Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Государственное регулирование национальной экономики.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Тема 7. Государственное регулирование национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Примерный план лекции:

1. Государство как основной субъект национальной экономики, его основные функции и формы воздействия на экономику.

2. Виды экономической политики государства, их цели и методы.

3. Последствия государственного вмешательства в экономику.

4. Роль государства в экономике современной России.

При рассмотрении первого вопроса следует остановиться на теоретических истоках концепции государственного вмешательства в экономику, отмечая два основных подхода:

1) неоклассический, который обосновывает минимальное, пассивное воздействие государства на экономику;

2) кейнсианский, который ратует за активное государственное вмешательство. Особе внимание лектору следует уделить современному институциональному подходу к роли государства в экономике, включая теорию общественного выбора. Важно обратить внимание на то, что государственные функции выполняют практически правительство и государственный банк.

Рекомендуемое время – 25 минут.

Второй вопрос лекции необходимо начать с классификации экономической политики государства В. Ойкена, Дж. Бьюкенена, Э.Б. Аткинсона и Дж. Стиглица. Затем перейти к общей характеристике активной, пассивной, нейтральной, стимулирующей и т.п. государственной политике.

Специально нужно остановиться на критериях эффективности экономической политики государства, отметив дискуссионность этой проблемы. Лектор может предложить студентам самостоятельно разобраться в обоснованности критериев эффективной экономической политики, предлагаемых различными социологическими и экономическими учениями.

Рекомендуемое время – 20 минут.

Последствия государственного вмешательства в экономику должны быть проанализированы с позиции их негативного и позитивного воздействия на экономику. Причем эти последствия можно разграничить с позиции влияния государства на отдельные семьи (индивидуумы), предприятий, отрасли, территории и экономику страны в целом.

Рекомендуемое время - 25 минут.

Роль государства в современной России необходимо раскрыть в  историческом аспекте, начиная с перестроечных времен (90-е гг. XX века), заканчивая политикой стимулирования экономического роста и развития (до 20-х г.г. XX –го века). Для этого следует выделить временные этапы изменения государственного вмешательства в России, в основе которых лежат социальные и экономические реформы, приведшие к трансформации российского народного хозяйства и в последующем к изменению институциональной структуры общества в целом. Учитывая актуальность данной проблемы, можно поставить основные задачи, решаемые государственными органами, а затем привлечь к обсуждению аудиторию.

Рекомендуемое время – 20 минут.

 

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Государство и экономика: доводы «за» и «против» государственного вмешательства.

2. Теории государственной экономической политики.

3. Государственное регулирование и государственное предпринимательство. Государственные предприятия в России.

4. Принципы государственного вмешательства.

Первый вопрос практического занятия целесообразно обсудить с применением метода малых групп, одна малая группа в количестве 5 человек будет отстаивать аргументы классического подхода, а вторая (другие 5 человек) будут защищать идей кейнсианцев. Для этого необходимо изучить соответствующие главы из книги Дж. М. Кейнса и М.Фридмена.

В конце обсуждения можно составить таблицу, в которую внести приводимые аргументы, которая позволит наглядно увидеть результаты выступлений студентов.

Для лучшего усвоения второго вопроса лучше всего предложить отдельным студентам сделать доклады по работам В. Ойкена, Дж. Бьюкенена, Дж. Стиглица, а затем обсудить какая теория в большей мере отражает современную экономическую политику и может применяться на практике.

Важное место в государственном регулировании экономики занимает соотношение государства и предпринимательства, поэтому обсуждение вопросов о видах, формах предпринимательства в современной экономике имеет практическое значение. Особое место занимают государственные предприятия. Нужно ли увеличивать их численность, какие недостатки и преимущества у них есть? Это не только теория, это вопросы насущной практической значимости, особенно в рамках развивающегося государственно-частного партнерства. На этом и нужно заострить внимание студентов. Студентам нужно предложить сделать доклады по ГЧП и по роли государственного сектора.

Четвертый вопрос не займет много времени, так является результатом обобщений и констатации многолетней мировой практики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли в современном мире обойтись без государственного вмешательства в экономику? Если нет, то почему?

2. Отличается ли принципиально механизм государственного регулирования в англо-американской и западно-европейской моделях рыночной экономики?

3. Какие инструменты государственного регулирования применяются при проведении стимулирующей и сдерживающей экономической политики?

4. Могут ли принципиально отличаться краткосрочные и долгосрочные цели экономической политики государства?

5. Возможно ли осуществить кардинальные экономические преобразования с помощью государственно-частного партнерства? Назовите доводы «за» и «против».

 

Список литературы:

1. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: 2005. Гл.IX.

2. Государственное регулирование экономики. Под. Ред. В.И. Кушлина А.И.и Н.А.Волгина. М: 2006. Раздел 2. Гл. 2.1, 2.2, 2.3.

3. Национальная экономика./ Под ред. П.В.Савченко. М: 2005. Гл.23.

4. Путь в XXI век./ Под ред. Львова Д.С. М.: 1999. Гл.11

5. Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: 2006. Раздел VI. Гл.1.

 

 

Тема 8 Прогнозирование и стратегическое планирование национальной экономики.

Примерный план лекции:

1. Принципы прогнозирования национальной экономики.

Виды национальных прогнозов.

2. Перспективы развития национального прогнозирования в РФ.

3. Виды планов, особенности их составления и реализации.

4. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики, их разработка в России.

 

Начать рассмотрение первого вопроса следует с обоснования роли

 прогнозирования в регулировании национальной экономики, кратко описать мировую практику зарождения и развития прогнозирования, подчеркнуть, что инструменты и модели прогнозирования сложились уже в 40-е годы XX века. В это же время утвердились и принципы прогнозирования: системность, адекватность, альтернативность. Существующие в настоящее время виды прогнозов можно разделить условно на генетические и нормативные, которые, в свою очередь, делятся на прогнозы краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдальние. По масштабу исследуемых проблем прогнозы можно разделить на частные и комплексные.

Рекомендуемое время – 25 минут.

Анализ второго вопроса лекции целесообразно провести на основе разработанных правительством в последние годы прогнозов, программ, в том числе и новейших вплоть до 2020 г.

Рекомендуемое время – 20 минут.

Стратегическое планирование, которое является предметом изложения третьего вопроса лекции, необходимо раскрывать, показывая его отличия от прогнозирования, подчеркнуть специфические черты различных видов планов.

Рекомендуемое время – 15 минут.

   Рассмотрение 4-го вопроса лекции предполагает учет тесной взаимосвязи прогнозирования и стратегического планирования, поэтому нужно остановиться на методах составления прогнозов и планов. В виду недостаточного количества учебного времени, отводимого на изложения данной темы можно остановиться только на основных широко используемых моделях с применением производственной функции, коэффициентов прямых затрат и экспертных оценок.

Рекомендуемое время – 30 минут

 

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Сущность и виды национальных прогнозов.

2. Принципы стратегического планирования и особенности их реализации в России.

3. Цели стратегических программ комплексного развития национальной экономики в РФ.

Для полноценного обсуждения данной темы следует распределить между студентами доклады на темы, касающиеся современным программам, разработанным правительством в разных областях экономики и социальной жизни.

Значительное время необходимо уделить решению задач в области прогнозирования, в том числе с использованием производственной функции и коэффициентов прямых затрат.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие методы социально-экономического прогнозирования используются в современной российской практике?

2. Какова структура и классификация прогнозных моделей?

3. Как вы можете охарактеризовать этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов?

4. Какие инструменты используются в современном планировании?

5. Чем отличается прогноз от стратегического плана?

 

Список литературы:

1. Бункина М.К. Национальная экономика. М: 2005. Гл. XVI.

2. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. и Волгина В.А. М.: 1999. Раздел 2. Гл. 2.4.

3. Национальная экономика. / Под ред. Савченко П.В. Гл. 37, 38, 39, 40, 41.

4. Национальная экономика. / Под ред. Шульги В.А.. М.: 2002. Гл.21 22.

5. Экономическая теория на пороге XXI века. / Под ред. Осипова Ю.М., Зотовой Е С. Книга 2, с. 461 – 469.

 



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Тема 7. Государственное регулирование национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Государственное регулирование национальной экономики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)