Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Национальная экономика как хозяйственная система



2020-02-04 255 Обсуждений (0)
Тема 2. Национальная экономика как хозяйственная система 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная тема является продолжением выяснения сущности национальной экономики, но уже не как отрасли науки, а как ее объекта изучения, которым является народное хозяйство.

Примерный план лекции:

1. Национальная экономика страны как единое хозяйство, факторы ее функционирования.

2. Взаимодействие в национальной экономике, ее основные агенты.

3. Структура национальной экономики, ее виды. Национальная инфраструктура.

Во-первых, следует напомнить аудитории понятие хозяйственной системы как единства материально-вещественного содержания и социальной формы, знакомое ей из курсов экономической теории и философии.

В-вторых, преподаватель при рассмотрении первого вопроса должен обратить внимание на необходимость макроэкономического подхода к экономике, когда она функционирует как единый народнохозяйственный комплекс в единстве и взаимодействии всех субъектов и объектов. Однако в отличие от макроэкономики, которая исключает многие несущественные с ее точки зрения эндогенные и экзогенные факторы, национальная экономика характеризуется с учетом всех факторов: и экономических (внешних и внутренних), и институциональных. Поэтому очень важно определить как внешние факторы, содействующие или препятствующие национальному экономическому развитию, так и внутренние факторы, действующие аналогично. Для наглядности лучше всего свести эти факторы в таблицу и проследить их взаимодействие. Например,

 

Внешние факторы функционирования         Внутренние факторы

   национальной экономики                       функционирования

                                                                           национальной экономики

1. Экономические                                             1. Правовые

2. Правовые                                                       2. Социальные

3. Социальные                                                   3. Демографические

4.Дксографические                                           4. Политические

5. Политические                                                5. Морально-этические

6. Культурные                                                   6. Культурные

7. Религиозные                                                  7.Религиозные

8. Национальные                                               8. Национальные.

                                                                            9. Организационные.

 

В рамках такой градации факторов следует их конкретизировать и описать более подробно. Рекомендуемое время - 30 минут.             

Рассмотрение второго вопроса лекции предполагает выявление иерархического подчинения субъектов, включая общенациональный (федеральный), региональный и микроэкономический уровни. Отметить их различия как в целях, так и в процессах функционирования, подчеркнуть, что их действие направлено на достижение единой цели – развития страны в целом, хотя этот процесс сопровождается определенными противоречиями. Время – 30 минут.

Третий вопрос требует как теоретического анализа в аспекте выяснения критериев и принципов структурного экономического исследования, который помогает выявить различные типы структур в рамках национальной экономики. Наиболее распространенными и удобными для анализа являются социальная, воспроизводственная, отраслевая, региональная, промышленная, аграрная структуры. Особое место занимает инфраструктура, значение которой в современной рыночной экономике постоянно возрастает. В отечественной и зарубежной литературе имеются разные определения инфраструктуры, однако, нужно, чтобы аудитория поняла самый важный аспект в ее содержании – совокупность производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, опосредующих, обслуживающих и обеспечивающих функционирование хозяйственной системы в целом.

Следует привести статистический анализ динамики развития различных видов деятельности в рамках описанных выше структур. Целесообразно привлечь к статистическому анализу студентов и обсудить его результаты на практическом занятии. Рекомендуемое время – 30 минут.

 Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Российская экономика как особый тип национальной хозяйственной системы.

2. Виды структур национальной экономики их динамика.

3. Инфраструктура и ее динамика в современной национальной экономике.                                                             

 

Преподаватель должен распределить между студентами задания по составлению воспроизводственной, социальной, региональной, промышленный, аграрной структур, а также инфраструктуре. Исходные данные можно взять из соответствующих разделов Статистического ежегодника «Россия в 2006 г.» . Определив долю каждого сектора (отрасли, сферы) в ВВП или национальном богатстве, студент должен построить гистограммы за определенные годы. Результаты такого домашнего задания доводятся до аудитории на занятии и обсуждаются.

Для обсуждения первого вопроса практического занятия необходима самостоятельная подготовка студенческой аудитории, которая заключается в подготовке докладов на темы: «Роль экономических реформ второй половины Х1Х – го - начале ХХ - го веков в России в развитии рыночных отношений», «Этапы развития национальной экономики России», «Социально-экономические преобразования в России в постсоветский период», «Достижения российской экономики в советский период», «Результаты либеральных реформ в России в 90-х годах ХХ- го века». Литература для подготовки перечисленных докладов приведена в списке литературы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какой из факторов развития национальной экономики является самым важным и почему?

2. Охарактеризуйте организационную предпосылку современной российской экономики.

3. Какова роль Гражданского кодекса РФ в обеспечении функционирования национальной экономики?

4. Проследите и охарактеризуйте закономерности изменения социальной структуры в России в последнее десятилетие.

5. Используя статистический анализ, покажите изменение доли производственных и непроизводственных услуг в последние годы?

Список литературы:

1. Бузгалин А.В., Колганов А И. Теория социально-экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2003. Гл.2.

2. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: 2005. Гл. 4,5.

3. Гусейнов Р. История экономики России. М.: 1999. Гл.5.

4. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А. М.: 2002. Гл.2.

5. Национальная экономика./ Под ред. Савченко П.В. М.: 2005. Гл.1 (1.2); гл.4. (4.1).

6. Региональная экономика. / Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2005. Раздел 2, гл.1.

 



2020-02-04 255 Обсуждений (0)
Тема 2. Национальная экономика как хозяйственная система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Национальная экономика как хозяйственная система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)