Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ухудшение экономического положения отечественных предприятий, вызванное мировым финансовым кризисом, способствовало возникновению дисбаланса между объемом производства, рабочей силой и финансовыми ресурсами. Сокращение платежеспособного спроса, сворачивание программ кредитования и другие причины привели к затовариванию продукции на складах и снижению объема производства. В таких условиях важнейшей задачей, стоящей перед многими предприятиями, является их сохранение как хозяйствующих субъектов. Первоочередное направление ее решения - прогнозирование деятельности предприятия с учетом результатов анализа постоянно изменяющихся макроэкономических условий и сильного воздействия внешних рыночных сил с целью перестройки производства в направлениях, диктуемых рынком. Несмотря на актуальность данной задачи и большое количество посвященных ей трудов, общепринятого информационно-аналитического инструментария разработки прогнозов развития предприятия в условиях кризиса до настоящего времени не существует, поскольку:

- используемые различные теоретические подходы к формированию прогнозов данного развития не позволяют комплексно учитывать влияние на него значительного числа кризисных факторов;

- существующие модели формирования прогнозов развития предприятия в кризисных условиях разработаны на основе различных, зачастую противоречивых методических основ, что затрудняет их применение в практической деятельности;

- алгоритмы построения прогнозов развития предприятия в условиях кризиса требуют, как правило, наличия большого объема исходной информации, которую не всегда можно оперативно получить в полном объеме.

Указанные причины требуют уточнения методических основ и инструментария прогнозирования развития предприятия в условиях кризиса, т.к. ему необходимо регулярно осуществлять оценку внешней среды через анализ и прогнозирование показателей, характеризующих рыночную конъюнктуру - совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность предприятия на рынке. На практике для этой цели обычно используется показатель изменения уровня рыночной конъюнктуры во времени. Процесс изменения данного уровня подразделяется на четыре основных этапа, каждый из которых оказывает специфическое влияние на деятельность предприятия:

1. Этап спада рыночной конъюнктуры - характеризуется сужением емкости рынка, сокращением доли предприятия на рынке, усилением конкуренции, ослаблением конкурентоспособности продукции. На этом этапе основными задачами деятельности предприятия являются: сокращение издержек производства и реализации продукции; рост сбытовых и маркетинговых усилий по продвижению и сбыту продукции; переход на другие сегменты рынка; сокращение объемов производства освоенной продукции; снижение инвестиционной активности.

2. Этап неблагоприятной рыночной конъюнктуры связан с устойчиво низким уровнем спроса на продукцию предприятия, жесткой конкуренцией, минимальной емкостью рынка. На данном этапе предприятие вынуждено проводить политику жесткой экономии финансовых, материальных и производственных ресурсов, уделять большое внимание методам эффективных продаж и ценообразования, искать нетрадиционные методы выхода на различные сегменты рынка.

3. Этап развития рыночной конъюнктуры, который характеризуется значительным увеличением спроса на продукцию предприятия, что может быть вызвано ослаблением конкуренции и увеличением емкости рынка. На этом этапе основными направлениями его деятельности будут являться: развитие инвестиционных мероприятий; увеличение объемов реализации; расширение производственной базы; увеличение доли рынка; освоение новых видов продукции.

4. Этап стабилизации рыночной конъюнктуры на максимальном уровне - характеризуется стабилизацией уровня спроса на продукцию предприятия, ростом уровня конкуренции, выравниванием конкурентоспособности его продукции. В данных условиях усилия предприятия могут быть направлены на повышение потребительских свойств продукции; использование неценовых методов продвижения продукции на рынок; удержание доли рынка; освоение смежных сегментов рынка; активную инвестиционную политику.

В зависимости от уровня и динамики рыночной конъюнктуры предприятие выбирает те или иные направления развития (сокращения) производства, методы ценообразования, продвижения и сбыта товаров и услуг, различные конкурентные стратегии, что, соответственно, предопределяет общее направление его развития. Таким образом, результаты анализа рыночной конъюнктуры служат основой для принятия управленческих решений в области формирования сбытовой и ценовой политики и доходов от операционной деятельности. В условиях мирового финансового кризиса значимость такого анализа и необходимость его проведения резко возросли.

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и потребление. Поэтому главное условие решения рассматриваемой задачи - уточнение системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей развития спроса и товарного предложения, а также выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры. Хорошо известно, что в каждый данный момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, то есть его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых и покупаемых продуктов. Возможный объем реализации предприятием продукции при данном уровне и соотношении различных цен характеризует емкость рынка. Она определяется размерами спроса и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный (текущий). Потенциальная емкость рынка определяется личными и общественными потребностями, она отражает адекватный им объем реализации продукции. Складывающаяся в действительности емкость рынка, как правило, не соответствует его потенциальной емкости.

Существует несколько методов определения величины потенциальной емкости рынка. Выбор метода ее оценки зависит от методики сегментирования, размера предприятия, номенклатуры и объемов производства продукции, доступных источников информации. Текущая емкость рынка определяется с использованием статистических данных по фактической реализации продукции на конкретном рынке с последующим прогнозированием полученных данных. Основными показателями, позволяющими количественно оценить способность предприятия производить продукцию, удовлетворяющую перечисленным составляющим спроса и поведения потребителей, являются конкурентоспособность продукции и уровень удовлетворения спроса на нее. Под уровнем конкурентоспособности продукции понимается степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность продукции определяется по сравнению с продукцией одной группы качества и она выражается относительными показателями, отражающими отличие интересующей продукции от аналогов по технико-экономическим параметрам и ее способности оптимально удовлетворять определенные потребности покупателей.

В основе оценки конкурентоспособности продукции должно лежать исследование требований рынка, на котором она проходит проверку на соответствие конкретным потребностям покупателей. Основой для оценки конкурентоспособности продукции является изучение рыночных условий и требований покупателей. В результате их анализа формируется перечень параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует и потребитель, выбирая продукцию. По группам параметров проводится сравнение для выяснения, насколько параметры продукции близки к соответствующим параметрам потребности. Основной особенностью оценки конкурентоспособности в условиях кризиса является резкое усиление влияния экономических параметров продукции в связи с сокращением платежеспособного спроса.

Выбор базы сравнения производимой предприятием и требуемой рынком продукции включает:

- установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор рынков ее сбыта (сегментов рынка);

- анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса, перспектив их изменения на период оценки конкурентоспособности продукции;

- выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей в оцениваемой продукции.

На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяются используемые при анализе уровня конкурентоспособности номенклатура параметров ее оценки, их величины, требуемые потребителю, и весомость каждого в их общем наборе. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия осуществляется путем сравнения ее с аналогами, производимыми конкурентами, либо с образцом, который моделирует потребность с целью сравнения его параметров с параметрами оцениваемой продукции [3]. В условиях кризиса наиболее приемлемыми, с нашей точки зрения, являются следующие методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия:

- дифференциальный метод, который основан на использовании единичных параметров конкурентоспособности. При этом устанавливается, соответствует ли продукция предприятия необходимому уровню параметров в целом; если не соответствует, то по каким параметрам, какие из них наиболее сильно отличаются от базовых. Данный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности продукции, т.е. наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с аналогом (образцом). С его помощью трудно разрабатывать варианты модернизации продукции, поскольку для этого необходимо знать весомость каждого параметра конкурентоспособности с точки зрения его влияния на предпочтения потребителей.

- комплексный метод, основанный на применении системы групповых, обобщенных, интегральных параметров. При этом осуществляется подсчет показателей по группам параметров и рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности продукции. Он отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.

- смешанный метод, основанный на совместном применении единичных и интегральных показателей. При этом часть единичных параметров объединяется в атрибуты и для каждого атрибута определяется соответствующий комплексный групповой показатель. Отдельные, наиболее важные параметры используются при дальнейшем анализе как единичные показатели.

На основе получаемой совокупности единичных параметров и атрибутов целесообразно проводить оценку конкурентоспособности продукции предприятия дифференциальным методом, используя следующий подход к ее расчету:

 

"Формула 1-п и ее расшифровка"

 

                                 p

                                  i

                          I = ────                      (2-п)

                           ni p'

                                  i

 

                                 с

                           I = ───                       (3-п)

                            ц C'

 

где: p - значение i-го параметра у рассматриваемой продукции;

i

p' - то же у товара-аналога (эталона);

i

c - значение совокупных затрат (экономических параметров)

     рассматриваемого товара;

C' - то же у товара-аналога.

 

При прогнозировании развития предприятия в условиях кризиса не менее важную роль играет анализ уровня удовлетворения спроса на создаваемую им продукцию. Показатель уровня удовлетворения спроса позволяет оценить, насколько предприятие обеспечивает потребности покупателей своей продукцией. Знание доли рынка, занимаемой им в совокупности с другими показателями рыночной конъюнктуры, позволяет оценить его устойчивость на рынке, уровень охвата потребителей и возможность проведения самостоятельной рыночной стратегии:

 

                         P

                           факт

                    d = ──────── х 100%                   (4-п)

                          C

                           тек

 

где: d - доля рынка, занятая предприятием;

C - текущая емкость рынка.

тек

 

Эластичность спроса позволяет оценить меру реакции величины спроса исследуемой продукции в зависимости от изменения цены на нее. При этом формируются пригодные для практического использования качественные оценки и количественные показатели эластичности. Оценка эластичности спроса используется не только для анализа предшествующей деятельности предприятия, но и для прогнозирования цен на выпускаемую им продукцию. Анализ эластичности спроса от цены в сочетании с оценкой издержек производства и реализации продукции позволяет сделать принципиальные выводы об изменении суммы прибыли, получаемой при разных уровнях цены, издержек и объема выпуска продукции. Так, даже при единичной ценовой эластичности спроса увеличение выпуска продукции может позволить снизить издержки таким образом, что сумма прибыли возрастет. То же может способствовать расширению влияния предприятия на рынке.

Исходной информацией для определения уровня эластичности спроса является объем и цена поставок конкретной продукции каждого производителя, присутствующего на данном рынке. Методика определения ценовой эластичности основана на наличии принципиальной зависимости изменения спроса на продукцию предприятия от изменения ее цены через расчет средневзвешенных объемов и цен реализации данной продукции на конкретном рынке:

 

"Формула 5-п и ее расшифровка"

 

При анализе конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения его состояния на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранить имеющихся и предотвратить возможные диспропорции.

Учитывая особенности прогноза показателей рыночной конъюнктуры, применение ряда методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов, не всегда целесообразно, т.к. на основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития, которая распространяется лишь на ближайшую перспективу. Получение максимально достоверных данных о рыночной конъюнктуре предполагает необходимость ее рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств продукции, что осуществляется с помощью рыночной сегментации. Под сегментацией в данном случае понимается разделение совокупности потребителей на составные части (сегменты), различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке.

Анализ различных составляющих рыночной конъюнктуры убедительно свидетельствует, что при прочих равных (или заданных) условиях и ограничениях существует функциональная зависимость между уровнем оптимальности прогнозируемых объемов производства предприятием продукции в условиях кризиса и состоянием рыночной конъюнктуры:

 

         отпим

        V = f(C , C , У , K , d, k )        (6-п)

         i     потенц тек кс o эл

 

оптим

где: V  - оптимальный объем производства i-го вида продукции

i   предприятия в условиях кризиса;

C  - потенциальная емкость рынка;

потенц

С    - текущая емкость рынка;

тек

У  - уровень конкурентоспособности продукции предприятия;

кс

К  - уровень удовлетворения спроса потребителей в i-ом виде

о   продукции;

d  - доля рынка, занятая продукцией данного предприятия;

k  - коэффициент ценовой эластичности продукции предприятия.

эл

 

Математическое выражение указанной зависимости осложняется тем, что часть показателей рыночной конъюнктуры приводится в абсолютном выражении, часть - в относительном. Поэтому целесообразно говорить не о влияния различных составляющих рыночной конъюнктуры на оптимальные объемы производства продукции предприятием в условиях кризиса, а о влиянии возможных изменений и тенденций конъюнктуры рынка на изменения его плана производства. В данном случае формула (6) будет иметь следующий вид:

 

      отпим

     V = f( С , C , У , К , d, k )     (7-п)

      i            потенц тек кс о    эл

 

отпим

где: V    - изменение оптимального объема производства данным

i     предприятием i-го вида продукции в условиях кризиса;

С   - изменение потенциальной емкости рынка в i-ом виде

             продукции;

   потенц

С   - изменение текущей емкости рынка в i-ом виде продукции;

   тек

У   - изменение уровня конкурентоспособности данной продукции;

   кс

К   - изменение уровня удовлетворения спроса в данной

   о    продукции;

d   - изменение доли рынка, занятой i-ой продукцией данного

             предприятия;

k   - изменение коэффициента ценовой эластичности

   эл   рассматриваемой продукции.

 

Итоговый план производства предприятием i-гo вида продукции в условиях кризиса можно определить на основе расчета величины его оптимального объема, спрогнозированного без учета изменений в рыночной конъюнктуре, и скорректированного в дальнейшем на величину изменения прогноза, рассчитанного по формуле (7-п). Для решения данной задачи целесообразно, по нашему мнению, использовать следующие приемы и методы:

1. Построение многофакторной регрессионной модели. Особенностью ее разработки является необходимость выявления взаимозависимости факторов рыночной конъюнктуры. Для этого надо рассчитать парные коэффициенты корреляции для различных факторов. Построение уравнения зависимости динамики оптимального прогноза производства от изменения факторов рыночной конъюнктуры целесообразно осуществлять на основе метода наименьших квадратов. С этой целью необходимо построить систему уравнений, при решении которой определяются параметры искомого уравнения.

2. Использование параметрического метода. Его суть заключается в сравнении влияния факторов (параметров) рыночной конъюнктуры на оптимальный объем производства с последующим приведением различия данных параметров к условному подобию.

Величина поправок на различие параметров рыночной конъюнктуры зависит от двух факторов: разницы соответствующих параметров; их весомости (роли в формировании рыночной конъюнктуры). Оценку весомости факторов можно проводить как аналитическим, так и экспертным путем.

Для определения величины изменения объема производства в зависимости от изменения i-гo фактора рыночной конъюнктуры необходимо рассмотреть вопрос о влиянии типа рынка на результаты решаемой задачи. Очевидно, что в зависимости от типа рынка, на котором действует предприятие (чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия), механизмы данного влияния различаются:

А). Рынок чистой (свободной) конкуренции. В условиях данного рынка объем производства зависит не только от усилий конкретного предприятия. Поскольку доля рынка, занятая продукцией каждого конкретного предприятия на рынке чистой конкуренции обычно мала, ее изменение не значительно и оно не оказывает сильного влияния на деятельность рассматриваемого предприятия. В условиях свободной конкуренции коэффициент эластичности, равный отношению изменения объемов реализации продукции к изменению цен на нее, является постоянной величиной, поскольку кривая спроса на продукцию конкретного предприятия абсолютно эластична.

Б). Рынок чистой монополии. В условиях чистой монополии поставщиком продукции является единственный производитель. Поэтому в данном случае отсутствует конкуренция, что сводит влияние параметров уровня удовлетворения спроса и конкурентоспособности продукции до минимума. Изменение оптимальной производственной программы предприятия под влиянием изменения потенциальной емкости рынка определяется как:

 

                        1

                      V =  х Q                    (8-п)

                        iабс

 

                    С =                      (9-п)

                       пер

 

где:       - доля рынка конкретного предприятия;

Q - изменение уровня рыночного спроса в натуральном выражении;

Ц - изменение уровня рыночных цен;

С - изменение перспективной емкости рынка.

   пер

 

В). Рынок монополистической конкуренции. В условиях монополистической конкуренции доля рынка, занимаемая продукцией предприятия, определяется как процентная величина от текущей емкости рынка. Учет воздействия прогнозируемой динамики коэффициента эластичности на изменение оптимального объема производства данным предприятием определенного вида продукции в условиях кризиса можно осуществлять следующим образом:

 

"Формула 10-п и ее расшифровка"

 

Г). Рынок олигополии. При прогнозировании деятельности предприятия на рынке олигополии достаточным условием является принятие допущения о неизменности стратегии выхода его продукции на рынок. В данном случае влияние изменения всех параметров рыночной конъюнктуры на изменение объемов производства продукции необходимо определять методами экстраполяции трендов, либо регрессионного анализа с последующим прогнозированием полученных результатов.

Результатом анализа рыночной конъюнктуры и влияния тенденций изменения параметров конъюнктуры на прогнозные сценарии развития предприятия являются: во-первых, зависимости изменения прогнозируемых объемов производства продукции в натуральных величинах от изменения составляющих конъюнктуры рынка; во-вторых, формирование ценовой политики предприятия. В конечном итоге, влияние рыночных факторов отражается на выручке от реализации товаров и услуг.

Проанализировав конъюнктуру рынка, на котором действует предприятие, необходимо далее оценить конкурентоспособность создаваемой им продукции. Качество образцов данной продукции определяется совокупностью их тактико-технических и эксплуатационных характеристик (показателей), число которых часто достигает нескольких десятков. В этой связи при анализе и прогнозировании развития предприятия в условиях кризиса возникает проблема соизмерения этих показателей и формирования обобщенного (интегрального) показателя оценки качества данной продукции. Существует несколько подходов к формированию данного показателя, использующих в основном метод параметрической индексации. Наиболее приемлем, с нашей точки зрения, подход на основе построения "многоугольника качества" рассматриваемого изделия относительно эталонного образца. В результате получается показатель функциональной эффективности Ф образца продукции следующего вида:

 

                                               2

      Ф(k , k ,..., k = сумма (от i = 1 до n) k       (11-п)

         1 2  n                    i i

 

где:

где:             - относительное значение i-ой характеристики изделия

i        относительно   эталонного образца (частный

          параметрический индекс изделия);

э

k = x / x - коэффициент значимости i-ой характеристики,

i i i определяемый экспертно.

 

Стоимость образца С включает в себя затраты на НИОКР и серийное

                   о

производство, а также затраты на его гарантийное послепродажное

обслуживание. Стоимость образца является функцией его характеристик

качества и технико-экономических параметров производства.

Оценка фактической конкурентоспособности продукции может быть

произведена по результатам ее продаж на рынке. В качестве количественной

меры конкурентоспособности изделия К предлагается использовать

                                   кс

коэффициент, численно равный отношению средней стоимости продаж

рассматриваемого образца к средней стоимости продаж эталонного образца:

 

"Формула 12-п"

 

Полученное выражение может быть использовано для определения прогнозируемой конкурентоспособности изделия, если в качестве продажной цены использовать ее значение, полученное с помощью следующей зависимости:

 

"Формула 13-п и ее расшифровка"

 

Естественно, при анализе и прогнозировании развития предприятия должны учитываться не только рыночные условия деятельности, но и его внутренние ресурсы. Во время кризиса принцип соответствия прогнозов развития предприятия его внутренним ресурсам приобретает особую значимость. Анализ и прогнозирование возможных объемов производства и реализации продукции, выпуск которой реален с точки зрения технических, производственных, кадровых и других возможностей предприятия, - необходимый этап решении данной задачи.

При анализе и прогнозировании развития предприятия в условиях кризиса в структуре любого предприятия необходимо выделить основные виды ресурсов и их основные элементы, а также определить их важнейшие характеристики: технические (производственная мощность, характеристики производственного оборудования и т.п.); технологические (технологические методы, новые технологии и др.); материальные (сырье, полуфабрикаты, комплектующие и т.д.); кадровые (численный, квалификационный, демографический состав работников и пр.); информационные (характер имеющейся информации о предприятии и его внешней среде, возможность ее расширения, повышения степени достоверности информации и т.д.); финансовые (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и др.).

При комплексной оценке внутренних ресурсов предприятия и их составляющих, объективно возникает задача приведения их элементов к сопоставимому виду, т.е. их сведения в стоимостном выражении. Следует также отметить, что при решении рассматриваемой задачи различные виды ресурсов предприятия в разной степени влияют на результаты его деятельности.

Например, подходы к оценке ресурсов в условиях ограниченных инвестиций либо их отсутствия (в период кризиса) имеют свои особенности. В данном случае уровень технологии производства достаточно стабилен и поэтому он не может существенно влиять на формирование производственной программы предприятия. В краткосрочной перспективе в указанных условиях в значительной мере неизменными являются также информационные ресурсы. Поэтому ими при решении поставленной задачи в конкретных условиях можно пренебречь. Возникает задача учета в первую очередь технических, материальных (сырье и комплектующие), кадровых и финансовых ресурсов при решении задачи формирования прогноза номенклатуры и объемов производства предприятия в условиях кризиса.

Система взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов, используемых в процессе осуществления предприятием своей деятельности, может быть определена как его ресурсный потенциал. В свою очередь, каждая из указанных составляющих ресурсного потенциала является самостоятельным объектом анализа и прогнозирования в контексте достижения стратегических и тактических задач предприятия.

Оценка ресурсного потенциала должна включать как количественные, так и качественные его характеристики. Основные методы анализа ресурсного потенциала предприятия можно разделить на количественные, качественные и комбинированные (см. табл. 1-п).

 

Таблица 1-п

 

Классификация
методов анализа ресурсного потенциала предприятия

 

┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

│  Группы методов │              Методы              │

├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

│ Качественные │"Мозговая атака" или "коллективная генерация│

│                   │идей"                                  │

│                   │Методы типа "сценариев"                │

│                   │Методы экспертных оценок               │

│                   │Методы типа "Дельфи"                   │

│                   │Методы структуризации (типа "дерева целей" и│

│                   │др.)                                   │

│                   │Морфологические методы                 │

├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

│ Количественные │Аналитические                          │

│                   │Статистические                         │

│                   │Дискретные                             │

│                   │Теоретико-множественные                │

│                   │Логические                             │

│                   │Лингвистические                        │

│                   │Семиотические                          │

│                   │Графические                            │

├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

│ Комбинированные │Имитационное динамическое моделирование │

│                   │Ситуационное моделирование             │

│                   │Структурно-лингвистическое моделирование │

└────────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘

 

Таким образом, в настоящее время существует большое количество различных методов, с помощью которых можно оценить ресурсный потенциал предприятия. При этом в ряде методов наряду с использованием экспертных оценок применяется формализованный математический инструментарий. Рассматривая различные методики оценки ресурсного потенциала предприятия, можно сделать вывод, что применяемые в них системы показателей различаются по своей структуре и составу, то есть на сегодняшний день не существует единой общепринятой системы показателей, описывающих его. Ключевой проблемой их применения является то, что ни один из оценочных показателей не является универсальным критерием, позволяющим однозначно оценить данный потенциал.

С нашей точки зрения, наиболее целесообразно решение рассматриваемой задачи путем сведения множества критериев к одному, так как одновременное применение нескольких критериев оценки увеличивает сложность расчетов и зачастую не позволяет найти оптимальное решение. В качестве такого обобщающего показателя целесообразно использовать критерий максимальной эффективности использования ресурсного потенциала предприятия, который можно математически выразить следующим образом:

 

"Формула 14-п и ее расшифровка"

 

Перечень основных составляющих ресурсного потенциала может изменяться применительно к каждому конкретному предприятию и в зависимости от задач, решаемых в процессе его анализа. Следовательно, определяющее значение имеет расчет множества конкретных показателей оценки различных составляющих ресурсного потенциала предприятия, необходимых для обоснованного принятия решений по реализации данного потенциала, влияющих на развитие предприятия. Например, наличие определенной номенклатуры продукции и технологий ее производства вызывают необходимость анализа производственных мощностей предприятия при формировании прогноза производства. Под производственной мощностью предприятия при этом обычно понимается максимально возможный годовой выпуск им продукции в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом технических условий. Наличие диспропорций на отдельных технологических стадиях производства продукции объективно. Поэтому можно говорить не о полном, а о максимально возможном использовании технических ресурсов предприятия.

Если предприятие выпускает несколько видов продукции, один из которых в стоимостном выражении имеет высокий удельный вес, а остальные являются побочными, то расчет его производственной мощности можно осуществлять на основе производства наборного комплекта изделий. При многономенклатурном производстве расчет производственной мощности предприятия целесообразно осуществлять по укрупненной номенклатуре. Укрупнение должно производиться путем объединения отдельных видов продукции в группы по признакам подобия технологий их производства. Из каждой группы выбирается продукция, имеющая в данной группе наибольший удельный вес в стоимостном выражении. В случае затруднений используют коэффициенты приведения, которые определяются как отношения удельного веса в общем объеме производства конкретного вида продукции к удельному весу изделия-представителя. При расчете производственной мощности предприятия в текущем периоде времени целесообразно использовать показатель фактической цены продук<



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)