Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.1. Научный аппарат построения программы развития



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
II.1. Научный аппарат построения программы развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность проблемы решаемой педагогическим коллективом МОУ СОШ №38, определило выбор темы программы развития: «Концептуальные механизмы становления школы социального развития личности учащегося».

Объектом программы развития является: образовательный процесс в МОУ СОШ №38.

Предметом программы развития является комплексная развивающая образовательная система, направленная на становление и социальное развитие личности учащегося.

В соответствии с темой нами была поставлена цель программы развития: создание полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося, обеспечивающих достижение современного качества образования.

На основании поставленной общей цели был определен ряд программных целей:

– формирование гуманистической социокультурной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся толерантности, духовности и культуры;

– формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности личностной ответственности обучающихся;

– становление и развитие активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способности к успешной самореализации в обществе;

– развитие у учащихся способностей творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– формирование здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся;

– обеспечение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– формирование четкой гражданской позиции, инициативности и правового самосознания социальной зрелости выпускника школы, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

Основными задачами программы развития являются:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного среднего общего образования.

2. Разработка и внедрение концептуальной стратегии становления и развития школы социального развития личности учащегося в условиях МОУ СОШ №38.

3. Модернизация системы управления МОУ СОШ №38, целенаправленное управление его развитием.

4. Качественное обновление содержания начального, основного, среднего общего образования с учетом выбранного направления развития школы в соответствии с основными положениями концепции модернизации российского образования.

5. Программно-методическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение качества образовательных услуг по основным направлениям развития МОУ СОШ №38.

6. Развитие системы многоканальности финансирования МОУ СОШ №38 и сформированность эффективных экономических отношений в среде образовательных услуг.

7. Дальнейшее развитие преемственности в системе «Детский сад – начальная школа».

8. Разработка и апробация «Я-концепций»: современного педагога, современного ученика, современного родителя в условиях МОУ СОШ №38.

9. Разработка и апробация модели личности выпускника МОУ СОШ №38, отвечающей современным требованиям концепции модернизации российского образования.

10. Разработка и апробация «портфолио» современного учителя, ученика, родителя в условиях МОУ СОШ №38.

11. Разработка и апробация вариантов образовательного партнерства по основным направлениям развития МОУ СОШ №38.

12. Разработка единых критериев и показателей по оценке эффективности работы школы социального развития личности учащихся.

13. Проведение крупномасштабного педагогического исследования по реализации ведущих идей школы социального развития личности учащихся в МОУ СОШ №38.

14. Создание гибкой системы мониторинга и контроля реализуемой программы развития МОУ СОШ №38.

15. Количественный и качественный анализ входных, промежуточных и итоговых результатов реализации программы развития МОУ СОШ №38.

Решение поставленных целей и задач программы развития должно отразится в ее конечном прогнозируемом результате, а именно: способствовать становлению и социальному развитию личности учащегося и на этой основе обеспечить сформированность адекватной социальной позиции и социальной зрелости личности учащегося на этапе школьного образования.

Теоретико-методологической основой программы развития являются: на философском уровне методологии положения аксиологического подхода в образовании (Н.А. Асташова, Р.В. Вендеровская, В.И. Додонов, З.А. Кокарева, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); на общенаучном уровне – системный (Л. фон Берталанфи, Т.А. Ильин, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, В.П. Си­монова и др.), синергетический (М.В. Богоуславский, В.Г. Буданова, В.И. Загвязинский, Г. Хакен и др.), междисциплинарный (П.Я. Гальперин, Э.Н. Гусинский, Е.Н. Кабанова-Меллер, С.Л. Рубинштейн и др.), программно-целевой (А.Н. Аверьянов, А.Г. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, Л.Г. Евланов, Ю.А. Конаржевский, И.С. Ладенко, Б.З. Мильнер, Н.Н. Мои­сеев, М.М. Поташник, С.А. Репин, Г.Н. Сериков, В.С. Татьянченко, П.И. Третьяков и др.); на конкретно-научном уровне – личностно-ориентированный (В.С. Ильин, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А. Тряпи­цына и др.), деятельностный (К.А. Абдульханова-Славская, М. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), рефлексивный (М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов, Л.И. Стрелец, Г.С. Сухоб­ская и др.); на методико-технологическом уровне – технологический (Л. Андерсен, Т.Р. Атутов, В.П. Беспалько, Б.С. Блум и др.), квалиметрический (С.И. Архангельский, Р. Аткинсон, Б. Бауэр, И.Б. Ительсон, Э. Кро­тесс и др.), парсипативный (Т.М. Давыденко, У. Дункан, Е.Ю. Никитина, Д. Синки, Т.И. Шамова и др.).

Значительное влияние на разработку нашей программы развития оказали ведущие идеи ученых по проблеме социального развития личности в различных отраслях научных знаний, а именно:

– в области философии и философии образования (П.В. Алексеев, Б.С. Гершунский, С.В. Девятова, Э.В. Ильенков, В.И. Купцов, В.А. Лек­торский, Л.К. Науменко, В.А. Панин и др.);

– в области социологии и социальной психологии (А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, Ю.А. Шерковин, Г.М. Андреева, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Перре-Клермон и др.);

– в области психологии и педагогической психологии (А.М. Арсен­тьев, Р. Бернс, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Л. Коло­минский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, М.Н. Скат­кин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

– в области педагогики и социальной педагогики (Ю.В. Васильева, В.А. Сластенин, Л.М. Митина, С.И. Гессен, Ю.К. Бабанский, К.А. Аб­дульханова-Славянская, М.А. Галагузова, С.А. Смирнов, Н.А. Асташова, В.В. Краевский, В.Д. Семенов и др.).

Концептуальная программа развития МОУ СОШ №38, вбирая в себя вышеперечисленные идеи, раскрывается нами с позиции межнаучного синтеза научных подходов, отражающих определенный уровень методологии, при этом не противоречащих друг другу.

Ведущим подходом к реализации программы развития МОУ СОШ №38 является системный подход, направленный на создание развивающей образовательной системы, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося.

Методика системного анализа применительно к нашей системе разработана довольно обстоятельно и базируется на 4 аспектах осуществления системного анализа, могущих быть примененными к педагогическим объектам и явлениям: морфологический, структурный, функциональный и генетический. Все эти аспекты выступают в органическом единстве, и это единство обусловлено единством свойств целостной системы среднего общего образования. При этом к объективным компонентам развивающей образовательной системы ориентированной на становление и развитие социальной личности учащегося в МОУ СОШ №38 необходимо отнести следующие:

– цели процесса модернизации (ближайшие и отдаленные установки модернизации);

– условия процесса модернизации (нормативная и материально-техническая база модернизации, финансирование осуществляемых реформ, управленческая, научно-методическая, учебная, воспитательная деятельность, социально-психологическая, здоровьесберегающая);

– содержание образовательного процесса (обеспечение стандарта содержания образования: учебные планы, учебные программы, учебные материалы, КИМы и т.д.);

– уровень обучающего персонала (количественные и качественные диагностические показатели профессионализма и тенденций его роста);

– уровень обучаемых (количественные и качественные диагностические показатели учебной успешности, психофизиологического состояния, общекультурного и социального развития, уровня здоровья, уровня профессионального самоопределения).

Субъективными компонентами развития образовательной системы МОУ СОШ №38 являются формы, методы и средства, обеспечивающие ее развитие.

При разработке программы развивающей образовательной системы МОУ СОШ №38 мы использовали также ведущие идеи системно-структурного, системно-оптимизирующего, программно-целевого, мультипликационного, профессионально-деятельного, личностно-деятельного и интегративно-модульного подходов.

В основу программы развития МОУ СОШ №38 положены следующие общие теоретические принципы:

– во-первых, основные принципы государственной политики в области образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и региональных программах развития образования через демократический характер образования (демократизация внутришкольного управления; демократизация организации образовательного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества) и гуманистический характер образования (уважение личности обучающегося, принятие его личностных целей; создание максимально благоприятных условий для социального развития и саморазвития учащихся);

– во-вторых, принципы региональной образовательной политики, обуславливающие создание условий, способствующих социальному развитию личности учащегося;

– в-третьих, принципы развивающейся рыночной экономики (внедрение рыночных механизмов в функционирование образовательного учреждения; модернизация учреждения в соответствии с требованиями национальной концепции модернизации российского образования; развитие дополнительных образовательных услуг; предоставление хозяйственной самостоятельности учреждению; учет ценностных ориентаций учащихся, выпускников образовательного учреждения в контексте муниципальных развивающихся социальных отношений).

Основными принципами построения и реализации самой программы развития являются:

– системный подход, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию образовательного учреждения;

– дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся в процессе реализации программы развития;

– программно-целевое управление развитием школы через иерархичность целей разных уровней, где каждая предыдущая цель является средством для достижения последующей в процессе развития школы;

– соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям личности школьника;

– непрерывность образования в системе «начальное – основное – старшее звено», обеспечивающая планомерность образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы;

– аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный подход как определяющие факторы, на фоне которых осуществляется формирование и социальное развитие личности;

– гуманизация, гуманитаризация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество школы, семьи, общественности в процессе реализации программы развития, обеспечивающих становление и социальное развитие личности учащихся.

В основу программы развития МОУ СОШ №38 был положен ряд общепедагогических принципов:

– принцип доступности учебного материала;

– принцип педагогической поддержки индивидуального стиля обучения учащихся;

– принцип сочетания педагогических технологий управления дифференциаций образования или их элементов с учетом типа мышления обучаемых.

Основными методами при разработке и реализации программы развития являются:

– социально-педагогический, ретроспективно-перспективный, системный анализ (моделирование, декомпозиция) исследуемой проблемы;

– диагностические методы (метод экспертных оценок, обобще­ние независимых характеристик, тестирование, рейтинг, самооценка);

– обсервационные методы (наблюдения, беседа, интервьюиро­вание, анкетирование, ранжирование и т.п.);

– педагогический эксперимент (констатирующий, формирую­щий, повторный);

– методы математической статистики: дисперсия, среднее квад­ратичное отклонение, доверительный интервал, показатель вариа­ции, критерии Фишера и т.д.).

Новизна и теоретическая значимость программы развития заключается в создании комплексной развивающей образовательной системы, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося.

Практическая значимость программы развития заключается в том, что педагогическим коллективом МОУ СОШ №38 в результате её успешной реализации должны быть созданы полноценные условия для становления социального развития личности учащегося, обеспечивающих сформированность адекватной социальной позиции и социальной зрелости личности учащегося на этапе школьного образования

На основании поставленных целей и задач программы развития МОУ СОШ №38 разработана базисная модель школы социального развития личности учащегося. Дадим общую характеристику базисной модели.

Школа социального развития личности учащихся (ШСРЛУ) – это принципиально новая адаптивная модель общеобразовательной школы, направленная на становление и социальное развитие личности учащегося.

Основная цель ШСРЛУ – создание развивающей образовательной системы, обеспечивающей целенаправленность и эффективность процесса становления и социального развития личности учащегося, способствующая достижению современного качества образования.

Объектом образовательной системы ШСРЛУ является: ДОУ – Школа – ПЛ – ВУЗ.

Субъекты ШСРЛУ: учащиеся – педагоги – родители – социальные партнеры – ученые.

Образовательному учреждению (МОУ СОШ №38), переходящему в режим инновационной активности по созданию ШСРЛУ необходимо решить следующие первостепенные задачи:

1. Создать единую структуру управления ШСРЛУ.

2. Разработать комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса по основным направлениям развития ШСРЛУ.

3. Создать полноценные кадровые, материально-технические, финансово-экономические условия для успешной реализации основных направлений развития ШСРЛУ.

4. Определить содержание образования учащихся по основным направлениям развития ШСРЛУ.

5. Создать временные творческие группы педагогов, объединенных в образовательные центры по основным направлениям развития ШСРЛУ.

6. Провести всеобуч педагогического, родительского, ученического коллективов МОУ СОШ №38 по основным направлениям развития ШСРЛУ.

7. Создать первичный банк информации и методической литературы по основным направлениям развития ШСРЛУ.

8. Установить деловые контакты с социальными партнерами, учеными, педагогами-новаторами для успешной реализации основных направлений развития ШСРЛУ.

Становление и развитие ШСРЛУ предполагает поэтапные перспективные изменения в функционирующей образовательной системе МОУ СОШ №38 через:

– разработку и реализацию модели программно-целевого управления развитием школой;

– разработку содержания образования по основным направлениям развития школы;

– совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания учащихся по основным направлениям развития школы;

– системную организацию образовательного процесса по основным направлениям развития школы;

– осуществление процесса подготовки и переподготовки педагогов по основным направлениям развития школы;

– разработку системы дополнительных образовательных услуг по основным направлениям развития школы.

Дадим системную характеристику ШСРЛУ.

При разработке системной модели ШСРЛУ нами использованы ведущие идеи Л.Ф. Спирина по разработке педагогических систем [277].

ШСРЛУ является педагогической системой, представляющей собой объединение ведущих субъектов образовательного процесса, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи.

ШСРЛУ является одним из видов сложной социальной динамической системы управления, в состав которой входят девять инвариантных компонентов: цель системы; управляющая подсистема (в частности, педагог); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы системы.

ШСРЛУ – саморазвивающая система и являет собой уникальное единство материальной (физической) и нематериальной (духовной) сущностей.

ШСРЛУ является и полисистемой, так как в ее составе люди, а каждый человек – система с подсистемами физиологического, психологического и социального характера. Понимание полисистемы облегчает выявление законов ПС, их сущности и функционирования. ПС – многоуровневая полисистема, в которой составляющие ее элементы упорядочены и сохраняют свойство целостности. В многосторонних связях полисистемы противоречиво взаимодействуют различные структуры, тенденции, процессы.

«Законы ПС отражают в разных аспектах эти и связанные с ними сущности. Заметим попутно, что все педагогические законы проявляются как вероятностные тенденции. В педагогической сфере нет однозначных зависимостей, нет прямой детерминированности одного отдельно взятого явления (фактора) другим. Результат формирования у воспитуемых тех или иных качеств определяется сразу многими факторами и комплексом причин.

Закон саморазвития: имманентно присущие противоречия в системе вызывают ее саморазвитие.

В ПС всегда налицо противоречия между социально-педагогическими потребностями общества и возможностями их удовлетворения; противоречия между функциями системы и разнообразными потребностями саморазвивающихся личностей. В эволюциях систем всегда имеется противоборство несовпадающих тенденций разных типов, классов и уровней.

Закон открытости социуму: система не может изолировать себя от информационного обмена и предметно-практических связей с окружающей микро- и макросредой, из которой поступают позитивные и негативные воздействия на нее.

Закон самосохранения: система стремится разрешить внутренние и внешние противоречия так, чтобы избежать распада и сохранить свою целостность.

Закон полифункциональности: система работает в вертикальной и горизонтальной полифункциональности.

Вертикальная полифункциональность – это многоаспектная преемственность в этапах, организационных формах, средствах, методах и приемах решения воспитательно-образовательных задач с элементами их обновления на каждом новом цикле развития.

Горизонтальная полифункциональность – это расширение содержания воспитательно-образовательной работы в структуре единства ее составных частей (умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание и др.).

Закон гетерогенности: в системе все люди и их отношения не тождественны, и поэтому системы не поддаются уравнению по их параметрам.

Закон полного цикла и достаточности условий: система достигает цели и тогда, когда налицо достаточность разрешающих условий и пройден полный цикл ее деятельности (диагностика, целеполагание, планирование, реализация плана).

Закон гомеостаза: система возвращается к устойчивому режиму функционирования, к постоянству своих свойств, преодолевая возмущения, эмоциональные подъемы и спады (закон маятника).

Закон ограниченных функциональных возможностей: система «сбрасывает» ту функцию, которую по тем или иным причинам оперативно реализовать не может. Всегда в любой системе налицо функциональные пределы (Закон функциональных пределов).

Закон исключительного духовно-нравственного поля: в процессе совместного проживания дидактических и жизненных ситуаций воспитателей с воспитуемыми система создает единственную в своем роде атмосферу взаимного духовно-нравственного влияния разной силы и содержания. Педагогические системы, поэтому всегда неповторимы, исключительны и носят авторский характер, отражая, прежде всего, личность ее руководителя. (Закон неповторимого педагогического авторства).

Закон взаимной адаптации: система вынуждает адаптироваться воспитателя к саморазвивающейся личности воспитуемого так же, как и последнего к первому. Если ПС высоко организовано, то все ее элементы (люди, средства и др.) тесно взаимосвязаны и каждый из них может изменить свое состояние, лишь отражая или вызывая изменения другого элемента или системы в целом» [277, с. 3-4].

Ведущая идея ШСРЛУ заключается в создании полноценных условий для становления и социального развития личности учащегося через сформированность его ключевых компетенций:

– сформированность гуманистической социокультурной системы ценностей и ценностных ориентаций у учащихся, толерантности, духовности и культуры;

– сформированность целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности;

– развитость активной общественной и жизненной позиции у учащихся, способность к успешной самореализации в обществе;

– развитость у учащихся способности творчески мыслить и действовать в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной);

– сформированность здорового образа жизни, труда и отдыха у учащихся;

– достижение готовности учащихся к реализации своих потенциальных жизненно важных профессиональных планов с последующей адаптацией на рынке труда;

– сформированность гражданской ответственности, инициативности и правового самосознания личности учащегося, способного стать достойным гражданином Российской Федерации.

Реализация такого подхода в условиях ШСРЛУ должна способствовать в полной мере решению главной задачи модернизации российского образования: обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Ведущими принципами ШСРЛУ являются:

– системный подход, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию образовательного учреждения;

– дифференцированность направлений и организации системы учебной и внеучебной деятельности учащихся в процессе реализации программы развития;

– программно-целевое управление развитием школы через иерархичность целей разных уровней, где каждая предыдущая цель является средством для достижения последующей в процессе развития школы;

– соответствие организации деятельности потребностям, интересам и склонностям личности школьника;

– непрерывность образования в системе «начальное – основное – старшее звено», обеспечивающая планомерность образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы;

– аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный подход как определяющие факторы, на фоне которых осуществляется формирование и социальное развитие личности;

– гуманизация, гуманитаризация, демократизация, предполагающие свободное сотрудничество школы, семьи, общественности в процессе реализации программы развития, обеспечивающих становление и социальное развитие личности учащихся.

 

В работе ШСРЛУ должны реализовываться три основных условия:

– связь программы развития МОУ СОШ №38 с основополагающими документами о развитии образования в РФ;

– четкое понимание целей и задач ШСРЛУ и единство взглядов его участников на реализацию основных направлений ее развития через заложенные в ней идеи;

– преемственность между передовой педагогической наукой и педагогической практикой.

В соответствии с базовой моделью ШСРЛУ ее основными целями, задачами, законами, принципами, условиями функционирования нами разработана концепция развития школы МОУ СОШ №38.

Концепция развития школы – это система прогностических взглядов на ее развитие в конечных целях развития, удовлетворяющие ее перспективные потребности на ряд лет. Это целевая линия развития школы, представленная совокупностью точек роста, где каждая точка роста выражает проблему, которая реализует себя через комплекс идей развития с последующим переходом в систему основных целей и задач.

Концепция развития школы предполагает постепенные перспективные поэтапные изменения в действующей образовательной системе школы. Концепция развития школы должна раскрывать содержание темы программы развития школы. Тема программы развития МОУ СОШ №38: «Концептуальные механизмы становления и развития школы социального развития личности учащихся».

В соответствии с заявленной темой нами сформулированы основные положения концепции развития МОУ СОШ №38:

1. Достижение главной задачи российской образовательной политики в сфере общего образования – обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства невозможно без рассмотрения школы как социального института.

2. Школа как социальный институт должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, высоко-нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

3. Важнейшей целью и задачей любой общеобразовательной школы должно являться социальное развитие личности учащегося, как субъекта деятельности и рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента, обеспечивающего эффективность процесса социализации современного школьника.

4. Социализация современного школьника в условиях школы представляет собой процесс становления личности учащегося посредством обучения и активного усвоения индивидом ценностей норм, установок, образов поведения, присущих демократическому и правовому государству, воспроизводства социального опыта и культуры, формирования индивидуальной системы нормативной регуляции и структур психики.

5. Социализация современного школьника не должна сводиться лишь к передаче сведений об основных наук. Развитие личности учащегося в условиях школы как субъекта деятельности формирующегося в школьном социуме обязательно предполагает: решение естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.

5.1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

5.2. Социально-культурные задачи – это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

5.3. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Весь комплекс задач направлен на:

– развитие интеллекта;

– развитие эмоциональной сферы;

– развитие устойчивости к стрессорам;

– развитие уверенности в себе и самопринятие;

– развитие позитивного отношения к миру и принятия других;

– развитие самостоятельности, автономности;

– развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования;

– развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

6. Будучи существом социальным, общественным, являясь полноценным субъектом школьного социума, учащийся приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. В результате происходит социализация личности учащегося – как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

7. Социально развиваясь, учащийся становится заинтересованным, мотивированным на осознанное достижение высоких образовательных результатов как условия своего дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, таким образом, учащийся проявляет социальную активность.

8. Социальная активность личности учащегося представляет собой сознательную деятельность школьника по созданию и преобразованию социальных явлений – норм, взаимоотношений, социальных структур школьного социума.

9. Школьный социум – представляет собой устойчивую социальную общность, характеризуемую единством условий жизнедеятельности учащихся в школе и отражающуюся в соответствующих отношениях между ведущими субъектами образовательного процесса.

10. Ведущие субъекты образовательного процесса вступают в различную систему социальных связей и отношений, выполняют определенные социальные роли: ученика, учителя, родителя.

11. Эффективность социального взаимодействия ведущих субъектов образовательного процесса определяет целенаправленность и эффективность процесса становления и социального развития личности учащегося.

12. Достижение качества социального взаимодействия ведущих субъектов образовательного процесса предполагает обеспечение качества профессиональной деятельности педагогов, качество семейного воспитания, качества образовательной деятельности учащихся, качества взаимодействия взаимоотношений в ученическом социуме. Повышение качества социального взаимодействия между ведущими объектами образовательного процесса должно обеспечить достижение современного качества социального развития личности учащегося.

13. Достигнуть современного качества социального развития личности учащегося возможно путем создания принципиально новой адаптивной модели общеобразовательного учреждения – школы социального развития личности учащегося (ШСРЛУ).

14. Основная цель ШСРЛУ – становление развивающей образовательной системы, обеспечивающей создание полноценных условий для социального развития личности учащегося.

15. Теоретико-методологической стратегией развивающей образовательной системы является аксиологический подход к образованию, отражающий гуманистический смысл философии образования.

16. Развивающая образовательная система образует аксиологическую модель, имеющую синкретический характер, где ценности-цели определяют ценности средства, а ценности-отношения зависят от ценностей знаний, ценностей качеств, которые функционируют как единое целое.

17. Ведущими принципами в рамках развивающей образовательной системы в процессе становления и социального развития личности учащегося являются:

– равноправие взглядов всех субъектов педагогического процесса (учитель, ученик, родитель) независимо от возраста и их социального положения в рамках единой гуманистической системы ценностей при разнообразии культурных и этнических особенностей;

– социокультурный прагматизм, взаимообогащающий диалог между всеми субъектами педагогического процесса, направленный на становление и социальное развитие школьников;

– экзистенциальное равенство всех субъектов педагогического процесса, взаимопомощь и согласие в процессе становления и развития личности учащегося через формирование его ключевых потенциалов: общекультурного, познавательного, творческого, здоровьесберегающего, профессионального самоопределения;

– равнозначность отношений между учащимися независимо от их интеллектуального уровня, соматического и физического здоровья, культурных традиций и национальных особенностей.

18. Развивающая образовательная система базируется на парсипативных методах взаимодействия между ведущими субъектами педагогического процесса, основной формой взаимодействия является диалог, основной тактикой общения – сотрудничество, позволяющих в комплексе реализовать принципы социального взаимодействия в условиях на качественно новой основе.

19. Основными направлениями деятельности в рамках развивающей образовательной системы по становлению и социальному развитию учащегося являются: общее программное руководство и управление учебно-воспитательное, социально-психологическое, научно-методическое, здоровьесберегающее, профессиональное самоопределение.

20. Достижение ведущей цели и задач, развивающей образовательной системы должно способствовать становлению и социальному развитию личности учащегося с необходимым и достаточным уровнем компетенции: общекультурных, познавательных, творческих, здоровьесберегающих, профессионального самоопределения, способной стать достойным гражданином Российской Федерации.

21. Развивающая образовательная система предполагает социальное взаимодействие четырех социальных институтов: детского сада, школы, семьи, образовательных партнеров, оказывающих определенное позитивное влияние на процесс становления и социального развития личности учащегося.

22. Социальное взаимодействие в условиях школы представляет собой процесс взаимного влияния субъектов образовательного процесса, в ходе которого согласуются их действия, направленные на становление и социальное развитие личности учащегося.

23. Ведущими субъектами образовательного процесса, включенными в процесс социализации школьника являются: родители, учащиеся, педагоги. Основной программный тезис социального взаимодействия «не над, не рядом, а вместе».

24. Эффективность процесса социализации школьника определяется эффективность социального взаимодействия и зависит от сформированности «Я – концепции» современного учителя, «Я – концепции» современного ученика, «Я – концепции» современного родителя.

25. «Я – концепция» современного учителя, современного ученика, современного родителя представляет собой целостный образ собственного «Я» посредством относительно устойчивой, осознаваемой системы представлений о своей личности и на этой основе определения и реализации своей социальной роли «Я – реальное», «Я – идеальное», «Я – зеркальное».

26. Процесс эффективной реализации своей социальной роли, ориентированной на становление и социальное развитие личности учащегося, определение близкой, средней и дальней перспективы социального взаимодействия во многом предопределяется:

– во-первых, адекватной самооценкой развитости у себя необходимых качеств для реализации своей социальной роли через осознание и осмыслен



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
II.1. Научный аппарат построения программы развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.1. Научный аппарат построения программы развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)