Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные школы ранней и высокой готики (архитектура)



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Национальные школы ранней и высокой готики (архитектура) 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкая готика

Страсбург (Эльзас) – немецко-французская готика. Чуть пластичнее и тяжелее, чем в Сен-Дени. Чуть больше количества профилей (как в Труа)

Кельн – идеальная копия Амьена перелицованная на манер Сен-Дени. Нет ярусности, нет цилиндрической опоры.

Либфраукирхе в Трире – центрическая готическая церковь в Трире. До Сен-Дени – цилиндры опоры, несообразности несущих и несомых (колонки сходятся, расходятся, заканчиваются консолькой). Окон мало – только верхняя часть.

Наумбург – ранняя готика. Даже сама структура романская: вспорушенные своды и не преодоленная сплошная масса.

Магдебург – идея сплошного остекления. Равное воздействие Реймс (верхняя остекленная галерея), нет системы аркбутанов. Перенесли порфировые колонны и старой оттоновской церкви – получилась полу-романика. Двухярусный, сплошная система вертикалей и большие окна (нижняя часть напоминает трифорий) – достраивался уже во время Сен-Дени.

Англия

Вестминстерское аббатство

Собор Йорка – несмотря на сложные английские своды – поставили имитированные деревянные (не умели строить аркбутаны), 12 колонок Сен-Дени, интегрированный трифорий. На 60 лет позже Франции система Сен-Дени полностью осуществлена.

Трансепт Йорка все новое, цветные колонки, большие галереи, отсутстсвие главной несущей вертикали – до Сен-Дени.

Дальнейшая эволюция – через приумножение декора.

Собор в Оксере. Игра на полутонах: количество колонок столько же, но не меньшую тему имеет промежуточное расстояние между колонками.

Италия

Сан Франческо в Ассизи. Готика очень далека от французской и не умеет пользоваться разгрузочной системой – мало окон, но много места для фресок, но берет от французской безупречную логику несущих и несомых.

Сан Франческо в Болонье. Шестичастные крестовые своды. Целостные единые опоры колонн.

Сан Фортунато в Тоди: и капители и готические тяги. А еще вынуждены были добавить арочки в боковых нефах, т.к.

Сан-Антонио в Падуе. Сан-Марко плюс готический хор.

Санта-Мария Новелла во Флоренции. В перефразированном виде видна тонкостенность и логика не на уровне структуры, а на уровне равномерной легкоордерности и логики несущих и несомых.

Санта-Кроче во Флоренции – нет сводов (деревянные арки), от готики – тонкостенность и гигантизм.

Миланский собор: большие окна, декорация окон и стены – английская. А внутри – многолинейные готические колонны, одетые гигантскими капительными скульптурными муфтами.

В Италии вся готика будет неправильной.

 

25.04.15

Средневековая готическая живопись 13 века

Витражи и живопись Италии (проторенессанс).

Витражи

Сен Шапель – 1300 сюжетов. Огромный информационный пласт.

В Сен-Дени Суггерий не хотел изобретать готику. Он хотел дать максимально места для витражей, которые хорошо видно из нефа. В своей книге (переведена с обширными комментариями Панофским) Суггерий не говорит ничего о готике, он говорит о витражных программах.

Особенности:

· Витраж – родственник книжной миниатюре, есть возможность создать большую суперсхему. Т.е. иерархическое соподчинение сюжетов. Т.е. наследник и комментарий к книжной миниатюре.

· Много аллегорий, требующих серьезного вдумчивого толкования.

· Центральные темы – хорошо опознаются на расстоянии:

o упрощенность стилистики,

o отбор только существенного и

o где-то экспрессивность.

o Д.б. хорошо видна надпись

· плоскостное отношение к изображению. Это прежде всего искусство графики. Пластической выразительности, контакта фигур, сопереживания – ничего этого здесь нет.

Позднероманская ситуация, когда важен не рассказ, а построение четкой догматической формы. Предельный схематизм. Нужна привычка к геральдике – восприятие сжатых форм, почти демонстративной схемы, которая чурается убедительности изобразительного типа. Так легко построить догматические композиции, но в истории это работает не совсем так. Аналогия: морализованные библии.

Техника: свинцовый переплет, в который вставляются кусочки. Фигурка может состоять из нескольких кусочков.

Средняя ось в средней капелле – Детство Христа и древо Иессеево. Первая левая капелла – аллегории на тему ап. Павла. Есть жизнь Моисея, видение Иезекииля, Страстной цикл с префигурациями (предсказаниями), житийный св. Бенедикта, был с историей Карла Великого (только маленькие фрагменты). Во время Французской Революции были сильно повреждены, были переставлены, разбрелись и оказались в разных музеях. Часть перепутана (например, часть детства Марии были поставлены в детство Христа). www.lavieb-aile.com

Аллегории ап. Павла:

· Верх: колесница Аминадава из 6ч. Песни Песней (чтобы создать форму). Предметно-символический мир с большим количеством отсылок. Колесница – престол Бога-Отца. На фоне – Крест Спасителя. Т.е. уже есть тринитарная форма. Вокруг тетраморф и подписи, которые можно увидеть издалека.

· Символическая мельница (была на романских капителях Везле): Христос перемалывает на ручной мельнице зерно. Символ Евхаристического хлеба.

· Христос снимающий повязку с лица Моисея (откровение Иоанна – все, что было загадками у Моисея, становится ясным).

· Снятие печатей: тетраморфы снимают печати с книги (превратиться в торжественное Поклонение Агнцу Ван Эйка).

· Церковь и Синагога в предстоянии перед Христом с семью дарами св. Духа. Очень похоже на иконографию благословение Иакова.

Знаем витражи Византии. Но почти ничего не сохранилось. Есть из Болгарии (разбитый с образом нерукотворного Спаса). Там все-таки образ, а не схема.

Старые витражи Шартра. Из Шалона сюр Марн – нет места для повествования. Евангелие аббатисы Уты – истории схлопываются в специфическую схему.

Верхние витражи (уже не у Суггерия). Сен-Дени в Реймсе (в Нотр Даме Реймса они погибли). Западный витраж Шартра (Богородичный сюжет). Монументальные фигуры.

Розы – очень удобно располагать схемы. Можно играть числами и схемами. Количество становится все более и более нагруженными. На него ложиться чуть ли не главная роль в смысловых рядах. Амьен: 4/5 изображений лежат на витражах, 1/5 на скульптуре.

Размещение: есть обязательные, менее важные.

· Розы трансептов – та же тема, что и на соответствующих порталах.

· Большие витражи алтарного пространства. Есть обязательные, но есть и много отклонений: финансировались городскими цехами (что-то сами придумывали, что-то им писали клирики).

· Верхние – полнофигурные крупные

· Витражи нижних капелл – самые интересные, нарративные, но тоже есть свои зависимости и иерархии.

Например в Шартре, история милосердного самаритянина. Детально, почти как кино-хроника. В центре оказывается история Человека – Адама (вся история сотворения - грехопадения). А наверху – Господь, вершащий судьбу Человека. Внизу – история спасения, через историю спасения самарянина, весть о котором 4мя всадниками разносится по всему миру. Везде по центру проходит мотив дерева. Важно и место, которое тот или иной сюжет занимает в самом витраже.

Блудный сын – по центру – образ пиршества (в начале и в конце).

Витраж чудес Богоматери и богородичных пророчеств.

Витраж Иосифа – нет центральных образов – все равновелико, нет очевидных главенствующих и подчиненных сюжетов.

Буржский собор. Маленькие капеллы, образуют не одну стену, а ряд отдельных компартиментом, медитативных пространств. Очень близко и удобно их прочитать.

Верх – Сен-Шапель. Все витражи относительно близкого плана. Символическая полнота. Она важна уже тем, что существует, а не тем, что ты это прочел. Все более явственная и сильная графика. Кроме раздилительной черной полосы – трассировка дополнительно контура черной линией.

12 век – золотой век витражей. 1я половина 13го века увеличивается количество цветов – появляется больше золота, красного – витражи Страсбурга. Пришла многоракурсность, многофигурность. Но менее охотно пользуются дополнительными комментариями.

Постепенно эта живописность разрушает принцип прозрачной схематической мембраны.

Поздние витражи 15го столетия. Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Большая композиция на все окно. Но Рогир понимал, что трехмерная форма разбивает форму, они сделана на гризали, коричневатым тоном почти без цвета.

Конец 13го века – 14 век – упадок. Трехмерное пространство, перспективные иллюзорные пространства даются витражному изображению очень плохо. Т.е. это подчинение витража тенденциям, возобладавшим после изобретения масляной живописи.



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Национальные школы ранней и высокой готики (архитектура) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные школы ранней и высокой готики (архитектура)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)