Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Тема 4. Система потенциалов национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Данную тему целесообразно рассмотреть в течение трех лекционных и трех практических занятий.

 

Примерный план 1-й лекции:

1. Совокупный экономический потенциал: узкая и расширительная трактовки.

2. Основные компоненты совокупного экономического потенциала.

3. Национально богатство, его признаки и элементы. Материальные и нематериальные объекты.

4. Роль национального богатства в возрождении российской экономики.

 

При определении понятия совокупного экономического потенциала (СВЭП) следует сделать акцент на наличии в его определении двух сторон:

 1) реальной, которая заключается в определенных количествах материальных объектов рукотворного и природного происхождения, и субъектов,

 2) нематериальной, представляющей собой способности, возможности определенного объекта или субъекта приносить пользу.

Реальная сторона СВЭП тесно связана с понятием национального богатства, которое представляет собой материально-вещественное его содержание.

Рекомендуемое время на 1 и 2 вопросы – 30 минут.

При рассмотрении количественных характеристик национального богатства необходимо использовать материалы статистического ежегодника ФАС за последние годы, показать его оценку в натуральном и денежном выражении, подчеркнуть значимость сохранения природного богатства для будущего экономического развития страны и создания условий рекреации ее жителей.

 Рекомендуемое время на 3 и 4 вопросы – 60 минут.

Статистические материалы, иллюстрирующие количественные характеристики природного и общественного богатства желательно воспроизводить на экране с помощью кадоскопа или в виде раздаточного материала.

Известную трудность представляет определение оценок национального богатства по методике СНС, которая в России пока используется не в полной мере.

Примерный план 2-й лекции:

1. Инвестиционный потенциал, его формирование и источники.

2. Инвестиционный процесс и его показатели.

3. Научный потенциал и его современное состояние.

4. Основные направления развития российского научного комплекса.

Студенты, прослушивающие курс национальной экономики, являются достаточно подготовленными слушателями, имеющими определенные знания по проблемам инвестиций из курсов экономической теории и макроэкономики. В связи с этим лектору следует большее внимание уделить проблемам активизации инвестиционного процесса в России, поиску новых источников инвестирования на национальном уровне, привлечении зарубежных инвесторов. В лекции рекомендуется дать оценку показателей инвестирования на национальном и региональном уровнях и дать их сравнительную оценку.

На первые два вопроса рекомендуется уделить 40 минут.

Третий вопрос необходимо начать с определения научного потенциала, которое не всегда дается в учебниках. Многие авторы ограничиваются определением науки. Обязательно нужно охарактеризовать:

1) количественную сторону научного потенциала, которая представляет собой совокупность научных учреждений и научных работников, а также общую величину запасов научно-лабораторного оборудования;

2)  качественную сторону – способность работников создавать новые идеи, осуществлять их практическое воплощение и производить на этой основе новую востребованную в производстве и потреблении продукцию.

Лектору нужно обратить внимание аудитории на множество понятий, категорий, использующихся для характеристики научного потенциала и его производительности, которые студенты должны сами отыскать в словарях и быть готовыми к их применению. Например: инновация, ноу-хау, нанотехнология, технопарк, наукоград, научное открытие и т.п.

Для раскрытия 4-го вопроса лекции необходимо изучить и затем использовать официальные документы правительства и государства РФ, относящиеся к развитию науки.

На 3 и 4 вопросы вполне достаточно будет оставшиеся 50минут.

 

Примерный план 3-й лекции:

1. Трудовой потенциал, особенности его изучения на национальном, региональном и микроэкономическом уровнях.

2. Состав и структура трудового потенциала в современной России.

3. Влияние демографических и социальных факторов на состояние трудового потенциала в России.

4. Использование трудового потенциала, занятость и безработица.

 

Схема изложения сущности трудового потенциала аналогична предыдущим элементам СВЭП. Также необходимо дать количественную и качественную характеристики, показать различия в понятиях трудового потенциала на различных уровнях. Структура трудового потенциала рассмотрена должна быть в демографическом, профессиональном и социальном разрезах, их анализ должен сопровождаться статистическими материалами, воспроизводимыми на экране с помощью кадоскопа или компьютера, либо через раздаточные материалы.

Рекомендуемое время на 1 и 2 вопросы – 50 минут.

Отводимые на 3 и 4 вопросы 40 минут вполне достаточны для рассмотрения влияния современных процессов рождаемости, смертности, миграции на численность трудовых ресурсов, образующих трудовой потенциал. Следует подчеркнуть и доказать, какую огромную угрозу несет сокращение численности людей в России для будущего социально-экономического развития и сохранения государственности. Необходимо донести до молодежи, что проблема создания семьи и воспитания детей становится не делом индивидуума, а является заботой всего народа.

В рыночной экономике злободневной проблемой является использование трудового потенциала и возможность обеспечения полной занятости. Эти проблемы достаточно глубоко изучаются в разделе макроэкономики в экономической теории, но, тем не менее, лектору следует остановиться на занятости в нашей стране, дать сравнительный анализ уровней безработицы в России и других странах, прокомментировать причины роста безработицы.

Целесообразно привлечь к обсуждению насущных проблем трудоустройства молодежи в различных регионах страны.

 

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие и элементы СВЭП.

2. Общественное и природное богатство, пути их увеличения и сохранения, эффективного использования.

3. Особенности формирования инвестиционного потенциала России и источники его роста.

4. Научный и технический потенциал: их состояние и основные направления развития в России.

5. Трудовой потенциал РФ.

6. Занятость и пути ее увеличения в современных условиях.

 

Эффективное обсуждение выделенных в плане вопросов требует предварительной подготовки в виде выдачи индивидуальных домашних заданий для каждого студента, которое заключается в проработке и составлении диаграмм, графиков, иллюстрирующих состояние и динамику всех элементов СВЭП  

Желательно, чтобы в процессе обсуждения делался упор на роль человеческого фактора в росте СВЭП, подчеркивалось двойственная роль человека как цели общественного воспроизводства и как активная производительная сила.

Целесообразно, чтобы каждый студент выписал в тетради все определения, которые были рекомендованы лектором, это поможет в усвоении важнейших понятий.

В целях усиления активности на занятии можно предложить студентам рассчитать свой собственный трудовой потенциал, исходя из рыночных принципов – затрат на его формирование, а затем сравнить полученные результаты и сделать выводы о возможном трудоустройстве и получении соответствующей заработной платы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие факторы оказывают влияние на развитие СВЭП?

2. Охарактеризуйте элементы нефинансовых произведенных активов.

3. Каковы компоненты нефинансовых непроизведенных активов?

4. Каковы условия формирования эффективного инвестиционного потенциала?

5. Какова должны быть стратегия долгосрочной государственной инвестиционной политики?

6. Каково соотношение городского и сельского населения в России?

7. Существуют ли трудности в эффективном использовании трудового потенциала в рыночной экономике?

8.  Представляют ли реальную угрозу социальные последствия безработицы?

9. Сравните состояние научного и технического потенциалов России и любой развитой страны по Вашему выбору?

10.  Какие показатели используются для оценки национального научного потенциала?

 

Список литературы:

1. Бункина М.К. Национальная экономика. М.:.2005. Гл.VII.

2. Доктрина развития российской науки. Указ РФ от 13.06.1996 г.

3. Закон РФ от 23.08.1996 г. « О науке и государственной технической политике».

4. Национальная экономика.// Под ред. Шульги В.А. М.: 2002. Гл.5, 6, 7, 9.

5. Национальная экономика.// Под ред. Савченко П.В. Гл. 6,7, 21.

6. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.//  Под рук. Акад. РАН Д.С.Львова. М.: Экономика, 1999. Ч.II.Гл.5, 6, 7, 9

7. Россия в 2006 г. Статистический ежегодник ФАС М.: Статистика, 2007.

8. Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: 2006. Раздел IV, гл. 12. Раздел V, гл.3, 4, 9, 10.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Тема 4. Система потенциалов национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)