Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем.



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выявив общие черты, свойства и закономерности функционирования хозяйственных систем в ходе обсуждения предыдущей темы, следует остановиться на их изменении  в процессе исторического развития. Оно сопровождается формированием особых типов и моделей национальных экономик, определением их специфических черт и особенностей функционирования и является главными задачами данной темы

 

Примерный план лекции:

1. Типы национальных хозяйственных систем.

2. Рыночная система и ее основные виды.

3. Административно-командная хозяйственная система.

4. Институциональные особенности современных смешанных рыночных систем.

 

Классификация типов национальных хозяйственных систем может производиться по разным критериям: по достигнутому уровню развития, по уровню доходов на душу населения, по способам регулирования хозяйственной деятельности, по степени открытости национальной экономики, по направлениям развития. Наибольшее значение с позиции национального подхода к изучению экономики имеет выделение рыночного и нерыночного типов национальной экономики, последний включает в себя традиционную и административно-командную экономики. Это следует особо подчеркнуть в процессе рассмотрения первого вопроса. Рекомендуемое время – 20 минут.

При анализе рыночной системы необходимо больше места уделить рассмотрению современных ее видов, к которым относятся рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора и рыночная экономика с активным вмешательством государства в национальное хозяйствование при сохранении регулирующей роли рынка. Рекомендуемое время -15 минут.

Третий вопрос лекции требует не просто краткого описания советского периода российской истории, но обязательного анализа не только ее недостатков, но и достоинств, которые собственно используются в современных смешанных экономиках. Планирование и прогнозирование экономики, которые до середины ХХ - го века рассматривались многими зарубежными экономистами как явный недостаток советской системы, уже с 70-х г.г. становится важным направлением государственного вмешательства в рыночную экономику. На этот вопрос не следует отводить много времени, лучше перенести его обсуждение на практическое занятие. Студенты в процессе самостоятельного изучения проблем военного коммунизма, НЭПа, эпохи «развитого социализма» могут выявить их место в процессе развития административно-командной системы в России и определить их отрицательные и положительные стороны. Рекомендуемое время – 20 минут.

Больше времени лучше уделить современным моделям рыночной экономики, которые имеют национальные различия, вытекающие из наличия специфических институциональных факторов. Следует охарактеризовать самые известные модели: англо-американскую, западно-европейскую, скандинавскую, восточно-азиатскую, выделив их преимущества и недостатки. В то же время нужно определить и модели, присущие развивающимся странам, тем более, что их значение возрастает в последнее время. Особое место занимают страны с переходной экономикой, об этом тоже следует упомянуть в лекции, сконцентрировав внимание на разных видах переходных экономик, а также показать возможное направление развития российской экономики.

Рекомендуемое время – 50 минут.

 

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Национальная хозяйственная система рыночного типа: свободная рыночная экономика, смешанная рыночная экономика.

2. Нерыночные хозяйственные системы традиционного и административно-командного типов.

3.  Этнические, религиозные, культурные, национальные, географические и моральные особенности современных рыночных систем (национальные модели рыночной экономики).

4. Модели развивающихся стран.

5. Особенности российской экономики.

    

Для лучшего усвоения первого и второго вопросов занятия необходимо привлечь всю студенческую аудиторию к широкому обсуждению, для этого необходимо дать домашнее задание каждому студенту в виде подготовки краткого сообщения в течение 5-7 минут по следующим темам: « Общая характеристика «военного коммунизма», « Место НЭПа в развитии послереволюционной России, роль индустриализации и коллективизации», «Введение рыночных методов хозяйствования в советскую экономику через хозяйственный расчет и самофинансирование (реформы 60-х, 80-х г.г.)»,

« Переходная экономика 20-х и 90-х г.г. в России: сходство и различия».

При обсуждении третьего вопроса необхоимо большее внимание уделить различиям в национальных рыночных моделях: между американской и германской, между скандинавской и шведской, между японской и южно-корейской и т.д.

Рассмотрение моделей развивающихся стран требует особой подготовки, поэтому можно ограничиться характеристиками двух моделей: латиноамериканской и «большого скачка». Материал можно найти в книге Нуреева Р.М.» Экономика развития» и «Истории экономических учений» Бартенева С.А.

Особенности российской экономики с позиции ее трансформации и дальнейшего развития станут подведением итогов всего занятия, когда аудитория, подводя итоги, может предложить и обосновать модель дальнейшего развития экономики России.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли общие черты для всех типов национальных хозяйственных систем?

2. Каковы этапы перехода к новой экономической системе?

3. Какие черты, присущие моделям развитых стран, целесообразно использовать для формирования российской модели рыночной экономики?

4. Может ли Россия развиваться по латиноамериканской модели? Объясните ответ.

5. Имеют ли большое влияние на российскую экономику национальный и традиционный факторы? Если да, то может ли быть использована японская модель?

6. Существуют ли препятствия для формирования в России смешанной экономики? Какие?

 

Список литературы:

1. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: 2002, гл.26.

2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций. М.: 2003. Ч.1, гл.4; ч.2, раздел IV, гл.3.

3.Бункина М.К. Национальная экономика. М.:2005.Гл.V.

4. Гусейнов Р. История экономики России. М.:1999.Гл.VI.

5. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика,1990. Гл.1.

6. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А. М.4 2002.Гл.4.

7. Национальная экономика. / Под ред. Савченко П.В. М.; 2005.Гл.3, 4.  

8. Нуреев Р.М. экономика развития. М.:ИНФРА – М, 2001.Гл. 1.3; 2.1.

9. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика,1991. Гл.15.

10.  Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: 2006. Раздел IV, гл. 3, 7

 



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)