Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бернар Мандевиль: частные пороки и общественные добродетели



2020-02-04 924 Обсуждений (0)
Бернар Мандевиль: частные пороки и общественные добродетели 0.00 из 5.00 0 оценок




· Модель общества, представленная в Басне о пчелах.

· Споры о противоложности частных и общественных интересов. Эгоизм и индивидуализм – порок или добродетель?

· Дискуссии о мотовстве и бережливости

Главная работа: «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Подзаголовок этой басни таков: «Пороки частных лиц – блага для общества».

Именно Бернар Мандевиль первым утверждал, что общественные добродетели являются не более чем следствием частной выгоды, частных интересов, преследуя которые индивид случайно, косвенно способствует развитию общества. Таким образом частные корыстные интересы (пороки человека, как называет их Мандевиль) дают обществу выгоду. Подобные идеи мы услышим позже у Адама Смита, который констатировал развитие общества за счёт личных интересов индивидов.

Мандевиль одним из первых нащупал пороки буржуазного общества и дал им развёрнутую критику. Главная его теория гласит, что деятельность различных порочных людей превалирует, создаёт спрос и предложение. Таким образом, без пороков, при всеобщей человеческой добродетели буржуазное общество обречено на экономический кризис и, в целом, на смерть.

Мандевиль делил пороки на интересы (те пороки, которые мы осознаём и контролируем головой) являются, по мнению Мандевиля, выгодными для общества в отличие от пороков неконтролируемых нашим сознанием, которые при удовлетворении хуже сказываются на обществе. Такие грехи Мандевиль называет «страстями».

Мандевиль доказывает, что справедливость, честность и все остальные прочие этические категории не касаются экономики, так как экономике могут как способствовать, так и мешать те или иные этические категории. Так, например, честность негативно сказывается на торговле, так как уменьшает количество продаваемых товаров (те товары, которые плохие не будут продаваться, а потому это не будет содействовать торговле). Зависть же, наоборот, способствует экономическому развитию, так как среди завистливых обязательно найдётся человек, который будет стремится добиться тех же высот, что и человек, которому он завидует. Следовательно, он, стремясь больше заработать, возможно, придумает какую-то технологию или просто проработает на фабрике не 10, а 15 часов, что несомненно будет двигать экономику вперёд. Таким образом, не обязательно (а часто имеется и обратная зависимость) всё то, что этично, способствует развитию экономики. Именно богатство и роскошь, по мнению Мандевиля, являются главными стимулами развития всего общества. Тщеславие. Роскошь и обман, в целом, выгодны для общества. Поэтому, изучая экономику, мы должны дистанцироваться от этики и сосредоточиться на самой экономике.

Вслед за Гоббсом Мандевиль наделяет человека эгоистическими наклонностями, служащими первопричиной всех отрицательных нравственных качеств. Но, в противовес Гоббсу, он полагает низменные и отвратительные свойства людей самыми необходимыми для человека, делающими его приспособленным к жизни среди себе подобных в самых больших и самых процветающих обществах, не только не препятствующих, но способствующих процветанию общества в целом.

Также, Мандевиль рассматривает проблему взаимоотношений бережливости, мотовства и экономики. Что лучше: сберегать или тратить все деньги? Автор басни говорит о том, что обе этих крайних позиции вредны. Мотовство богатеев является выгодным обществу, так как это способствует возвращению в общество части несправедливо нажитого, что безусловно выгодно обществу. Роскошь, в свою очередь, помогает выжить миллионам беднякам, чья работа полностью зависит от того, насколько много богатеи покапают (допустим) одежды. Также, роскошь обеспечивает развитие культуры, так как богатеи таким образом, красуясь между собой, способствуют развитию театрального искусства, живописи и так далее. Бережливость же, которая поощряется обществом, на самом деле для него губительна, так как, способствуя, возможно, увеличению богатства отдельного человека, не способствует богатству всего общества.

Идея Мандевиля о вреде чрезмерной бережливости, о полезности и о необходимости непроизводственных расходов, любого расточительства была воскрешена и развита Джоном Мейнардом Кейнсом. Этот великий экономист будет утверждать, что Мандевиль является его идейным предшественником.

Ещё одной (банальной, наверно, для того времени) идеей Мандевиля является идея ограничения импорта и увеличения экспорта, поощрение экспорта. Так, мы не только поспособствуем развитию внутреннего производства, но и обеспечим работой тысячи неимущих. В этом плане, Мандевиля можно рассматривать как меркантилиста, придерживающегося позднего его направления. Однако, однозначно его нельзя отнести к меркантилистам, так как основной предмет, который он рассматривает – совершенно не торговля, а соотношение общественных благ и частных пороков.

Также, идеи Мандевиля повлияли на экономическое учение Мальтуса и на Карла Маркса, который поистине восхищался данным автором.

Таким образом, идеи, развитые Мандевилем в его «басне о пчёлах» повлияли на развитие всей дальнейшей экономической мысли.


Адам Смит

· Экономический человек, собственный интерес и склонность к обмену. Невидимая рука рынка. Разделение труда.

· Конкуренция, свободный рынок и роль государства.

· Трудовая теория ценности (стоимости). Естественная и рыночная цена.

· Производительный и непроизводительный труд.

· Общественные классы и их доходы

Главное проведение: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Очень противоречивое произведение, так как на различных страницах одной книги зачастую встречаются противоречащие друг другу утверждения. Тем не менее, эта книга поставила основные вопросы, которыми занимались в течение нескольких последующих веков, а потому она считается великой.

В своей работе Адам Смит, ища причины богатства тех или иных народов, обозначает свои воззрения относительно того, как должна быть устроена экономика государства и каким образом её следует вести. Однако чем-то похожим занимались и меркантилисты, что же отличает политическую экономию, которая берёт своё начало с Адама Смита от прежних учений?

1. Найти объективные законы экономики как новая цель

2. Долгосрочный анализ как основополагающий метод

3. Трудовая теория стоимости

4. Свободный рынок как идеал

Ключевым фактором, который обеспечивает успехи одних стран в отличие от других, является разделение труда. Именно оно, по Адаму Смиту, способствует процветанию нации, так как оно полезно для производительности работников производства:

· Работник приобретает навык за счёт многократного повторения одного и того же «упражнения».

· Работник не теряет время на смену орудий труда, следовательно, он может работать постоянно, не покладая рук.

· Работник способен изобрести новые инструменты и машины, которые упростят его задачу. Это происходит потому, что работник знаком с определённой сферой деятельности досконально.

В отличие от будущих экономистов (Карла Маркса) Адам Смит не говорит о чрезмерном разделении труда, которое приводит к отчуждению работника. Адам Смит заявляет, что ёмкость рынка регулирует разделение труда, тем самым его ограничивает, не доводя его до аномальных форм.

Адам Смит выделяет производительный и непроизводительный труд. Производительный труд приводит к появлению какого-либо материального продукта, например, стола, лопаты, ямы.  Непроизводительный труд выполняют актёры, священники, военные и так далее. В процессе своего труда эти категории населения, фактически, ничего не создают видимого, материального.

Адам Смит говорит о том, что человек по своей природе одновременно эгоистичен и склонен к обмену. Экономика развивается благодаря тому, что человек, стремясь удовлетворить свои собственные интересы, помогает обществу развиваться (вспомним Мандевиля). Рынок заставляет капиталистов «потакать» потребностям индивидов, так, как только в этом случае капиталист получит прибыль. Заслуга рынка в том, что он способствует удовлетворению потребностей людей наиболее эффективно.

Смит превозносит бережливость, говоря о ней как об одном из важнейших способов развития экономики. Однако, это не та бережливость, которая свойственна пожилым людям (хранить деньги дома на «чёрный день»), а та, которая идёт в инвестиции. То есть, экономическая выгода достигается тогда, когда увеличение бережливости ведёт к большему количеству инвестиций в экономике. Так, складывается система «естественной гармонии», при которой предоставленная людям свобода благотворно влияет на развитие общества, так как каждый из индивидов с помощью рынка вносит свой вклад в общественное благо. Так, в концепцию Адама Смита закрадывается «невидимая рука» рынка, которая управляет распределением в экономике средств и прибылей при совершенной конкуренции.

Адам Смит следующим образом говорил о механизме конкуренции. За счёт того, что в области есть несколько фирм, то борясь за покупателей, рано или поздно на рынке устанавливается единая равновесная цена. При этом, капиталисты получают минимальную прибыль, так как фактически цена устанавливается очень близко к себестоимости данного продукта (и-за конкуренции). Однако, бывают случаи, когда появляются новые рынки или начальные условия того или иного рынка изменяются. Тогда, на этих рынках можно получить сверхприбыль, так как на них низкий уровень конкуренции. Однако, это происходит очень недолго, так как опять же конкуренция устанавливает оптимальную цену не выше себестоимости продукта. Так, происходит с любыми рынками. Таким образом, экономику можно сравнить со множеством сообщающихся друг с другом сосудов (рынков), каждый из которых наполнен жидкостью (капиталом). Если подсоединить новый сосуд, то он будет какое-то время дисбаланс в эту систему, так как повлияет на уровень воды в других сосудах, но, в целом, он ничего не изменит, так как в какой-то момент все сосуды опять придут в равновесие. Так, проявляется механизм «перелива» капиталов в экономике, который усредняет прибыли капиталистов.

Отсюда появляется «нелюбовь» Адама Смита к государственному регулированию. Он говорит о том, что рынок самостоятельно способен идеально распределять блага в обществе, при этом регулируясь самостоятельно. Государство не способно настолько же эффективно распределять блага между индивидами, поэтому все его попытки как-то улучшить итак идеально отлаженный механизм обречены на провал. Следовательно, торговля должна вестись свободно, без государственных ограничений в виде тарифов, пошлин и так далее. Рынок – это масса людей, которые лучше принимают решения нежели чем государство, поэтому они лучше решают проблемы, которые возникают. Более того, государственное регулирование основано на представлении, что государство знает лучше, что нужно обществу, но это так не работает! Потому что, если люди так без государства не поступают, значит им это не выгодно!

Правда, Адам Смит далеко не так категоричен, как кажется. Он говорит, что есть случаи, когда протекционизм правилен. Так, он положительно оценивал Навигационный акт, так как он способствовал развитию английского флота, а, следовательно, безопасности Англии перед внешними угрозами. Одним словом, не всегда стоит думать только о рынке и о конкуренции. Безопасность важнее конкуренции.

Также, Адам Смит говорит о том, что необходимо препятствовать сговорам между производителями или продавцами, так как это препятствует конкуренции и её волшебному механизму.

Итак, что же готов оставить Адам Смит государству?

· Военную промышленность, так как безопасность выше конкуренции

· Оборонную промышленность, так как безопасность выше конкуренции

· Ряд протекционистских мер, чтобы развивать собственное производство

· Правосудие, потому что есть доверие к государству как к нейтральному арбитру

· Назальное образование, так как оно необходимо для того, чтобы общество могло функционировать.

· Общественные блага, например, коммуникации

Адам Смит оставляет за государством: военную промышленность, оборонную промышленность, некие протекционистские меры, правосудие, образование (начальное), общественные блага.

Экономический человек

Человек в видении Адама Смита – это сугубо рациональное существо, которое в своих поступках и рассуждениях руководствуется строгой логикой, пониманием издержек и выгод от того или иного действия и не поддающегося каким-либо субъективным факторам, как иррациональному.



2020-02-04 924 Обсуждений (0)
Бернар Мандевиль: частные пороки и общественные добродетели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бернар Мандевиль: частные пороки и общественные добродетели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (924)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)