Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позднеготическая архитектура Германии.



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Позднеготическая архитектура Германии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Церковь Марии в Любеке и капелла Анны (там же), собор Вита в Праге, церковь Швабского Гмюнда, церковь Санкт Мартин в Ландсхуте, северный неф собора в Брауншвайге, церковь в Аннаберге, церковь в Ингольштадте, Владиславский зал в Праге.

Распространены зальные церкви. Характерно: перегруженность декоративными элементами, усложнение фиалов, оконных переплетов, превращение нервюрных сводов в орнамент. Влияние: на развитую и позднюю оказал Страсбургский собор (на территории франции), особенно западный фасад (1276г), архитектурная композиция которого отличается господством легких стремительных вертикалей. Северо-восточная Германия, мало пригодного камня, развивается кирпичная готика (первый опыт в Любеке, потом развилась и на другие ганзейские города). Кирпичная готика: монументальный характер внешнего и внутреннего вида, очень высокие своды, столбы в основном 8 угольные, несложны по профилю (производят впечатление массивности). Характерно ритмическое сопоставление плоскостных форм, широкое применение в декоративных целях разнообразных способов кладки и кирпичей различной формы и размеров. Особенное своеобразие этим зданиям придает применение цветного и глазированного кирпича. В поздней готике особые черты: в к14-15в особое значение приобретают зальные церкви, такая архитектурная конструкция похволяет создавать единое внутреннее пространство, но энергия движения ввысь ослабевает. В 15в возникла живописная неопределенность форм, трактованных более свободно и произвольно с точки зрения конструктивной логики. Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, ребра сводов становятся плоской декорацией. При всем разнообразии форм в период поздней готики преобладают звездообразные и гнездообразные своды. Украшения приобретают самодовлеющий, произвольный характер, развиваясь в бесчисленное множество причудливо-линейных мотивов. Суровая возвышенность строгой готической системы уже не удовлетворяла богатых горожан, их интерес к земному, чувственному миру, развивавшуюся привычку к роскоши, замысловатым и нередко причудливым формам выражения личности.

Церковь Марии в Любеке, 1250-1350г. Широкая, нет трансепта, боковые нефы шире деамбулатория, 5 угольная апсида, 3 капеллы. Клеристорий - система глубоких ниш, красные нервюры на белом фоне, особенность конструкции: травеи обхода хора и его капеллы перекрыты общим сводом (сложные шестичастные своды), 2яр членение, нет трифория, опоры среднего нефа – квадратные в плане. Башни западного фасада: полностью романские. Новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами; над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей, и нет фиал, опоры в интерьере массивные и меньше профилировок.

Собор Вита в Праге, начат в 1334г. У хора 8 капелл, перекрыт системой сетчатого свода. Галерея трифориев, округлый венок капелл, приподнятая апсида - отсылка к Кельнскому, но охватывает не семь, а пять сторон десятиугольника. Заостренный профиль сводов, все ребра сводов одного размер- своды не приведены в соответствие с границами пролетов: отказ от продольного ребра и удвоение диагональных нервюр. Пинакли (украшения контрфорсы между капеллами деамбулатория) прорывают карниз насквозь: финалы поверх карниза.

Церковь в Швабском Гмюнде. Над западной оконечностью венка капелл поднимается второй этаж, контрфорсы нижнего этажа включены в стену, служат границами, отделяют ими капеллы друг от друга в венце. Каждый из нижних контрфорсов обрамлен пилястрами, внутренняя апсида отделалась от внешней: революционной решение. Внутри цилиндрические колонны, общий непрерывный горизонтальный поясок.

Церковь Богоматери в Ингольштадте, 1425-1536г. Небольшая зальная трехнефная церковь, высота среднего и боковых нефов не одинакова – зал овальный, кирпич, сетчатые своды.

Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте. Свод по образцу Вита: по центру каждого опорного столба тонкий скругленный пилястр, соединен с нервюрами свода.

Церковь в Аннаберге. Трехневная, небольшая, трехзальная, внутрь обращенные контрфорсы и высокие узкие окна. Звездные орнаменты на гладком фоне свода, ажурное кружево уступает пластике масс, плавные переплетения нервюр в сводах – аналогично зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515).

Зал Владислава. Только свод, прочие элементы играют второстепенную роль, хитрое переплетение.

№40. Готический скульптурный портал: структура и иконография

 

Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.

Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. . Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным и реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния.

В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики - «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.

Рост интереса к человеческой личности, к ее нравственному миру, к основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.

Скульптура обращена к толпе в проповедь

Очень разнообразная тематика! Эпизоды священного писания и легенд о жизни святых + сюжеты из истории, сцены реальной жизни

По широте охвата явлений скульптура готических храмов напоминает энциклопедические трактаты схоластов – подобно им она подчинена единому замыслу! Все явления включены в общую систему, построенную на основе религиозной концепции мироздания

Двойственность! 1) Подчинение скульптуры религиозному замыслу 2) Несут печать современной жизни (проявление горящего интереса к реальности)

Высокие стрельчатые тимпаны – заполнялись большими рельефами! Над главным входом – Страшный суд; над порталом богоматери – Успение и коронование; над порталами святых – Эпизоды из их истории

Отличие от романских: не так акцентируется (а то и вовсе исчезает) разномасштабность фигур; действие развертывается не вокруг единого центра, а развивается в пределах расположенных друг над другом поясов.



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Позднеготическая архитектура Германии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позднеготическая архитектура Германии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)