Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Во второй трети 12 в в Иль де Франс закладывается школа, совершившая переворот в романской пластике

Начала французской готической скульптуры, как и архитектуры, заложены в Сен-Дени

В скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства стены. При этом возрастает удельный вес статуарной пластики как на фасаде, так и в интерьере собора; в рельефе же, как правило, господствует высокая, почти круглая лепка. Позы статуй, их пропорции, ритмы их движений еще более тонко и продуманно связаны с общими архитектурными ритмами, но перестают рабски им следовать.

В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, пусть еще спиритуалистически понятому. Поэтому при изображении событий из «священной истории» мастера скульптуры и живописи в рамках, продиктованных религиозными традициями и сложившимися канонами композиционной схемы, располагали фигуры в соответствии с возможной жизненной ситуацией и в общей форме передавали переживания людей.

В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя.

Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души.

момент динамичной одушевленности, а иногда характерной выразительности жеста в готической скульптуре обычно превалирует над пластикой гармонически уравновешенных объемов человеческого тела

И все же скульптура готики, и именно французской школы, отличается своей материальностью; это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова. В отличие от витражей они раскрывают очень точно, а часто и детально общий характер героя, его душевное состояние и особенности его внешнего физического облика.

Снаружи и орнамент, и статуи, и рельефы обычно концентрируются на фасадах. При переходе от порталов, галлерей, консолей к менее ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством.

Готическая скульптура зародилась в первые годы 13 в., т. е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики. Но развитие шло очень быстро, и уже к 20-м гг. процесс становления стиля можно считать завершенным.

Повышенный интерес к образу Богоматери

 

Сен-Дени (1132-1135)

- по замыслу Сугерия: храм = частица божественного, вечного мира; портал = врата неба, ведущие к вечной истине

- впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе; возникло желание тематически объединить все три портала; наметился переход от скульптурного рельефа к свободно расположенным в пространстве пластическим элементам

- тимпан над главным входом: Страшный суд

- торжественность всей сцены и ослабление внимания к драматизму рассказа

- изображение Христа в окружении апостолов = символ небесного мира

 

«Королевский портал» Шартра (1145-1160)

- западный фасад

- картина царства Христа становится более всеобъемлющей

- на первый план выступают общечеловеческие идем = картина мироздания целиком, сущность божественного космоса; место в нем человека

- с шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа

- все части тройного портала связывает единый декор, посвященный изображению апокалиптического видения (центральный вход), второго пришествия Христа (северный вход), истории Богоматери (южный вход)

- как и в Сен-Дени: воедино слиты элементы, встречавшиеся в разных областях Франции в романский период = рельефы в тимпанах, фигурные капители, изображения на архивольтах, фигуры по сторонам от входа

- тематика разнообразна:! Апокалиптические старцы, апостолы, ангелы, знаки зодиака, работающие в поле крестьяне (календарный работы), аллегории свободных искусств, эпизоды из жизни Христа и Марии, ветхозаветные цари и пророки = единый, стройный замысел! (До: встречались, но все по отдельности)

- Приемы: еще очень много романских черт: бургундская школа = подвижность фигур, одухотворенность лиц, мягкость и орнаментальная прихотливость складок

Новое: впервые скульптура отделяется от стены, приобретает округлость, выступает в реальное пространство!

- НО: фигуры еще скованы в движении и подчинены архитектурным формам

- приставленные к колоннам, они полностью включены в ритм обрамляющих портал вертикальных тяг

- тела вытянуты и столпообразны, позы фронтальны, руки плотно прижаты к груди

 

Сенлис (ок.1175)

- тимпан ворот западного фасада

- Вознесение Марии: Пропорции фигуры Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны, анатомическая структура передана довольно схематично. Но движение женщины, медленно подымающейся с ложа и как бы еще полуохваченной сном, необычайно выразительно

- складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны НО общий ритм взволнованного порыва группы ангелов с пробуждающейся от смертного сна Марии сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью.

 

Нотр-Дам. Западный фасад (ок.1210)

- Наиболее архаичные скульптуры правого портала главного западного фасада, видимо, посвященные детству Христа, сохранились весьма плохо. Центральный портал был посвящен Страстям Христовым и Страшному суду, правые — истории Марии. Тимпан, изображающий смерть Марии и последовавшее за вознесением коронование ее Христом в небесные владычицы, отличается строгой торжественностью симметричной композиции, сдержанной экспрессией скупых движений и жестов.

- Многие рельефы, особенно история многострадального Иова, отличаются суровой простотой, наивной серьезностью и глубоким драматизмом образов. Фигуры очень материальны; лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Композиция, отвлекаясь от всего несущественного, художественно выявляет естественные связи между персонажами.

- Композиция с изображением Иова показывает, что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, трагедии и скорби самой жизни. Именно это сделало возможным появление художественных образов, далеко выходящих за рамки собственно церковных догм, религиозных символов и олицетворений.

- Левый портал: ранний пример готического рельефа в тимпане

- тимпан: Успение и коронование Марии

- создается классический тип композиции этого сюжета

- поле тимпана разделено на три яруса: нижний – 6 ветхозаветных царей и пророков; средний – момент успения; верхний – сцена коронования



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)