Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готический витраж 12 – 14 вв.



2020-02-04 392 Обсуждений (0)
Готический витраж 12 – 14 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12в. Фреску заменил витраж! Витраж = искусство цветного стекла со свинцовыми перегородками. Проблемы: 1) трехмерное изображение НЕ возможно; витраж = монументальная графика 2) цветовая скованность. Образы витражей имеют тенденцию сверстываться в монументальные таблицы и схемы. Образы = не иконный тип; требуют прочтения! Почти никогда не составляют цельной программы; не собирают монументального образного целого; каждая история витража = введение в недописанную историю. Церковники придавали особенно большое значение воспитательной роли витража. По разнообразию тематики витражи соперничают со скульптурой. Наряду с дидактическим очень велико декоративное значение витражей. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок. Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность. Обогащение эстетической культуры выразилось и в создании необычайно сложных скульптурных и живописных циклов-ансамблей. Если настенная живопись исчезла вместе с большими плоскостями стен романских храмов, то яркого расцвета достигли витражи, заполнявшие стрельчатые окна, и ажурные розы. Общая их композиция сохраняла в значительной мере условный характер. Фактическое сияние полупрозрачных цветных стекол и мерцание красочных силуэтов предопределили торжественно декоративный характер витражной живописи. Но это не была холодная, безжизненная декоративность. Живопись витражей — живопись глубоко одухотворенная, пронизанная высоким и торжественным волнением. Однако, в отличие от готической скульптуры, витражи своими могучими красочными аккордами и певучими ритмами рождали не столько телесно-пластические, сколько поэтически-музыкальные образы. Свет, льющийся сквозь расположенные высоко над людскими толпами оконные витражи, связывал молящихся с окружающей собор внешней средой, и вместе с тем, пройдя сквозь цветные стекла, свет этот сказочно преображался. Применение дополнительной раскраски цветных стекол позволило перейти от чисто мозаичного принципа к более живописным решениям, а попутно и к увеличению размеров отдельных стекол, благодаря чему свинцовая вязь обрамления меньше бросалась в глаза, а весь витраж приобретал легкость и сияющую прозрачность. Свинцовый каркас витража выполнял и определенную изобразительную роль: он до некоторой степени заменял рисунок, препятствуя полному исчезновению контуров в мерцании и блеске пронизанных светом цветных стекол. Основными центрами витражного искусства были в 13в Шартр и Париж. Изображения на витражах долго сохраняют черты условности (плоскостность, графичность, локальность – витраж 12 и 13в). 13в = золотой век витража. Середина 13в – изменение колорита: в красочную гамму вводят сложные цвета (1250е гг Сен-Шапель). 14в – угасание искусства; яркая красочность исчезает – на смену приходит монохромность.

Начиная с 14в стремление к точности и изяществу рисунка, погоня за особенной тонкостью оттенков приведи к тому, что чистые, звучные тона стекол полностью уступили место живописи по стеклу смешанными тонами и с дополнительной подтравкой. Часто художники обращались к комбинированию черных, коричнево-серых и белых тонов, то есть к своеобразной витражной гризайли. Подражание нараставшим в скульптуре и миниатюре жанрово-реалистическим тенденциям, утеря былой красочности и декоративности к 15 в. вызвали упадок витражного мастерства.

Витражи хора Сен-Дени (2/4 12в). Знаем по описанию Сугерия (в основном погибли в 18в), Сугерий: некоторые окна хора были заполнены декоративным узором; в других же располагались медальоны с изображением истории Моисея, параллелей из Ветхого и Нового завета, жизни богоматери и «древа Иесеея». Тенденция рассказывать нарастает. 1)Догматические витражи: пророчества ветхого завета. 2)Исторический витраж: история Карла Великого. Очень наглядно! Искусство помогает изъяснению смысла. Чем повествовательнее витраж, тем меньше центричность композиции.

Шартрский собор (1150-1155). Сохранилось лишь несколько ранних шартрских витражей: три на западном фасаде («Жизнь Христа», «Древо Иесеея», «Страсти Христовы») + фрагмент еще одного в южном нефе (изображение Богоматери). Размещенные в медальонах повествовательные сценки чередуются с отдельными крупными фигурами, в цветовой гамме преобладают яркие основные цвета: красный, синий, желтый. Прекрасным примером перехода от романского к готическому стилю является изображение Богоматери, сидящей с младенцем на коленях, находящееся в уцелевшей при пожаре 1194г части собора; на темно-красном фоне мягко выступает сияние голубых одежд Марии, приобретающих на ее плечах фиолетово-синий оттенок, дополненный густо-синим цветом покрывала, наброшенного на колени. Сочетание несколько застывшей иератической позы Марии с ясной силой торжественного колорита образует законченное монументальное целое. После 1194: украшение нефов, хора, трансепта = печать утонченного изящества готики (напряженность 12в – непринужденность и естественность; линии тела – гибкость; складки одежд – текучие; бордюры покрывают изысканные узоры).

Бурж. Простое, но энергичное сочетание густо-синего и красного цветов несколько архаичные по рисунку, большая свобода сопоставлений НО в целом – один и тот же мир = умозрительная ситуация = важно не увидеть, а поставить на место. Тенденция к сочинению историй, у которых нет своих композиционных прототипов.  



2020-02-04 392 Обсуждений (0)
Готический витраж 12 – 14 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готический витраж 12 – 14 вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)