Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Красны, ясны и тихи зимние дни. 2. Индивидуальная работа по карточкам (2-4 уч-ся). 3. Задание остальной части класса: по данным схемам составьте текст на тему «Зима». ( Можно больше предложений.) Учитель: Прежде чем начнете работать над заданием, ответьте на ряд вопросов. - Что такое текст? - Что такое основная мысль текста? - Что значит узкая тема, широкая тема? - Вспомните, что такое эпитет? Метафора? [ - = ]. [ - = ], и [ - = ]. [ О и О - = ]. [ О и О ]. (Уч-ся зачитывают варианты своих текстов). IV. Распределите по алфавиту (2 ученика работают на магнитной доске со слова на отдельных листочках): 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
V. Словарная работа. -Ребята, как вы понимаете слово «позёмка». Сделаем морфемный разбор этого слова. - Где мы будем смотреть лексическое значение слова (Толковый словарь, учебник стр. 306). - Почему важно знать точное лексическое значение слова? - Составьте устно с словом «позёмка» предложения.
VI. Объяснение нового материала. (Слова напечатаны на отдельных листах, используется магнитная доска). На доске: снег с [н э] г позёмка по [з о] мка клюшка к[л у]шка гирлянда гир[л а] да Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных). - Сколько и какие звуки они обозначают ? - После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких). На доске: ёлка [йо]лка вьюга вь[йу]га боец бо[йэ]ц ясно [йа]сно Проблемные вопросы: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных). - Сколько и какие звуки они обозначают? - Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят : 1) в начале слова; 2) после гласных; 3) после разделительных ъ, ь .
VII. Закрепление материала. 1. Из упражнения 305 возьмем пять слов : письмо, мысль, баян, юг, еда и сделаем транскрипцию этих слов. Определите сколько звуков и букв (работа у доски под руководством учителя). 2. Остальные слова из упражнения разбираются устно «по цепочке». ( Ответы корректирует учитель). 2. Работа с сигнальными карточками. Зеленая- один звук Красная- два звука Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд. VIII. Комплексный анализ текста. (Текст и задания у уч-ся на столах.) Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. ( В. Драгунский) Задания: · Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. · Озаглавьте текст. · Какая основная мысль текста. · К какому стилю речи можно отнести этот текст? · Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. · Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений, составьте схемы. · Выпишите слова, где гласные е,ё,ю,я обозначают два звука. Сделайте частичную транскрипцию этих слов. IX. Тест по теме «Фонетика». Способ проверки- взаимопроверка. В конце работы на доску вывешиваются ответы. Уч-ся проверяют и выставляют оценки: «5»- верно выполнено пять заданий, «4»- верно четыре задания. Вариант I I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Назовите слова, которые отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. X. Рефлексия. Ребята, как вы оцениваете нашу работу на уроке, что понравилось, какие были трудности. ( Высказывания уч-ся). XI. Подведение итогов урока, выставление оценок. XII. Домашнее задание: выписать в справочную тетрадь слова упр. 307, повторить таблицу «Фонетика» по методу Т.Я. Фроловой, упр.306, индивидуальные карточки. ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПО ФОНЕТИКЕ Фонетика изучает звуки речи Звуки речи образуются Голосом | шумом и голосом | шумом | ||||||||||
ГЛАСНЫЕ |
СОГЛАСНЫЕ | |||||||||||
[а], [о], [у], [э], [ы], [и] | звонкие | глухие | ||||||||||
Буквы е, ё, ю, я обозначают |
Парные [б] – [п] [в] – [ф] [г] – [к] [д] – [т] [ж] – [ш] [з] – [с]
непарные [й], [л], [м], [н], [р] [ф], [х], [ц], [ч], [щ] | |||||||||||
Два звука 1) после гласных, 2) после ъ, ь 3) в начале слова: е –йэ] ё –[йо] ю –[йу] я – [йа] | Один звук и мягкость предыдущего согласного 1) между согласными, 2) в конце слова: е – ['э] ё –['о] ю –['у] я – ['а] | |||||||||||
Звука не обозначают: Ь и Ъ |
Согласные Мягкие и твёрдые
| |||||||||||
| 1) перед е, ё, ю, я, и, ь 2) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рщ, [с'т'][н'т'][з'д'] 3) всегда мягкие [й, ч, щ] | 1) перед а, о, у, э, ы; 2) перед согласными в конце слова; 3) всегда твердые [ж, ц, ш] | ||||||||||
Шипящие: [ж, ч, ш, щ] | ||||||||||||
Порядок фонетического разбора:
1. Произнесите слово и запишите его в транскрипции, укажите количество слогов.
2. Выпишите по отдельности все звуки и охарактеризуйте каждый.
3. Запишите слово буквами. Определите количество букв и звуков. Если количество букв и звуков не совпадает, объясните причины несовпадения.
2020-02-04 | 283 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы