Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические воззрения донаучного периода



2020-02-04 472 Обсуждений (0)
Экономические воззрения донаучного периода 0.00 из 5.00 0 оценок




Предисловие

Поговорим о науке?

· Отличия социальных наук от естественных. Эксперименты. Мысленные/естественные эксперименты

· Человеческая деятельность – особо сложный объект изучения. Абстракции. Полезность и применимость абстракций. Бывают ли неправильные абстракции? Ключевая абстракция – homo oeconomicus.

· Накопление знаний в процессе развития экономической теории. Возвращение к старым научным идеям на новом уровне. Почему важно изучать историю экономической науки.

Экономика, также, как и история экономических учений и история экономики является наукой. Но задумывались ли Вы когда-нибудь, что такое наука? Дать определение этому феномену чрезвычайно важно, ведь от этого будут зависеть как вопросы, которыми мы будет задаваться, так и ответы, которые мы получим.

Наука – это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Такой знаменитый учёный XX века как Карл Поппер говорил о том, что необходимым элементом любой науки является возможность опровергнуть тезисы, которые эта наука синтезирует в процессе своих исследований. Другими словами, наука должна быть фальсифицируема, то есть её тезисы гипотетически должны быть опровергаемы опытом. С другой стороны, каждая наука должна непременно иметь свой объект (предмет) исследования, а также методологию, релевантную для данного объекта. Наука предполагает достижение человеком в процессе деятельности (наблюдение – гипотеза – эксперимент – вывод) абсолютной истины в её классическом понимании (соответствие знанию объективных явлений действительности).

Экономика является социальной наукой, которая изучает человека и его деятельность. Человеческая деятельность – предельно сложный объект изучения. Отличие социальных наук от естественных заключается в том, что человек, являясь субъектом познания, стремится познать самого себя (человека) (объекта познания), то есть субъект и объект познания в таком случае не могут быть разделены, они совпадают. Это приводит к высокой вероятности субъективизма в науке, то есть невозможности получить объективные знания в принципе. Это преодолевается с помощью использования математических методов в социальных науках, с помощью использования абстракций, а также с помощью проведения различных экспериментов.

Экономическая теория для достижения наибольшей объективности использует математические методы и эксперименты, некоторые абстракции. Абстракция – это некоторое представление о чём-либо, которое принимается за существующее в объективном мире несмотря на очевидную ошибочность данного факта. Такими абстракциями являются многие экономические модели, которые значительное количество факторов отрицают, то есть не анализируют в процессе работы с конкретным явлением, предполагая, что в том или ином случае они не могли оказать значительного влияния. Таким образом достигается возможность что-либо анализировать, ведь зачастую подобных факторов настолько много, что невозможно все их учитывать в процессе исследования, а также некоторая объективность исследования, так как выделением тех или иных категорий, по которым мы в дальнейшем анализируем ситуацию, мы увеличиваем точность выводов. Самой знаменитой абстракцией, которая очень долго и до сих пор используется в экономике – это человек экономический (homo economicus). Данная абстракция утверждает, что любой индивид склонен поступать рационально, то есть принимать решения самостоятельно, независимо, расчётливо, руководствуясь только категориями полезности, издержек, и так далее. Данный человек не наделён чувствами и не зависит от общества. В целом, для подобного понимания человека характерно понимание общества лишь как совокупности индивидов. Многие из этих положений оспаривались самими экономистами, тем не менее, до сих пор многие выводы, которые делаются исходя из данной абстракции, оказываются соответствующими реальности, то есть правдивыми. Главным недочётом использования абстракций является угроза объективности и точности исследования, так как когда мы не включаем тот или иной фактор мы можем ошибиться, что приведёт к тому, что наше исследование будет неверно отражать окружающую действительность. Таким образом, можно сделать вывод, что абстракции полезны тем, что они позволяют нам упрощать так, чтобы то или иное явление становилось доступным для анализа, при этом сохраняя объективность исследования и его точность. Тем не менее, надо всегда учитывать то, что выбор тех или иных критериев значительно влияет на результаты нашего исследования, а потому внося или вынося что-то из абстракции, которой мы руководствуемся, мы автоматически вносим некоторую субъективность в исследование (далеко не всегда можно объяснить, почему мы не учитываем тот или иной критерий, почему мы считаем его незначительным).

Очень часто социальные науки используют эксперимент, чтобы добиться большей объективности. Искусственно для испытуемых задаются такие условия, чтобы их субъективные характеристики (опыт, настроение, так далее) не проявлялись вовсе или играли насколько можно меньшую роль в процессе эксперимента. Кроме искусственно созданных экспериментов существуют некоторые эксперименты естественные, которые происходили когда-то в реальной жизни. Так, например, естественным экспериментом может являться реформа тюремно-надзорных органов в Швеции в конце 1990-ых годов, после которой преступность в Швеции значительно сократилась. «Как такое произошло?» - вопрос, который изучается социологической наукой. Тем не менее, не всегда эксперименты возможно провести в силу различных причин, история, тоже, не всегда спасает, ведь значительное количество факторов, которые повлияли на те или иные решения и результаты, полученные после этого, зачастую отрывочны и спорны. В таких случаях учёные, в том числе учёные экономисты, используют мысленные эксперименты. Мысленный эксперимент – это метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях. Другими словами, это эксперимент на основе наших абстракций. Так, например, Альфред Маршалл, создав свою знаменитую модель спроса и предложения, не остановился на этом, а продолжил с этой моделью экспериментировать: «А что будет если ввести налог?», «С введением субсидии общество выиграет или проиграет?» и так далее. Подобные эксперименты сложно претворить в жизнь, но в рамках экономической модели такие манипулирования возможны.

Уже тот небольшой кусочек текста, который вы прочитали, содержит много неопределённостей и противоречий: наука объективна, но вроде как не очень, абстракция хороша, но тоже с оговорками, в целом, социальные науки (как, впрочем, и естественные, но о них мы не говорим в рамках этой главы) не совершенны. Почему же так сложилось? Почему этих несовершенств не видели создатели этих самых абстракций или экспериментов? На многие из подобных вопросов и отвечает тот предмет, которому посвящена данная книга. История экономических учений иллюстрирует, как те или иные учения появлялись и какие были предпосылки их формирования. История экономики рассказывает, почему правительства предпринимали те или иные решения и почему они тем или иным образом сказывались на экономике. История мысли и история реальных событий сказываются друг на друге: и правда, на любого человека будет влиять как то, что происходит вокруг, так и то, о чём все думают. И эти явления бесконечно взаимозависимы. Чтение данной книги поможет читателям проследить эти зависимости и понять современную экономическую теорию. Читатель сможет увидеть, что экономическая теория развивается спиралевидно: многие прежние воззрения вбирают новые теории в тех или иных модификациях. Это позволяет нам утверждать, что экономическая теория не стоит на месте: она постоянно накапливается, реформируется, а иногда перерождается в новых формах.

Изучение истории экономики и экономической мысли позволит человеку понять, как европейцы пришли к современному видению того, как устроена и как должна быть устроена экономика, а также почему европейцы пришли именно к такой модели экономических отношений между собой.

 

Экономика как наука

· Предмет экономической науки. Возникновение отдельной науки. Экономическая наука и экономическая мысль. Возникновение метода.

· Определения экономики. Экономика – как наука о производстве, обмене, распределении материальных благ. Экономика как наука об ограниченности ресурсов. Экономика как наука о рациональном поведении.

· Когда возникла экономическая наука? Экономика и некапиталистические общества.

Предметы экономической науки в разные времена были различные. Так как методы зависят от предмета, то и методы были разными в разные времена. Тем не менее, нечто общее между всеми этими взглядами оставалось общим и доминирующим, что позволило нам говорить о том, что всё это – одна экономическая теория, но видоизменяющаяся.

Экономика как наука (в современном её понимании) возникла в XVI веке вместе с возникновением меркантилизма. Так как центральным предметом изучения учёных того времени была торговля, то экономика определялась как наука о производстве, распределении и обмене благ. Лишь позже с возникновением учения Карла Менгера в это определение будет добавлено: «в условиях ограниченности ресурсов». Основными методами экономической теории тогда выступали анализ и синтез, системный подход.

Современная экономическая наука, как и многие другие, совершила экспансию своих методов на другие сферы общественной жизни. Это позволило говорить нам о том, что-то определение которое было дано ещё в XVIII веке устарело. В настоящее время экономисты исследуют не просто производственно-торгово-потребительский процесс, а исследуют, в целом, проблему того или иного выбора в различных условиях. При подобном расширении своего предмета экономика смогла позволить себе использовать достижения многих других социальных наук, таких как психология или социология. Экономика в таком понимании является наукой о рациональном поведении человека. Рациональность при этом понимается как некоторое поведение, соответствующее общим тенденциям поведения людей в той или иной ситуации, при этом не важно, тенденции ли это к логически верному поведению в данных условиях или к логически неверному поведению.

Ещё одним заблуждением является представление об экономике как о науке капиталистического общества, что безусловно является неправдой. Вопросы, которыми занимается экономика, не исчезают в связи с тем, что экономика в стране является командной. Экономическую науку, наоборот, интересуют различные аспекты мотивации индивидов в таких условиях, другие альтернативные способы разрешения многих экономических вопросов. Также, стоит упомянуть, что в современном мире ни одна экономика не является полностью капиталистической (рыночной). Каждая из стран совмещает капиталистическую экономику с командной в особенных областях, таких как военно-промышленный комплекс или железнодорожный сектор и так далее. Тем не менее, экономическая теорию продолжает существовать и развиваться в таких условиях.

Таким образом, экономика является развивающейся наукой, которая в течение своей истории смещала как фокус с одних сторон своего предмета на другие, так и методы, то есть способы рассмотрения данного предмета. Это обуславливает противоречия, которые встречаются в экономической теории и оправдывает тех или иных мыслителей в глазах современного учёного. Чтобы разобраться во всех тайнах развития экономической науки и тех исторических явлениях, которые оказали влияние на эту самую науку, вы и приступаете к чтению данной книги.

История экономической мысли

Экономические воззрения донаучного периода



2020-02-04 472 Обсуждений (0)
Экономические воззрения донаучного периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические воззрения донаучного периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)