Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Паспорт программы развития



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Паспорт программы развития 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 371.2

ББК 74.200

Ш66

Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Панина Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л. Школа социального развития личности учащегося: Комплексная программа развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года. Учебно-методическое пособие. – Озёрск: УО администрации г.Озёрска, МОУ СОШ №38, 2004. – 281 с.

 

Пособие раскрывает содержание комплексной программы развития МОУ СОШ №38 по проблеме становления и социального развития личности учащегося в условиях общеобразовательной школы.

Проанализировано исходное состояние образовательной системы в МОУ СОШ №38.

Определена теоретико-методологическая основа программы развития. Разработана концептуальная стратегия становления школы социального развития личности учащегося. Раскрыто содержание основных направлений развития общеобразовательной школы.

Представлена системная модель управления развитием МОУ СОШ №38 на основе программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением в режиме инновационной активности, определены основные этапы и ожидаемые результаты.

Разработана программа преобразовательной деятельности по реализации основных направлений развития школы.

Рассчитано на научных работников в сфере общего образования, руководителей инновационных образовательных центров руководителей учреждений общего образования, преподавателей и аспирантов педагогических вузов, учителей.

 

Рецензенты:    Н.Н. Тулькибаева, зав. кафедрой педагогики ЧГПУ, док-р пед. наук, профессор

                             Н.А. Соколова, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ЧГПУ, кан. пед. наук, доцент

 

 

Ó Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Панина Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л., 2004.

Ó УО администрации г.Озерска, МОУ СОШ №38, 2004.

 

Оглавление

 


Паспорт программы развития................................................................................. 4

Введение........................................................................................................................... 7

Раздел I. Исходное состояние образовательной системы МОУ СОШ №38      13

I.1. Первичная информация для разработки программы развития......... 13

I.2. Мониторинг абсолютных и качественных показателей обучения учащихся в МОУ СОШ №38      20

Раздел II. Концептуальная стратегия развития МОУ СОШ № 38 на период до 2011 года       25

II.1. Научный аппарат построения программы развития.......................... 25

II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38.............................. 47

Раздел III. Управление развитием МОУ СОШ № 38..................................... 64

III.1. Генеральная линия управления развитием МОУ СОШ №38.......... 64

III.2. Основные этапы управления развитием школы................................. 87

IV. Программно-преобразовательная деятельность по развитию МОУ СОШ №38     90

IV.1. Программа преобразовательной деятельности по развитию МОУ СОШ №38 на период до 2011 года............................................................................................................................ 90

IV.2. Перспективный план работы МОУ СОШ №38 по реализации программы развития на период до 2011 года.......................................................................................................................... 104

Список литературы................................................................................................. 121

Тезаурус....................................................................................................................... 141

Приложения............................................................................................................... 157

Основные нормативно-правовые документы о развитии российского образования     158

Локальные нормативно-правовые документы по управлению развитием МОУ СОШ №38       209

Базисная модель выпускника школы социального развития личности учащегося       243

Динамическая структура личности............................................................... 246

Структура «Я–концепции»................. Ошибка! Закладка не определена.

Классификация типологии ценностей и ценностных ориентаций........ 249

Программа профессионального роста учителя (образец)....................... 256

Методика диагностики ведущих качеств личности школьника (по И.А.Кочетову)      260

 

 

Паспорт программы развития

Наименование Комплексная программа развития МОУ СОШ №38 на период до 2011 года
Тема Концептуальные механизмы становления школы социального развития личности учащегося
Статус Городская
Функциональная ориентация Социальная (образовательная)
Государственный заказчик Управление образования администрации г.Озерска
Основной разработчик Совет стратегического развития МОУ СОШ №38
Соисполнители ДТДиМ, ДБЦ, СЮТ, КФСиТ, ОДМиС, КДН, ЦКДМ, ДЮСШ-2, ГОУ НПО ПЛ №16, институт научных консультантов (ЧГПУ, ЮУрГУ, СИБИРО).
Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка, положение Устава Всемирной организации ООН, декларация принципов толерантности (резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995), резолюция 27с/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО, рекомендации №1286 Парламентской Ассамблеи Совета Европы о европейской стратегии в защиту детей (январь 1996), Конституция РФ, Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования до 2010 г., Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Типовое положение «Об учреждении общего образования», инструкции Минздрава по соблюдению требований СанПиН в образовательных учреждениях, инструктивно-методическое письмо МО РФ от 19 марта 1996 г. о гражданско-правовом образовании
Сроки реализации сентябрь 2004 – декабрь 2010 года
Источники и объемы финансирования Федеральный бюджет, муниципальный бюджет, доход от дополнительных платных образовательных услуг, спонсорские услуги
Ожидаемые результаты реализации Создание полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося, обеспечивающих достижение современного качества образования через: – сформированность гуманистической социокультур-ной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся толерантности, духовности и культуры; – сформированность целостной системы универ-сальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности; – становление и развитие активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способности к успешной самореализации в обществе; – развитие у учащихся способностей творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной); – сформированность здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся; – обеспечение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда; – сформированность гражданской ответственности, инициативности и правового самосознания личности учащегося, способного стать достойным гражданином Российской Федерации. Конечным результатом реализации программы развития должна стать социальная зрелость личности учащегося
Реализуется на площадках МОУ СОШ №38, ГОУ НПО ПЛ №16, ДТДиМ, СЮТ, Совет стратегического развития МОУ СОШ №38, ДБЦ, ДЮСШ-2, ЦКДМ
Управления Административный совет МОУ СОШ №38, родительское вече, Координационный совет образовательного партнерства, методический совет стратегического развития  МОУ СОШ №38, педагогический совет МОУ СОШ №38, совет при президенте ученического самоуправления МОУ СОШ №38
Система контроля реализации программы Призвана своевременно обнаруживать отклонения от поставленных целей, путей и сроков, путем текущего и итогового мониторинга по оценке конкретных результатов социального развития личности учащегося
Периодичность и регулярность форм контроля Заседание совета стратегического развития школы (один раз в триместр), заседание административного совета школы (один раз в неделю), заседание коор-динационного совета образовательного партнерства (один раз в триместр), заседание родительского вече (один раз в триместр), педагогического совета школы (один раз в триместр) с представлением аналитических материалов в Управление образования администрации г.Озерска (не реже одного раза в год)

 

 

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового каче­ства экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с вы­делением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Реализация обозначенных актуальных проблем находит свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долго­срочную перспективу и определяет приоритеты имеры реализации генеральной, стратегической ли­нии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового раз­вития, обусловливающие необходимость сущест­венных изменений в системе образований:

– ускорение темпов развития общества, расши­рение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

– переход к постиндустриальному, информаци­онному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы ком­муникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, ко­торые могут быть решены лишь в результате со­трудничества в рамках международного сообщест­ва, что требует формирования современного мыш­ления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированно­го и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, опре­деляющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготов­ке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 про­центов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так ивзрослого населения.

На основе анализа состояния российского образования Концепция раскрывает новые социальные требования к системе российского образования, которые обуславливают необходимость её модернизации.

Таким образом, остро стоит вопрос разработки программ развития образовательных учреждений, ориентированных на модернизацию образования.

Программа развития образовательного учреждения должна соотноситься с ведущей целью модернизации образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения пол­ноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального обра­зования;

– формирование в системе образования норма­тивно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебю­джетных ресурсов;

– повышение социального статуса и професси­онализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государ­ственно-общественной системы на основе рас­пределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, на­правления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мне­ния должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями обра­зовательных учреждений и учитываться при про­ведении модернизации образования.

Таким образом, современная российская школа, перешедшая из режима функционирования к динамической фазе своего развития для достижения ведущей цели модернизации образования должна осуществлять полноценное образовательное (социальное) партнерство со всеми выше перечисленными социальными институтами.

Программа развития современной школы должна отражать главную задачу модернизации образования.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политичес­кая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный про­ект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а пото­му определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образова­тельного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Программа развития должна разрабатываться с учетом основных приоритетов образовательной политики:

– обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

– создание условий для повышения качества дошкольного, общего, профессионального образования;

– обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;

– управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Достижение главной задачи образовательной политики невозможно без рассмотрения школы как социального института, ориентированного на становление и социальное развитие личности учащегося.

«Школа, являясь социальным институтом, представляет собой образовательную систему, имеющую свою структуру, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Такая конечная цель любой образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности. Мерилом достижения этой цели является результат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания материальной базы и т. п. Некоторые виды образовательной системы, например, психологическая служба как подсистема, могут и должны иметь свои специфические задачи. Но эти задачи есть лишь конкретизация общей цели, ее трансформация и специализация в качестве психологических, педагогических, методических и других задач. Можно сказать, что все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи является взаимодействие, направленное на достижение таких целей, как обучение, воспитание и развитие личности» [240, с. 31].

«Социальное развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности должно являться важнейшей целью и задачей любой общеобразовательной системы, и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента. Однако в современной школьной практике «развитие» вовсе не всегда понимается как комплексная задача: имеется налицо явный и сильный дисбаланс во внимании к соотношению проблем интеллектуального и личностного развития, при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, проблема «развития» зачастую как задача осознанно вообще не становится, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование в современной школе дидактической доминанты, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании учительства».

Между тем школа, будучи социальным институтом, должна готовить к жизни в обществе. А жизнь в обществе – это не только академические знания. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности формирующееся в социуме обязательно предполагает:

– развитие интеллекта;

– развитие эмоциональной сферы;

– развитие устойчивости к стрессорам;

– развитие уверенности в себе и самопринятия;

– развитие позитивного отношения к миру и принятия других;

– развитие самостоятельности, автономности;

– развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования;

– развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития» [240, с. 31-32].

В результате такого подхода осуществляется процесс социального развития личности учащегося. Будучи существом социальным, общественным, являясь полноценным субъектом школьного социума, учащейся приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Таким образом, происходит социализация личности учащегося – как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социально развиваясь, учащейся становится заинтересованным, мотивированным на осознанное достижение высоких образовательных результатов как условия своего дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

Процесс социализации личности учащегося неразрывно связан с общением и совместной деятельностью ведущих субъектов образовательного процесса.

Отсюда, актуальной проблемой является повышение качества профессиональной деятельности педагогов, повышение качества семейного воспитания, повышение качества учебной образовательной деятельности самих учащихся, повышение качества взаимодействия в триаде «родитель – ученик – учитель», повышение качества взаимоотношений в школьном ученическом социуме.

Все это должно обеспечить качество социального развития личности учащегося, что в конечном итоге должно повлиять на достижение современного качества образования.

Между разрабатываемой и реализованной программой развития должна существовать определенная взаимосвязь и преемственность. Программа развития МОУ СОШ №38 на период до 2003 года была ориентирована на создание социально-психологических условий для развития личности учащегося в образовательном процессе школы посредством построения системы дифференцированной учебной и внеучебной работы с учащимися. 

Новая программа развития логически вытекает из предыдущей и направлена на разработку и реализацию концептуальной стратегии становления школы социального развития личности учащегося как ведущего условия дальнейшего развития МОУ СОШ №38 на период до 2011 года в процессе достижения современного качества образования.

В этой связи проблема, решаемая педагогическим коллективом МОУ СОШ №38, обусловлена противоречием между необходимостью становления и социального развития личности учащегося и реальными условиями для реализации этого процесса в образовательной практике.

Разрешение назревшего противоречия должно найти свое отражение в комплексной программе развития МОУ СОШ №38 на период до 2011 года, ведущей идеей, которой является создание школы-комплекса социального развития личности учащегося.

 

С уважением к педагогическому коллективу МОУ СОШ №38, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ЧГПУ

В.В.Базелюк



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Паспорт программы развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Паспорт программы развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)