Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готическая скульптура ранней и высокой готики



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Готическая скульптура ранней и высокой готики 0.00 из 5.00 0 оценок




Франция

13й век – разворот в сторону человека. Отыскание человека, которое не свойственно ни востоку христианскому, ни востоку дальнему, ни другим культурам.

1150 – 1220 – изменения больше, чем все то, что произошло за последующие столетия. Можно сравнить со становлением и развитием ребенка.

Сугерьевскй фасад – высокая композиция, где скульптура занимает не сплошное поле стены как на порталах совсем западной Франции (Нотр-Дам в Пуатье), а только 3 портала.

Скульптура АнтЕлами в Пармском Баптистерии.

Портал Сен-Дени не сохранил откосов (есть гравюра 1729 г.) во время французской революции. Ветхозаветные персонажи и портал страшного суда. Большого отличия от романовской стилистики нет. Сугерий похоже хотел только больше информационных рядов. Просто прибавляются программы (по сравнению с Конком: хорошо регистрированный, где есть адская, райская сторона, где-то чуть более фиксационный и фольклорный – с бОльшим количеством дополнительных сюжетов). Ранняя готика – потребность в расширении сюжетов.

Портал Сен Лис (неграмотная реставрация 19го века) и т.д. как и портал Сен-Дени дает информационную эволюцию (романика не нуждалась в таком количестве изобразительных образов). Это увеличение пространства – предпосылка рождения готического натурализма. В Сен-Дени этого еще нет. Романика ценит эту монотонность (если не брать антикизирующего Сен Жиль дю Гар) – Сен-Трофим в Арле – грешники идут в ад – почти орнамент. Различение и неразличение человека – мы сцену опознаем, хотя откровенно грубовато.

Антропология Петра Домиани (11 век) – считается одним из самых больших ограничителей человеческой свободы (Господь настолько властен над человеком, что он может изменить его прошлое). Можно спорить с Августином – предназначены (predestination – предопределение) мы или равные соучастники с Господней волей. А у Петра получается, что кроме того, что путь краток и жесток, его вроде как вообще и нет. Не было свойственно ни одному греческому уму. Но это 11 столетие: зазор человеческого бытия настолько краток и страшен, что Господня Десница может лепить что хочет, и у человека нет своего «поля».

12-13й век человеческое поле появляется и имеет долгоиграющие последствия. Более внятно, последовательно и читательно можно изобразить человеческую историю.

Это увеличение ряда ведет к тому, что всему нет места – увеличивается площадь: тимпан – откосы – и т.д. Раздвигаются рамки стен, непривычные места, но и непривычные новые сюжеты. Выкладывается иерархическая система. Там очень важное место занимают статуи откосов – именно статую (не барельефы). Главное – персонаж, т.е. единичное человеческое изображение, а не торжественная заверстанность его в значительную парадную схему.

Портал Шартра – главный богородичный собор Франции (его святыня «Плат Богородицы» не сгорела в пожаре 1190г). Та же мастерская, что и портал Сен-Дени. Старая западная стена от собора 50-60х гг. Греческое влияние – мы приближаемся к 1204г. Апокалипсис, Вознесение и Поклонение Марии.

http://www.medart.pitt.edu/image/France/Chartres/Chartres-Cathedral/Portals/westfacade/general/FCSP1-General.html

Увеличение ряда: вместо одного портала – три. Потом это потребует большего разнообразия стилистики. От романского отличается в разы.

Повествование и демонстрация персонаж. Один уровень – персонаж должен быть узнаваем. Но стилистически не сильно отличается еще от романики. Но их много. Этого бы хватило уже для новизны.

Капитель превращается в непрерывный Евангельский рассказ. Нет полуосознанного хтонического мира – куда-то ушло. Они дали место возросшей повествовательной земной истории Христа. Здесь же страстной цикл во весь свой рост (был еще в это же время в Сен Жиль лю Гар), это не было свойственно романике, там мистический Христос во славе не может униженно идти по крестному пути.

Большие персонажи откосов. У них были относительные предтечи:

· Бурж (краевые фигуры входа как в Массаке, попавшие на колонки), они значительно менее отделены от фона и самой колонки, мало натуроподобия в силу неумения (орнаменты вполне натуралистично и детально, но человек еще нет, т.к. еще не могут). Вокруг них еще могут быть хаотические фигуры и образы. Они скорее выступают из поверхности, нежели обладают техмерностью.

В Шартре они действительно стоят перед колонками. Хтоничекий мир ушел. Они обладают собственными постаментами и выступают из колонны.

Крайний правый – самый архаический. Черты лица весьма и весьма условны, менее условны косы, скипетры, книжки. Центральный портал – большие, чуть плоские. Но необходимо как-то нарушать монотонность: разнообразие жанровое, фиксационное. Книга с руками вытянулась вперед – образовался карманчик. Драпировки стали более натуроподобные. Дальше: косы, руки, лица: глазницы, выступы скул и т.д. строятся по-разному. Женские лица – другие пропорции. Головы крупные, они выступают больше, они обладают настоящей трехмерностью. Это пошло. Это время колоссального расширения житий святых. Увеличение разнообразия атрибутов и т.д. Возникает фиксация разниц персонажей. Через 10-15 лет это превзойдет все то, что было в Византии, которая останется на своем полуабстрактном идеализированном уровне.

Старые порталы Лимана и Анжера. Повторение порталов Шартра. Главное – теснота, много откосов (туда относится то, что поместилось на капители в Шартре). Повествованию тесно в этих рамках, они с трудом там удерживаются. В 15м веке (Нант и Рю): архивольтные композиции превращаются в ящички, где как куклы персонажи разыгрывают свои истории.

Сенлис. Коронование, Успение и Вознесение Марии. Вокруг – древо Иесеево (удобное обрамление). Новое – раньше Богоматери не было уделено такого внимание. Возведение рода человеческого через Богоматерь на такой престол, который является высшим из того, что может быть. Скульптура весьма трехмерна и пластична.

 

Одновременно другая линия. При увеличении ряда и достоверности – больше оттенков, нет места кричащей экстатике, экспрессии Везле. Увеличение количества эмоциональных оттенков.

Старый (правый) портал Нотр Дам де Пари. Конец 12го столетия. Более строкой жесткой архитектуры, 1220 – 2я балка – персонажи уже как куклы, они отлипли, они стали телесными и трехмерными (чего не было ни в Византии, ни в романике).

 

Северный и южный порталы Шартра. 2 этапа. На откосах и в главных архивольтах – 1220е, дальше – на внешних портиках – дополнительный сюжеты (местночтимые святые и т.д.) – т.е. ряд еще больше увеличивается.

Структуру схоластичских текстов Панофский сравнивает со структурами капителей в готическом соборе. Натуроподобие искусства – разрастание житий – Золотая легенда середины 13го века (история св. Христофора, нового Геракла), то же нарастание эмоционального ряда.

Знаменитые апостолы Шартра. При всей степени условности, есть свобода. В разы отличаются по уровни индивидуальности и свободы. Скользящие драпировки, они специально показывают, что невозможного для мастеров-каменьщиков нет ничего. Повороты голов дают жизнь. Христос очень похож на других апостолов, только чуть другие, более вытянутые пропорции тела и лица. Св. Федор – все больше животворности пропорций. Просвечивают ткани друг с другом. Абсолютная степень достоверности – полная детальная подробность облачений (портал исповедников). Здесь еще величественная отстраненность, но скоро они от этого уходят. Через 50 лет – папа Григорий Великий (с теми же самыми апостолическими чертами лица), а рядом святой (ехал на ярмарку купец) – как будто прошла невидимая грань отделяющая мир, который наш видимый и мир идеальный небесный.

Северный портал. Коронование Марии и мариологические пророки. Условная византийская маска и одновременно конкретна и форсирована эмоциональная мимика, чего не было в Византии. Мелкая лицевая пластика отличает их значительно больше, чем профиль лица или пропорции и позы. Они озадачены, ошарашены, неуверены.. пробегающая волна разных состояний. Другая индивидуальность по сравнению с римской индивидуальностью: в римском портрете отличаются черты лица, в средневековье носы и подбородки как раз одинаковые, но эмоции…

Специфическое латинское простодушие по сравнению с византийской изысканностью и правильностью (как должно быть, как красиво, изысканно). Можно сетовать, что они теряют связь с реальностью.

Латинская интонация видит каждого человека и в во всем этом разнообразии вместе они собираются в образ Божий. Греки подходили с другой стороны: они воспоминают человека через подобие Христа, отсюда меньше интереса к индивидуальности.

Дополнительная иконография: сотворение мира, морализаторские истории Иова и Давида, искусства, месяцы, знаки зодиака и т.д. Целые координаты: прошлого – ветхий завет; будущего – апокалипсис. Собственная структурирование: нравоучительные (добродетели и пороки). Это создание сверхсистемы. Самые поздние: столбы правого портала южной стороны (жития). Желание повествовать преобладает над желанием изображать. Герой должен обязательно действовать.

Нотр-Дам де Пари. 1220е гг. Цокольная часть центрального портала (основа христианской жизни): добродетели сидят, пороки действуют. На откосах – возрасты человека (8-12-14). Календарь начинается от символического зодиакального цикла и ведет к реальным работам месяцев.

За одну человеческую жизнь огромный перелом. Новая антропология, новая система различения человека.

Скульптура Реймса. Мария и Елизавета – не более ни менее подражание реальной античности, как считали в 19м веке.

· Самые ранние скульптуры южного портала западной стены.

· Следующий этап: 1260-1270е – напоминают апостольские фигуры Шартрского южного портала. На первый порах просто механическое нарастание сюжетов

· Следующий шаг: центральный портал: Мария Благовещания, Мария и Симеон из Сретения. Группы, большие композиции.

· Композиции тимпанов переходят а щипцы.

· Самая большая загадка: если есть антикизирующие фигуры Марии и Елисаветы – зачем все остальное? Почему сразу не перейти к Возрождению, миную 2 века. Почему только две таких? Что только ни гадали: и что приехал мастер с юга и др. Средневековый мастер относится к стилю как к средству, а не цели. Возможно, мастеру попалась античная фигура и он использовал для придания убедительности. Сами фигуры построены готическим способом: нет хиазма, но внешне стилистика зрительной подлинности.

Поздняя мастерская Реймса:

· Первые улыбающиеся фигуры средневековья. Почему, откуда? Многие говорили, о связи с куртуазным стилем времени короля Людовика Святого. Ангел весь воспитанный, французский, чрезвычайно изысканный и приятный. Мешочки под глазами – восточный, античный, византийский мастер может быть и не понял бы, о чем идет речь. В духовном мире такого нет.

· Архивольты полны разнообразных персонажей. Многие были реставрированы в 1680г.

Внутренняя стена Реймса

· Длинная история Иоанна Крестителя, Богоматери… Прошло лет 100 от начального этапа, но прош

Эмоции Реймса – консоли аркбутанов большого нефа. Это очень высоко, их никто никогда не видит. Человек не в силах остановиться, камень начинает гримасничать. Оживший античный Сильван (божество леса), люди с асимметрией черт лица, мелкой эмоциональной мимикой, и т.д. Срастается то знание человека, которые выходит из глубины христианской аскетики.

Анатомия тела еще не включается (это будет позже во времена Донателло и Микеланджело). Сейчас пока лицо и руки. Ренессанс просто перекодировал систему, сделал ее антикизирующей, но открытие бытия и вверение искусству изображения этого бытия, сама система была открыта в 13м веке.

 

18.04.15

13й век. Французская и немецкая готическая скульптура

Реймс огромный разброс стилей от самых ранних до поздних консолей 1260-70х. Направление все к большему психологизму, но это не отменяет потребности в системах. И гигантским памятником такой системности является Аьмен.

Статуи Амьена в одном отношении еще больше фиксируют предметно-телесную конкретность наступившей эпохи. Монументальные фигуры со складками глубоко взрытой поверхности (напоминают зрелый эллинизм). Они как будто «недовыразительные», по сравнению с проработкой Реймса (лица, мимики). Камень более грубый, не позволяет детальной артикуляции черт лица. Да и другое направление – главное овеществить, зафиксировать телесное присутствие, а не произвести впечатление, вовлечь. Но форма останавливается до реального всматривания (упрощенные жесты, негнущиеся руки).

Замечателен полнотой программы – самые пышные архивольты, которые только известно. Сложнее только северный и южный портики Шартра и то потому, что они пристраивались позднее. Более поздние (внешние) чуть более экспрессивны. Но в каком то смысле, место важнее персонажа.

Цоколи: ряды добродетелей и пороков, плюс знаки зодиака, сцены нового и ветхого завета. Включая апокрифические сюжеты. Пророчество о гибели Ниневии «и возгнездятся ежи в домах их» - показаны ежи и аисты в домах.

Реймская стилистика – южный портал Девы Марии.

Как и о чего развивается эмоциональный мир? Будет пейзаж, натюрморт, анималистический жанр и т.д. Первопричина – другое отношение к миру, ярче всего высказывается францисканцы (есть переведенный сборник францисканских легенд «История францисканства»). Стигматы – образ и символ. Попытка совпасть с крестным путем Спасителя путем сопереживания и подобия. Наподобие готичного театра, что-то есть от представления. Другая сторона 13й век – это скорее доминиканская стилистика иерархичная безэмоциональная огромных систем Фомы Аквинского.

Происходит открытие природы. В конце поздней античности обязательно будет окружение, обстановка. Это стремительно ускользает в том, мире, принадлежащий по большей части монашеству, которое всматривается не вокруг, а в себя.

Этапы:

- Началось в Шатре (эмоциональная окраска). Конец 12го века: мелкие морщины на лбу, мимические: уныние, медитация… трудно определимые состояние одного типа лица – северный портал.

- Бурж скульптуры Страшного Суда (по-разному люди реагируют на спасение, погибель). Большая буржская композция – пятипортальная. Центральная – страшный суд (фигуры на откосах плохо сохранились). Всевозможная демонстрация обнаженного тела в разных ракурсах (начала в Реймсе). Лица необыкновенные, настоящие, жизненные. Мускулатура, складки – то, что в Шартре начиналось с оживания лица, здесь распространилось на тело. Что удивительно при сосредоточенности аскетической литературы средневековья на душе. Может, еще не столько анатомическая, сколько эмоциональная достоверность. Остается еще почти кукольная приблизительность, но уже нежность, искренность, чувство… Биение внутренней непохожести делается все более ярким. Ценится миловидность – это же куртуазный трубадур, пусть и в раю. Куртуазный стиль Людовика Святого. У Джотто от этого 3%, он весь живет в парадигме византийской велеречивости.

Сильное нарастание диапазона высказывания (национальные языки уже не скованы латинской сдержанностью, сатирическая вагантская поэзия) – потом уйдет.

- Сен Шапель. Идеальный вариант предельно логической структуры и вся стена напрочь съедена витражами – торжество французской готики. Скульптуры – безнадежно закрашены, были сильно менее яркими. 1239-1246. Другая степень натуроподобия (в музее Клюни – снята реставрация 19го века, а на их место поставлены копии). Тяжеловесные складки Амьена зажили новой жизнью: достаточно легкие, чтобы узнать ткань, но достаточно тяжелые, чтобы узнать камень. В околонаучной литературе они получили имена: апостол-философ… Италия того времени еще ничего такого не знает. Куртуазный (придворный) стиль Людовика Святого (court style of Saint Louis). Это второй этап – внутренняя неопределенность состояния, фиксируются такие тонкие аспекты, которые раньше ни одной пластике в мире не давалась.

Германия

Продолжение уже в немецкой скульптуре

- Майнцский собор, портик перед входом в восточную часть (алтарная преграда, лектор). Сер. 13го века. Страшный суд. Грешники, скованные цепью – целая портретная галерея (кто-то плачет, кто-то..). Эмоциональное движение, переживание. Степень вникания в это переживание поражает! Готовы изображать все, что угодно, лишь бы в эмоциональном движении.

Истоки:

Линия, связанна с византийским наследием:

Рубеж 12/13 вв. Большие золоченные раки Кельна: подражание византийским и раннехристианским саркофагам. Есть даже византинизирующие памятники (Либфраукирхе в Хальберштадте) – крашенная штукатурка (так мусульмане делают свои орнаменты – крашенный стук. Похожи на византийские вещи с небольшой верификацией события (ушла неопределенность греческой драпировки), но по-византийский плоские, орнаменты совсем византийско-позднеантичные. Чуть больше конкретики – ранняя готика – уголки глаз, губ…

Собор Св. Стефана в Хальберштадте – есть большая парадная алтарная преграда. Скульптуры не много, распятие с предстоящими – 13й век (1220-1230е), остальное – поздняя готика. Скульптуры околовизантийского толка. Деверянная пластика. Но начинает конкретизироваться. Перевод в 3е измерение не дается полностью в объем, но все материально и предметно.

Другая линия:

Фрайбергские золотые врата. Рождение собственно немецкого портала. Сильно сжатая ситуация, мало места, даже на откосах фигуры занимают половину высоты. Статуи на откосах не очень похожи на французские: меньше внимания к трехмерности. Фигуры архивольт сравниваются с раннехристианской пластикой.

Бамбергская скульптура. Сам собор романский, без признаков готики. x портал Адама. Выглядит все довольно сдержанно. Портал поклонение младенцу – даже нет фигур на откосах. Начинает нарастать трехмерность:

- Фигуры на ограде хоров: первая попытка ввести настоящую трехмерную пластику. Она пока почти романская. Моменты диалога, они находятся в активном контакте друг с другом: спорят, жестикулируют. Физиогномический тип один, как будто-то спорит сам с собой.

- Княжеский портал (церковь и синагога, двойной ряд: апостолы стояще на плечах у пророков)

- Страшный суд – очень немасштабный по сравнению с французской. Эмоции очень смешные даже пародийные.

- Церковь и синагога – противопоставление, но почти одинаковые. Оживает тело под одеждой, эмоциональная выразительность направления драпировки, включается третье измерение. Типичная выгнутость готических фигур. Вещи начинают выходить из плоскость. Страсбург – следующий шаг, еще более живые, нежные.

- Портал Адама – фигуры. Буквально повторяют реймскую пластику.

- Внутри: Мария и Елизавета – вольные копии с реймской Марии и Елизаветы (последняя получила более пафосный германский вид). Движение более условное и резкое, как будто туда насильно

- Бамбергский всадник (может быть Константином Великим или св. Мартином). Тоже еще пристенная скульптура, но еще круглая). Голова – связь с Реймсом, но более жесткий, пафосный героический идеал, характерный для рыцарской культуры 13го века.

Магдебург. 1340г. Девы Разумные и неразумные. Эмоциональный мир абсолютно не присущ античному театру. Персонажи были в масках, причем явно несоразмерных. И христианский мир с его вниманием к человеческой душе (для греков такая слишком сильная патетика была бы несколько непристойна).

У греков сакральное должно быть несколько умозрительно, сопричастие и совпадение должно происходить не на таком непосредственном уровне как в латинском мире, где получается не столько сопереживание, сколько физическое соучастие (зевота).

И теперь идет Майнский портик. Они значительно менее отстраненные, чем во Франции (которые все-таки содержат церемониальные сдерживающие моменты), здесь этого нет. Здесь нет и магдебургского схематизма. Они чуть хуже в трехмерности, но такая веристическая точность.

Наумбург. Уже знали про Сен-Шапель – в хорах стоят по одному и по две фигуры (как апостолы в Сен-Шапель). В Наумбурге стоят донаторы фигуры, о них скульпторам не было известно ничего, кроме титулов и имен. Даже сами лиственные капители по

Вырублены и камней, и которых делали колонны, т.е. снять их не возможно, хотя они абсолютно трехмерные.

- Мастер несколько упрощает и обобщает технику Реймса и Сен-Шапеля. Живые руки, меньше условности поз. Все это упражнения на тему психологических типов: две пары (какие отношения в браках): Ута и Эккхард и вторая пара. И опять одно то же лицо, но они научились так менять мимику, чтобы менять выражение. Перебирая персонажей мы видим как будто иллюстрацию из человеческих добродетелей и пороков (страх, агрессия).

- Наумбургсий лектор – Тимо фон Кистриц – надул губы на жизнь.

Линия, приходящаяся из парижской мастерской, которая ведет себя более открыто и свободно, чем в Париже, где это было не очень пристойно.

- Алтарная преграда (леттнер). Страсти Христовы. Посередине распятие – очень натуралистично: как будто зритель – соучастник события. Дерзость и соучастие – чтобы войти в хор нужно было пройти между Крестом и Марией или Иоанном. Видим ясно руку майнцкого мастера. Композиции не очень круглые, но эффект эмоционального соприсутствия почти театральное, как будто дает крупный план в кино. Пилат умывает руки в Present Continious. Есть некая жалобность. Всем немного стыдно, Как будто им этого вроде бы и не хотелось бы. А чего требует жалость – сочувствия.

Кажется, еще шаг и люди научатся изображать все и повествовать обо всем. А ведь все за 30 лет до этого были бамбергские рельефы, которые совершенно другие полу-условные.

Майсен- сцена Благовещания. Вдруг продвижение обратно (недалеко от Наумберга).

Майнский мастер был гениален, но мы понимаем, что это еще не устойчиво. Дальше это не будет прямое нарастание эмоционального веризма или сопереживания. Но от стены готика скульптуры не отпускает, т.е. нет автономного человеческого натурализма, это часть большой схема.



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Готическая скульптура ранней и высокой готики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готическая скульптура ранней и высокой готики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)