Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Французская готическая скульптура 13 в.



2020-02-04 381 Обсуждений (0)
Французская готическая скульптура 13 в. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По мере развития готического искусства наблюденные жизненные черты все отчетливее проступают не только в изображении светских сюжетов, но и в трактовке религиозных образов

Особенности скульптуры периода развитой, или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов.

Мастерство компоновки, строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля; владение образной выразительностью ритма, вырастающего из жизненной выразительности движений персонажей,— характерные черты монументальных произведений зрелой готики. Правда, стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими мастерами далеко не сразу.

Стремление к яркой, даже резкой передаче характера человека — типичная черта готической скульптуры в пору ее наивысшего расцвета. Подчас, например в некоторых головах на том же западном портале, это стремление приводило к почти карикатурному изображению уродливых черт облика. Но в лучших произведениях того времени мастера достигли несколько лапидарной но проникновенной передачи существенных черт духовного склада человека.

Последняя фаза развития скульптуры 13 в. характеризуется не только известной утратой былой возвышенной монументальности, но и некоторым усилением реалистических тенденций. Насколько интерес к окружающей действительности становился силен, красноречиво свидетельствует появление монументальной скульптуры чисто светского характера. Выдающимся ее памятником являются пять музыкантов, изображенные в натуральную величину, с различными музыкальными инструментами в руках. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина 13 в.).

Начало 13 в – классицизирующая струя

 

Трансептные порталы Шартра (первая четверть 13в)

- В 20—30-х гг. 13 в. были созданы скульптуры порталов трансепта Шартрского собора.

- структура порталов отлична от королевских врат: входы не углублены в стену, а в виде портика предшествуют хданию

- Южный фасад: евангельские сцены + истории мучеников и святых

Северный фасад: ветхозаветные сюжеты + эпизоды из жизни Марии

- Центральные тимпаны: изображение двух главных тем готического рельефа 1) «Страшный суд» и 2) «Успение Богоматери»

- По сторонам порталов: ряды статуй мучеников, святых, евангелистов, библейских царей, пророков

- статуи шести порталов разнообразны по исполнению НО общее: лаконизм, пластичность форм, плавность контуров, простота поз, сдержанность жестов – величие+торжественность

- «Встреча Марии с Елизаветой» - левый портал, северного фасада

Появляются повороты, диалоги, скульптура уже круглая. Просто приставляется к фасаду.

- ! проявление интереса к индивидуализации; появление удивительно ярко очерченных характеров

- движения большинства статуй еще скованны

- фигуры строго вертикальны, стоят фронтально = преодолевается во второй четверти XIII в. (Амьен)

- По сравнению со скульптурами Королевского портала того же собора, завершающего собой романский период истории французской средневековой скульптуры, статуи южного фасада (например, изображение св. Стефана) отличались большой материальностью и, главное, хотя несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров.

- Постановка фигур становится более устойчивой. Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли, а крепко опираются на ее горизонтальную поверхность. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. Они не просто дополняют относительно схематическое изображение человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, а стараются, еще несколько наивно, передать особенности некоего, правда, очень обобщенно понятого человеческого характера.

- Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).

 

Западный фасад Амьена

- Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236)

- Торжественный строй монументальных статуй святых, пророков и апостолов, украшающих могучие пилоны порталов, образует нижний ярус композиции.

- единство трех порталов подчеркнуто фризом больших фигур, непрерывной лентой вдоль всех входов

- фигуры подвижны и гибки, в торсах намечается поворот и легкий изгиб, тяжесть тела переносится на одну ногу

- обработка поверхности усложняется

- Темы: центральный портал – Страшный суд; правый портал – История Богоматери; левый портал – История святого Фирмена

- статуи портала богоматери особенно хорошо сгруппированы попарно: «благовещенье», «встреча Марии с Елизаветой», «Принесение во храм»

- фигура благословляющего Христа (в центре у главного входа) = не видение! Облик отмечен печатью земной красоты; Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции; Для этой статуи характерна широкая и сильная, обобщенная лепка, точнее было бы сказать — рубка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют беспокойными ритмами свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии, прорисовывающей пряди волос и завитки бороды; Прекрасное, властно-мужественное лицо Христа выражает глубокую и мудрую думу. С ним может сравниться лишь поэтически прекрасная голова реймсского Христа-странника.

- цоколь левого портала: каменный календарный цикл: под 12 знаками зодиака в небольших медальонах изображены характерные для каждого месяца работы и занятия = !сцены обыденной жизни и крестьянского труда (убедительность + правдивость)

 

Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г.)

- Преувеличенный изгиб фигуры, пышность раскраски, с обильным применением позолоты, немного жеманная грация, стандартность улыбки — все это уже связано с позднейшим этапом.

 

Западный фасад в Реймсе

- улыбающийся ангел из «благовещенья». На откосах. В тимпанах там розы (во всех трех).

- традиции античной классики: «Встреча Марии с Елизаветой» - понимание тела + естественность движений; фигуры женщин материальны, весомы, пропорции близки к античным

- портал Страшного суда (с 1230 по 1240 г.): страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов. Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны.

- На западном фасаде Реймсского собора решена и задача сюжетного объединения нескольких статуй в духе лучших принципов высокой готики. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225 —1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа = тесная связь портальных статуй, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока, с архитектурой все же ограничивала свободу скульптора. Поэтому вплоть до периода поздней готики французские мастера избегали придавать статуям резкие, бурные жесты или изображать их в сильных ракурсах

- Группа «Благовещение» отличается большей стройностью фигур, более свободным и мягким движением драпировок

Эта возникшая в 50—70-х гг. новая тенденция, в какой-то мере созвучная утонченно- рафинированной рыцарской культуре, сосуществовала в скульптуре с основным направлением высокой готики. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах св. Иосифа и Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада.

 

Трансептные порталы Нотр-Дам де Пари

- Южный портал: ок 1270: История Св. Стефана = пример повествовательного рельефа

- любовь к обстоятельности рассказа

- портал св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260—1270-х гг.): В разделенном на три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, а также Христос с ангелами, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. = все отмечено желанием внести момент непосредственной жизненности в величаво развертывающееся повествование. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма

- композиция не распадается на две мало связанные друг с другом части. Господство вертикальных ритмов создает некую композиционную общность расположенных в одном ярусе различных и разновременных сюжетов.

 

Собор в Страсбурге

- переходный от высокой готике к поздней

- В большинстве статуй этого собора получает свое дальнейшее выражение интерес к раскрытию красоты духовного мира человека, подчас к резкой передаче общего склада характера

- В композиции, посвященной традиционной для средневековья аллегорической антитезе

разумных и неразумных дев (конец 13 в.), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу

- к 30-м годам 13 века относится замечательный рельеф в тимпане южного трансепта Страсбургского собора — «Успение Богоматери»; Однако в общем движении этой сцены есть избыток экспрессии, который указывает на близость композиции тем эстетическим и стилистическим особенностям, которые характерны не столько для французского, сколько для немецкого искусства.



2020-02-04 381 Обсуждений (0)
Французская готическая скульптура 13 в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Французская готическая скульптура 13 в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)