Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романская архитектура Англии



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Романская архитектура Англии 0.00 из 5.00 0 оценок




До норманов архитектуры почти не было. Были сооружения, но каменное, сводчатое строительство в Англии и не снилось. В Нормандии же наоборот. Подпитка из столь продвинутого места вывела Англию сразу в дамки. Дармский собор (Durham). Большой с каменными сводами, нервюрными, крестовыми. Т.е. они сразу вышли в зрелую романики, не проходя прото-романскую и раннюю романскую эпоху, когда искали, как перекрыть и т.д. Хотя есть параллели. Англо-норманская архитектура. Дармский собор целиком романский. Сейчас он напластавание романского ядра и готических дополнений (в восточной части), но в целом он представляет собой хороший образец английской ничем незамутненной романики. Начали в 1093г до 1133г. Позже достраивалась галерея с запада. Находится почти на границе с Нортумбрией (север), известняк везли из самой Нормандии. Образец Сен-Трините в Кане 1062г (тоже построен Вильгельмом Завоевателем: женский и мужской монастырь, построенные Вильгельмом с супругой). Контрфорсы, наложенные спереди на стены. Еще романика, но большая заявка на готику:

· Очень протяженное тело (длинный неф и длинный восточный конец). Во Франции по-компактнее, здесь идея пути в чистом виде. Собор в Иле (Ely) – огромная восточная часть. Рекордсмен – собор в Норвиче (13 травей к западу от средокрестия). Транспет делит тело почти посередине. Связано с тем, что церковь является одновременно и монастырским и приходским храмом. Трансептом их разграничивали. Парадокс – идея пути, с другой стороны этот прогон поделен на автономные участки и глаз спотыкается о преграду на уровне трансепта, четко отграничивающего мирян от клириков. Получается два храма в одном. Более простой на западе, разукрашенные на востоке. Потом даже появится тенденция делать второй трансепт.

· Горизонтальные членения преобладают над верктикальными. В Дареме это еще не так выражено, т.к. чередуются опоры и есть через один вертикальные тяги: мерный чуть тяжелостопный шаг дармского собора. Но англичане не любят вести полуколонны от пола с сводам, любят консольные решения (напр. Тьюксбери). Эта консоль может представлять скульптурную голову или животную маску. Для Франции это не изящно, некрасиво. Саутвелл (Southwell) 12 в. – вертикалей нет вообще. Три независимых яруса. Монастырь в Worksoop: горизонтальная разбивка, отсутствие вертикалей (во 2м ярусе: трехчастные окна – почти как в Византии). Во Франции – вертикаль измеряет высоту, она обязательна. Античный рациональный структурный подход. В Англии таких обязательств перед античностью нет.

· Отсюда – игры с нервюрами свода: не столько рацио, сколько ощущение чуда. Дополнительные нервюры вводятся очень рано. Даже в дармском соборе уже есть эксперимент. Травеи большие и нет такой частой нарезки, т.к. сохраняется чередование опор: свод семичастен, а не четырехчастный (две пары без нервюры между ними). Т.е. через одну появились нервюрные консоли. Отсюда ощущение зависания потолка и одновременно тяжелая поступь (из чередования опор).

· Низкая посадка сводов. Француз поставит пяту арки в клеристорий (старается вытянуть собор в высоту). В Англии за этой экспрессией вверх не гонятся, в Дареме пяты нервюр ставятся на верх второго яруса. Отсюда ощущение крепости, усадистости и некого анти-вертикализма. Не потому, что не хотят учится, а у них свои образные задачи.

Фасады

· Они часто конструкцию маскируют: летящие своды маскируются контрфорсами. Отсюда же любовь к фасадному экрану, который никак не передает то, что за ним находится. Английский фасад часто выходит за тело базилики и представляет собой своеобразные театральный задник. Контрфорсов сразу и не видны: поясок с лёгкостью переходит на контрфорсы. От варварских орнаментов, где страница заполняется по законам орнаментального заполнения, а отнюдь не тектонических или композиционных. Тяги контрфорсов находятся под флером узоров.

· Собор аббатства в Малмесбери (Malmesbury) 1145 - руины: мотив переплетающихся аркад: сверху на него накладывается контр-форс и орнамент произвольно прекращается, но под ним он длится (орнамент по определению бесконечен). Во Франции этому промежутку придали бы законченную формы. В Англии законченный ордерный момент может быть снят, превращая

Собор в Линкольне – небольшое романское ядро на западном фасаде(кон. 11 – нач. 12вв): блок с тремя порталами, о завершении спорят (возможно, с трехщипцовый). Маленькие порталы, вписанные в огромные арки. В 1240е собор горит и его перестраивают. Есть чудесный ролик о жизни и перестройках собора.

Фасад собора в Питерборо – уже на излете романики. Кон 12 – нач. 13 вв. Принцип похож на ядро линкольнского собора. В гигантские три арки вписаны три маленьких входа для прихожан. Двухслойный. Тоже трехщипцовый. Во Франции все более антропоморфно. В Англии статуй на откосах так и не появятся.

Паперник «Культура два» (??) о сталинской архитектуре с 30 по 50е гг (культура один – авангарная культура 20х). Культура один ищет, ниспровергает основы, а культура два наоборот ориентируется на культ (в сталинский период культ личности): метро, напоминающее западные базилики и т.д. Т.е. использование религиозного сознание, обилие цитат из религиозной архитектуры. Два масштаба: человека и универсального человека. Маленькие входы, вписанные в огромные семиметровые двери: человек звучит гордо – величественно смотрится, но в реальности – внутри маленькая дверь. Целая философия (есть реальное место и есть мифологизированное место человека). Реалии и универсалии в сталинской культуре.

· В Англии много чудесного (зависание свода над центральным нефом), два масштаба: человеческий и божественный. Два измерения. Двумашстабность: противопоставление микро и макрокосмического и полное равнодушие к фигуративности.

· Тема гигантского ордера. Целая группа построек, которая фигурирует в литературе как постройки с гигантским ордером в центральном нефе, на фасаде. Шотландский собор в Йедбурге (маленькая форма вписана в большую) – руина. Оксфордский собор St Friedeswide. Перемычка нижнего яруса лепятся к большому ордеру. Опять консоли, прилепленные к центральным колоннам. Romsey – южная Англия. Чуть менее выражено из-за ярусности, но все равно этот гигантский ордер в центральном нефе виден. Иногда пытаются объединить 2 и 3й ярус: St.David’s cathedral (крайний запад).

Толстая двухслойная стена. Восходит к нормандский постройкам. Она даже расширяется в верхних ярусах. Ее нужно на что-то опереть. Англичане опирают на своды боковых нефов. В Линкольне, в Дареме, Кентербери. Во Франции со стеной борются, а в Англии держатся за эту толстую стену. Взяли из Нормандии: Сент Этьен в Кане. В Нормандии любили принцип двойной оболочки: любили снабжать клеристорий обходом. Толстая стена нужна для того, что бы этот ход проделать. Зрительно этот проход – дематериализация стены через перфорацию. Т.е. парадокс: ради эффекта снятия массы увеличивают массу.

Орнаменты на колоннах (много терминов: собачий зуб и др). Нервюра тоже может быть покрыта орнаментом. Орнаментальная стихия.

Собор в Или (Ely) недалеко от Кембриджа. Второй великий собор Англии. Романский у него неф до трансепта и западный фасад. Остальное уже готическое.

· Строгий нормандский неф. Деревянные перекрытия. Строгость, суровость. Лапидарная мерность.

· Западный фасад: центральная башня и левое крыло. Правое не достроено. Много-много орнамента. Орнаментируется все: разухи арок, ниши, пилястр. Шпоночные архивольты. Сквозные, прорезные детали (розетки). Предыстория в англо-ирландской плетенке.

· На верхних этажах башни: тяги (колонки) наложены на арки (окна) они делят ее пополам, оказывается по оси арки. Потом это будет в двухслойных сдвинутых аркатурах, когда арки одной относительно другой сдвинуты, оказываясь посередине. Единственный смысл – эстетический, послойное снятие стены, ее дематериализация с помощью прохода и перфорации.

Прямоугольное окончание восточного конца. В Дамере этого нет. Амбулаторий, если есть, он тоже прямоугольный. Собор в Линкольне.

Английская готика

Периодизация:

· Ранняя или ланцетовидная 1180-1240гг

· Зрелая или украшенная (decorated) 1240-1330

· Перпендикулярная с 1330 до конца 16го века.

Ранняя готика

Начало: Кентерберийский собор. Восточный конец (как восточный конец Сент-Дени). Убили Томаса Бекета, вспыхнул культ (его мощи хранились в Кентербери). Вскоре случился пожар 1174г. Восточный конец – реликварий для его мощей. Хор – пресбитерий, капелла для мощей – кругленький довесок (капелла, где хранится его глава). Если во Франции есть ощущение революционного скачка, когда одна система опровергает предыдущую. В Англии нет каркасной системы, аркбутанно-контрфорсной системы. Здесь все более эволюционно. И этот памятник тоже половинчатый. Объяснение: выгорело не все, боковые нефы, восточная и западная часть осталась, сгорел центральный неф, который был перекрыт деревянными сводами. Приехал архитектор из Франции и перед ним поставили задачу сохранить то, что осталось. Отсюда некоторые неуклюжества. Нужно построить что-то особенное – приглашают французов. То же было и с Вестминистерским аббатством. В Кентербери ориентировались на Сен-Дени и собор в Сансе. В Вестминистере – на Сен-Шапель и Реймский, как места коронации французских королей.

Французские черты: круговой обход, шестичастные крестовые своды. Но есть и пятичастные (в боковом нефе). Галереи второго яруса – четко сочетаются с травеями, но из-за фундамента они кажутся стесненными. Местное – проход в клеристории.

Восточный конец – постоянно повышается уровень пола (чем выше к раке, тем выше уровень пола). Разные опоры: комбинация мрамора (отшлифованный определенным образом местный известняк, сверкающий) и известняка. Чем значимее места, тем больше этого мрамора. Семантика драгоценности и светоносности материала. Англичане любят мрамор и будут использовать его дальше.

Другие регионы. Каждый памятник индивидуален. Собор в г. Уельс (западная Англия). 1230-1240г. Достройки – конца 14-15вв (восток от трансепта). Т.е. раннее – трансепт и то, что от него к западу. Трехнефный с четырехчастными крестовыми сводами. Нет вертикалей. Нервюры опираются на полуколонки, опирающиеся на консоли (верх второго яруса – т.е. низкие своды). Нагнетание архивольт, мелкая нарезка, опирающаяся на пучки колонн, группируя их по три (во Франции они появятся только в период лучистой готики). В Англии они появляются рано – тонкая частая линовка, контур опоры зыбкий, развеществление формы. Не всегда получается соответствие колонок и архивольт: сводят их на нет, погружают в толщу стены. В пазухах арок – скульптурные мордочки и т.д. Сплошные линии, обрамляющие ланцетовидную аркатуру второго яруса. Сами архивольты валики – нет ни баз, ни капителей (связано с отсутствием классической прививки, свобода от ордерных форм так и не была истреблена). Арка в форме 8 в средокрестии в 1320х – боялись обрушения средокрестия и укрепили. Выложено единым профилем без структуры, иерархии.

Западный фасад: шире самого тела храма. Нет вписанности одной формы в другой. Порталы маленькие и стараются не отвлекать внимание от самого широкого двухярусного фасада, нашпигованного статуями с нишками. В основном, входили через северный более широкий вход. В праздники – в пазухах фасада размещались музыканты: синтез архитектуры, скульптуры, музыки (уподобление небесному Иерусалиму) – театральность. Все изъедено декором, превращается в ковровую материю, маскирующую конструктивные формы (контрфорсы и т.д.). Не просто декор, но и образ Небесного Иерусалима.

Selby Abbey . Более позднее и связано с разными этапами строительства. Во Франции постарались построить в одном стиле или хотя бы сделать вид. Северная сторона центрального нефа с большими арочными проемами 2го яруса и опорой карусельного типа. А на южной стене: широкий шаг, но они дополнительно разрезаны пополан колонками. Совершенно по-разному выглядят две стороны. То же самое с боковыми нефами трансепта (западная стена решена по-одному, а восточная того же трансепта по-другому).

Собор в Линкольне (северная Англия). Очень хорошо показывает историю английской архитектуры. Сейчас интересует кусок к востоку от трансепта (1190-1210гг) (хор епископа Хью), но не доходя до конца. Позже – неф и еще позже восточное завершение (ангельский хор).

· Безумный свод Линкольна (crazy). Всего 4 травеи. Мастер взял диагональную центральную травею, одну из травей расщепил на ромб, пропустил по верхушке свода одну осевую нервюру – динамика, ни на что не похоже. Конец 12го века, еще романика не схлынула. Во Франции до 14го века ничего похожего не было. Очень рано начинают экспериментировать. При этом средокрестие выделено чуть размером, но решено так же (во Франции был бы сделан яркий акцент, а здесь все как бы под единой тканью орнамента).

· Стены боковых нефов. Наложенные друг на друга аркады с подступом. Т.е. мы видим третье измерение, глубину. В вельском соборе у северного входа аркады почти наложились друг на друга (просто арки чуть пересекаются на уровне пазух).

Неф:

· Первые звездачтые своды (в одну точку сходятся 7 нервюр, дальше будет 11 и больше). Активно используются дополнительные нервюры.

· Вертикальных тяг нет. Они заканчиваются на консолях над опорой 1го яруса.

Другой образ: зависающий торжественный свод: небо в алмазах. Часто звездчатые, сетчатые формы. Панофский о связи архитектуры и схоластики, пытались продолжить на английском материале. Английские оптики.

Собор в Солсбери. Нач. 1220. Кажется наиболее скучноватым. Минимум декора. Обычные четырехчастные своды. Простые опоры с простыми капителями (4 колонки приставлены к центральной). Полностью строился в готический период (не было романской подосновы). Задумали как идеальный собор (золотая середина) без каких-либо излишеств. Как единый план классической французской готики. Важна не художественная индивидуальность, а идеальный источник. Несколько пересушили, но посыл разумный, упорядоченный. Средний ярус – на архивольты маленьких арок наложены архивольты больших. Есть огрехи, но в целом обнуление декора, что тоже в Англии возможно.

Западный фасад: ланцетовидные окна (без розы), опять контфорсы покрыли декором. Опять видим обрывающиеся орнаменты. Вроде бы разумная вещь, но они себе не изменили.

Украшенная готика

Безудержное проваливание в декоративную стихию. У истоков собор Вестминистерского аббатства. Начали 1245. Он пограничный. Особенный памятник, выполнен на заказ. Главный собор страны. Прототип – Реймский. В 13м веке достроили позже (позднеготическая капелла на востоке).

· Узнаваемый венец капелл. Необычно высокий (1/3 высота/ширина центрального нефа, обычное для Англии ½). Есть даже роза.

· От Англии – галереи второго яруса (во Франции здесь был бы клеристорий). Но клеристорий по-французски плоски и очень светлый (Сен-Шапель – еще один прототип).

· Украшенные поверхности стен (даже над арками). В пазухаз арок – фигуры ангелов – отсюда название ангельский хор. Консоль превращается в буйство растительности и нагнетание декора.

Собор в Бристоле (конец 13 – нач. 14вв).

· Отказываются от продольной нервюры, украшается фигурными нервюрами. Одноярусный, аркады не имеют ордерных членений, но есть единая тяга от пола до сводов.

· Необычные боковые нефы: каркасные арочные структуры на просвет перекинутые через боковые нефы. Декоративная функция – ажурная структура.

Собор в Иле. Средокрестие. Деревянный свод/фонарь в средокрестии. В 1322 после обрушения башни в средокрестии. Пучки собраны по кругу (как будто неф свернули).

Эксетерский собор. 1я половина 14го века. Связывают с прямолинейной стадией украшенной английской готики. Западный фасад: маленькие порталы с большим ажурным фасадом. В интерьере – развитие веерного свода (число нервюр уже 11).



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Романская архитектура Англии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романская архитектура Англии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)