Великие готические соборы
В Нотр-Дам де Пари – идеально решение 1230-1240гг. Летящий аркбутан: одна летящая опора и не опирается на аркбутаны, поддерживающие малые нефы. Они очень тонкие, должен быть ооочень плотный камень. В Буржском соборе наклон арок еще больше – совсем как острые стрелы космических кораблей. Полет. Нотр Дам де Пари. Интересен и в плане и в декорации. 1163г. · Изначально пятинефный собор без капелл (наконец-то реализовалось то, о чем говорил Суггерий: два нефа, огибающие собой алтарь, разделители уходят еще дальше и образуется сплошная стеклянная стена и единое пространство). · В нефе те же шестичастные своды, но трансепт отступает практические еще на одну травею за фасад. Высокая готика - наконец появляется потрясающее чувство цельнообъемности, единоохватности. Диагональные просветы, количество видовых точек, где можно почувствовать, как раскрывается вся система в целом, гораздо больше, чем в романике. Соборное соединение – верхняя форма самопроявления всей этой архитектуры. Предполагалось тоже сделать четырехъярусную систему: 3й уровень - не трифорий, к круглые окна. В середине 13го века это было переделано – большие окна, что мы видим в основном нефе. Шестичастные своды (последний раз), но единая система ордеров. Еще сильнее разделяется тяжелый низ и легкий верх. Все модули отменяются. Последний раз стоят тяжелые циклопические не дробящиеся нижние опоры. Постепенно все развитие влечет к тому, что мы видим наверху, а не внизу (еще романское). Будущее за единым ордером, который поднимается от капителей этих опор До 1200г это развитие было почти не замечено, а с этого года – взрывное распространение готики по Европе. Стена главного нефа: Чередование 3 нервюры и одна: маскирует –когда одна, мастер ставит дополнительную колонку от арки окна, а когда 3 – прячет конец этой арки за пучок нервюр. Двухбашенный фасад, отсутствие башен на трансепте – из романской разрозненности к готической мощной цельности. Идут от него две линии: Бурж и Шатр. Бурж – копия Нотр-Дам де Пари, но которая двигается дальше в ряде аспектов. · Те же 5 нефов, но абсолютно без всякого трансепта. Наконец все слилось в единое пространство. Упраздняются галереи второго яруса – вместо галерей еще один клеристорий. Возникает гигантская колонна (имеет 8 колонок по сторонам) – самая высокая в истории французской готики. Опять 6тичастные крестовые своды: соотношение нервюр и колонок – как в Нотр-Дам де Пари. Получается: окна – трифорий – клеристорий – большой неф: трифорий – клеристорий. Итого 5 ярусов. И одновременно единое пространство. При этом единая колонна идет до пяты свода – как будто весь собор покоится на этих столбах. · Капеллы восточной части: они очень небольшие с небольшим выносом, изящные и соразмерные находящимся в них витражам. Новые возможности очень крупной системы, где и в пространственном и в декоративном отношений наблюдается переход от небольших к гигантским размерам. · Пятиосевой главный фасад. · Очень острое соотношение тонкой вертикали и опоры, на которую она положена. Прямой и лобовой антипод – Шартр. Причем не только Буржа, но в какой-то мере и Нотр-Дама де Пари.Тоже важнейший собор – там покоится туника Богоматери. Он воспринимается как общефранцузский собор. Там была одна из самый известных и развитых богословских школ того времени. От старого собора осталась западная часть с известнейшим западным порталом. В начале 13 века – остальная часть. · Игра на внутреннем колебании формы: трехнефный неф, трехнефный трансепт, пятинефный хор. По дороге меняется форма. Хор – самая важная часть, там начинается другой мир. · Своды – четырехчастные крестовые своды – все структуры едины и одинаковы · Порядок стены: крупные окна нижнего яруса – глухой трифорий - огромные окна клеристория – делимость секций, но более единообразная (четырехчастные своды). Наиболее авторитетный источник – Клюни. · Чередуются столбы восмигранные с круглыми колонками и круглые с восьмигранными. Т.е. необходимость переходит в чистую поэтику. На внешних стенах – то же самое, но они имеют меньший уровень пластики (подобие лопатки, к которой прислонены малые ордера). · Ценят горизонтальную ярусность: на главном ордере отметки ярусов. · Средокрестие свободно от каких бы то ни было горизонталей и дальше вдруг оказываемся в пятинефной части. Полностью меняется ритм опор (больше нигде такого нет): 4 типа: круглые, восьмигранные, круглые с восьмигранными и восьмигранные с круглыми – свободностоящие колонны. Этот как венчающая часть короны, которая должна быть построена более сложно, чем нижняя часть. И это меньше всего копируется (хотя Шартр первый собор, который становится стандартным для копирования. Реймс. Еще один колоссальный городок, не понятно, как это строилось и практически одновременно. Это коронационный собор, построенный на месте крещения Хлодвига. · Наверное, самый гармоничный фасад: идея прозрачности до последнего уровня, когда тимпаны западной стены оказываются прозрачными. Нежный декор и разгрузочных конструкций: там как будто оконные проемы в колончатых обрамлениях. · Новая тема – как размыть массивную грань в верхней части? Чтобы они переходили в воздух. Мы видим основания так и недостроенных из-за столетней войны башен. · Круглая роза, вписанная в стрельчатое окно. Раньше – они были круглые с круговыми колонками (в Шартре). После роза Нотр Дам де Пари (двойная колоннада с тонкими разделительными арочками) создает лучистую структуру. Но это статично, он мешает готической вертикали. Сен Реке в Рейме (не сохранился) арка обнимает розу – невозможный компромисс. Последнее почти провокационное решение – Турский собор, роза задуманная в конце 14го, реализованная в 15м: роза превращается в большое окно и придать четырехстрельчатую форму. Включая розе 16го века в Амьене – в круг вписаны древовидные лианы. · От Шартра берет тему главного ордера, обложенного второстепенными колонками, трифорий, четырехчастные крестовые своды. · Но никаких признаков интереса к чередованию ордеров. Ярусная система, которая с математической точностью расчленяет и снимает массу. Двухчастное деление окна совпадает с делением трифория и средняя колонка трифория утолщается. Звонкая отчетливая ясность. · Высота продолжает расти. Высота основной арки выше. · В венце капелл обход не двухнефных, он имитируется, но прохода внутри капелл нет. Амьен доводит все это до предела. 43,5 м по вертикали. Даже по ставнению с Реймсом выросшая вертикальность. Монотонные четырехчастные своды. · Отличие – появление закрытого трифория в нефе, а потом и в алтарной части трифорий остекленный. · Колонка сохраняет свой размер от пола до самого вера, и ее капитель только наверху. Нарастание вертикальности даже в ордере. Это основное направление, а от Буржа будет два несколько странных продолжений. Совершенство линии Буржа – это он сам. Бове. Попытка синтеза двух традиций.Строили несколько раз. Сперва 47м метровый хор: пятинефный, только капеллы 3х нефный. Рухнул, укрепили колонками. Неф так и не построили. Построили 162м башню-стредокрестие. Потом ее разобрали. В результате он стался фрагментом, у которого нет западного фасада, есть два фасада с севера и юга.
Собор в Ле Ман (Le Mans). Попытка имитации Буржа. Сильно пострадал во время войн, как и Бове и Амьен. Тоже до конца не достроен, но побольше. Он не пятинефный, но у него есть освещение в клеристории малых нефов. Но большие нефы трифория не имеют. Много странностей – 12 вертикалей на главных столбах. Некоторые вещи выпадают (например, трифорий в основном нефе), т.к. размеры поменьше. Именно здесь роза в стельчатой арке уже успокаивающейся пламенеющий готики. Попытка затащить на целый уровень остекления выше (остекленный трифорий Амьена и увеличенное количество ярусов Буржа) – уже не выдерживает. Еще и грунты не плохие, осадка тоже дала свои результаты. Последующие постройки остекление верхнего элемента малого нефа игнорируют, это считается опасным. Все-таки пойдут по линии Шартра/Реймса. Кельн. Строят французские мастера. 5 нефов уже везде. Более парадная и увеличенная копия Амьена. В огромном масштабе готическая легковесность начинает исчезать. · Капеллы в хоре · Остекление малых нефов не предположительно · Трифорий напрочь соединен с окном в единую структуру · Трифорий освещается не везде – в алтарной есть, ближе к средокрестию – не везде. Отличие · Совершенно нет ярусности: собор при помощи ордера соединяется в единое и непрерывное целое. Эта поступательность и постепенность снятия материи уже не нужна. · Есть элементы чуть архаизирующие, взятые из Аьмена. Опоры обхода – внутри плавает опорный цилиндр (камень, масса, та телесность, которая остается не преодоленной – то, что мы видели в Сен-Дени). Уже в Ле Мане мы видели, но чем больше вертикалей обслуживают вертикальные арки, тем меньше различима масса. Это последнее, что осталось от Великих соборов, когда происходила постепенное снятие материальности и тяжести. Лучистая готика Лучистый стиль. Наступает эпоха колоночек Неф Сен-Дени. В средокрестии Лана уже вся материальная основа полностью снята. Это добавляет линейности. Но здесь это только в средокрестии, не везде. Внешние стены этих соборов не содержат в себе этих массивных опор. Еще в Сен-Дени опора в основном нефе исчезает. За приставленными колонками стоит крестообразный неф. Т.е. весь собор резко унифицируется. В этой лучистой готике есть некий набор тонких колонн (это теперь свойство не только средокрестия, а всего нефа) 12 вертикалей – по 3 внешние архивольты внешних арок, три – нервюры 4хчастного крестового свода. Это система готовой данности. Массивность ушла, осталось мембранная структурность и окно занимает всю стену. Пришли решение к собору в Сэ – последний участок захвачен (места над арками нижнего уровня). Начинается поколение Сен-Дени. Его всегда можно узнать. · Страсбург (больше, чем на 12 колонок). · Толедо (трифорий соединили с окном, но в области опор и ярусов остались на уровне великих соборов). · Собор в Лионе. Сен-Дени еще не знает: опоры массивные и ярусное деление. · Собор Петра и Павла в Труа (есть колонка в опоре). Они совершенно светоносны со сплошной равномерностью · Сен Шапель – вся из лучистых колонок и стекла. Но развитие останавливается, можно умножать количество элементов, но все же золотой эквилибриум достигнут между структурностью избавления от массы и триумфом суггериевской идею сплошного коврового остекления.
11/04/15
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |