Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
Во второй трети 12 в в Иль де Франс закладывается школа, совершившая переворот в романской пластике Начала французской готической скульптуры, как и архитектуры, заложены в Сен-Дени В скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства стены. При этом возрастает удельный вес статуарной пластики как на фасаде, так и в интерьере собора; в рельефе же, как правило, господствует высокая, почти круглая лепка. Позы статуй, их пропорции, ритмы их движений еще более тонко и продуманно связаны с общими архитектурными ритмами, но перестают рабски им следовать. В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, пусть еще спиритуалистически понятому. Поэтому при изображении событий из «священной истории» мастера скульптуры и живописи в рамках, продиктованных религиозными традициями и сложившимися канонами композиционной схемы, располагали фигуры в соответствии с возможной жизненной ситуацией и в общей форме передавали переживания людей. В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя. Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. момент динамичной одушевленности, а иногда характерной выразительности жеста в готической скульптуре обычно превалирует над пластикой гармонически уравновешенных объемов человеческого тела И все же скульптура готики, и именно французской школы, отличается своей материальностью; это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова. В отличие от витражей они раскрывают очень точно, а часто и детально общий характер героя, его душевное состояние и особенности его внешнего физического облика. Снаружи и орнамент, и статуи, и рельефы обычно концентрируются на фасадах. При переходе от порталов, галлерей, консолей к менее ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством. Готическая скульптура зародилась в первые годы 13 в., т. е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики. Но развитие шло очень быстро, и уже к 20-м гг. процесс становления стиля можно считать завершенным. Повышенный интерес к образу Богоматери
Сен-Дени (1132-1135) - по замыслу Сугерия: храм = частица божественного, вечного мира; портал = врата неба, ведущие к вечной истине - впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе; возникло желание тематически объединить все три портала; наметился переход от скульптурного рельефа к свободно расположенным в пространстве пластическим элементам - тимпан над главным входом: Страшный суд - торжественность всей сцены и ослабление внимания к драматизму рассказа - изображение Христа в окружении апостолов = символ небесного мира
«Королевский портал» Шартра (1145-1160) - западный фасад - картина царства Христа становится более всеобъемлющей - на первый план выступают общечеловеческие идем = картина мироздания целиком, сущность божественного космоса; место в нем человека - с шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа - все части тройного портала связывает единый декор, посвященный изображению апокалиптического видения (центральный вход), второго пришествия Христа (северный вход), истории Богоматери (южный вход) - как и в Сен-Дени: воедино слиты элементы, встречавшиеся в разных областях Франции в романский период = рельефы в тимпанах, фигурные капители, изображения на архивольтах, фигуры по сторонам от входа - тематика разнообразна:! Апокалиптические старцы, апостолы, ангелы, знаки зодиака, работающие в поле крестьяне (календарный работы), аллегории свободных искусств, эпизоды из жизни Христа и Марии, ветхозаветные цари и пророки = единый, стройный замысел! (До: встречались, но все по отдельности) - Приемы: еще очень много романских черт: бургундская школа = подвижность фигур, одухотворенность лиц, мягкость и орнаментальная прихотливость складок Новое: впервые скульптура отделяется от стены, приобретает округлость, выступает в реальное пространство! - НО: фигуры еще скованы в движении и подчинены архитектурным формам - приставленные к колоннам, они полностью включены в ритм обрамляющих портал вертикальных тяг - тела вытянуты и столпообразны, позы фронтальны, руки плотно прижаты к груди
Сенлис (ок.1175) - тимпан ворот западного фасада - Вознесение Марии: Пропорции фигуры Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны, анатомическая структура передана довольно схематично. Но движение женщины, медленно подымающейся с ложа и как бы еще полуохваченной сном, необычайно выразительно - складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны НО общий ритм взволнованного порыва группы ангелов с пробуждающейся от смертного сна Марии сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью.
Нотр-Дам. Западный фасад (ок.1210) - Наиболее архаичные скульптуры правого портала главного западного фасада, видимо, посвященные детству Христа, сохранились весьма плохо. Центральный портал был посвящен Страстям Христовым и Страшному суду, правые — истории Марии. Тимпан, изображающий смерть Марии и последовавшее за вознесением коронование ее Христом в небесные владычицы, отличается строгой торжественностью симметричной композиции, сдержанной экспрессией скупых движений и жестов. - Многие рельефы, особенно история многострадального Иова, отличаются суровой простотой, наивной серьезностью и глубоким драматизмом образов. Фигуры очень материальны; лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Композиция, отвлекаясь от всего несущественного, художественно выявляет естественные связи между персонажами. - Композиция с изображением Иова показывает, что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, трагедии и скорби самой жизни. Именно это сделало возможным появление художественных образов, далеко выходящих за рамки собственно церковных догм, религиозных символов и олицетворений. - Левый портал: ранний пример готического рельефа в тимпане - тимпан: Успение и коронование Марии - создается классический тип композиции этого сюжета - поле тимпана разделено на три яруса: нижний – 6 ветхозаветных царей и пророков; средний – момент успения; верхний – сцена коронования
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |