Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готическая архитектура после высокой готики



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Готическая архитектура после высокой готики 0.00 из 5.00 0 оценок




Сен-Дени хоры. Пьер де Монтерро. Отношение конструкций и декора. Неф – идеальная простота: снимает всю диалектику великих готических соборов (полное остекление – начальное условие, гармоническая высота (хотя и не абсолютная доминанта, как в затянутом кверху пространствах Амьена и Бове). Структурная логика Сен-Дени идеальна, она дошла до своего предельно звенящего предела:

- Отсутствие цилиндрических опор – многоколончатые опоры. Масса полностью побеждена

- Предельная логика в отношении несущих и несомых. Все совершенно исчислимо

- Прозрачные стены с максимальным остеклением

- Розы Сен-Дени (Шартр – вырезание пустоты из сплошного листа массы, Лан – перепончаая структура, но перемычки не подчиняются наглядной и очевидной радиальной логике, Нотр-Дам – радиальная структура,  в Реймсе появится над розой стрельчатая арка). Сен-Дени – роза выхватывает угловые карманы и под нее ставится остекленный трифорий. Больше ничего добавить не возможно. Трансепт Нотр-Дам де Пари – та же рука и тот же прием. Поэтика . Диафрагменная стена (Янсен), поэтика стрекозиного крыла.

Получаем идеальную равномерную форму, которая может быть хорошо тиражируема. Она не требует так высоко поднимать самую высокую точку свода и не требует такого мастерства каменщиков. Она идеальная для маленьких пространств (Сен Шапель – даже не нужны аркбутаны, достаточно небольших выносов контрфорсов).

Сен-Шапель. Можно описать в 2-3 фразы, т.к. это замершая форма. Двухярусная конструкция – понятность, а не интеллектуальное усилие, когда пространство нужно осваивать как в Шартре.

Петра и Павла в Труа. Не достроенный из-за столетней войны. Недостроенные тимпаны, вымперги – уже 14й век.

- Равномерное пятинефное, алтарная часть и обход – трехнефный

- Чуть отличаются опоры – толстая колонка сбоку боковых опор, больше профилей, пышнее капитель, пять уровней. Но принципиально это художественного решения не меняет: и по свету и по логике восприятия и построения.

Абсолютно статичный результат без большого разнообразия.

Лимож. Нет полного остекления 3х ярусов. Трифорий без остекления.

В Монферране. Опять трифорий не остеклен. Пропорции – чуть по-уже. Чистая готика во всей своей холодной и астральной чистоте.

Нарбонн. Построена только алтарная часть и хор, нефа нет. Он почти достигает высоты великих соборов Франции. Особенности региональные: в пилоне – преобладание цельности над разделенностью на колонне. На юге эта тема есть, другая артикуляция арки, нет безупречной логики (часть профилей арок уходит внутрь пилона).

Какие могут быть вариации: региональные особенности (самой четкой и чистой остается Иль-де-Франс) и декоративные особенности на поверхности (чаще всего именно там, где постройка не идеально, где есть сбои системы).

Юг:

- Нарбонна (цельность столба и нервюры, уходящие как в масло в основной столб). В кафедральном соборе Тулузы тоже есть такое решение.

- Толедо: массивный опорный столб как в Бурже, где-то есть опорная вертикаль как в Сен-Дени. Опять делят на ярусы. Неточные копии Сен-Дени

- Леон: ближе к Аьмену: прозрачный трифорий, прозрачная стена. Есть ярусы как в Толедо, но внизу проступает цилиндрический столб.

- Барселона: двухярусные капеллы обхода. И все равно просматривается логика Сен-Дени. Пустоты стен.

Структуры, испытывающие влияние Англии

- Гипертрофия декоративности, часто автономная от единой вертикальной структуры. Многопрофильная арка, колонки накладываются на углы стены над аркой. Собор в Се.

Сент Орбен в Труа. Маленькая. Строится сразу после собора Петра и Павла. Сплошное остекление до самого низа в алтарной части. Сама двухъярусная без малейшей попытки создать третий ярус. Но дальше начинается новое:

- Алтарное окно – более поздний кусок – весь пророс и процвел.

- Две травеи трансепты имеют два окна и перед ним каменное крыльцо (содержащее аркбутаны контрфорсов) – давайте построим то, что никто никогда не видал. Начало рождения индивидуальности.

- Западный фасад: дополнительная стена. Двуслойность стены. Башни нужны – от держат большое окно. Кратность осей не одинаково: перед большим окном трехчастная лоджия (прозрачности недотаточно). Если не можем позволить огромный собор, то можно оторваться на непохожести (распад схоластики на реализм и номинализм или до уход в абсолютную мистику, т.е. в 14м столетии ясная логика огромной системы разлетается на куски). Откуда? Реймс – конструкции сложные, но однослойные. Амьен в алтарной части сделана эффектная позирующая структура: вылетающие над балюстрадой крыши высокие вимперги окон - одно сквозь другое (вторая половина 13го века). Теперь Сент-Орбен в Труа: более ранние как в Аьмене, более поздние – декор повисает перед стеной. Между декором и конструкцией возникаю зазоры.

Пока это замечательные декоративные маргинальные, безупречно подчиняющиеся безупречной логике лучистой готике. Но сама логика и система безусловно подтачивается. Собор в Се, Сент-Орбен в Труа. Как наступление английских войск на французскую землю.



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Готическая архитектура после высокой готики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готическая архитектура после высокой готики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)