Тема 5. Сбалансированность национальной экономики.
Примерный план лекции: 1. Сбалансированность и пропорции национальной экономики. 2. Агрегированные показатели национальной экономики 3. Механизм рыночной и нерыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы. 4. Баланс межотраслевых связей В.Леонтьева.
В самом начале лекции следует проследить четкую взаимосвязь понятий: сбалансированность, пропорциональность и устойчивость, четко разграничив эти понятия. Затем охарактеризовать виды пропорций, которые складываются в национальной экономике независимо от наличия или отсутствия рыночных отношений – это соотношения производства и использования продукции (товаров и услуг). Проиллюстрировать эти пропорции можно с помощью отраслевой структуры производства в процентах к ВВП (желательно привести эту таблицу на экране или в раздаточном материале). После чего надо остановиться на пропорциях, складывающихся в рыночных условиях, в первую очередь, между совокупным спросом и совокупным предложением Рекомендуемое время – 25 минут. Раскрытие второго вопроса лекции предполагает определенный уровень знаний по этому вопросу, исходя из изученных ранее курсах макроэкономики и системы национальных счетов. В связи с этим рекомендуется теоретические аспекты показателей национальной экономики перенести на самостоятельное изучение, которое, по существу, является повторением пройденного, и проанализировать состояние российской экономики, в первую очередь через анализ динамики ВВП, ВНД, ЛРД и других за последние 5 – 10 лет. Желательно, проиллюстрировать изменения названных показателей графиками или диаграммами. Рекомендуемое время – 20 минут. Механизм рыночной сбалансированности и несбалансированности следует рассматривать с позиции как абстрактных (теоретических) предпосылок возможности достижения сбалансированности, а затем остановиться на причинах реальной недостижимости названной сбалансированности, а также на описании фактических примеров несбалансированности и диспропорциональности экономики в условиях рынка. Рекомендуемое время – 25 минут. Баланс межотраслевых связей В. Леонтьева лучше всего рассмотреть традиционным способом, предварительно остановившись на методологических принципах его построения и отметив роль этого метода для реального прогнозирования национальной экономики. Рекомендуемое время – 20 минут.
Вопросы, выносимые на практическое занятие: 1. Виды пропорций в национальной экономике. 2. ВНД, ВВП и общественное благосостояние как показатели состояния национальной экономики. 3. Роль конкуренции в обеспечении сбалансированности национального хозяйства. 4. Теоретические модели сбалансированности национальной экономики (воспроизводственные схемы К. Маркса и баланс межотраслевых связей В Леонтьева). Данное практическое занятие рекомендуется проводить таким образом: Предоставить немного времени двум-трем выступающим студентам для освежения знаний аудитории о пропорциях и сбалансированности как таковых. Целесообразно сделать сообщение о государственном воздействии на формирование пропорционального развития рыночной экономики, поручив сделать небольшой доклад студенту. Затем, используя материалы лекции, а также домашнюю подготовку, которая включает в себя сбор материалов по динамике ВВП в экономически развитых и развивающихся странах, а также в бывших социалистических странах Восточной Европы и бывших советских республиках – обсудить процесс развития в этих группах стран и сравнить эти процессы. Для этого необходимо построить диаграммы и графики по названным 4-м группам стран, их осмысление позволит аудитории сделать самостоятельные выводы об эффективности процессов развития и преобразования в разных странах. Значительное время практического занятия займет расчет показателей национальной экономики, как на основе гипотетических примеров, так и на основе статистических данных, приводимых в статистических ежегодниках. Рассмотрение 4-го вопроса практического занятия требует существенной подготовки аудитории, поэтому для облегчения усвоения вопроса рекомендуется дать задание двум студентам для ознакомления с главой 12-го тома К.Маркса, с тем, чтобы они выписали и смогли воспроизвести схемы воспроизводства и описали первое и второе подразделения, а также возможность обмена между ними. Для усвоения баланса В.Леонтьева следует решить соответствующую задачу.
Вопросы для обсуждения: 1. 1.Каковы основные макроэкономические пропорции развития национального хозяйства? 2. Каковы факторы, определяющие соотношения в развитии совокупного спроса и совокупного предложения в национальной экономике? 3. Каково состояние добывающих и перерабатывающих отраслей в современной России, оцените перспективы их развития в ближайшем будущем? 4. Охарактеризуйте территориальные пропорции России и покажите направления их развития. 5. Какова роль государства в процессе формирования пропорциональности и сбалансированности рыночной экономики?
Список литературы: 1. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: 2005. Гл.VIII. 2. Национальная экономика. / Под ред. Савченко П.В. М.: 2005. Гл. 2, 20. 3. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А. М.: 2002. Гл.3. 4. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М.: 1997. 5. Маркс К. Капитал. Т. 2. Гл. 6. Львов Д.С. Экономика развития. М.: 2002. 7. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.// Под ред. Д.С.Львова. М.: 1999. Гл. 16, 17. 8. Россия в 2006 году. Статистический ежегодник ФАС. М.: 2007.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |