Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эвристические программы Б. С. Дыхановой как средство повышения



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
Эвристические программы Б. С. Дыхановой как средство повышения 0.00 из 5.00 0 оценок




Литературоведческой и культурологической компетенции учащихся

Сорокина Н. А.

 

Использование авторской эвристической программы Б. С. Дыхановой позволяет развить творческие способности детей, повышает познавательную активность учащихся, вызывает интерес к слову.

На протяжении первого года обучения ученикам предлагались различные творческие задания (сочинить сказку, былину, пословицу), которые позволили каждому не только глубоко осознать стилистику и законы основных фольклорных жанров, но и проявить себя как личность, реализовать свои фантазии, почувствовать себя «писателем».

Очень часто на уроках нами используются материалы, созданные руками самих учащихся (рисунки-иллюстрации к прочитанным текстам). Главное – не оценить способности ребенка к рисованию, а пробудить интерес к художественному тексту, выработать такое важное качество, как внимательное отношение к читаемому. Детям регулярно предлагается найти в художественном тексте и нарисовать метафоры, изобразить пословицы или поговорки в буквальном значении. Это активизирует творческие способности детей и способствует глубокому осмыслению материала, являющегося достаточно сложным для данной возрастной категории.

С целью развития логического мышления на уроках используются логико-структурные схемы, в процессе озвучивания которых ребята совершенствуют свои речевые навыки, учатся строить связное высказывание по изучаемой теме.

В качестве домашнего задания учащимся часто предлагается создать тесты, словарные диктанты, придумать вопросы-«ловушки» по прочитанному, что обеспечивает более глубокое «проникновение» в художественный текст, дает возможность проявить себя каждому ребенку в отдельности.

Предлагаемый в данном пособии урок позволяет учителю оценить проделанную за год работу, выявить, насколько прочно усвоен материал, изучаемый в 5 классе. Разнообразные задания (озвучивание логико-структурной схемы, индивидуальные задания у доски, работа с сигнальными карточками, рисунками, фронтальный опрос) дают возможность повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Фольклорные жанры».

 

Тема урока:   Особенности фольклорных и литературных жанров (повторение). Мифы Древней Индии: «Творение»
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания по теме «Фольклорные жанры», полученные учащимися в 5 классе; 2) проверить остаточные знания учащихся по изученному материалу

I. Оргмомент.

II. Контроль остаточных знаний.

Работа учащихся у доски.

1) собрать из фрагментов и «озвучить» логико-структурную схему «Литература и фольклор» (1 учащийся);

2)  распределить слова в соответствии с названием художественного текста (4 ученика);

3) «расселить» героев из произведений различных жанров на карте (1 человек);

В это время учитель проводит фронтальный опрос (задача – назвать понятие по его словарному определению) – учитель называет определение, ученики записывают слово.

1. Героическая песня эпического характера, жанр русского фольклора, еще ее называли богатырской поэмой и богатырской сказкой (былина); назовите основные признаки жанра былины (идеальные герои и их антиподы; гиперболизм; смешение вымысла и реальности; особый былинный стих (повторы, рифмующиеся созвучия, уменьшительно-ласкательные суффиксы)).

2. Художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета (гипербола); в каких текстах мы встречали гиперболы?

3. Авторский «почерк» (стиль - «стило» - палочка для письма);

4. Подпись, которой писатель заменяет свое настоящее имя (псевдоним); назовите писателей, которые писали под псевдонимами (И. Северянин – Игорь Васильевич Лотарев; М. Е. Салтыков-Щедрин – М. Е. Салтыков; А. П. Платонов – Климентов; Л. Кэрролл – Чарльз Латуидж Доджсон).

5. Словесное окружение (контекст);

6. Вступительная часть произведения (пролог); в чем отличие пролога от экспозиции? (описательная часть произведения, где характеризуется среда, обстановка, портрет и пр.); в каком произведении мы встречали пролог? (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»), экспозицию? (А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»).

7. Скрытое сравнение (от греч. «перенос», «перемещение»), в основе которого лежит перенос свойств одного предмета на другой (метафора). Метафора – признак фольклорного или литературного жанра?

8. Род литературы, в котором на первом месте оказывается не историческая жизнь народа, а его чувства (лирика).

9. Исторически сложившийся тип литературного творения (жанр); назовите известные вам жанры. Как их можно отличать друг от друга? (герои, форма повествования, идея)

 

2. Разминка «Стилистика фольклорных жанров» (сигнальные карточки трех цветов)

Определить принадлежность стилевого приема тому или иному фольклорному жанру:

постоянные эпитеты (сказка, былина, песня)

сюжет (сказка, былина, историческая песня)

уменьшительно-ласкательные суффиксы (былина, песня)

гипербола (былина)

название города, села (сказка, былина, песня)

речитативный сказ (былина, песня)

Проверка работы у доски.



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
Эвристические программы Б. С. Дыхановой как средство повышения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эвристические программы Б. С. Дыхановой как средство повышения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)