Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Денежно-кредитное регулирование в России.



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Тема 12. Денежно-кредитное регулирование в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Примерный план лекции:

1. Денежная масса и ее составляющие. Факторы, влияющие на денежную массу.

2. Политика ЦБ России по регулированию денежной массы.

3. Роль коммерческих банков в формировании денежного предложения в России.

4. Виды денежно-кредитной политики.

 

Рассмотрение первого вопроса лекции следует начать с напоминания студентам определения денег, их роли в рыночной экономике. Далее следует показать связи между понятиями денежной массы и предложения денег и рассмотреть сущность денежных агрегатов, подчеркнув их особенности в России. Лектору следует остановиться на влиянии кредитно-денежной системы страны на формирование и величину денежной массы. Исходя из типов хозяйствования, в литературе выделяют распределительную, рыночную и переходную кредитную системы, поэтому нужно остановиться на их характеристике, показать особенности банковской системы в России. Целесообразно представить структуру банковской системы в виде трех взаимодействующих блоков:

1. Фундаментальный блок: банк как кредитно-денежный институт, правила его деятельности.

2. Организационный блок: виды банков и небанковских кредитных организаций, банковская инфраструктура.

3. Регулирующий блок: государство как регулирующий институт, банковское законодательство, нормативные положения центрального банка (ЦБ) России.

Обязательно нужно сравнить соотношение наличных и безналичных денег в экономически развитых странах и в России, используя для этого статистические материалы ФСА России.

Рекомендуемое время – 25 минут.

Прежде чем говорить о содержании политики регулирования ЦБ нужно остановиться на направлениях его деятельности, выделив основные и дополнительные, подчеркнув, что выполнение ЦБ РФ функции эмиссионного центра тесно связана с его ролью как органа денежно-кредитного регулирования, затем следует охарактеризовать его функции как органа банковского контроля и надзора. После этого нужно описать действие основных инструментов денежно-кредитной политики, показав изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования в последние годы в нашей стране, сравнив с подобными показателями в других странах.

Рекомендуемое время – 30 минут.

Третий вопрос лекции следует излагать согласно традиционной схеме, упомянув мультипликационный эффект функционирования коммерческих банков, а также рост безналичной денежной массы в результате увеличения численности коммерческих банков и их филиалов. После этого нужно остановиться на важнейших негативных чертах российской системы коммерческих банков и назвать основные направления их устранения.

Следует предложить аудитории самостоятельно разобраться в российской денежно-кредитной системе, используя для этого как статистические материалы, так и материалы периодических изданий.

Рекомендуемое время – 20 минут.

Четвертый вопрос лекции включает в себя:

1) рассмотрение теоретических аспектов выделения денежно-кредитной политики (политики «дорогих» и «дешевых» денег; жесткой и мягкой денежно-кредитной политики);

2) характеристику политики ЦБ РФ, проводимой в последнее десятилетие.

 

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Денежные агрегаты России и динамика денежной массы в текущем периоде.

2. Виды и инструменты денежно-кредитного регулирования, его основные цели.

3. Особенности денежно-кредитной политики в России.

 

 1-й вопрос. На основе домашних заданий, выданных студентам предварительно, они должны построить кривые, иллюстрирующие динамику денежной массы в последние 10 лет (для этого нужно использовать данные ФСА РФ за 2007 год), а также официальный сайт Центробанка РФ. Два человека должны выступить с докладами (сообщениями) в течение 5-7 минут, раскрывающими основные положения главных законов РФ, касающиеся деятельности банков, и количественные характеристики современной системы коммерческих банков (их численность, количество филиалов в стране и за рубежом и т.п.).

Целесообразно предложить аудитории ряд задач на расчет денежных агрегатов и общей величины денежной массы.

2-й вопрос. Кратко охарактеризовав инструменты денежно-кредитного регулирования, следует прорешать задачи на определение денежных мультипликаторов, на изменение денежного предложения в результате изменения величин обязательных резервов, ставки рефинансирования и операций на открытом рынке.

3-й вопрос. Для обсуждения особенностей и эффективности денежно-кредитной политики в России нужно предложить двум группам студентов подготовиться и аргументировано выступить с защитой тезисов о том, эффективна ли российская денежно-кредитная политики или нет.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличаются кредитные институты от банков?

2. Выдача краткосрочных кредитов является недостатком банковской системы или нет? Поясните ответ.

3. Почему большое число коммерческих банков лучше для эффективного функционирования рыночной экономики?

4. Должно ли государство способствовать росту числа коммерческих банков?

5. Может ли эффективная денежно-кредитная политика способствовать сбалансированному (бескризисному) развитию экономики?

 

Список литературы:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: 2006. Гл. 7, 8.

2. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: 2005. Гл. XII, XIV.

3. Национальная экономика. / Под ред. Савченко П.В. М.: 2005. Гл. 30.

4. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А. М.: 2002. Гл.15.

5. Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: 2006. Раздел VII. Гл..4, 7, 8.

 



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Тема 12. Денежно-кредитное регулирование в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Денежно-кредитное регулирование в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)