Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Методологические основы менеджмента: сущность, цели, виды, функции



2020-02-04 367 Обсуждений (0)
Тема 1. Методологические основы менеджмента: сущность, цели, виды, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Раскройте сущность этих принципов и покажите на конкретных примерах, к чему приводит их игнорирование на практике.

Важное значение для эффективного менеджмента имеет соблюдение существующих принципов управленческой деятельности.

Под принципами менеджмента понимаются:

— руководящие правила;

— основные положения и нормы, которыми руководствуются работники аппарата управления, менеджеры в сваей деятельности.

Принципы управления формулируются на основе требований экономических и социологических законов, а также обобщения опыта управленческой работы. Источником формирования принципов, наряду с законами, является также система ценностей, присущих конкретному обществу.

Существует определенная взаимосвязь между законами, принципами и методами управления. Принципам, как правило, должны следовать, а методы выбираются.

Пример: закон спроса и предложения; его требование о необходимости сбалансированности спроса и предложения проявляется в принципе ориентации на потребителя. Соблюдение данного принципа связано с использованием многочисленных методов изучения спроса (анализом статистических данных, опросом покупателей, экспертов и др.).

Принципы управления регулируют взаимоотношения как внутри фирм, так и их взаимодействие с внешней средой (поставщиками, покупателями).

Правила управленческого поведения (принципы) не имеют юридической силы. Они принимаются добровольно руководителями, превращаясь в моральные обязательства или нормативы. Принципы не остаются неизменными. Их состав обновляется при соответствующих изменениях в условиях деятельности предприятий. Пример: принцип единства политической, хозяйственной деятельности и государственного руководства в плановой экономике заменен в рыночных условиях принципом разграничения политического, хозяйственного и государственного руководства.

Существуют общие принципы менеджмента, принципы деятельности отдельных фирм, а также принципы выполнения управленческих функций.

В составе общих принципов управления выделяются следующие принципы:

Принцип эффективности. Выражает степень достижения целей фирмы, соотношение между полученным результатом и затратами. Руководителям необходимо своевременно выделять

В составе предпосылок успеха могут быть:

— четкое определение жизненного кредо (миссии) предприятия и доведение ее до каждого работника предприятия,

— сочетание целей компании с естественным поведением людей, их собственной мотивацией;

— справедливое распределение доходов, которое обеспечивается тремя элементами: капиталом, трудом и менеджментом;

— оригинальная технология, обеспечивающая технологическую независимость предприятия;

— высококвалифицированные менеджеры, способные использовать имеющиеся резервы и возможности получать максимальную прибыль и др.

Причинами "болезни" предприятия являются:

— крайне централизованный или "разбухший" управленческий аппарат;

— громоздкая система процедур при принятии текущих решений, что замедляет реакцию на требования рынка;

— рост числа совещаний для выработки решения;

— ослабление взаимодействия между подразделениями

предприятия;

— сокрытие от руководства неблагоприятных сведений и др. 4 Принцип ориентации на потребителя. Означает необходимость производить ту продукцию, в реализации которой уверены. Для этого на предприятиях развивается маркетинговая деятельность.

Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного руководства. Не следует допускать сращивания указанных органов.

 

Принцип диверсификации. Означает получение предприятием прибыли за счет проникновения в другие отрасли деятельности для обеспечения финансовой устойчивости. Различают диверсификацию:

— синергетическую — проникновение во взаимосвязанные, смежные отрасли деятельности;

— конгломератную — проникновение в отрасли, не связанные между собой.

Принцип социальной ответственности. Суть его состоит в соблюдении правил безопасности труда на предприятии, обеспечении высокого качества выпускаемой продукции, своевременной уплате налогов, оплате труда работников, соблюдении экологических норм, создании благоприятного климата в коллективе, предупреждении высокой текучести кадров, благотворительной деятельности, работе с общественностью.

Принцип системности. Выражает необходимость учета многообразных связей между фирмой, ее элементами и внешней средой для разработки стратегии развития предприятия, принятия других управленческих решений.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, горизонтальных и вертикальных связей. При этом под централизацией понимается сосредоточение прав принятия решения в центральном органе управления фирмой.

Децентрализация предполагает передачу полномочий для принятия управленческих решений по регулированию оперативно-хозяйственной деятельности подведомственным организациям, филиалам, отделениям.

2. Опишите какую-либо модель бизнеса и покажите, каким образом она может быть реализована на практике.

Как наука менеджмент стал формироваться в начале XX в. И как относительно молодая наука она находится в стадии своего формирования.

За рубежом существуют различные теории и научные школы, в которых за основу берутся конкретные концепции менеджмента.

В частности, существуют школы научного управления и классическая. Их теоретическую базу составляют соответственно труды Ф. У. Тейлора и А. Файоля. Школа научного управления Тейлора ориентирована на объект управления (совершенствование организации труда рабочих, повышение его производительности за счет усиления интенсификации). Классическая школа А. Файоля нацелена на улучшение сферы управления за счет более четкого разделения труда, строгого закрепления функциональных обязанностей, использования конкретных принципов в работе, формирования рациональных организационных управленческих структур.

Школа человеческих отношений и человеческого поведения. В ней внимание уделяется гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими, созданию благоприятного социально-психологического климата, установлению межличностных отношений в группах и коллективе в целом, исключающих конфликтные ситуации.

Эмпирическая школа нацелена на изучение опыта известных менеджеров отечественных и зарубежных фирм (см. Форд "Моя жизнь"; Ли Якокка "Карьера менеджера" и др.).

Операционная школа. В ней предлагается детальное изучение процедуры выполнения управленческих функций, разделяя их на отдельные виды работ, элементы, операции.

Новая и количественная школы преследуют цели внедрения в практику менеджмента методов точных наук.

Школа социальных систем ориентирована на создание интегрированной системы управления, увязывающей различные подходы к решению проблем управления.

В современном менеджменте в связи с усложнением процесса управления выделяются такие его направления, как стратегический, финансовый, информационный, управление персоналом, инновационный и другие, научная разработка которых активно осуществляется. В мировой практике сложились различные модели управления, имеющие принципиальные отличия, что обусловлено влиянием ряда факторов, и прежде всего национальными особенностями конкретной страны.

3. Каково, на Ваш взгляд, содержание целевой, функциональной и управляющей                 подсистем применительно к организациям, занимающимся конкретной деятельностью. Приведите примеры для каждой подсистемы.

 Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», ) они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовывал соответствующие решения.

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми. Это позволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности, избежать многих сбоев и «накладок».

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны.

Это облегчает корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации команд, другой — в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая — бездействия, противодействия, формальных действий.        

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

• соответствовать целям и задачам объекта управления;

• учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

• поддаваться контролю;

• иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

1). высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2). минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3). экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4). улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5). снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.



2020-02-04 367 Обсуждений (0)
Тема 1. Методологические основы менеджмента: сущность, цели, виды, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Методологические основы менеджмента: сущность, цели, виды, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)