Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие черты. Сущность революции.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Общие черты. Сущность революции. 0.00 из 5.00 0 оценок




В 70-х годах XIX века в экономической теории произошла маржиналистская революция. Независимо друг от друга разные люди высказали одни и те же мысли, лёгшие в основу экономической теории. Процесс рецепции этих людей составил 30-40 лет. Более того, этот процесс оказался очень растянутым в пространстве, то есть неравномерно идеи этой теории распространялись по странам. Также, многие идеи, высказанные как нечто новое, на самом деле представляли хорошо забытое старое (относились к началу XIX века). Поэтому маржиналистская революция не является классической научной революцией по Томасу Куну.

1. Изменилась методология экономического анализа. Методологический индивидуализм. Индивид означает слово «неделимый». Индивиды взаимодействуют с собой только через рынок. Все отношения можно свести к рыночным отношениям. Более того, индивиды никак не меняются: предпочтения всегда стабильны и на них никак не влияет общество. Я взаимодействую с другими людьми, но они на меня никак не влияют.

2. Если до этого экономическая теория оперировала средними величинами, то теперь - предельными, то есть приростными величинами. Marginal – предельный.

3. Если ранее экономическая наука игнорировала субъекта рынка, его желания, его оценки благ, то теперь субъективно-психологический подход становится необходимым условием анализа рынка, экономики. Вместо класса, общества, мы теперь оперируем понятием индивид.

4. Если Смит, Маркс и другие анализировали исключительно меновую ценность, то теперь полноправным объектом анализа становится потребительская ценность, полезность блага. Индивид наделяется субъективной полезностью (До этого она подразумевалась, но о ней не говорили, она была не интересна). У человека есть функция полезности, у нас есть предпочтения и они все разные.

Кто же претендовал на высказывание этого «нового»? 3 различные экономические школы:

1. Австрийская школа. Карл Менгер. Самая радикальная и самая последовательная теория в рамках маржиналистских теорий. Наиболее субъективная теория. Заявляет, что нельзя говорить об исчислении бесконечно малых величин и использовать математику. Рассматривает процесс покупки лошади в совокупности всех операций, а не как отдельно стадия обмена (или распределения). Наименьшие требования к рациональности индивидов. Вводим представление о рациональности индивида. Бессмысленно оперировать какими-либо величинами, так как они оказывают на наше поведение лишь небольшое влияние (есть много других факторов, оказывающих воздействие на наше поведение). Использовали исключительно каузальный (причинно-следственный), вербальный (словесный) анализ.

2. Англо-Американская (Кембриджская) школа. Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл. Исследуют один рынок (так называемое частичное равновесие). Мы знаем, что всё влияет на всё, но мы не будем этого делать, потому что слишком сложно (а если честно, невозможно) найти равновесие на всех рынках. Позиция здравого смысла – говорим о нас, о том, как мы себя ведём на разных рынках и так далее, а не в принципе, как мы себя ведём. Наше поведение отличается на ярмарке и в гипермаркете (грубо говоря), поэтому и исследовать данные рынки следует отдельно, а не применять к ним одни и те же законы.

3. Лозанская школа. Леон Вальрас, Вильфредо Парето. Всё влияет на всё и это надо учитывать. Пытаемся определить равновесие на всех рынках сразу. Но.… А кто вообще гарантировал, что будет равновесие? Ничего это не гарантирует. Экономику может колбасить неопределённо долго. Костыль: предположение, что явления на рынке обладают угасающим влиянием. На своём рынок то или иное явление сказывается сильно, а на остальные рынки оно влияет всё меньше и меньше. Методом проб и ошибок производители медленно движутся к равновесию, нащупывая верную цену. Но математически это никто не доказал. Более того, эта теория многого не содержала (что выяснилось позже), поэтому её последователям пришлось очень долго её допиливать, что добавляло ещё больше сложностей и костылей.

Маржиналистская теория: складывать полезности различных людей – это складывать зелёное и тёплое. Все люди разные – нет объективной шкалы ценности. Мы не идём дальше от индивида. Всегда всё редуцируем к индивиду. Мы не можем говорить об обществе, его нет. Есть совокупность индивидов.

Маржинализм предполагает, что существует ряд принципов, которые не зависят от индивида. Это некие объективные законы мышления человека. Например, предположение, что в основе выбора – некие базовые правила рациональности, которые были такими всегда. Классики наоборот придерживаются эволюционной концепции развития общества, которая не предполагает существования неизменяющихся в историческом развитии правил, законов.

Маржинализм отвергает влияние математики в экономике. Экономика оперирует логическими, а не эмпирическими аргументами. Ориентируемся не на долгосрочный, а на краткосрочный период. Маржиналистам не нужен долгосрочный период (анализ здесь и сейчас). Для классиков долгосрочный нужен, чтобы уравновешивать все переменные.

Классики – за производство, которое большую часть экономической теории обосновывает. Маржиналисты – в центре находится индивид, а, следовательно, потребление. Все вопросы цены и так далее выводятся из потребления.

Субъективная теория ценности вытеснила концепцию трудовой ценности, признанную ошибочной. С маржиналистской точки зрения не ценность труда (или затрат других ресурсов) определяет ценность продукта, а, напротив, ценность продукта определяет ценность затраченного труда. Ценность станка определяется ценностью произведенного посредством его предмета потребления (если последний признан покупателем), а не наоборот.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Общие черты. Сущность революции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие черты. Сущность революции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)