Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудовая теория стоимости



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Трудовая теория стоимости 0.00 из 5.00 0 оценок




Смит определил и разграничил понятия меновой и потребительской стоимости. В отличие от физиократов, для него все виды производительного труда являются равнозначными с точки зрения создания стоимости.

Потребительская стоимость – это не более, чем полезность данного товара для индивида. В основе меновой стоимости лежит труд, то есть любая производственная деятельность человека. Также, Смит выделяет квалифицированный и простой труд, говоря, что первый дороже, но с помощью коэффициентов его можно выразить через простой труд.

Также, Адам Смит различает естественную и рыночную цену товара. Естественная стоимость есть выражение меновой стоимости в деньгах. Рыночная цена – это та, что фактически установлена на рынке. Смит верил, что рыночные цены стремятся к естественным. Эти виды цен совпадают при равновесии между предложением и спросом, но могут значительно отклониться друг от друга в условиях монополии.

Общественные классы и их доходы

Адам Смит выделяет три основных класса в обществе: наёмных рабочих, землевладельцев и капиталистов. Конечно, есть промежуточные классы, но они не так значительны, чтобы сосредотачиваться на них и рассматривать как какое-то значительное явление в экономике.

Рабочий работает не самостоятельно. Он работает, во-первых, на земле, а, во-вторых, с помощью чужого капитала, поэтому весь продукт его труда более не принадлежит ему. Первый вычет из продукта труда рабочего – это рента землевладельца, на земле которого было позволено работать рабочему. Второй – прибыль капиталиста, который предоставил капитал (орудия труда и материалы для работы), с помощью которого работал индивид.


Иеремия Бентам

· Арифметика счастья. Модель человека у Бентама.

· Практические выводы утилитаризма.

· Влияние утилитаризма на экономическую теорию

Главный труд: «Введение в принципы морали и законодательства» (1789 год)

Иеремия Бентам разрабатывал концепцию утилитаризма, которая позже станет одной из основ экономического учения Джона Стюарта Милля. Утилитаризм в своей основе имеет философию гедонизма, который утверждает наслаждение, удовольствие высшим благом, целью жизни. В основе утилитаризма лежит понятие полезности, то есть представляется, что есть некоторые объективные критерии полезности для всех людей. При этом, утверждается, что каждый человек стремится максимизировать свою полезность. Так как существуют объективные критерии полезности, то их становится возможно посчитать: сложить, вычесть и так далее. Таким образом, с помощью существования некоторых объективных критериев возможна «арифметика счастья».

Человек для Бентама – это некоторый механизм, который отвечает на те или иные стимулы, которые Бентам называет страданием и удовольствием. Поступил сигнал удовольствия, человек будет хотеть и стремится это делать (есть кашу, например). Поступил сигнал страдания, человек всячески начнёт искать выход из данной ситуации и станет в будущем эту ситуацию избегать.

Так как общество суть простая совокупность индивидов, то можно узнать, в том числе насколько тот или иной закон скажется на общественном счастье. Бентам говорит о том, что законодатель должен руководствоваться именно принципом достижения максимального счастья максимальному числу людей, так как именно так общество будет достигать развития. При этом, когда мы стремимся к вышеуказанному принципу, нам становятся не важны отдельные индивиды. К слову, данный тезис оправдывает рабство. Но Бентам не такой уж и «безнравственный». Он утверждает, что необходимо иметь прогрессивную шкалу налогообложения, так как удовольствие богача и удовольствие бедного от одной и той же суммы различны. Следовательно, перераспределяя лишнюю тысячу рублей (условно) от богатого к бедному, мы увеличиваем их совокупное счастье (неудовлетворение богатого перевешивается удовольствием бедного). Это соответствует достижению максимального удовольствия максимального количества людей.

Цель любого государства – максимизировать удовольствие наибольшего числа людей, следовательно, максимизировать счастье, удовольствие общества (максимизировать счастье наибольшего числа людей). Для того, чтобы приблизиться к этому состоянию, необходимо отказаться от некоторых общественных явлений, либо изменить их. Например, мораль. Необходимо мораль учредить в соответствии с принципами полезностями, то есть именно полезность должна стать мерой любой моральной категории. Хорошим с моральной точки зрения должно стать то, что увеличивает максимальное удовольствие (максимального числа людей). Нет тем моральным законам, которые мешают большинству достичь счастья. Отсюда вывод: этика должна стать конвенциональной (то есть договорной). Кстати, традиции, которые мешают людям получать удовольствие тоже надо отменить.

Подобной точки зрения придерживается либерализм (утилитаризм правил).

Иеремия Бентам не полагается на свободную руку рынка, так как она, очевидно, не способствует достижению счастья наибольшего числа людей. Он поддерживает государственное регулирование экономики.

Утилитаризм является достаточно прогрессивной концепцией, которая сказалась на общественном развитии Европы (в частности, на формировании правовой системы), однако в нём есть несколько проблем. Во-первых, не совсем понятно, к чему, все-таки должно стремиться общество: к максимизации счастья наибольшего числа людей? Или всё-таки у минимизации несчастья для максимального числа людей?

Также, критикуется основной постулат данной концепции – объективность критериев удовольствия и страдания. Эти критерии в значительной степени субъективны и крайне сложно их сравнивать, то есть далеко не всегда представляется возможным их посчитать.

Более того, общество – не есть совокупность индивидов, это надличностная реальность, которая в том числе формирует понимание удовольствия и страдания в человеке. Следовательно, нельзя пренебрегать влиянием общества на индивидов, как это делал Бентам.

Также, возникают вопросы к этике. Бентам говорит, что к ней следует относиться сквозь принцип прагматизма, утилитаризма, но тогда возникают следующие проблемы. Моя полезность от убийства старухи топором настолько высока, что превышает полезность и всё счастье, которое эта старуха получит в оставшийся ей срок. Могу ли я её убить?

Также, спорят с Бентамом относительно того, что поступки стоит оценивать по их последствиям. Бывает человек совершает то, что хочет, но результаты предвиделись иные. Стоит ли тогда оценивать его поступок по этим самым непредвиденным результатам?


Томас Мальтус

· Закон народонаселения. Железный закон заработных плат.

· Как Мальтус предлагал ограничить рост населения?

· Полемика с экономическими оптимистами. Практические следствия законов народонаселения.

Первый официальный учёный экономики в мире. Главная работа: «Опыт о законе народонаселения» (1798 - 1826). Основное различие этой работы от работы Адама Смита заключается в том, что Мальтус решил исследовать причины не богатства, а бедности народа.

Основные вопросы, которые рассматривал Томас Мальтус касались народонаселения и распределения благ между ними. По сути, именно Мальтус заложил основы дальнейшей науки «Демография». Важную роль в его учении играет ограниченность благ.

Томас Мальтус утверждал, что люди размножаются в геометрической прогрессии, в то время как количество продовольствия растёт в арифметической прогрессии. За счёт этого рано или поздно сложится ситуация, при которой значительное количество населения не сможет себя никак прокормить. Уже на момент жизни Мальтуса значительное количество бедных недоедало. Он предполагал, что бедность будет поглощать всё большее количество людей и она не остановится. Увеличение количества людей означает меньшее количество благ на каждого из людей в среднем, следовательно, это ведёт к обнищанию населения.

С другой стороны, учёные-оптимисты утверждали, что большее количество населения означает большее количество трудовых ресурсов, следовательно, большое количество населения, наоборот, способствует экономическому благополучию и процветанию страны.

Отсюда возникает необходимость решать проблему народонаселения. Мальтус сначала предлагает практически полностью отказаться от помощи бедным, так как эта помощь ни к чему не приведёт, всё равно они будут продолжать нищать. Более именно бедные являются теми, кто активно множат своё потомство, таким образом, увеличивая количество нищих и усугубляя проблему народонаселения. Также, Мальтус утверждает, что бедные являются очень ленивыми, для того чтобы заставить их работать их нужно поставить на грань жизни и смерти. В ином случае они начнут паразитировать на государственных «дотациях».

Тем не менее, позже, уже в значительно переработанном издании Томас Мальтус говорит о том, что всё-таки помощь бедным может оказываться, в частности он выступал за поддержку многодетных семей. Более того, Мальтус положительно оценивает вклад государства в массовое начальное образование, так как это избавляет общество от невежества, которое является одним из основных факторов бедности.

Все способы, с помощью которых можно как-то решить проблему перенаселения – это предупредительные и разрушительные меры. Мальтус поддерживал первые из них. Разрушительными мерами он считал тяжёлый ручной труд, вредный для здоровья, бедность, плохое питание детей, нездоровые условия жизни в городах и всякого рода излишества, войны, эпидемии, болезни, голод.

Также, чтобы справиться с увеличением населения такими быстрыми темпами, Мальтус предлагает поощрять безбрачие. Так, он утверждает, что секс является удовольствием для беднейших, так как они не могут себе позволить более благородное проведение досуга.

Теория «третьих лиц»

Стоимость товара Мальтус сводил к издержкам на производство этого товара. Прибылью же он считал то, что капиталист добавляет к себестоимости товара. Но кто же этот товар приобретёт? Капиталист не будет его приобретать, так как он экономит, чтобы вложить свои деньги в производство. Рабочий этого завода тоже не способен приобрести этот товар, так как он получает меньше, чем себестоимость товара (капиталист же к себестоимости добавляет некоторую сумму). Но кто тогда является тем, кто всё-таки покупает и пользуются этим товаром? Непроизводительные потребители, то есть те, кто, ничего не производя, потребляют произведённое. Это и есть те самые третьи лица. К ним Мальтус относил чиновников, профессоров университетов, священников, землевладельцев и так далее.

Допускал возможность кризисов перепроизводства. Поддерживал «Хлебные законы» и Навигационный Акт, так как они поддерживали независимость Англии.

Проблема идей Мальтуса одна: он не учёл, что не всегда будут стимулы к тому, чтобы иметь много детей и тот факт, что возможно изменение соотношение рождаемости и роста продуктов, другими словами, промышленную революция (которая совершалась в период его творчества). В настоящее время при низкой рождаемости высокое обеспечение населения продуктами.

«Железный закон» заработных плат

Утверждает, что с увеличением количества населения всё большее давление оказывается на заработную плату (в сторону понижения). Так как большое количество населения предъявляет предложение на рынке труда, а спрос растёт очень медленно, то получается ситуация, при которой каждый рабочий готов работать за меньшую заработную плату (много безработных, которые готовы заменить тебя на твоём рабочем месте). Это приводит к тому, что зарплата колеблется в районе прожиточного минимума.


Давид Рикардо

· Упорядочение трудовой теории ценности (стоимости). Теория денег.

· Теория ренты Д. Рикардо.

· Теория международной торговли и сравнительных преимуществ.

Главная работа: «Начала политической экономии и политической жизни» Д. Рикардо.

Из всех политэкономов является сильнейшим аналитиком. Дополняет и исправляет теорию Адама Смита.

Давид Рикардо исправляет теорию стоимости Адама Смита, вынося из неё ренту с земли и внося в неё капитал. Земля – это ограниченный ресурс, также, она разнородна по качеству, поэтому неправильно её учитывать при оценке стоимости товара. Стоимость определяется трудом прямым и косвенным. Таким образом, формула стоимости выглядит следующим образом:

P (стоимость) = L (труд) +  (прибыль) + K (капитал)

Теория ренты

Рента – это цена, которую капиталист платит землевладельцу за пользование плодоносящей землёй. Рента высчитывается следующим образом: берётся вся выручка капиталиста от произведённого на этой земле товара. Потом из этой выручки вычитаются издержки капиталиста, включая прибыль на капитал. Всё, что остаётся, после данных вычислений является рентой.

С увеличением населения появляется необходимость в увеличении количество продукта. Но теперь будут обрабатываться менее плодородные земли, поэтому издержки капиталиста будут выше, а рента, следовательно, ниже. Так будет происходить, пока рента не достигнуть нулевого значения. После достижения данной отметки, цена (условно) хлеба будет регулироваться издержками на производство продукта. Но раз теперь цена становится выше на хлеб, то теперь на других участках становится выше рента (так как выручка вырастает). Таким образом, Рикардо констатирует, что рента на землю будет неуклончиво расти, так как постоянно цена на хлеб будет расти.



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Трудовая теория стоимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудовая теория стоимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)