Стандартные задачи с нестандартными решениями.
Носова Л.И. В распоряжении учителя имеется достаточное количество нестандартных задач, однако в большинстве случаев они рассчитаны на внеурочные занятия, в связи, с чем для непосредственного использования на уроках могут оказаться слишком трудными, либо не имеющими органической связи с изучаемым материалом. В то же время существуют задачи, которые можно решать как стандартным, так и не стандартным способом. Эти задачи всегда органически связаны с изучаемым материалом; кроме того, допуская нестандартное решение, приучают школьников не довольствоваться шаблоном, нацеливают на вдумчивый подход, воспитывают стремление как можно лучше выполнить порученное дело. Общие задачи с нестандартным решением полезно решать на материале любого класса. Особенно это уместно на уроках повторения. В ряде случаев они уже давно находят применения в школьной практике, в частности при обучении приемам устного счета. Сюда можно отнести упражнения на применении законов действий и признаков делимости (например: 428*75=107*4*25*3=321*100=32 100), особые случаи нахождения нескольких процентов от числа (10%, 25%, 33 Рассмотрим теперь ряд примеров, не получивших еще должного применения в практике преподавателя. 1. Среди упражнений со скобками на выполнение арифметических действий следует время от времени использовать примеры, где вычисление целесообразно начинать не с первой скобки. Например: а) б) 2. Среди упражнений на сложение и вычитание обыкновенных дробей должны встречаться и такие, где уместен отказ от приведения дробей к общему знаменателю. Например:
3. При упрощении выражений вида а) б) 4. Уравнения 5. При решении иррационального уравнения учащихся, прежде всего, начинают «уединять» радикал, «возводить» обе части уравнения в степень и т.д., тогда как нередко в этом нет никакой необходимости, особенно в тех случаях, когда уравнение не имеет решений или имеет только одно решение, которое к тому же легко отыскивается подбором. Поэтому наряду с уравнениями, требующими стандартного подхода, должны быть и, например, такие: а) б) в) Прежде чем непосредственно приступить к решению уравнения такого рода, ученик должен всмотреться в него, проследить поведение отдаленных членов уравнения при допустимых значениях неизвестного. Так, в первом из данных уравнений второй радикал имеет смысл при Второе уравнение определено при Наконец, в третьем уравнении, которое определено при 6. При решении некоторых уравнений и неравенств нестандартное решение иногда становится возможным на основе следующего факта: монотонная функция каждое свое значение принимает только один раз. Рассмотрим уравнение Еще более убедительно выглядит рациональность рассмотренного приема на примере уравнения 7. Путем аналогичных рассуждений получим, что каждое из уравнений 2х+4х=20 и 2х+3х=13 имеет единственное решение 8. Неравенства Попутно отметим, что оба неравенства легко могут быть решены графически (рис.1 и 2). Рис. 1 Рис. 2
9. Графическое решение бывает иногда уместным и в тех случаях, когда стандартное решение выходит за рамки школьной программы. Пусть требуется вычислить интеграл
Рис. 3
Одним из довольно распространенных недостатков при повторении материала является полное копирование того пути, который был ранее использован при первом знакомстве с этим материалом, что, конечно, не вызывает у школьников особого интереса. Поэтому заслуживают внимания уместные отклонения от «стандарта» посредством интересных сопоставлений, взаимосвязей, обобщений. В качестве примера остановимся на повторении в ХI классе темы «Решение прямоугольных треугольников». Его целесообразно начать с задачи, которая вызвала живую реакцию учащихся, например: Доказать, что сумма синусов острых углов прямоугольного треугольника всегда больше единицы. Как правило, учащиеся дают следующее решение. Пусть Однако такое решение учителя не удовлетворяет. Он просит вспомнить, как определяется синус угла прямоугольного треугольника через катет и гипотенузу. Через некоторое время учащиеся с радостным удивлением обнаруживают чрезвычайно простое решение: если a, b, c – соответственно катеты и гипотенуза прямоугольного треугольника, сумма синусов острых углов равна Посредством оригинальных упражнений и нешаблонных вопросов уроки повторения можно сделать столь же интересными, как и уроки по изучению нового материала.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |