Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Книжная миниатюра 13го и 14го столетия



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Книжная миниатюра 13го и 14го столетия 0.00 из 5.00 0 оценок




Й век

Окончательное формулирование того, что хочет от образа 13й век с его схоластической догматизацией и как это переходит в другие формы в искусстве позднего средневековья.

1230-1240хх время великих готических соборов. Их аналогией являются морализованные Библии (ветхозаветный ряд, комментированный сюжетами новозаветными, моралистическими, апокрифическими и т.д.). Гигантские системы согласования смыслов сродни витражам. Стилистически изучать смысла нет, главное – опознание смысла (как в комиксах). Специфический буквализм схоластического сознания – словарный подход к образам.

Другие линии. Увеличивается количество жанров. Меньше опирается на иконографический стандарт.

· Иллюстрация к естественной истории Плиния (изображение странных и диких народов, живущих на окраинах) – захватывающее любопытство 13го столетия.

· Первый анатомический стандарт. Т.е. не совсем искусство, скорее средство изъяснения.

· Трактат о соколиной охоте (по Фридриха 2 Гогенштауфена). Предтече нового искусства. Светский жанр: иллюстрации 14-15вв книга охоты Гастона де Фибюса (как живут медведи, орлы, зайцы). Исторические и географические хроники. Т.е. все возможно к изображению, нет ограничения (в романское время – техническое ограничение, в Визании – отношение к образу).

Отсюда развитие периферийных маргинальных иллюстраций. Там самая разная средневековая жизнь. В романской иллюстрации 12го века этого не было. Эта иллюстрация пародийна. Иногда могут быть мнемотехнические приемы (методы запоминания). Еще Исидор Севильский объяснял, что слов состоит и того-то и того-то и поэтому означает это. Хотя с филологической это часто чушь. Специфическое латинское равнодушие к мистической составляющей образа. Грек апеллирует к образу всерьез. Здесь образы живут по-другим законам. Образам здесь сразу присуща техническая иллюстративная функция (это в том числе причина размывания религиозной наполненности искусства). Отсюда и новые жанры: светские, повествовательные, развлекательные. Низкие жанры. Но в 13м веке они на внешних границах смыслового мира.

Что же в центре смысла? Романская иллюстрация: таблицы смыслов (добродетели, иерархическая логика смыслов). История Иова (7 даров святого духа на апостолов – тоже целая догматическая программа).

Конец 13 – начала 14го столетия. Псалтирь Робера Де Лиля (17 иллюстративных листов из сборника неизвестного содержания): Христос в центре – дальше таблица разного устройства человека в разных возрастах. Кульминация схематизма: уже почти нет картинки – много текста. Именно тексту вверяются самые главные смыслы. Похоже на розу готического собора. Такие иллюстрации любили францисканцы. Это даже не столько псалтирь, сколько толкования индивидуального содержания. Это не мир образного порядка, что-то близкое логарифмическим таблицам, но при этом составляет один из самых высоких жанров того времени. Распятие – плоды – ветви.

Итальянский Ренессанс наследует Византии в отношению к образу.

Это не нуждается в фоне и пространстве. Вся стилистическая посылка заключается в удобочитаемости. Кажется, что это искусство навсегда заперто в пределах плоскостного схематизма. Уйдет в века эзотерики, оккультизма, миры розенкрейцеров и т.д. Оккультисты 16го века верили, что даже просто сама схема может помочь пробиться в другой мир. Т.е. прямая магия.

Но параллельно с догматико-схематическим есть и визуальный. В Псалтири Робера де Лиля есть полный изобразительный Страстной цикл. Проникает скульптурное овеществление формы. В лица начинают проникать эмоции, хотя сами еще плоские. Но ткани круглятся вокруг S-образных изгибов. Видны византийские влияния. Иллюстрация более чувствительная (францисканская, она же проникает в рыцарский роман и даже в целом в религиозное сознание (Сабат Матер дела Роза) – умилительное горестное сострадание св. Франциска). А схема не может страдать. При этом эти две тенденции равночестные: изобразить и схематизировать.

Стили

Византийское влияние. 13в сильное воздействие Византии. Анатомическая конкретность, складки. Есть и византийское сдерживающее влияние церемониальной образной отстраненности. Проявление больше всего: в 1 пол 13 века в Германии (особенно в Кельне) и в Италии. Целый мир византинизирующей итальянской книжной миниатюры. Сложная цветовая карнация, масса заимствований.

Островная традиция. Psaultier Windmill. Восходит к кельтской книге.

Придворная французская миниатюра: светлые лица и тонкие и деликатные черты лица. Псалтирь св. Людовика (3 четв 13 в). Мягко сладостный стиль – последствия улыбающихся ангелов Реймса. Jean Puccelle. Часослов Jeanne d’Evreux. Эмоциональность и глубокая вовлеченность. Постепенно оскульптуривающиеся драпировки.

 

Англия. Псалтырь Лорда ЛАтрела (посвятительная миниатюра: сам Лорд с ласточкой на плече (Латрел – ласточка). Нарастание маргинальной иллюстрации и изменение ее характера. Одна из самых первых полных энциклопедий жизни: и пашня и скирдование и т.д. Дальше будут времена года Ламбергов да вплоть до Венецианова. Связи с текстом практически нет. Весь жанровый мир новоевропейского искусства уже здесь есть как в нуклеусе, ему только нужно вылупиться. Но хтоническая составляющая просто срывается с цепи. Истоки? Театрализованные мистерии? 14й век показывает некую расцентровку системы образных отношений.

Век

3 пласта псалтыри Лорда Латрела: религиозный, бытовой и фантастический не могут ужиться на одной плоскости. Чувствуется потребность в спецификация жанра. Получается, что всеохватная полнота 13го века уже не возможна. Что изменилось? Меняется светская составляющая культура. И в 13м веке не вся жизнь человека проходила в церкви, но главное, где происходит стяжение смысла. Это уже Декамерон, Петрарка, Чоссер. Петрарка нового времени (это любовная лирика, но его другие письма, где его сознание еще очень религиозно). Св. Иуалиания Норрическая (религиозная литература Англи 14го века – мистик. Человека интересует не только то, что он видит, а что с ним происходит).

14й век – зарождение станкового портрета. Иоанн Добрый. Эдуард второй – надгробье. Надгробие Черного рыцаря (английский принц Эдуард 3, герой 100 летней войны). Собор св. Лита в Праге: в трифории портреты чешских королей и строителей (Петр Парлер и Матье из Араса). Наростание ткани светского искусства, которое может быть включено в контекст собора.

В части религиозного сознания – экстаз, мистика, на смену схоластическим всеохватным схемам бытия. Видение Екатерины Сиенской о мистическом обручении св. Екатерины. Расцвет предметно-материальной реализации бытия. Кодекс Манессы – сборник стихотворений миннезингеров. Иллюстрации – картинки этих самых миннезингеров. Целая область любовно-куртуазной тематики. Зеркала, гребешки, гобелены (триумф Петрарки) … Большое поле, центром которого является замковое пространство. Есть реконструкции 19го века, но в целом не сохранились. Напр. Pierrefond. Расцветает декоративность, но с этим приходит разбалансировка смысла. Ощущение нового времени 1340е. Новое после чумы поколение, сильно сократившееся. Новый требующий своей риторики гедонизм.

Богословские сборники с текстами попроще. Отсюда сюжетная простота. Иллюстративный кодекс Юстиниана (византинизирующая). История короля Артура (контурная миниатюра, напоминающая фресковую живопись пост-джоттовского периода).

Фрески на главном пизанском кладбище. Встреча трех живых и трех мертвых. Сюжет в 13м веке – схема с 6 фигурами и таблицами текста. В 14м – уже огромная панорама. Живых уже на 3, их уже 23, 33 и больше! Ткань жизни разрослась неимоверно. Но здесь добавляется тема чумы – почти замена тематики Страшного суда. Но все-таки не смерть (даже находясь в середине) является главной, а широкое цветение жизни, гигантские разрастающиеся циклы. Музыка Guillaume de Machout – иллюстрированный поэтический сборник с нотами.

Часослов. Для личного употребления. АнтифонАрии – для хора (огромный размер шрифта и иллюстрации).

Интернациональная готика (впервые так его назвал в 19м веке Луи КуражО): последняя треть 14 – первая треть 15го века. Цветистость, изящество, смешение резкой стилизации с бытовой подробностью. Все думали, что уже ренессанс, а тут обратная реакция. Каллиграфическая идеальность, абсолютная достоверность событий чуть отступает перед специфической изящностью стиля. На некоторое время оттесняются маргинальные иллюстрации. Деликатный, дробный, манерный, декоративный и чрезвычайно нарядный изобразительный ряд. Сочетает плоскостность и пространственность, скульптурность и бестелесность. Привлекательность деталей важнее сюжета. Эта придворный стиль со своим этикетом.

Le Songe du Verger de Chartes 5. Сон рыцаря: лес, спор добродетелей и пороков и т.д. Искусство не преступает грань декоративной приятности изложения.

Итальянская пост-джоттовская традиция. Посл. четр. 13 в. Милано-туринский часослов. В иллюстрацию входит постепенно пространство. Несколько планов, отдельные портики и выгородки и т.д. К концу 14го века среди стилей интернациональной готики сложиться стилистика полно владеющая пространством и в его недрах родится полная телесная достоверность Ван Эйка 15го века.

Часословы герцога Беррийского (малый в Нью-Йорке, Милано-Туринский (сохранилась половина, пейзажи писал молодой Ван Эйк), роскошный, роскошнейший, прекрасный – много разных часословов). 1314-16 гг. Роскошнейший часослов героцога Беррийского (Бурж). Январь:

· Астрология уже начинает приобретать большое значение (свидетельство о разрушении религиозного сознания) к 17му начинает глохнуть. Определение нового места человека в этом мире, его претензия на личную судьбу (пусть зависит от времени и часа рождения), существует механизм понимания ее. Эта судьба познается на в молитве, не в религиозном самоопределении, а через механику астрологической карты.

· На стенах ковры – реальность.

· Масса типажей, которые вроде как зарисованы непосредственно, а если присмотреться, это несколько типажей в разных ракурсах и одеждах. Фривольно-куртуазная игра, которая в 15м веке расцветет в куртуазных романах, которые намекают, но никогда не становятся неприличными.

· Все можно узнать – даже плетенка на полу.

· Зима в античной иконографии: старик, греющий руки у огня. И это именно этот сюжет, чрезвычайно разросшийся до необыкновенных размеров.

· Февраль: рождение пейзажа. Изумительные вороны расклевывают зерно, овцы в загоне… Интерьеры комнат. Если ты принимаешь объемно-пространственный принцип изображения – можно поместить в разы больше.

· Август: охота. Скользящая плоскость цветового пятна. Светотень есть, но еще редко. Замок настоящий, реальный герцога Беррийского.

· Мастер Бартелеми Дэйк (племянник Ван Эйка). Его миниатюры значительно более трехмерные. Декабрь (охота, загнали кабана). У собак бегут слюни. Малый запыхался. Весна (посев).

· Карта Рима (совсем мимо)

· Зодиакальный человек (управление органами тела со стороны знаков зодиака). Пико дела Мирандола (конец 15го века трактат о достоинстве человека).

· Изгнание из рая, Благовещание, побиение камнями св. Стефана, Гефсимания (в инициалах) с пространственными секциями из итальянских фресок 14го века.

Это собственно выход из интернациональной готики в натурализм франко-нидерландской школы 15го века.

· Геральдика

· Часослов Бофо (Heures de Beaufort) Англия.

· Нарбонская пелена – фронтальная часть алтаря (перовой рисунок на шелке). Мастер работал с молодым Ван Эйком над часословам. Карл 5.

· Алтари жака де борже Dijon Slle des gardes – очень мелко, изящно. Вещи для частный капелл, для домашних молитв.

· Жан Малуэль (малыш Христос сосет пальчик и Богородица в изящной шляпе). Снятие с Креста.

· 1399г. Брудерлам – створки алтаря из Дижона. Чуть манерно, нет предела, хотят вместить все: апокрифические и евангельские события. Пространство. Пейзажные фоны, бесконечные подробности – для бесконечного любование. Введение масла в темперу (жирная темпера) – предтече масляной живописи Ван Эйка.

Чехия: алтарь из Вишы Брода Vissi Brod. Мадонна неизвестного мастера из Богемии.

Италия: Микелино да Безоццо или Стефано да Дзевио. Богоматерь Живоносный источник. Что это картина или икона?

Мадонна в райском саду. Верхнереймский мастер. 1420г. Через 20 лет такие садики будут изображаться уже без Мадонны. Охота, символика цветов и т.д. Некая десокрализация, но не специально. Верификация.

Милано-Туринский часослов (1400) – пейзажи молодого Ван Эйка. Один из первых настоящих пейзажей (с голубыми далями и т.д.) – Крещение. Рождество – много бытовых деталей, нет ничего абстрактного. Обытовление. Будущий пейзаж, натюрморт, интерьер.

Несколько центров интернациональной готики: Италия – сильная линейная стилизация, Богемия и Бургундия (Дижон и Гент) (верификационная модель поздней готики, достоверность важнее стилистического изыска).

Джованино де Грасси – чудесные натурные рисунки, при этом подписанные. И из его альбома – сцена с собаками из декабря часослова герцога Беррийского.

Натуроподобие – ключ ко всему. Доверие предельной точности фиксации. Сейчас нам это открывает кино и фотография. Это приведет к сакральному натурализму 15го века. Но ведь нет никакого разрыва между поздним 14 и 15м. Ван Эйк это уже прибыль от той наблюдательности, работы и т.д. бургундской линии интернациональной готики.  

Архитектура Англии

Три раза менялось коренное население (больше, чем в какой-либо другой стране Европы):

· Бриты (до 5го вка), кельтская подпитка очень чувствуется. Кельты бежали в Ирландию, часть потом вернулась в Шотландию. Келская книга и др. Никак не связано с античной классикой, никаким образом не подпитано средиземноморской культурой. Завораживание орнаментом, не понятно, чего там больше: изображения или магической функции (орнамент – оберег). Полное отсутствие иллюстраций и фигуративного искусства. При Клавдии была завоевана южная Англии, при Адриане – полоса укрелений. Но империя уже начала дряхлеть и в культуре почти не отложилась (в отличии от Франции, Испании). Кентербери с их папскими рукописями (6-7вв) – уже позже. Англия фактически не знала фигуративной скульптуры (исключение Генри Мур). При стравнении с вестготскими, меровингскими, то англо-ирландские – самые изысканные, сложные, богатые, мастеровитее.

· Англо-саксонское завоевание. И период искусства до начала 11 века (до норманов). Отчасти свое, отчасти наследие кельтских древностей. Рукописи с дрожащими контурами.

· 1066г. Этнос коренным образом обновляется третий раз. Три волны свежей крови и в конце – нормандская раса. Норманы очень сильно подрубили живописную традицию (книжная миниатюра пришла резко в упадок), но сделали подарок, принеся передовые архитектурные техники и конструкции (прото-готические). Запрет на создание дорогих манускриптов, роскошные англо-саксонские рукописи отчасти перестали существовать, отчасти переправлялись в Нормандию. Лицемерная позиция: на островах проповедовалась бережливость и экономия. For use not for pleasure. Но при этом в Нормандии они хранились в лучших храмах Нормандии.



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Книжная миниатюра 13го и 14го столетия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Книжная миниатюра 13го и 14го столетия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)