Бюджетные классификации
Бюджетный кодекс
Правовой основой формирования и исполнения государственного бюджета, а также бюджетов всех уровней является Бюджетный кодекс Российской Федерации (31.07.1998 г., № 145-ФЗ), который состоит из следующих разделов [5]: I. Бюджетное устройство Российской Федерации. II. Доходы бюджетов. III. Расходы бюджетов. IV. Сбалансированность бюджетов. V. Участники бюджетного процесса. VI. Составление проектов бюджета. VII. Рассмотрение и утверждение бюджета. VIII. Исполнение бюджетов. IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль.
Задачи статистики государственного бюджета
Главной задачей статистики государственного бюджета является исследование закономерностей формирования и расходования государственных финансов. К конкретным задачам относятся: · определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета; · определение структур доходов и расходов государственного бюджета; · анализ структур источников доходов и направлений расходов государственного бюджета; · определение дефицита и профицита государственного бюджета; · анализ источников финансирования дефицита государственного бюджета; · определение объема, структуры и динамики государственного внутреннего и внешнего долга; · анализ исполнения государственного бюджета.
Информационная база
Информационной базой статистики государственного бюджета служит совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ [18]: · форма № 1 "Бухгалтерский баланс"; · форма № 2 "Отчет о финансовых результатах"; · форма № 3 "Отчет о движении капитала"; · форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"; · форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; · форма № 2-2 "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете"; · форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; · форма 2–1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования"; · форма 2–2 "Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием"; · форма 2–3 "Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)"; · формы 4 "Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам"; 4 – сводная "Отчет об использовании планов по сети, штатам и контингентам". Показатели и классификации
Основными показателями государственного бюджета в международной статистике финансов являются: · доходы; · официальные трансферты; · расходы; · кредитование минус погашение (чистое кредитование); · профицит и дефицит государственного бюджета; · государственный долг.
Доходы – это обязательные, невозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет. Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления в государственный бюджет в виде субвенций, дарений, репараций. Они являются добровольными, нерегулярными и единовременными поступлениями от отечественных и зарубежных учреждений государственного управления или международных организаций. Субвенция – вид денежного пособия, представляемого на финансирование определенного мероприятия. Репарация – полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной. В статистике государственного бюджета РФ при классификации доходов бюджета официальные трансферты не выделяются в отдельную статью доходов. Расходы – это невозвратные платежи из государственного бюджета, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Кредитование минус погашение (чистое кредитование) – это предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Профицит государственного бюджета представляет собой превышение доходов над расходами, дефицит – превышение расходов над доходами. Дефицит вычисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования. Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и "остальным миром" [18]. Он образуется в результате накопления бюджетного дефицита.
Бюджетные классификации
Бюджетные классификации – это основной методологический документ, позволяющий упорядочить информацию об операциях учреждений государственного управления. К операциям сектора государственного управления относятся: поступления и платежи. На основе бюджетных классификаций должны составляться и исполняться бюджеты. Группировка операций сектора государственного управления с использованием разработанных классификаций позволяет создать аналитическую базу для определения потребности в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов. Международная система классификаций, предлагаемая Международным валютным фондом (МВФ), включает следующие классификации: · доходов и получение официальных трансфертов; · расходов и кредитования за вычетом погашения; · операций финансирования бюджетного дефицита; · государственного долга. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения в международной системе классификаций осуществляется по двум признакам: функциональному и экономическому. Бюджетная классификация РФ, введенная в 1995 г., содержит следующие классификации: · доходов бюджета; · расходов и кредитования за вычетом погашения; · финансирования бюджета; · государственного долга. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения в системе классификаций РФ осуществляется по трем признакам: функциональному, экономическому и ведомственному. Методы анализа
Статистические методы анализа государственного бюджета позволяют: · осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета; · изучать структуру государственного бюджета и отдельных его статей; · динамику бюджета; · анализировать в динамике соотношение отдельных статей государственного бюджета; · анализировать закономерности распределения денежных средств; · анализировать влияние факторов на доходы и расходы государственного бюджета; · определять связи между показателями доходов и расходов. При статистическом изучении государственного бюджета рассчитываются относительные показатели структуры. Анализ структуры доходов и расходов в динамике позволяет сделать выводы о структурных сдвигах. Определение степени исполнения бюджета происходит на основе сравнения фактических показателей доходов и расходов с расчетными (плановыми) показателями. Важным вопросом при изучении динамики бюджетных показателей является приведение рядов к сопоставимому виду. Несопоставимость возникает из-за изменения бюджетных классификаций, применяемых для группировки доходов и расходов, а также меняющихся масштабов цен. Сопоставимость уровней ряда достигается: перегруппировкой доходов и расходов за предшествующие годы на основе действующей в данный момент классификации, использованием относительных показателей ряда динамики или пересчетом показателей бюджета с учетом индекса инфляции. Пример расчета структуры расходов бюджета на социально-культурные мероприятия приведен в табл. 3.2 [13]. На изменение объема налоговых доходов (H) влияет изменение величины налоговой базы (Б) и налоговых ставок (с)
Н=Бс
Индексная система имеет следующий вид:
Таблица 3.2 Расходы консолидированного бюджета
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |