Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Эволюция менеджмента: зарубежный опыт



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Тема 2. Эволюция менеджмента: зарубежный опыт 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Кратко изложите и сравните Ф. Тейлора и Э. Мейо. В какой степени, на Ваш взгляд, позиции этих ученые в современных концепциях менеджмента?

Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему знаний, получившую распространение во многих странах (в 1970-х гг. она столкнулась с большими трудностями, в частности с нехваткой квалифицированной рабочей силы).

Составными элементами системы Тейлора, которая противостояла методу волевых решений, являлись:

• развитие науки о труде, на основе выводов которой люди могут справедливо вознаграждаться (под наукой Тейлор понимал систему наблюдений);

• проектирование наиболее рациональной организации процесса труда;

• изучение с помощью хронометража затрат времени и движений преимущественно молодых, здоровых и добросовестных людей, которые овладели типичными операциями; расчет для них норм выработки на основе эталонной трудоемкости и стимулирование их высокими заработками;

• математический способ расчета затрат времени, ресурсов и проч.;

• дифференцированная система заработной платы;

• обоснование концепции функционального руководства в группе;

• авторитарное руководство, жесткий контроль, наказания;

• разработка предложений по экономическому стимулированию;

• максимальная специализация, в том числе и в управлении;

• некоторые мероприятия в духе патернализма (отношение администрации к рабочим как к младшим членам семьи, покровительство);

• разумный отбор и развитие (обучение) рабочего;

• постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей. Все это, по мысли Тейлора, решало две главные задачи:

Первое. Обеспечивало наибольшее процветание предпринимателя и развитие фирмы.

Второе. Повышало благосостояние рабочих.

2. Раскройте содержание 2-3 указанных подходов и покажите их возможности для решения тех или иных конкретных проблем.

       Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине ХХ столетия так называемого системного подхода к управлению.

       Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

       В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

       Новые реалии отразил ситуационный подход к менеджменту, который, впрочем, не исключает прежние подходы. Его основы заложил Г. Дениссон, утверждавший, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, т.е. конкретным набором обстоятельств, которые в настоящее время существенно влияют на положение организации.

       В соответствии с ситуационным подходом управление есть ответ на воздействие этих обстоятельств. Его задача состоит в их анализе, подборе подходящих приемов и методов решения возникающих проблем с учетом взаимодействия внутренней и внешней среды (на чем он делает акцент), ограничений, квалификации менеджеров, принятого стиля руководства.

       Предполагается, что руководитель должен правильно понимать ситуацию, факторы, ее определяющие, индивидуальное и групповое поведение людей; быть знаком со стилями и методами управления, вероятными последствиями их применения, уметь выбрать наиболее подходящие приемы (в том числе минимизирующие побочные эффекты), дающие максимальный результат.

  

3. Перечислите основные функции (задачи) управления и бизнеса и раскройте их содержание. Какие социальные функции реализуют современные менеджеры?

1. В современном менеджменте широко распространен курс на децентрализацию управления. Преследуемая цель — развитие внутрифирменной конкуренции.

2. Использование человеческого фактора, предоставление свободы действий творческим работникам. Для реализации этого принципа используются разные приемы, в том числе: в японском менеджменте, например, пожизненный найм на работу, содержание в штате работников для осуществления текущих консультаций ("люди у окна"); предоставление свободы действий творческим работникам, наличие "вольных специалистов"; использование труда "надомников" (Япония, Англия); применение целевого менеджмента (управление по целям).

3. Сведение до минимума исходящей информации (инструкций, распоряжений, указаний). 26

4. Забота о клиентах и персонале ("а рынок позаботится о тебе"). Для реализации данного принципа используются следующие приемы:

— заключение контрактов на техническое обслуживание по истечении гарантийного срока;

— присутствие постоянного технического представителя на предприятиях крупных пользователей продукции;

— прибытие специалиста на предприятие клиента в течение 4 ч после сообщения о поломке;

— 3 раза в неделю менеджеры связываются с новыми клиентами, купившими продукцию, проявляя заботу о потребителях, выявляя, таким образом, мелкие проблемы, предупреждая тем самым возможность появления более крупных.

5. Усиление внимания стратегическому планированию на предприятиях, в частности, со стороны первого руководителя.

6. Повышение роли научных исследований, опытно-конструкторских работ в деятельности предприятий, в связи с чем могут создаваться специальные научные подразделения в его структуре.

7. Немедленная реакция со стороны руководства и работников на возникающие проблемы, связанные с внешней средой, и др.

Содержание процесса управления отражают функции управленческой деятельности. Под функцией управления понимается определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда из-за постоянно возрастающей сложности управления объектами.

Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функций формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников. Каждая из функций управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены.

Исключение одной из функций нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи с чем их классифицируют по ряду признаков.

Функции собственников, как уже отмечалось выше, отражаются в уставах фирм (предприятий). Функции трудовых коллективов — в коллективных договорах, заключаемых между администрацией и трудовым коллективом. Функции аппарата управления излагаются в Положениях об отделах, функции исполнителей (специалистов) — в должностных инструкциях (характеристиках).

Общие функции используются для управления объектами независимо от специфики производства и сферы деятельности предприятия. Поэтому их еще называют основными. К ним относится планирование, организация, мотивация, контроль. В специальной литературе состав общих функций управления может различаться, как правило, за счет их детализации. Например, в рамках функции планирования иногда выделяются постановка целей, прогнозирование, что по существу является этапами, предшествующими планированию.

Функция планирования отражает проектирование процесса производства с учетом перспективы развития предприятия. Реализуется она работниками планово-экономической службы аппарата управления.

Функция организации является обеспечивающей, так как формирует материальную основу и социальный организм предприятия, необходимые для его функционирования. Осуществляется работниками отделов кадров, производственно-техническим, снабженческо-сбытовым, правовой службой и другими, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.

Функция мотивации включает систему побуждающих мер, направленных на обеспечение эффективной работы исполнителей. Ее выполняют руководители различных уровней.

Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, ее соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам.

С течением времени может изменяться содержание общих функций, но их состав остается, как правило, неизменным.

Особенность функций состоит в том, что для реализации каждой из них необходимо, в свою очередь, выполнение таких элементов, как планирование, организация, мотивация, контроль.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Тема 2. Эволюция менеджмента: зарубежный опыт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Эволюция менеджмента: зарубежный опыт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)