведения, неполноты и неясности высказываний, чрезмерных обобще ний, игнорирования поведения собеседника. 4. Формулирование проблем межличностных отношений, ранжирование их при оритетности. 5. Идентификация дефектов общения и его психодраматическая демонстрация, уточнение специфики коммуникативных нарушений, объяснение их происхож дения и механизмов формирования. 6. Формулирование альтернативных вариантов поведения, способов решения про блем, выбор оптимального варианта на основе анализа имеющихся коммуника тивных ресурсов и предвосхищения возможных последствий. 7. Планирование выполнения проблемно-решающего поведения, демонстрация ус пешных моделей, практическая отработка их с больным. 8. Анализ выполнения заданий на сессии, терапевтическое подкрепление достиг нутого успеха, обобщение новой стратегии поведения, переход к воспроизведе нию его в реальной жизненной обстановке (домашние задания).
Психологическое... МоеСлово.ру 217 В. Д. Вид описывает такие типы терапевтического вмешательств при лечении больных шизофренией, как эмоциональная поддержка, стимуляция, совет, разъяс нение и уточнение, конфронтация, объективация, интерпретация. Эмоциональная поддержка включает: • Сообщение о том, что другие пациенты встречаются с такими же трудностями в лечении. Эти трудности неизбежны, их надо преодолеть, чтобы избавиться от стра даний, решить свои жизненные проблемы и реализовать желаемые перспективы. • Подчеркивание общечеловеческого характера проявляемой больным дезадап-тивной психологической защиты, в том числе сопротивления терапевтическому вмешательству. • Проявление уверенности в том, что психотерапевт не считает пациента винов ным в появлении проблем и конфликтов, независимо от его симптомов и выра женности сопротивления положительно относится к его личности в целом и го тов оказывать необходимую помощь. • Смягчение несогласия с позицией больного и возникающим в связи с этим на пряжением юмором, формой частичного согласия типа «да, но...» и т. п.
Целью стимуляции является мобилизация самостоятельной когнитивной дея тельности пациента, его самораскрытия, активного соучастия в решении проблем. Стимуляция должна быть достаточно интенсивной и в то же время соответствовать сниженным энергетическим и когнитивным возможностям больного, который, кроме того, может опасаться негативной реакции на раскрываемые им значимые пережи вания. В индивидуальной терапии стимулирующие высказывания применяются в форме наводящих вопросов, групповая терапия дает возможность использовать не прямую стимуляцию, когда психотерапевт направляет усилия группы для активиза ции работы больного над своими проблемами. Советы широко используются в суп-портивной модели после коррекции дезадаптивной защиты, на этапе совершенство вания проблемно-решающего поведения. Больному дают рекомендации по оптималь ному быто- и трудоустройству, помогают найти подходящую «социальную нишу», установить социальные связи в непрофессиональной сфере. Обращают внимание пациента на сохранившиеся социальные навыки и необходимость овладения отсут ствующим коммуникативным приемам. Больного обучают своевременно распозна вать приближающийся рецидив, игнорировать малозначащие симптомы, фиксация на которых порой затрудняет социальную адаптацию, а в некоторых внетерапевти-ческих ситуациях и симулирует здоровое поведение. В зависимости от состояния и возможностей больного меняется форма советов. • Простой совет - указание на то, что надо сделать, без разъяснений, как именно это сделать. • Подробная инструкция по выполнению сложных образцов поведения, которые разбиваются на отдельные этапы, предусматриваются конкретные ролевые при емы, привязанные к возможным поворотам ситуации.
218 Психологическое... МоеСлово.ру • Пациенту предлагается несколько альтернативных вариантов поведения, один из которых он может выбрать самостоятельно. • Обучение пациента типовым проблемно-решающим алгоритмам, пригодным для решения аналогичных задач.
Разъяснение и уточнение при лечении больных шизофренией применяются го раздо чаще, чем интерпретации, в основном в форме фокусирования. Цель приема -повысить точность понимания сути получаемого от пациента эксплорационного ма- i териала, исключение возможных разнотолков и двусмысленности. Используется как детализация суждений, сделанных ранее в более общей форме, с помощью конкрет ных примеров, так и резюмирование пространно или непоследовательно изложен- : ного ранее. При этом внимание пациента фиксируется на еще невербализованных • компонентах содержания проблемных переживаний с целью их последующей верба лизации. Осторожно нащупываются границы, за которым попытки коррекции натал киваются на сопротивление и требуют использования других приемов: конфронта- 1 ции, объективации, интерпретации. Конфронтация заключается в сообщении больному информации о неадаптивно-[ сти его поведения при его несогласии с данной информацией. Важно при этом со хранять эмпатический контакт с пациентом. Обычно используются следующие вари-; анты конфронтации. 1. Выявление внутренней противоречивости высказываний больного, их несоот ветствия реальности, несовпадения его действительной линии поведения с той, которая им декларируется. 2. Выявление связи дезадаптивного поведения, внутреннего дискомфорта, симп томов (по времени их появления и исчезновения, изменения интенсивности) с определенными стрессовыми ситуациями с целью показать больному психосо циальную обусловленность патологических проявлений. 3. Выявление неосознаваемых конфликтных отношений по чрезмерному или зани женному эмоциональному компоненту адекватной по содержанию реакции на ситуацию. 4. Демонстрация дефектов проблемно-решающего поведения вне симптомов, в том числе в перморбидном периоде. 5. Обнаружение внутреннего дискомфорта без видимого повода и отсутствие по ведения, направленного на получение удовольствия, когда этому ничто не ме шает. Объективация, по определению В. М. Шумакова (1985), представляет собой ; «конвенционализацию индивидуальной картины мира больного путем согласования | определяемых ею особенностей его поведения и предполагаемых способов взаимо-! отношений и взаимодействия между людьми с требованиями социальной жизни, от-; вечающими необходимости их сотрудничества, сосуществования и взаимопонима-\ ния». Приемы объективации делят на три основные группы.
Психологическое... МоеСлово.ру 219 А. Приемы трансперсональной проекции, когда сравниваются представления психотерапевта или членов терапевтической группы и: - самооценка пациента; - его нереалистичные представления об окружающих; - видение больным его реальной жизненной ситуации; - его видение значимых лиц своего социального окружения; - его представление о том, каким последние видят его. Б. Приемы моделирования, когда на примере различных ситуаций выявляются дезадаптивные защиты больного. Используются следующие приемы: - из обыденной жизни пациента выделяют группы эпизодов, в которых можно предположить влияние на его поведение дезадаптивных защит; - выделяют группу эпизодов, в которой можно предположить действие опреде ленной дезадаптивной защиты; - разыгрывают актуальный конфликт пациента со значимыми лицами социаль ного окружения со сменой ролей, предлагая пациенту показать, как ведут себя окру жающие; - сопоставляют распознаваемые пациентом дезадаптивные защиты у других больных с аналогичными его собственными защитами, которые он не осознает; - доводят дезадаптивные защиты пациента до абсурда, пользуясь дальнейшим развитием «логики» больного или перенося их на другие ситуации; - принцип фоторобота, когда пациенту помогают опознать свои неосознанные представления, предлагая серию предположительных вербализованных вариантов; таким образом выявляются: 1) прогнозы пациента, предвосхищение им дальнейше го развития событий; 2) рационализации, оправдывающие дезадаптивное поведе ние больного; 3) неоправданные опасения внешних угроз, их характера и возможных последствий их действий; 4) неосознаваемые идеализированные ожидания; - обнаруживают несоответствие декларируемых пациентом потребностей его эмоциональной реакции на воображаемую ситуацию, в которой эти потребности удов летворяются; - при использовании больным экстернализации (защитной ссылке на внешний стрессор) применяют визуализацию пациентом соответствующей ситуации, чтобы показать ему несостоятельность его представлений и выявить истинную причину дезадаптации, которая проявляется и в отсутствие выдвигаемой больным; - при избегании больным определенной ситуации просят его визуализировать ее, чтобы он смог увидеть отрицавшиеся им дефекты социального функционирова ния и защитный характер избегания подобных ситуаций; - при отрицании больным ненормативности его реакции на ситуацию из нее удаляют те моменты, которые включали дезадаптивные защиты, сохраняя парамет ры, которые, по представлениям больного, были причиной его реакции. Норматив ная реакция на новую ситуацию помогает пациенту осознать существование деза даптивной защиты. Затем визуализируется ситуация, содержащая специфический
220 Психологическое... МоеСлово.ру для пациента стрессор, который вызывает ненормативную эмоциональную реакцию, уже опознаваемую им; - при недостаточности эксплорационного материала моделируют гипотетичес кие ситуации с участием предполагаемых стрессоров; импровизационное поведе ние больного или его предположения о реакциях других людей обнаруживают скры тые дефекты проблемно-решающего поведения пациента; - если больной игнорирует одну из существенных потребностей и приписывает г имеющуюся дезадаптацию другой, осознаваемой, в моделируемой ситуации оказы-| вается удовлетворенной лишь осознаваемая потребность; возникает эмоциональ ный дискомфорт, при этом фрустрированная потребность актуализируется и осоз нается; - в подобной ситуации удовлетворенной оказывается неосознаваемая потреб ность и появившийся положительный эмоциональный ответ помогает пациенту убе диться в наличии неосознаваемой потребности; - больному предлагают вообразить себя в ситуациях, которые ранее вызывали ■ у него состояния дезадаптации; реакции пациента позволяют оценить эффектив ность терапии и выявить оставшиеся мишени терапии. В. Приемы сопоставления с социокультурными нормами: - сопоставление представлений больного с данными о нормативном функцио нировании психики человека, возможностях адаптивной психологической защиты; - сопоставление представлений больного с информацией о нормах межличнос-I тных отношений; - сопоставление представлений больного с нормативным разграничением ин фантильного и зрелого поведения здорового человека в конкретных обстоятельствах; - сопоставление представлений больного с нормативной атрибуцией чувства вины и ответственности; - сопоставление рисунка актуального поведения больного с гипотетическим нор-I мативным поведением социально хорошо адаптированного человека для демонст-I рации резервных возможностей проблемно-решающего поведения.
7.6. Эпилепсия, олигофрения и инволюция
Эпилепсия. Хроническое заболевание с приступообразными расстройствами, постепенным интеллектуальным снижением и специфическими изменениями лично сти. Последние включают взрывчатость и тугоподвижность, агрессивность, грубость, ; злопамятность, мстительность, эгоцентризм, мелочность. Сексуальная функция у ; больных снижена, наблюдаются гиполибидемия, низкая сексуальная активность, ,: гипоэрекция, задержанная эякуляция, стертый оргазм; у женщин может быть анор- газмия и сексуальная аверсия. При раннем начале болезни сексуальные расстройства обусловлены задержкой | полового развития и слабостью половой конституции. При височной эпилепсии, для
Психологическое... МоеСлово.ру 221 которой характерны сумеречные состояния, психические автоматизмы и дисфоричес-кие приступы, сексуальная функция особенно ослаблена. При диэнцефальной эпилеп сии, при которой больше выражены вегетативные пароксизмы с тревожно-дисфори-ческим компонентом, сексуальная функция страдает из-за поражения гипоталамуса. При симптоматических формах эпилепсии сексуальную дисфункцию усугубляют асте нические расстройства: повышенная утомляемость, головная боль, нарушение сна, раздражительность. Определенное значение имеет и необходимость на протяжении многих лет принимать противосудорожные, снотворные и психотропные препараты. Супружеские конфликты и дисгамии развиваются как из-за ослабленной половой фун кции, так и личностных особенностей больных: стремления доминировать, поучать, требовать во всем педантичного соблюдения правил и порядка. Необходимо помочь больному общественно полезно реализовать свою автори тарность, научить его на первых порах хотя бы притворяться благодарным людям за их помощь, проявлять участие к переживаниям других. Следует посоветовать боль ному заботиться о животных, растениях, изучать свое прошлое, родословную (если есть интерес к чему-то из перечисленного). Ни в коем случае нельзя идти на конф ронтацию с больным. Олигофрения. Врожденное слабоумие по степени выраженности разделяется на идиотию, имбецильность, дебильность и пограничную умственную отсталость. Клиницисты обычно имеют дело с двумя последними формами. Сексуальность боль ных обычно низкая, они не стремятся к контакту с лицами противоположного пола, не проявляют интереса к сексу, в брак вступают поздно, под давлением родственни ков. Однако некоторые больные с сильной половой конституцией могут проявлять повышенное сексуальное любопытство, они легко поддаются развращению, которое нередко происходит в форме перверсии. Поощрительное поведение партнера, кон трастирующее с общим негативным отношением к больному, способствует повтор ным перверсным актам и формированию перверсии. У больных с органической неполноценностью мозга наблюдаются психопатопо-добные состояния с сексуальным растормаживанием, обычно спровоцированные алкоголизацией и нивелирующиеся после протрезвления. У некоторых больных раз виваются дисфорические состояния с растормаживанием сексуального и агрессив ного влечений. Больные в это время раздражительны, возбудимы, неусидчивы. Эти состояния возникают спонтанно или обусловлены психогенно. Р. Крафт-Эбинг опи сал у олигофренов синдром импульсивной гиперсексуальности, который проявляет ся в эпизодах сильного полового возбуждения с безудержным стремлением к его удовлетворению. Женщины в таком состоянии могут вступить в половой контакт с первым встречным, проявляя инициативу независимо от ситуации. Мужчины набра сываются на детей и животных и могут даже убить, если жертвы оказывают им со противление. При возникновении сексуальной дисгармонии супружеской пары, в которой один из супругов страдает олигофренией, показан сексуально-поведенческий тренинг.
222 Психологическое... МоеСлово.ру Психическиерасстройствапозднеговозраста. Различают функциональ ные психические расстройства позднего возраста, сенильные (старческие) и пресе-нильные деменции. Функциональные расстройства включают климактерические не-врозоподобные состояния и функциональные психозы позднего возраста. Климактерические неврозоподобные состояния наблюдаются в различных ва риантах. A. Астеновегетативный синдром: повышенная утомляемость, «приливы» и об мороки, колебания аппетита, либидо и артериального давления, тревожный сон. Б. Эмоциональные расстройства: субдепрессия, немотивированные колебания настроения от тревоги, уныния, раздражительности к неумеренной веселости, эк зальтации. B. Сенестопатически-ипохондрические нарушения: опасения за здоровье, кото рые могут приобретать навязчивый характер. Г. Истероподобные расстройства: спазмы в горле, внутренняя дрожь, «ватность» конечностей, затруднения в речи при волнении. Обидчивость, капризность, присту пы рыданий, демонстративность. Часто картину неврозоподобных нарушений дополняют тревожно-пессимисти ческие переживания по поводу начавшегося увядания, неблагоприятных изменений внешности, снижения сексуальной привлекательности. Функциональные психозы позднего возраста включают инволюционную депрес сию и инволюционный параноид. Инволюционной депрессии (меланхолии) свойствен но сочетание тревожно-депрессивного аффекта с речевым и двигательным беспо койством, доходящим до ажитации. Может наблюдаться бред ревности, ипохондри ческий, несправедливого обвинения больного окружающими, преследования, ущер ба, отравления, Инволюционный параноид. Возникает и постепенно усиливается недоверчивость, появляются идеи плохого отношения к себе со стороны родственников, соседей. Эти переживания трансформируются в интерпретативный бред, который отличается мел-комасштабностью, конкретностью и правдоподобием. Особенно характерен бред ущерба, могут проявляться также идеи ревности, отравления, ипохондрические. Наблюдается тревожная угнетенность или приподнятый, «боевой» настрой. Больные требуют защиты у административных органов, обращаются за помощью в различ ные общественные организации. Сенильная деменция (старческое слабоумие) обычно развивается в возрасте старше 65 лет, от естественного старения отличается большей выраженностью, ут-рированностью, быстрым прогрессированием. На раннем этапе заостряются, а за тем нивелируются индивидуальные личностные особенности. Растормаживаются половые и другие низшие влечения, появляются эгоизм, жадность, угрюмая раздра жительность. Неуклонно нарастает и вскоре выступает на первый план мнестико-интеллектуальная недостаточность, приводящая к полной дезориентировке, до не узнавания себя в зеркале. Проблемы в памяти заполняются конфабуляциями. Днем
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |