Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 15 страница



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Сверхценное желание снизить вес при отсутствии контроля над своим пищевым поведением заставляют пациентов сравнительно легко соглашаться на лечение. Оно включает амбулаторную индивидуальную и групповую когнитивно-поведенческую терапию, направленную на улучшение эмоционально-волевого самоконтроля, нор-

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    283


мализацию пищевых привычек, отношения к еде и представления об идеальной ком­ плекции. Важное значение придается при этом элементам раскрывающей терапии, фокусированных на теме питания. Рассматривается связь особенностей пищевого поведения пациентки с ее текущими конфликтами и ситуационно обусловленными колебаниями настроения. В ходе терапии анализируются механизмы неизбежных рецидивов. Терапия может считаться завершенной лишь после отреагирования нар-циссических обид и заполнения экзистенциального вакуума.

Трихотилломанияионихофагия встречается в основном у девочек и деву­ шек, нередко с отставанием в умственном развитии, пограничным расстройством личности или больных шизофренией. Заключается в интенсивном побуждении к вы­ рыванию волос и облегчении после реализации импульса. Приводит к облысению различных участков головы, реже выщипываются брови и лобковые волосы. Про­ блемное поведение обычно скрывается, может сочетаться с поеданием волос (три-хофагией) с соответствующими диспепсическими расстройствами, онихофагией (об­ кусыванием ногтей - «до мяса»), самоповреждениями кожи (царапание с экскориа­ циями - образованием корочек, которые тут же удаляются). Больная обычно являет­ ся единственным или старшим ребенком в семье, находится в конфликтных отношениях с родителями, которые нередко страдают облысением. Расстройство, как правило, начинается после стресса, ему могут предшествовать депрессия и упот­ ребление психоактивных веществ. Эффективно применение антидепрессантов и ан-ксиолитиков в сочетании с гипнотерапией и семейной терапией, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений и повышение эмпатии к ребенку.

 

9.7. Токсикомания и наркомания

 

Токсикомания все шире распространяется в неблагополучной детско-подрос-тковой среде. Применяется ряд психоактивных веществ (ПАВ), действующих на орга­ низм, подобно наркотикам, но официально не причисленные к ним. Детям и подро­ сткам доступнее всего вызывающие токсикоманию ингалянты: эфир, бензин, аце­ тон, хозяйственный клей, краски, лаки, аэрозоли, полироли. Симптомы легкой ин­ токсикации подобны интоксикации алкоголем, седативными и снотворными препаратами и включают эйфорию, зрительные галлюцинации, искажение оценки окружающего с дезориентировкой, агрессивность, импульсивность. Характерны атак­ сия, спутанность сознания, смазанность речи, головокружение; могут развиться де­ лирий и припадки. Синдром отмены не описан.

Наркомания. В развитии наркомании важное значение придается отсутствию родительского образца, эмпатических отношений в семье, объекта заботы. Основ­ ные мотивы начала злоупотребления - гедонистические, атарактические (противо-тревожные) и субмиссионные (под влиянием окружающих). У подростков и молоде­ жи наблюдается групповая психическая зависимость, когда влечение проявляется только в «своей» компании. Главную роль в приобщении подростков к наркотикам

 

284                      Психологическое... МоеСлово.ру


играют делинквентные и криминальные группы, компании наркоманов, дельцы нар­ кобизнеса.

 

«Почему мне был необходим героин?

1. Так было легче жить, потому что все проблемы казались какими-то далекими, многие из них я просто не замечала.

2. С героином жизнь воспринимается гораздо лучше, чем на самом деле. Это уход от нее. 3. Мы расстались с моим молодым человеком, я никак не могла его забыть. С героином это получилось. Без героина у меня были трудности с сексом, масса комплексов. Мне все это было неприятно, а мой молодой человек этого хотел. С героином это прошло. Теперь никакого особенного удовольствия я не получаю, но и противно быть перестало. 4. Возможно, у меня много страхов: я боюсь, что мне скажут «нет», я всегда думаю, как обо мне судят другие люди, беспокоюсь, как я выгляжу и т. д. Героин все это победил. С героином ты не чувствуешь никакого страха вообще.

5. Героин позволил мне не думать о себе и о своей жизни. «Под героином» ты вообще не думаешь ни о чем, и в какой-то мере это здорово, так как до этого я изводила себя мыслями: какая я, какая у меня жизнь и т. п.

6. Сначала я думала, что наркотики дают мне шанс выделиться из общей массы. Я дума­ ла, что это круто и т. д. Потом я поняла, что это не так, но все равно продолжала чувство­ вать определенную избранность.

7. Когда я рассталась со своим молодым человеком, я осталась одна, так как еще до этого практически потеряла связь со своими подругами. Одиночество - страшнее смерти. Это то, чего я боюсь больше всего. Я не могу быть одна. Наркотики и наркоманы подменили мне все и всех. Я уходила из дома с утра и приходила поздно вечером. Целый день я где-то была, куда-то ездила, я встречала кучу людей, сидела на чьих-то квартирах, я была в гуще событий и в центре «маленькой вселенной». Мне это в наркотиках нравилось боль­ ше всего. Если честно, то я скучаю по этому до сих пор.

8. Среди наркоманок я была очень симпатичной, даже, можно сказать, красивой, ухо­ женной и хорошо одетой, поэтому у меня было много кавалеров среди молодых ребят (правда, таких же наркоманов, как и я). Это давало мне чувство собственной привлека­ тельности, в чем я была крайне не уверена после разрыва с моим молодым человеком. 9. Героин - это какое-то дело. Это, если хотите, своего рода работа, которую надо вы­ полнять каждый день. И это трудная работа, потому что найти хороший героин, когда он тебе нужен, очень трудно. Поэтому мне казалось, что, если я могу это, то я смогу многое другое. Я казалась себе умной, самостоятельной и способной добиться чего-то сама. 10. Из-за того, что меня бесит моя мама. Она хороший человек и меня очень любит (даже слишком), но она достает меня каждый день, каждую минуту. Иногда мне казалось, что я ее ненавижу. Кроме того, она постоянно искала наркотики в моих вещах. Мне всегда хотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Опять-таки за меня это сделал героин.

11. У нас очень напряженная обстановка в доме. Мама пилит не только меня, но и папу, поэтому они частенько пререкаются. Кроме того, папа всегда защищает меня, что тоже не нравится маме. На улице мне было лучше, чем дома, - там до меня никому не было дела. 12. Я очень люблю своего папу. У нас прекрасные отношения с детства, считайте, что это он меня воспитал. Для меня существовал только один идеал - мой папа. Я всегда хотела быть похожей на него и очень хотела, чтобы он мною гордился. Я училась на пятерки в

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                        285


школе, танцевала в ансамбле, выступала, играя на фортепиано, но казалось, он этого не замечал. Он и мама хотели большего от меня. Я думала, что я ничего не могу.

13. Мне нравилось жить двойной жизнью: дома и в институте ты - примерная девочка, а на улице ты - дрянная девчонка. Мне нравилось почувствовать себя плохой. Для меня это была скорее игра, чем реальный мир. Мне нравилось играть, делать то, чему меня учили. К тому же здорово было иметь какую-то тайну.

14. Героин дает определенную простоту: тебе не надо думать, что сказать, не надо ду­ мать, что делать. Когда ты встречаешься с другими людьми, тебе не надо думать, чем заняться, - все уже решено. По большей части наркоманы, которых я встречала, это необразованные люди, многие не закончили одиннадцати классов, и я сначала думала, что мне с ними будет неинтересно. Но потом я обнаружила среди них вполне образован­ ных людей. Это было странно. Героин раскрепощает. Это смешно выглядит со стороны. Люди идут за героином и по дороге обсуждают рассказы А. П. Чехова или различные философские школы, или начинают читать стихи свои и чужие - было и такое, на героине особенно тянет на философию и поэзию. Когда я думаю, что, если бы мы встретились в другой обстановке, все было бы по-другому.

15. Мысли о самоубийстве появились у меня еще в довольно раннем возрасте, лет в пятнадцать. Меня ничего не держало в этой жизни тогда, не держит и сейчас. Мне гово­ рят, что надо просто жить. Но я так не могу, поскольку считаю, что жить надо зачем-то, то есть иметь хоть какую-нибудь цель. Я люблю своих родителей, но жить так же, как они, в какой-то бесконечной серости, я не могу.

Конечно, никто не знает, зачем мы здесь, но просто плыть по течению - это глупо, это и есть самоубийство, но только самоубийство личности, души. Я считала, что как личность я - ничто и никто, я не смогу сделать что-нибудь стоящее, поэтому мне всегда хотелось уснуть и больше не просыпаться. Даже в детстве, засыпая, я представляла, что я - в могиле (может, у меня что-то с головой?). Героин - это сон. Сон - это смерть. Жизнь?.. Я не помню, что это такое.

P.S. Писать больше не могу, так как очень разволновалась и могу заплакать. Я и так тут много чего написала сокровенного. Я очень не люблю, когда лезут в душу, потому что это больно. Я не люблю кому-то что-то рассказывать, я держу все в себе. Это трудно. Одно -трудно, другое - больно. Что выбрать? Но копаться в душе человека - это как-то слиш­ ком, хотя Вы - доктор, Вам видней. Но я думаю, что Вы образованный человек и знаете, что «не стоит заглядывать чересчур глубоко в душу, иначе скоро наткнешься на решетку, которая ведет в подземные каналы, где текут нечистоты» (А. Данилин, И. Данилина, 2001).

 

Ранняя диагностика: подросток необычно долго разговаривает по телефону, у него появляются таинственные знакомые, он уходит с последних уроков (уменьша­ ется способность к концентрации внимания из-за абстиненции); в доме пропадают деньги, вещи, подросток часто врет. Юноши и девушки уменьшают контакты, изоли­ руются, ведут себя по-детски, повторяются в разговоре, залеживаются в постели, у них снижается выразительность речи, появляются немотивированные колебания на­ строения.

Созависимость. А. и И. Данилины (2001) для избавления родителей наркоманов от созависимости предлагают им следующую программу.

 

 

286                       Психологическое... МоеСлово.ру


1. Четко определите обязанности ребенка в семье, поручите ему заботу о млад­ шем ребенке или домашнем животном, не подстраховывайте его в этом.

2. Перестаньте контролировать его общение с другими и его расходы, подслуши­ вать его телефонные разговоры, диагностировать его состояние по глазам или венам, требовать от него учиться или работать, снабжать его деньгами, если он тратит их на наркотики, оплачивать его долги.

3. Создайте в семье атмосферу открытых и теплых отношений, без упреков и на­ вязывания своих оценок и мнений, интересно проводите вместе время; во вре­ мя разногласий постарайтесь понять и по возможности разделить точку зрения ребенка. Выражая собственные негативные чувства, начинайте с признания по­ ложительного в ребенке, обсуждайте лишь конкретный случай, говорите кор­ ректно и закончите разговор дружелюбным конструктивным предложением.

4. Обязательно убедите сына получить медицинскую помощь; используйте для этого его жалобы на здоровье, страх перед призывом в армию и т. п.

Лечение наркомании, в отличие от токсикомании, является в нашей стране обя­ зательным и при отказе больного осуществляется принудительно. Лечение прово­ дится в закрытом стационаре в несколько этапов: дезинтоксикация, купирование абстинентного синдрома, общеукрепляющая терапия, подавление патологического влечения с помощью неулептила, сонапакса и аверсионной терапии (с формирова­ нием рвотного и других неприятных рефлекторных реакций на наркотик). Реабили­ тация строится на длительном (5 лет) наблюдении участкового нарколога, который содействует трудоустройству пациентов, проводит индивидуальную, семейную и групповую терапию (в том числе группу взаимопомощи Нар-Анон - «Анонимные нар­ команы»).

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру


 

Глоссарий

Абьюз - инцестуозное сексуальное или физическое насилие.

Адцикция - неконтролируемое влечение, азартное поведение, зависимость от какого-либо вещества или определенного вида деятельности.

Алекситимия - неспособность осознавать и описывать эмоции, различать чувства и ощуще­ ния, проявлять эмпатию.

Ангедония - неспособность испытывать обычные удовольствия. Аннилингус - оральные ласки ануса.

Аскетизм - защита от сексуальных импульсов отрицанием ряда физиологических потребнос­ тей с чувством превосходства над другими.

Бордерлайн - пограничное расстройство личности, вялотекущая неврозоподобная шизоф­ рения.

Вегетоневроз (нейроциркуляторная, вегето-сосудистая дистония, неврозы органов) - сома-тоформная вегетативная дисфункция.

Вторичная выгода - практическая польза, получаемая в результате заболевания.

Вуайеризм - удовлетворение сексуальной потребности путем тайного подглядывания за об­ наженными или совершающими половой акт людьми.

Гебоид - дурашливо-садистическое поведение.

Гиперкомпенсация - стремление добиться успеха именно в той области, в которой отмечает­ ся несостоятельность.

Гипертимия - личностная склонность к повышенному настроению. Гипестезия - ослабленное восприятие раздражителей. Гипотимия - личностная склонность к пониженному настроению.

Границы семьи - правила, определяющие взаимодействие между членами семьи, ее подси­ стемами и внешним миром.

Двойная связь - парадоксальное предписание значимого другого, в котором одна часть отри­ цает другую; нет возможности уточнить, какой части следовать, и нельзя отказаться вы­ полнять предписание.

Диада - парные отношения.

Дисгимия- невротическая депрессия, депрессивный невроз: раздражительная подавленность со снижением влечений и вялостью.

Дисфория - взрывоопасное состояние мрачной ожесточенности.

Значимый другой - авторитетная фигура, обладающая властью над человеком. Идентификация - защитное отождествление собственных психических качеств с таковыми у

значимых других (напр., идентификация с агрессором для защиты от своего страха пе­ ред ним).

Идентифицированный пациент (козел отпущения) - член семьи с симптомом или поведени­ ем, которые служат поводом для обращения за помощью.

Импотенция - устаревшее название эректильной дисфункции. Импульсивное расстройство - внезапная реализация побуждения.

Интеллектуализация - замена тревожного содержания переживания абстрактно-логическим. Коалиция - альянс между членами семьи (обычно против других ее членов).

 

288                                Психологическое... МоеСлово.ру


Коммуникативный подход - фокусированный на противоречащих друг другу явных и скрытых сообщений партнеров.

Компенсация - стремление скрыть или восполнить собственную несостоятельность в какой-либо области успехами в другой.

Комплементарность - взаимное дополнение несхожих между собой супругов, при котором они удовлетворяют невротические потребности друг друга.

Компульсивность - непреодолимое побуждение к неразумному действию.

Конверсионное расстройство - символическое выражение бессознательного конфликта дви­ гательными и чувствительными дисфункциями.

Конструктивизм - подход, основанный на представлениях клиента о реальности.

Копинг-механизмы - осознанное изменение своего поведения с целью справиться с конф­ ликтной ситуацией.

Куннилингус - оральные ласки вульвы (наружных женских гениталий). Копролалия - импульсивное произнесение бранных слов.

Ларвированная депрессия - латентная, скрытая, маскированная; соматизированное аффек­ тивное расстройство.

Магическое мышление - убежденность в материальной силе мыслей и слов.

Мания - расторможенность влечений с повышенной речедвигательной активностью и/или нарушением импульсивного контроля

Мужской протест - компенсаторное желание женщины превзойти мужчину (А. Адлер). Нимфомания - женская гиперсексуальность.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из мужа, жены и детей (может включать бабушку и/или деда, если они живут с семьей и непосредственно участвуют в уходе за детьми).

Обратное чувство - изменение модальности или направленности импульса: садизм вместо скрываемого мазохизма или аутоагрессия вместо гетероагрессии.

Обсессии - навязчивые мысли, сомнения, воспоминания с характером непроизвольности и нежелательности.

Парадоксальное предписание - просьба терапевта продолжать симптоматическое поведение для выявления вторичной выгоды; доведение терапевтом существующей между созави-симыми партнерами двойной связи до крайности в расчете на ее прекращение.

Педерастия - ректальный половой акт.

Пенисная зависть - завистливое желание женщины обладать пенисом. Перверсии (половые девиации, парафилии) - сексуальные отклонения.

Первичная выгода - ослабление тревоги с помощью защитных механизмов психики. Перенос - перемещение чувств к значимой фигуре на другого человека и их отреагирование. Петтинг - сексуальные ласки, не переходящие в коитус (половой акт).

Позитивное переформулирование - нахождение в симптоме, проблеме положительного смыс­ ла, который можно использовать с терапевтической целью.

Проекция - приписывание другому собственных эмоционально значимых мотиваций. Психоактивное вещество, ПАВ - вещество, имеющее воздействие на организм, сходное с

наркотическим, но официально не причисленное к наркотикам. Психодинамика - неосознанные мотивации и психологические защиты.

Психосоматическое расстройство - психогенное нарушение вегетативных функций. Расши­ ренная семья - семейный клан, включающий несколько нуклеарных семей, связанных кровным родством по крайней мере в трех поколениях.

 

19 - 3030                       Психологическое... МоеСлово.ру                     289


Расшатывание семейной системы - изменение иерархической организации семьи путем со­ здания коалиции терапевта с одним или несколькими ее членами.

Расщепление (сплиттинг) - неспособность соединить положительные и отрицательные каче­ ства, из-за чего индивид воспринимает себя и других либо как абсолютно хороших, либо как абсолютно плохих; определяет идеализацию или девальвацию объекта.

Рационализация - сознательное обоснование своего поведения приемлемыми мотивами вместо скрытых неприемлемых.

Ритуалы - защитные навязчивые действия при фобиях. Сатириазис - мужская гиперсексуальность.

Сверхценные идеи - неадекватно доминирующие в сознании, аффективно заряженные и оп­ ределяющие поведение идеи, связанные с реальными событиями.

Семейный проективный процесс - передача (проекция) межродительского конфликта ребен­ ку, у которого развивается симптом.

Сенситивность - обостренная чувствительность, ранимость с неуверенностью в себе и склон­ ностью к самоанализу.

Сиблинг - брат или сестра.

Смешанная семья - включение в нуклеарную семью свекрови и зятя, мачехи или отчима, пасынка или падчерицы, а также приемных детей.

Созависимость - слитные, симбиотические взаимоотношения, при которых чрезмерная эмоциональная близость приводит к стиранию межличностных границ и утрате иден­ тичности.

Скульптура семьи - техника, позволяющая участникам понять семейный опыт на языке тела. Сублимация - контроль неприемлемых побуждений путем частичного их удовлетворения в

социально одобряемой форме.

Субсистемы (холоны) - относительно самостоятельные единицы внутри семьи: прародители, супруги, мать и ребенок, дети.

Схизис - фрагментация «Я», приводящая к дезинтеграции личности и сосуществованию раз­ нонаправленных тенденций во всех сферах психики.

Транс - диссоциированное состояние с утратой аутоидентичности и сужением сознания на объекте, который определяет поведение.

Трансвестизм - потребность носить одежду другого пола.

Транссексуализм - расстройство половой идентификации с устойчивым желанием изменить свою половую принадлежность.

Триангуляция - вовлечение в диаду третьего для уменьшения напряженности. Фелляция - оральные ласки пениса.

Фетишизм - защитное смещение либидо на предмет, ассоциирующийся с женским телом или его частью.

Фобия - навязчивый страх.

Фокусирование - сосредоточение на одной из сфер деятельности с целью ее исследования и оптимизации.

Формирование реакции - замена неприемлемых мыслей и чувств на диаметрально противо­ положные.

Фригидность - устаревшее название сексуальной ареактивности и аноргазмии у женщин. Фроперизм - импульсивное побуждение скрытно прикасаться к посторонним женщинам для

сексуального удовлетворения.

 

Психологическое... МоеСлово.ру 290


Фрустрация - психологическое напряжение при вынужденном отказе от удовлетворения зна­ чимой потребности.

Циклотимия - биполярное аффективное расстройство, протекающее на уровне гипоманий и субдепрессий.

Циркулярное интервью - члена семьи спрашивают, как относятся друг к другу двое других; этот вопрос задают по кругу каждому члену семьи.

Эгодистонное - побуждение, отвергаемое личностью как нежелательное. Эгосинтонное - созвучное личности побуждение.

Эксгибиционизм - удовлетворение сексуальной потребности путем неожиданного обнажения гениталий перед женщиной.

Эмоциональная лабильность - неустойчивость, легкая изменчивость, поверхностность эмо­ циональных проявлений.

Эмпатия - понимание системы внутренних координат другого.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру 19*


 

Литература

 

Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000. Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство. - М., 1994. Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. - М., 1995.

Келли Г. Основы современной сексологии. - Спб., 2000.

Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфлик­ тов. - М., 1994.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.

Кришталь В. В., Гульман Б. Л. Сексология. Т. 1. Нормальная сексология. Т. 2. Клиническая сексология. Общая сексопатология. - X., 1997.

Кришталь В. В., Григорян С. Р. Сексология. Т. 3. Клиническая сексология мужчин. Т. 4. Клини­ ческая сексология женщин. - X., 1998.

Лев-Старович С. Партнерский секс. - М., 1990.

Либих С. С. (ред.). Руководство по сексологии. - СПб., 2001. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М., 1999. Мастере У. и др. Основы сексологии. - М., 1998.

Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М., 1999. Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. - М., 1993. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М., 1998.

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М., 1999.

Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. - М., 1996. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М., 2000. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Сельвини Палаццоли М. и др. Парадокс и контрпарадокс. Новая модель семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. - М., 2002.

Семейная психотерапия (Сост. Э. Г. Эйдемиллер и др.) - СПб., 2000. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М., 1995.

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 1-2. - М., 1999. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб., 2001.

Фрейд 3. Толкование сновидений. - Мн., 2000. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. - М. - Харьк., 2002.

Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб., 2001. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х тт. - М., 1997.

Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М., 2001. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руко­

водство. - М., 1997.

Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2001. Щеглов Л.М. Сексология. Врачу и пациенту. - СПб., 2001.

Эйдемиллер Э. Г. (ред.) Системная семейная психотерапия. - СПб., 2002.

 

292                       Психологическое... МоеСлово.ру


Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2002. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. - М., 2001.

Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. - М., 1997. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. - М.. 1991.

Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. - М., 1990.

 

Рекомендуемая литература

 

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. - М., 2002.

Адлер А. и др. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очер­ ки. - М„ 1996.

Айви А. Е. и др. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техни­ ки: практическое руководство. - М., 1999.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М., 2000.

Алешина Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отноше­ ний. - М.. 1987.

Аммон Г. Динамическая психиатрия. - СПб., 1995.

Арутюнян М. Ю. «Маленький Ганс» как случай семейной терапии // Моск. психотер. журн., 1996.-№ 2.-С. 92-102.

Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на ре­ шение. -СПб., 2001.

Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаяв­ шихся родителей. - М., 1991.

Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. - М., 2002.

Бараль В. Психоанализ страданий младенцев // Журн. практич. психолога, 2000. - № 8-9. Бек А. Когнитивная психотерапия депрессий // Моск. психотер. журн., 1995. - № 3.

Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психотера­ пия. Хрестоматия. Т. 1. М., 1999. - С. 142-166.

Белкин А. И. Третий пол. Судьба пасынков Природы. - М., 2000.

Белкин А. И., Карпов А. Транссексуализм: методические рекомендации по смене пола. - М., 1991.

Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психи­ атрия. -М., 2001.

Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. - М., 2000.

Блазер А. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М., 1998.

Бодалев А. А. и др. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологичес­ кого консультирования. - М., 1989.

Бройтигам В. и др. Психосоматическая медицина: Краткий учебник. - М., 1999.

Будинайте Г. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: свобода выбора// Моск. психотер. журн., 2001. - № 3. - С. 79-90.

Буртянский Д. Л. и др. Основы клинической сексологии и патогенетической психотерапии. -Саратов, 1987.

 

Психологическое... МоеСлово.ру

293


Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1986. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

Валестова И. Е. Интеграция когнитивной и системной парадигм в семейной психотерапии // Моск. психотер. журн., 2000. - № 3.

Валитова И. Совместная психотерапия детей с нарушениями в развитии и их матерей // Моск. психотер. журн.. 2000. - № 3. - с. 131-147.

Варга А. Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журн. практич. психолога, 2001. - № 1-2. - С. 65-76.

Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб., 2001. Васильева О. С, Хмарук И. Н. Супружеская неверность: эволюция представлений и современ­

ная ситуация //Журн. практикующ. психолога. - К., 2000. - № 8-9. - С. 134-149. Васильченко Г. С. Сексология. Справочник. - М., 1990.

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. - СПб., 2000. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М., 2001. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. - М., 1999.

Венера в мехах. Л. фон Захер Мазох. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. 3. Фрейд.

Работы о мазохизме. - М., 1992.

Вид В. Д. Психотерапия при шизофрении (2-е изд.) - СПб., 2001.

Вилли Ю. и др. Коэволюционный фокус в индивидуальной, супружеской и семейной терапии // Моск. психотер. журн., 1997. - № 3. - С. 131-148.

Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. - М., 1998.

Винокуров Б. Л., Эскузян Ф.Ф. Медицинская и социальная реабилитация сексуальной дисгар­ монии и расстройств мужской потенции при неврозах. - Сочи, 1993.



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 15 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)