Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соборы в Бургосе, Толедо, Леоне, Барселоне, Севильи. Капелла коннетабля в Бургосе, собор в Саламанке, в Баталье, незавершенная капелла в Баталье.



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Соборы в Бургосе, Толедо, Леоне, Барселоне, Севильи. Капелла коннетабля в Бургосе, собор в Саламанке, в Баталье, незавершенная капелла в Баталье. 0.00 из 5.00 0 оценок




Распространение готической архитектуры на территории страны неравномерно. Если сооружение всех значительных соборов в Кастилии относится к 13в, то в Каталонии романский стиль уступал дорогу готическому гораздо медленнее и памятники искусства появились здесь в 14-15в. Еще позднее, уже во 2п 15в, готика проникла на юг, в Андалузию. Готика была в религиозных сооружениях и очень редко в светских. Готическая нервюрная система обогащена в Испании мавританскими способами перекрытия — свод над средокрестием покоится на перекрещивающихся арках; в центре образуется пространство, заполненное ажурной восьмиконечной звездой. Наряду с созданием огромных каменных соборов распространилось кирпичное церковное зодчество, осуществляемое народными мастерами-мудехарами, т.е. мусульманами, жившими на территории христианской Испании. Готическая, архитектура Испании отличается большим многообразием местных форм, обусловленных различиями в социально-экономическом и культурном укладе отдельных областей. Все же не, менее ясно выявляются и некоторые общие черты. Одна из особенностей испанской готики в целом — свободное нарушение строгой конструктивной, логики здания — особенно сказалась во внешнем облике испанских соборов. Первоначально задуманные в соответствии с французскими образцами фасады и порталы часто оставались неоконченными, а в тело собора без определенного плана врастали бесчисленные капеллы и сакристии, многие из которых создавались уже в последующие эпохи. В готический период окончательно сложилась наметившаяся еще в романское время чрезвычайно характерная для испанских церквей внутренняя планировка — вынесение хора из восточной абсиды в середину главного нефа. Занимавший почти половину нефа хор отгораживали от остального пространства высокой богато украшенной стеной. На том месте, где в готическом соборе обычно был расположен хор, помещалась главная капелла, также обнесенная стеной; в капелле был расположен алтарь с заалтарным образом — ретабло. Так хор и алтарь превращались как бы в небольшую церковь внутри собора. В соответствии с особенностями планировки решалась и проблема освещения. Алтарь и хор — наиболее освещенные места в готических соборах Испании; свет падает в них через окна больших фонарных башен, появившихся еще в романское время и достигших, особенно в поздне-готическую эпоху, фантастической пышности, почти кружевной тонкости оформления. Остальное же пространство скудно освещается из высоко расположенных внешних окон, внизу закрытых капеллами. В условиях южного климата оконные отверстия делались сравнительно небольшими (полумрак). Снаружи: преобладает гладкая поверхность стены, оформление же, сосредоточенное в виде крупных насыщенных орнаментом пятен, достигает, особенно в позднее время, необычайной, даже чрезмерной роскоши. Черты: небольшая высота, малые размеры окон, плоские крыши, нерасчлененность и монолитность объема. Тенденция уменьшить окна = не выраженность каркасной системы, не развитость аркбутанов. Самая яркая особенность: богато декорированная башня над средокрестием (симборио).

Кастилия: восточная часть не получила развития; функции хора переносятся в средокрестие; на месте хора – главная капелла = нарушение обычного для готики единства пространства интерьера (церковь в церкви). Леон (1205-1288), Бургос (начат в 1221), Толедо (начат в 1227) = французские постройки на испанской земле (их появление не было подготовлено предшествующим ходом развития архитектуры). В противоположность приходским церквям эволюция соборов точно следовала за стилевыми изменениями готики. Несмотря на копирование французских образцов – ассимиляция.

Каталония: мало точек соприкосновения с Кастильей; своеобразие предопределили нужды больших городов (важно: скопление больших масс народа); более демократичный тип церкви; стремление подчеркнуть единство пространственного построения, легкую обозримость интерьера, сделать алтарь максимально видимым и приближенным к молящимся. Два варианта церквей: широкая 1н; и 3н с очень широким средним и узкими боковыми нефами. Главная особенность – широкие своды. Нет трансептов; главное – создание единого пространства + почти равная высота нефов, нет трифориев. Контрастные противопоставления воздушности, пространственности интерьеров и нерасчлененности объемов наружних масс с плоскими крышами, небольшими окнами. Генезис готики Каталонии: архитектура цистерцианцев, Лангедока, Южной Франции

Собор в Леоне. Полон гармонии, план повторяет Реймс, размеры значительно меньше; западный фасад шире, ниже и статичнее; башни примыкают к боковым (с запада, поэтому он тоже широкий очень). 3нефа, после трансепта – 5 нефов. Новое: введение в композицию фасада горизонтальных тяг; устройство башен, отступающих от основного объема собора; плоские крыши; обилие гладких нерасчлененных поверхностей = массивность и нерасчлененность объема. Целостное, конструктивно ясное впечатление. Это единственный из готических соборов Испании, стены которого почти целиком заняты большими окнами с разноцветными витражами, еще наиболее стройный и гармоничный по своим пропорциям, но по сравнению с французскими суров и тяжеловестен.

Собор в Бургосе, 1221-1567. На склоне холма, порталы на разной высоте, а обширный клуатр 2яр. Здание, представляющее в плане трехнефную базилику с трансептом и венком пяти капелл, вследствие произведенных в разное время пристроек получило неправильную форму. Окружают многочисленные боковые и абсидальные капеллы всевозможной величины, среди них знаменита своим роскошным убранством большая восьмиугольная капелла Коннетабля (1487). Формы светового фонаря как бы снова повторяются в более низкой и приземистой башне, увенчивающей капеллу Коннетабля. Интерьер отличается сдержанностью и спокойствием форм, освещен сильным светом светового фонаря. Диаметр столбов средокрестия (цилиндрические устои), в каждый из которых заделано восемь тонких колонок, достигает 4 м. В этом сказывается присущая испанской готике утяжеленность опор, связанная с воздвижением фонарной башни. Декоративное убранство, принадлежащее главным образом 16в, ложится, подобно тонкой кружевной сетке, на гладкие стены, столбы и своды.

Собор в Толедо, ок1227-1493г. Как и в Бургосе, лишь с небольшой площади можно видеть главный фасад собора, в архитектуре которого смешаны позднеготические мотивы с мотивами Ренессанса. Здание, окруженное многочисленными создаваемыми в различное время пристройками, производит впечатление живописного нагромождения масс. Пятинефный, с широкими боковыми кораблями, без акцента над средокрестием, собор Толедо приближается к зальному типу, характерному для мавританских мечетей (многолопастные и подковообразные арки еще более отдаляют его от французских образцов?). Своды собора покоятся на массивных столбах, двойные обходы хора окружены кольцом пятнадцати капелл. Выстроен из чистого молочно-белого камня.

Собор в Севилье, 1402-н16в. План: гигантский прямоугольник, 5 нефов, внутренние контрфорсы, между ними – капеллы. Своды средокрестия и травей над хором и главной капеллой имеют сложную, звездчатую форму (ребра сплошь покрыты декоративной резьбой). Своеобразие: прямоугольный план, большая ширина и обилие столбов, вынесенный в центр и окруженный декоративной стеной хор. Однородность и статичность композиции. Внешний облик— один из самых больших средневековых соборов в Европе — как бы слагается из разнохарактерных объемов. Необычное решение его плана с квадратным завершением абсиды, пятью нефами, почти равными по высоте, приближает этот католический храм к мусульманской мечети.

Каталония: широта плана, большая пространственная свобода, преобладание спокойных горизонтальных линий, сдержанная декорация в убранстве. Во внешнем облике преобладают крупные объемы обобщенных форм. Главный неф лишь немного превышает боковые, не выделен на фасаде, аркбутаны и контрфорсы мало развиты (в некоторых, Барселона, контрфорсы обращены внутрь здания). Плоское покрытие по уступам, фасад приобретает трапециевидные очертания. Нет ни карнизов, ни пинаклей — фасад украшают только угловые лишенные шпилей башни и иногда — роза лаконичного и строгого рисунка.

Собор в Барселоне, начат в 1298г, Санта Мария дель Мар, Яков Фабре. От классической готики рудимент трансепта = удвоенная капелла нефов, многогранные капеллы алтарной части, галерея над боковыми капеллами. Новое – незначительная разница в высоте нефов, отсутствие трифориев, высокие и стройные столбы = простор и обозримость интерьера, динамичность форм и вертикализм линий. Тонкие колонки пучком охватывают столб – непосредственно переходят в нервюры свода. Освещается вторым светом через окна боковых капелл и галереи. Светлый и просторный залообразный хор, 3-н продольный корпус с контрфорсами, помещенными внутри собора и образующими в нем как бы ряд коротких поперечных стенок, средний корабль, почти равный по высоте боковым, необычайно тонкие и cтройные устои. Нефы отделяются свободно стоящими колоннами, они вообще не воспринимаются.

Португалия: архитектура монастырская. Косность зодчества + пережитки романской архитектуры. Храмы в основном трехнефные, зальные, вытянуты в длину. Узкие щелевидные окна, гладкие стены, массивные контрфорсы, плоская увенчанная крепостными зубцами кровля. Порталы украшены орнаментальной резьбой (романское); не получили распространение сюжетные композиции.

Цистерцианский монастырь Санта Мария в Алькобасе, ок1190-1220г. Большая перекрытая крестовыми сводами трехнефная базилика с двухнефным трансептом и венком капелл.

Санта Мария де Баталья, 1388-1416г. Вытянутый план, большая высота и малая ширина, устремленность всех линий вверх, строгие формы столбов и конструкция свода – отголоски романских явлений. Четко выражен вертикализм линий, тонкие нервюры сводов + тоненькие колонки, пучком охватывающие столбы = пространственность интерьера, пристроено 2 капеллы.

Капелла Основателя, 1415-1435г. Квадратная в плане, с восьмигранным фонарем, покоящимся на 8 пучковых колоннах.

Неоконченная капелла. Сложность плана = 8угольник, дополненный 8 квадратными капеллами с треугольными апсидами, соединенными снаружи 8 треугольными капеллами. 

№36. Позднеготическая архитектура Англии

 

Собственно позднеготическое искусство господствовало в Англии с последней четверти 14 до середины 16 в.; согласно принятой в Англии периодизации, этот этап именуется периодом «перпендикулярной» готики, а та его часть, которая приходится на промежуток времени между концом 15 и серединой 16 столетия, называется «стилем Тюдор».

Сфера деятельности зодчих была ограничена завершением храмов, начатых прежде, и строительством капелл — сравнительно небольших церковных сооружений — при дворцах, университетах и аббатствах.

Функциональные особенности капелл предопределили некоторые черты их архитектуры. Снаружи эти капеллы зачастую не могли восприниматься как самостоятельные сооружения, так как они составляли лишь часть более монументальных и крупных построек. С большей степенью самостоятельности воспринимался их внутренний облик, в связи с чем основная доля их художественной выразительности перенесена на интерьер.

Новый этап открывается перестройкой хора собора в Глостере

Прежний сложный и криволинейный декор вытесняют простые формы = пересечения горизонтальных и вытянутых вертикальных линий, прямые углы

Ранняя готика: в членениях интерьера преобладает горизонталь и каждый ярус выступает самостоятельно (Уэльс) – Поздняя готика: стремление к объединению ярусов

Стремление уничтожить стену и выделить опору

Английская система, однако, тоже существовала, она была другой. Ей интересно не логическое построение, а построение сводов. Которые не имеют непрерывной вертикали, связанной с опорой. Совсем другое построение ярусности. Не логическая постижимость системы, а материальная густота поверхности. Густые. Повторные нервюры на самом деле не несут нагрузки массы, все просто для красоты, для парадности. Явление в соборе миропорядка не должно осуществляться логическими путями. Это уже знамения новой эпохи. Светское составляющее становится важнее. Это мир какого-то более земного и явственного торжества. Отсюда, с английского образца, начинается влияние на Францию (Столетняя война).

То есть, Англия является прототипом и основой позднеготического сознания. Умножение форм на тех местах, где они находились (Эксетер). Окно оказывается не большим, уходит большое витражное остекление. Нет арк бутанов и контр форсов; нет порзрачной стены и витража (сплошного остекления), играет роль материальная форма. Итог: важна не логика, а густота, именно она создает ощущение значительности форм. Причем. Возникает целый ряд промежуточных стилей, они показывают изменение вкуса. Одно из них – «Украшенная готика» (господствуют флоральные мотивы, в том числе и на сводах). Церковь светлая, так как это маленькое пространство, его легко осветить, но масса еще умножается.

Аббатство Киксбири. На свод кладется нечто вроде переплетов. Тут, как и в Капелле Богоматери, пересекаются нервюры на своде. Но они уже не рождают прямые, тут уже и кривые, и чуть ли не завиточки.

Хор Вильяма Джоя, Уэльс, 1333г. На своде как будто паутина. То есть уже все поверхности заполняются сложными и противоречивыми системами.

«Перпендикулярная готика» - там активные вертикали и горизонтали, на сводах нет флоральных мотивов. Появилась чуть позже украшенной готики, но развивалась параллельно с ней. Густота важнее логики (Глостерский собор), причем это декорация, а не конструкция.

Центром культуры в большей степени становится светское пространство.

Веерные своды, 1370е, Англия. Это половина вогнутого конуса, который как веер держит декоративные разделители (это уже не нрвюры). Между такими конусами есть небольшие ровные части. На самом деле между 2мя опорами перекинута стрельчатая арка, ее концы в определенный момент перестают быть видны, и уже на этой стрельчатой арке и держатся «зонты». Эта система сложнее любой, ранее существовавшей. Веера ведь вырастают из опоры, вот там и проходит конец арки. 14в в Англии – это сплошная индивидуальность. Нет ни одного повторяющегося свода (во Франции в это время маленькие соборы строятся по одному образцу).

Собор в Бристоле, 1330-1530е. Мастера собора обнажают нервюру, то есть показывается скелет. Нервюра показана отдельной, над ней уже может помещаться потолок. В окне появляются каплевидные формы, завершается он типичным трилистником (оберег от темных сил).

Поздняя готика выступает скорее как искусство вышивания по предыдущей основе. Крупных позднеготических соборов очень мало. В основном, это доделки или переделки.

 

Капелла Богоматери, Уэльс (Или), 1326г – здесь нервюры пересекаются друг с другом, это декоративные игры (получаются звездчатые и другие композиции). Раньше была целомудренная чистота вертикали, чистая логика. Здесь же, сложная речь, украшенная дополнительными оборотами, пышными сравнениями.

 

Собор в Иле, капелла (Богоматери), 1349г. Есть ощущение, что вся поверхность проросла. Впервые в готику входят квази органические метафоры, все растет. Форма при этом двухслойная. Англичане просто взрывают форму, для французов это практически не возможно. Это просто фундаментальное изменение вкусов, это форма, которая строится по-другому, то есть нам ее надо просто начать понимать заново. Более того, все это еще было раскрашено. Пересенение нескольких сеток на своде рождает новую систему прямых. Здесь «украшенная готика». Предельная густота поверхности. Собор: там новая восьмиугольная башня средокрестия со световым фонарем.

 

Хор собора в Глостере

- темный романский хор –> светлый, с большими оконными проемами

Перпендикулярная готика (три дисциплинированные системы друг на друге – в итоге получается одна не ясная).

- на гладкую поверхность столбов наложены стволы высоких тонких колонн

- высокий верхний ряд окон и трифории заняли по ширине весь пролет между опорами

- клуатр собора: впервые применен веерный свод

 

Неф собора в Кентербери (1379-1405)

- своды, нервюры которых образуют подобия звезд, покоятся на мощных столбах в виде пучковых вытянутых колонн. Мягко артикулированная риторика формы, все пышно и многослойно. 

 

Неф собора в Винчестере (1394-1450)

- нет яруса трифориев; нижняя аркада намного выше. Густота поверхности и многоколончатость. Отказ от готической устремленности. 

 

Три капеллы: Винздорская (1493-1516), Кембриджская (1446-1515), Вестминстерская

- Постройки этого типа представляют собой однонефные или трехнефные церкви; в последнем случае боковые нефы настолько узки, что, по существу, не обладают самостоятельной пространственной выразительностью

- И в том и в другом случае безраздельно господствующее пространство среднего нефа составляет главный эффект сооружения. Зритель вступает как бы в обширный высокий зал, обладающий ярко выраженным пространственным единством.

- Арочные устои, прежде стоявшие свободно, теперь слились со стеной и в значительной степени перестали восприниматься как конструктивно необходимые несущие элементы, превратившись в подобие декоративных тяг. Полностью исчезает ощущение массы и материальности. Стен нет — они превратились в ажурный решетчатый переплет, заполненный стеклами витражей (именно в связи с прямоугольным рисунком оконных переплетов возникло название «перпендикулярного» стиля). Оконные просветы достигают громадной величины. Стена становится как бы тонкой стеклянной оболочкой, через которую широкой волной в интерьер проникает свет, преображенный сияющими красками витражей. Подобная дематериализация стен и опор требует для своего оправдания соответственного облегчения перекрытия, и совершенно закономерно, что своды капеллы также теряют всякое подобие материальности.

В Кембриджской капелле веерные пучки тончайших нервюр, сталкиваясь между собой на гребне свода, образуют изысканный кружевной узор, создающий иллюзию полной невесомости сводчатого перекрытия. Это предел системы, сплошные гигантские остекления, игрушечный мир, паутина кружева, измельчения. Сходные принципы декора применены в прославленной своими сводами галерее клуатра в Глочестерском соборе

 

 

Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1502—1512 гг)

- Она примыкает по продольной оси к восточной части Вестминстерского собора и представляет собой как бы гигантски увеличенную среднюю капеллу, выделяющуюся из окружающего абсиду венка капелл

- Капелла Генриха VII довольно крупна: по размерам ее внутренняя ширина почти равна внутренней ширине трехнефного корпуса Вестминстерского собора

- снаружи: сплошь покрывающий нижний ярус здания «перпендикулярный» декор контрфорсов и оконных переплетов

- Здание имеет три нефа, но внутри средний неф изолирован и воспринимается как законченное зальное пространство, архитектурная трактовка которого близка к капеллам в Виндзоре и в Кембридже

- небывалые по сложности и богатству форм своды с украшениями наподобие свисающих трехъярусных ажурных воронок

Чисто английское ощущение ковровости и парадности, внутреннее истощение сакрального смысла системы, нет мистики.

Виндзор.3 нефа, подвисные замковые камни, есть раскрашенные части.

 

Госпуодство прямых линий, нет флоральных мотивов. Дисциплинированный мир сменяется раздельной поверхностью. Весь свод – несколько конусов или пересекающиеся прямые.



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Соборы в Бургосе, Толедо, Леоне, Барселоне, Севильи. Капелла коннетабля в Бургосе, собор в Саламанке, в Баталье, незавершенная капелла в Баталье. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соборы в Бургосе, Толедо, Леоне, Барселоне, Севильи. Капелла коннетабля в Бургосе, собор в Саламанке, в Баталье, незавершенная капелла в Баталье.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)