Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38 0.00 из 5.00 0 оценок




Создание школы социального развития личности учащегося невозможно без определения основных стратегических направлений развития самого учреждения.

В рамках каждого из стратегических направлений развития школы должен быть сформирован комплекс условий, ориентированный на создание и успешную реализацию развивающей образовательной системы, обеспечивающей процесс становления и социального развития личности учащегося в соответствии с основными положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года через формирование универсальной системы ЗУН у учащихся, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций личности.

Создание развивающей образовательной системы в МОУ СОШ №38, ориентированной на социальное развитие личности учащихся невозможно без качественного функционирования ее основных подсистем:

– повышения качества профессиональной деятельности педагогов (подсистема 1);

– повышения качества семейного воспитания (подсистема 2);

– повышение качества образовательной деятельности самих учащихся  (подсистема 3);

– повышение качества взаимодействия в триаде «учитель – ученик – родитель» и качества взаимоотношений в ученическом социуме (подсистема 4).

Дадим характеристику каждого из направлений работы МОУ СОШ №38 по социальному развитию личности учащегося.

В результате такого подхода должно быть достигнуто современное качество социального развития личности обучающегося и сформированы ключевые компетенции современного школьника, как следствие достижения современного качества образования.

Ведущей подсистемой в школе социального развития личности учащегося обеспечивающей эффективность взаимодействия трех подсистем является – профессиональная деятельность педагогического коллектива МОУ СОШ №38. Профессиональная деятельность педагогического коллектива оказывает влияние на эффективность работы двух других подсистем рассматривается нами как многокомпонентная целостная система, которая складывается из качественной деятельности администрации и педагогических работников в рамках каждой из ее подсистем:

– качество управленческой деятельности;

– качество научно-методической работы;

– качество учебной работы;

– качество социально-психологической работы;

– качество воспитательной работы;

– качество работы по профессиональному самоопределению;

– качество физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, актуальной проблемой в процессе разработки основных направлений программы развития МОУ СОШ №38 является проблема качества образования. Рассмотрим более подробно процесс управления качеством образования.

Качество образования рассматривается как ключевая проблема сохранения и прогрессивного развития интеллектуального потенциала страны XXI веке.

Качество – общенаучная категория, которой пользуются специалисты самых различных областей. Под качеством понимается соответствие предмета как результата труда некоторым заданным нормативам. По отношению к сфере образования качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования. Иными словами, качество образования – это система социально обусловленных показателей уровня знаний, умений и ценностного отношения к миру, которыми должен обладать ученик.

Управление трактуется как «функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». Актуальным является и процессуальный подход к управлению, рассматривающий управление как целостный процесс реализации управленческих функций (Ф. Тейлор, А. Файоль, П. Друкер).

Проблема управления качеством образования раскрыта нами на основе научных подходов по данному вопросу Т.Ч. Тахтамышевой [288].

Под управлением понимается процесс воздействия на некую систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме (О.С. Виханский, Д.М. Гвишиани, В.Х. Герциков).

Если качества образования составляют некую систему, то вполне возможно управлять этой системой.

Под управлением качеством образования понимают деятельность, в которой ее субъект посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивает организацию совместной деятельности потребителей и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.

Следовательно, управлять качеством образования, значит:

создавать условия, способствующие удовлетворению образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг;

организовать эффективный учебно-воспитательный процесс;

создать критериальную базу, позволяющую оперативно получать информацию и ее обрабатывать, в целях коррекции учебно-воспитательного процесса в соответствии с заранее заданными целями.

Управление качеством образования наряду с традиционными умениями планирования, контроля, руководства и стимулирования требует от руководителей следующих видов управленческой деятельности: владеть технологиями определения приоритетных проблем образовательного процесса, обосновывания миссии школы, разработки программы развития школы, создания методической службы школы.

Управление качеством образования предполагает эффективную систему отслеживания качественных характеристик результатов образовательной деятельности, что невозможно без критериев (показателей) оценки.

Для установления показателей обратимся к трактовке понятия «образование» в Законе РФ «Об образовании», где под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества, государства». Отсюда вытекают следующие показатели (параметры):

– уровень достижения поставленных целей;

– уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся;

– уровень реализации требований ГОС;

– уровень удовлетворения запросов учащихся и родителей.

Образование как система выражается через «условия – процесс – результат». Комплексное управление качеством образования невозможно без создания условий, определения результатов деятельности и выстраивания адекватного образовательного процесса.

Условия образовательного процесса:

– тип и вид школы;

– уровень мастерства педагогических кадров;

– контингент учащихся;

– учебно-методическое обеспечение;

– нормативно-правовая база;

– материально-техническое обеспечение;

– финансовое обеспечение школы и др.

Результаты образовательного процесса:

– итоги аттестации;

– творческие достижения учащихся;

– обеспечение продолжения образования;

– состояние здоровья;

– удовлетворенность образовательного заказа учащихся и родителей и др.

Требования к эффективной организации образовательного процесса:

– принципы дидактики;

– содержание образования;

– формы, методы, средства обучения и воспитания;

– педагогические технологии;

– компетентный учитель и его возможности.

Квалифицированность учителя – важнейшее условие достижения качества образования. Эта составляющая оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика роста профессионализма педагогов и руководителей.

В современной ситуации особую значимость приобрели условия образовательной деятельности. Если создание условий образовательной деятельности является прерогативой и функцией учредителей, несущих ответственность за возможность организовать качественный образовательный процесс, то содержание этого процесса, используемые формы и методы работы – функции школы. Она разрабатывает свою образовательную программу, опираясь на базисный учебный план и государственные стандарты по предметам.

Образовательная программа школы – это образовательная модель школы, где выделены основные компоненты деятельности (учебные планы, программы, модели выпускника на каждой ступени обучения, стратегия обучения и воспитания, различные службы, призванные оказывать помощь учителям и учащимся с учетом конкретных условий школы, а также возможностей учащихся и их родителей).

В работе над этим документом открывается широкое поле деятельности для инновационных процессов.

Из выше сказанного следует, что управление качеством образования предполагает изучение потребностей учащихся и их родителей, ценностей общественной жизни, государственных нормативов. На основе этого идет создание системы образовательного процесса, обусловливающей и гарантирующей удовлетворение заявленных потребностей и корректировка результатов деятельности.

Создание системы управления качеством образования связано с выбором методов управления. Называют следующие методы, обеспечивающие эффективное решение проблемы:

– управление по целям;

– управление по отклонениям;

– управлениям по результатам.

Важной стороной управления качеством образования является выбор стратегии контроля, основанной на сочетании внешнего контроля и внутреннего стимулирования. Одним из крайне нежелательных последствий внешнего контроля является стремление контролируемых улучшить не саму работу, а ее показатели, желание заниматься только тем, что контролируется, старательно блокировать сведения, снижающие оценку, что приводит к утрате достоверности всей системы управления информацией, непроизводительному расходованию сил и времени. Можно контролируя, не наказывать виновных, а выявлять причину низкого качества образования и оказывать содействие в их устранении.

В условиях повышения самостоятельности и развития школы, при делегировании многих прав и полномочий в самой школе изменяется место внутришкольного контроля в структуре управления. Внутришкольный контроль (ВШК) становится частью профессиональной деятельности участников педагогического процесса, включающий административный контроль, коллективный контроль и самоконтроль.

В традиционной школе в структуре ВШК значительное место отводится административному контролю, тем самым игнорируется коллективный контроль и самоконтроль. А это в свою очередь снижает результативность контроля и способствует принятию неадекватных управленческих решений. Можно увеличить во ВШК долю коллективного контроля и самоконтроля, если делегировать соответствующие полномочия учителям, методическим объединениям, общественным структурам. Однако это не так просто сделать, нужен механизм или процедура, способная активизировать коллективный контроль и самоконтроль.

Под коллективным контролем понимается контроль, осуществляемый учительским коллективом и имеющий не столь жесткие формы, как административный контроль. Он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе, взаимопосещения и др.

Работа учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в рамках деятельности методических объединений учителей, кафедр и лабораторий. Наряду с этим с коллективным контролем мы встречаемся, когда идет внедрение новых учебников, методов, средств и технологий обучения или когда осуществляется отслеживание результатов реализации экспериментальной программы школы и т.п.

Его цель – получение информации о состоянии дел в школе, позволяющей оценить работу педагогического коллектива силами самого коллектива и отдельных его членов, оказание оперативной помощи и побуждение коллектива к продуктивной работе.

Контроль деятельности учителя со стороны коллег обладает большой силой воздействия, ибо его результаты непосредственно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля важно учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, чтобы оградить коллектив от конфликтов.

Важнейшим фактором эффективной работы школы является доверие ее руководителей учителю.

По мнению Ю.А.Конаржевского, Т.И.Шамовой «Именно в доверии к учителю проявляется человекоцентристский подход в педагогическом менеджменте» [120, с. 149].

Работа на доверии раскрепощает и воодушевляет учителя, придает ему силы и уверенность, развивает инициативу и самостоятельность, создает в педагогическом коллективе атмосферу творчества, но в то же время и ответственности. Труд учителя становится осмысленным, получает социально значимое звучание.

Самоконтроль как часть ВШК означает работу на доверии. Доверие оказывается лучшим учителям школы в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Остальные сотрудники школы должны заслужить работу в таком режиме» [288, с. 41-43].

Дадим характеристику каждого из направлений работы МОУ СОШ №38 по социальному развитию личности учащегося. 



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.2. Основные направления развития МОУ СОШ №38

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)