Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Закономерности интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Тема 14. Закономерности интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему. 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план лекции:

1. Международное разделение труда и зависимость национальных экономик друг от друга.

2. Открытость национальной экономики РФ и ее показатели.

3. Формы и механизм экономической интеграции. Влияние интеграции на формирование рынков товаров, услуг и капитала.

4. Место российской экономики в мировой хозяйственной системе.

 

Первый вопрос лекции следует раскрывать в следующей последовательности:

1) показать преимущества открытой экономики в сравнении с закрытой;

2) охарактеризовать выгоды международного разделения труда с позиций разных теоретических подходов;

3) заострить внимание студентов на тенденции усиления взаимодействия экономик разных стран;

4) показать изменение российской экономики в международном разделении труда в последние годы. 

Рекомендуемое время – 20 минут.

Второй вопрос лекции должен быть раскрыт не только с учетом характеристик показателей открытости экономики (в частности, коэффициента относительной экспортной специализации, экспортной квоты и др.), но выделение групп стран разной степени открытости. Следует обратить внимание аудитории на диспропорции во внутренней экономике, которая может возникнуть в результате высокой степени ее открытости. Здесь же можно упомянуть о «голландской» болезни.

Рекомендуемое время – 25 минут.

При рассмотрении третьего вопроса лекции об экономической интеграции необходимо увязать ее с либерализацией внешнеэкономических отношений, показать уменьшение протекционизма и усиление тенденции к образованию международных союзов. Нельзя забывать о трудностях, имеющих место в интеграционных процессах, например, дезинтеграция бывших социалистических государств, особенно бывших советских республик.

Лектор может коротко перечислить международные экономические союзы, показать их роль в современном мире, подробный их анализ лучше перенести на практическое занятие.

Особое место в лекции следует отвести формированию международного рынка услуг и усиление его влияния на рынки товаров и капитала.

Рекомендуемое время – 25 минут.

Четвертый вопрос лекции лектор должен раскрыть, охарактеризовав состояние внешней торговли России с другими государствами, ее направления, недостатки и направления совершенствования. Наряду с торговлей следует проанализировать направления миграции капитала и рабочей силы, выделить недостатки в этих процессах и определить задачи, стоящие перед правительством, которые следует решать в ближайшее время.

Нельзя дать достаточно полную характеристику международных интеграционных процессов без анализа внешнеэкономической политики государства, ее инструментов и видов, поэтому лектор должен выделить немного времени на эти проблемы, учитывая, что студенты изучили курс мировой экономики.

Рекомендуемое время – 20 минут.

 

 

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Основные тенденции развития мировых интеграционных процессов.

2. Сущность и формы экономической интеграции. Показатели интегрированности российской экономики в мировую хозяйственную систему.

3. Стратегические ориентиры и практические задачи в развитии внешнеэкономической деятельности страны.

Для эффективного обсуждения первого вопроса нужно раздать студентам темы докладов, с которыми они должны выступить, к ним следует отнести следующие: «Теория Хекшера-Олина», « Теория Кейнса – Поллака», « Теория Мюрдаля», « Внешнеэкономические аспекты теории Леонтьева».

Заслушав предложенные доклады, необходимо обсудить протекционистскую и либеральную тенденции в осуществлении мировой экономической политики, выделив преобладание последней, которая и ведет к формированию международных союзов.

По второму вопросу при характеристике интеграционных процессов необходимо уяснить наиболее широко используемые показатели открытости экономики и рассчитать их значения для российской экономики с использованием данных ФСА РФ. Для этого преподаватель может поручить одному - двум студентам выписать соответствующие статистические материалы или должен подготовить их сам с тем, чтобы раздать на семинаре и использовать при расчетах.

Можно предложить двум – трем студентам сделать небольшие сообщения (на 5 – 7 минут), рассматривающие процессы формирования некоторых международных союзов.

Третий вопрос практического занятия можно раскрыть в процессе обсуждения актуальных проблем международной экономической политики, для чего желательно поручить студентам изучить материалы текущей периодики для того, чтобы найти самостоятельно какую-то интересную статью, касающуюся взаимосвязям России с другими странами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какая тенденция преобладает сегодня в мировых экономических связях: интеграции или дезинтеграции? Ответ обоснуйте.

2. Почему экономически развитые страны помогают развивающимся? Только ли коммерческие интересы здесь преобладают?

3. Возможно ли создание азиатского экономического союза, аналогичного европейскому? Существуют ли серьезные препятствия этому процессу? Какие?

4. Какие выгоды и отрицательные последствия может принести вступление России в ВТО?

5. Может ли Россия отказаться от протекционизма на настоящем этапе?

 

Список литературы:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: 2006. Гл. 13, 14, 15.

2 Бункина М.К. Национальная экономика. М.: 2005. Гл.XV.

3. Национальная экономика / Под ред. Савченко П.В. М.: 2005. Гл.42, 43, 44.

4. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А. М.: 2002. Гл. 26.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Тема 14. Закономерности интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Закономерности интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)