Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Информативные рекомендации для работы с наиболее трудными заданиями.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Информативные рекомендации для работы с наиболее трудными заданиями. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Бунтушкина Р.Н.

       Формирование коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также подготовка к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ – есть целевая задача преподавания русского языка в 5-11 классах. Решение поставленной задачи зависит от умения учителей-словесников организовать работу так, чтобы в системе, поэтапно на уроках русского языка, факультативах, элективных курсах учащиеся смогли овладеть грамматическими знаниями.

       В настоящее время существует много литературы, которая является хорошим помощником для ученика и учителя-словесника. В нашей школе создан фонд теоретических и наглядных материалов для подготовки учащихся к контрольным работам, олимпиадам, экзаменам, для выполнения проектных работ. Это алгоритмы, схемы, таблицы, папки-накопители с инструкциями, информативные памятки. Одни из них представлены в этом методическом пособии.

Памятка №1

I. Фонетика. Задание А1 “Фонетический анализ слова”

1.Буквы е, е, ю, я обозначают слоги [ j э], [ j o],[ j y ],[ j a ]

- в начале слова, например: юла [ j’ y л а ]

- после разделительных Ъ, например: объём [а б j’ o м ],

                                     Ь, например: пью [п j’ у ]

2. Буква о в безударном слоге обозначает звук [a], его обозначают

 [ a], например: [вада] вода

3.Буквы е, ю, я в безударных слогах обозначают звук [ u ] – (э призвук), например: японец [j’апон’иц]

4.Буквы и после шипящих ж, ш, ц передают звук [ы], например: жили [жыл’и ]

5.Буква е в безударном положении после согласных ж, щ, ц соответствует звуку [ы ] – (э призвук), например: желание [жы лан’uj’э]

6.Звуков [o], [э] в безударном положении нет Ь знак и гласные буквы смягчают согласные.

Гласных звуков в сильной позиции всего шесть: [a], [u], [o], [y], [ы], [э].

 

II Согласные звуки образуют пары: глухие и звонкие, мягкие и твердые

1. Не имеют пары по глухости и звонкости:

[xx’, ц, г’, щ’ ] – глухие согласные звуки

[u’, лл’, мм’, нн’, рр’ ] – звонкие согласные звуки, их называют сонорными звуками.

2. Не имеют пары по твердости и мягкости:

[ ж, ш, ц] – твердые согласные

[ч’, щ’, й’ ] – мягкие согласные

3. Оглушение: звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, т. е. заменяются парными глухими, например: [зуб].

4.Озвончение: глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются, т. е. заменятся парными звонкими. При этом могут возникать слова-омоформы, совпадающие по звучанию, но различны по написанию:

пруд- прут (пруды – прутик) – [прут]

5.Буквосочетания те, де, ться, тц, дц, тся, тск в глаголах, существительных, прилагательных звучат в речи как [ца], [цк], например: детский – [д’эцк’иj], рыться – [рыца], вернуться – [в’ирнуца], уродский – [урцк’иj], детство – [д’эцтва].

6. Ь,Ъ звуков не обозначают.

7.Сочетания с непроизносимыми согласными звучат не так, как пишутся: солнце [сонце].

III. Звукопись – поэтический прием речи

1.Аллитерация (собуквие) – повторение одинаковых или сходных согласных, например: Еще в полях белеет снег, [б]

А воды уж весной шумят… [в] [в’]

2.Ассонанс (созвучие) – повтор гласных, например: Мело, мело по всей земле…    

Памятка №2

Задание А2 Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение)

I. Орфоэпия-наука о языке, изучающая нормы произношения.

1.Аканье, т.е. произношение [а], на месте буквы о в безударных слогах:

c[а]рока, г[а]рох.

2.Произношение безударного звука [и] на месте букв я, е : п[и]так.

3. Оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными в начале и середине слова: сло[ф], ла[ф]ка.

4. Произношение звука [г] как взрывного (мгновенного) в отличие от щелевого (длительного),как в украинском языке или междометии ага:

[г]оре.

5.Постоянно твердые согласные [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие согласные[ч’], [щ’]:

 [цы]фры, тара[щу]т, ово[щ’]ной… искл.: [ж’у]ри.

6.Наличие непроизносимых согласных в некоторых словах: честный, праздный, самочувствие.

II. Ударение в русском языке разноместное, подвижное.

Запомни ударение в словах: алфавит, апостроф, аристократия, ассиметрия,

афера, баловать, бармен, булочная [шн], бутерброд[тэ], водопровод, вор- вора [воры], генезис, грушевый, добыча, договоренность, дремота, духовник, жалюзи, житие, завидно, заговор, зазвонить, закупорить, заржаветь, зимовщик, знамение, знахарство, зубчатый, игрище, издавна, изредка, каталог, каучук, кашлянуть, кедровый, кшёный, коклюш, колосс, компас, крапива, красивее, кремень, кухонный, ломоть, лососевый, лубочный, мастерски, мельком, мизерный, мытарство, надолго, намерение, недоимка, новорожденный, обеспечение, облегчить, озлобленный, опериться, оптовый, осведомить, отчасти, паралич, патриархия, перчить, плесневеть, похороны (на похоронах), предрекший, премировать, приговор, приданое, приноровленный, принудить, прозорливый, пуловер, рефери, ревень, ремень,

ржаветь, санитария, свёкла, сирота, случай, сосредоточение, средство, статуя, стенография, столяр, судно, таможня, танцовщица, торты, туфля, украинский, факсимиле, фарфор, феномен, формировать, форзац, хаос, характерный, хлопок, хлопковый, ходатайствовать, христианин, цемент, цепочка, чертать, шинель [н’е], шприцы, щавель, щегольской, щепа, щепотка, экскурс, экспертный, экспорт, эпилог, языковой (словесность), языковый (полость рта), яичница [и’и’шн’ица].         

 

Памятка №3

Задание А13 “Морфемный анализ слова”

I.Однокоренными можно считать только слова, объединенные и звучанием, и значением. В одном единственном из многих тысяч слов, в слове вынуть - нет корня.

II.1.Окончания могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, причастия).

Деепричастия, наречия, союзы, предлоги, частицы, несклоняемые существительные (обычно заимствованные), междометия, прилагательные в сравнительной форме окончания не имеют, оканчиваются суффиксом.

2.Нулевые окончания имеют:

-стол (стола)- сущ., м.р. в и. и вин. пад.

-мышь (мыши) - сущ., ж. р. 3-его скл. в им. пад.

-туч (тучи) - сущ., ж. р. 1-ого скл. в род. пад. мн. Ч

-хорош (хороша) – какова? кр. прил. в м. р.

-ранен (ранена) – каков? кр. причастие в м. р.

-встал (встала) – гл. в прош. врем. м. р.

-пять (пяти) – числ. в им. и вин. пад-х.

-лисий (лисьего) – только притяж. прилаг. в им. падеж. ед.числа.

3.О притяжательных прилагательных:

- лисья, волчье, собачье.

- окончания: лисий – [л’ис’ий ], козий – [коз’ий ]

4. О глаголах:

Выполните ( повел. накл.) второе задание только после того, как выполните (наст. врем.) первое.

5.Окончание не всегда находится в конце слова:

 Возвратные глаголы: учиться

 Составные местоимения: кого-то, кому- нибудь

 Числительные: тремястами.

III.Приставка

Помни о редких приставках: паводок, сумрак

О приставке в середине слова: лесозаготовки

IV.Суффикс

1.Трудность заключается в определении количества суффиксов в слове и их границ.

2.Ход рассуждения.

Выделяю отрезок слова, остающиеся после выделения окончания и корня.

Перебираю родственные слова в поисках слова, имеющего в своем составе часть оставшегося отрезка.

               Да.----------Такое слово существует----------Нет

              ↓                                                        

Выделяю эту часть разбираемого             Вывод: весь оставшийся отрезок

отрезка как отдельный суффикс                составляет один суффикс.

и повторяю процедуру для

оставшегося отрезка

Например: булочка,       дырочка, лампочка ← лампа

                     ↓                    ↓

булочка←булочная + к  дырочка ← дыра ← дырка

3.Нулевые суффиксы.

- в глаголах м. р. прош. времени: мог (могла( ж.р.) - могло(ср.р) - могли(мн.ч) - в м. р. должно звучать “могл” (он), но звучание некрасивое, поэтому мог

-у всех глаголов, начальная форма которых оканчивается на -чь : беречь

(берегла ч//г, берегло ч//г, берегли ч//г)

4.С двумя суффиксами, как правило, причастия с сохранившимся в них глагольным суффиксом:

огрубевший ← огрубеть

    ↓

причастие то глагола. 

Памятка к заданию С1.

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте [К1]и прокомментируйте одну из проблем поставленных автором текста (избегайте чрезмерного [К2], цитирования). Сформулируйте позицию автора [К3]. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой опыт аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента ) [К4].

Анализ текста.

I 1.1 а) [К1] – выделение широкой и узкой темы текста. Это всегда соответствует проблеме

(-мам), которые поднимает автор; под проблемой понимается тема текста, актуализированная для сегодняшнего дня.

б) Тему текста ( то, о чем говорит автор) формулировать одним словом или словосочетанием. Поднятую проблему можно выразить как своими словами, так и процитировать автора напрямую.

1.2 а) На стыке широкой и узкой тем формулируем идею текста, которая отражает позицию автора [ К3] и соответствует ей, так как почти всегда можно найти прямую цитату из текста.

б) Позиция автора гораздо шире, чем главная мысль (идея) текста (то, чему учит автор), но они неразрывно связаны.

в) Идея текста ↔ позиция автора должна быть в тексте создаваемом законченной мыслью, что выражается в предложении.

В отличие от темы или проблемы, которые могут формулироваться свободным высказыванием, позиция автора требует точной формулировки-высказывания, поэтому слова авторская позиция, главная мысль автора, позиция публициста обязательно должна присутствовать в сочинении выпускника.

1.3. [К2] Комментарий к выделенной проблеме текста можно осуществить при условии деления текста на микротемы и составления по ним плана, чтобы возможно было сделать сжатый пересказ (не увлекаясь чрезмерным цитированием).

 

Итак:   Анализ текста

 

          1) Широкая тема                                         2) Узкая тема

                  (проблема)                                                (проблема)

     
 

 

 


                                              3) Идея текста

                                             (позиция автора)

           4) План текста (цитатный, по абзацам, микротемы)

 

II. Поиск собственных аргументов

 Выдвигаем свой тезис (соглашаясь или не соглашаясь с мнением автора, или соглашаясь с ним частично) с опорой на широкую тему текста или на узкие темы текста. Целесообразно брать в качестве тезиса сформулированную (или процитированную из текста) позицию автора.

Ваши аргументы – это ваше мировоззрение, мироощущение, миропонимание, начитанность, самостоятельность суждения.

III. Установленной строгойкомпозиции ответа на задание части С не существует. Рекомендуется сделать краткое вступление, а также емкое заключение, связанные с темой, идеей текста.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Информативные рекомендации для работы с наиболее трудными заданиями. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Информативные рекомендации для работы с наиболее трудными заданиями.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)