Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Мотивация и стимулирование



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Тема 9. Мотивация и стимулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Какова основная задача мотивации в менеджменте и какие основные виды мотивации должен использовать менеджмент при ее решении?

       Задолго до появления понятия "мотивация" было известно, что, используя определенные рычаги воздействия на людей, можно добиться успешного выполнения поставленных задач. В связи с повышением жизненного и образовательного уровня метод "кнута и пряника" перестал оправдывать себя, что побудило специалистов в области менеджмента к поиску новых методов воздействия на людей.

       Первыми работами в данной области были публикации Элтона Мэйо известные как "теория человеческих отношений" (30-е гг. XX в.). В данной теории делался акцент на групповое поведение, взаимодействие отдельных групп, социальные отношения и их влияние на производительность труда.

       В 50-х гг. XX в. появились психологические теории мотивации труда, разработка которых продолжается и в настоящее время.

       Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

       Рассматривая сущность мотивации необходимо уточнить смысл таких категорий, как потребность, мотив, стимул.

       Потребность — означает нужду в чем-либо. Потребности бывают осознанными и неосознанными.

       Мотив — это определенная побудительная сила, вызывающая конкретные действия человека. Мотивы зависят от множества внешних и внутренних факторов относительно человека. Они не только побуждают к действию, но и определяют, что надо сделать и как практически это осуществить.

       Поведение человека определяется обычно совокупностью мотивов, находящихся в определенном соотношении и образующих мотивационную структуру. Знание мотивов — ключ к пониманию поведения человека и возможностям воздействия на него.

       Эффективное трудовое поведение работников проявляется в следующем:

       — надежном и добросовестном исполнении обязанностей;

       — готовности выполнить работу, не входящую в непосредственные обязанности, в интересах дела в связи со сложившейся ситуацией;

       — активности, инициативе, взаимопомощи. Мотивация не единовременный акт, а процесс, который включает следующие стадии:

       — возникновение потребности;

       — поиск путей устранения потребностей (удовлетворить потребность, подавить или не замечать, что-то предпринять);

       — определение направления действий;

       — осуществление действий;           

       — получение вознаграждения за предпринятые действия;

       — устранение потребности.

       Процесс мотивации сложен и неоднозначен, поскольку потребности в конкретном человеке могут противоречить друг другу, а также меняться со временем.

       Существует понятие ''мотивирование", которое означает влияние на человека с целью проявления, пробуждения в нем каких-либо мотивов.

       Стимулы — это рычаги внешнего воздействия, вызывающие появление определенных мотивов. В качестве стимулов выступают предметы, действия. Реакция на одни и те же стимулы у людей неодинакова. Стимулирование (как совокупность стимулов выступает в качестве одного из средств мотивации).

       Значение мотивации состоит в том, что она способствует проявлению таких психологических свойств, как усилие, старание, настойчивость, добросовестность. В целом, мотивация служит развитию личности, повышению производительности труда и эффективности работы предприятия.

2. В чем основная суть иерархии потребностей А. Маслоу? Каково ее основное значение для разработки современной системы стимулирования и современного маркетингового менеджмента?

       Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.

       Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

       Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.

       Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

       По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания – материальными и нематериальными.

       Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

       - минимальный обеспечивает выживание;

       - нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

       - уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

 

3. В чем суть концепции Герцберга? Почему игнорирование (или недостаточное понимание) данной концепции приводит к провалам систем мотивации в организациях?

       Существует несколько теорий мотивации, которые условно подразделяются на 2 группы:

       — содержательные (основу которых составляют потребности работников),

       — процессуальные (в их основе — оценка результатов труда, восприятие окружающей трудовой среды).

       Авторы содержательных теорий мотивации А. Маслоу, Мак-Клелланд, Герцберг и др.

       А. Маслоу совокупность потребностей человека представлял как иерархическую структуру, состоящую из 5 уровней.

       По теории А. Маслоу реализации вторичных потребностей (психологического характера) должно предшествовать удовлетворение первичных (физиологических). Согласно существующим точкам зрения эти процессы могут проходить параллельно либо при неполном удовлетворении первичных потребностей, что подтверждается современной отечественной практикой мотивации труда на предприятиях.

       Теория Мак-Келланда также основывается на потребностях, но психологического характера, в которых выделяется 3 вида потребностей: власть, успех, причастность.

       В двухфакторной теории Герцберга выделяются две группы потребностей: гигиенические, связанные с окружающей средой (стилем руководства, условиями и оплатой труда, гарантией занятости, политикой фирмы) и собственно мотивации, среди которых личный успех, продвижение по службе, признание, творческий рост, степень ответственности.

 

4. Охарактеризуйте современные тенденции в мотивации работников. Сформулируйте сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации. Насколько они применимы в современных российских  компаниях?

       Эффективная мотивация труда обеспечивается соблюдением следующих принципов:

       1. Любая работа должна иметь смысл и должна быть необходимой, полезной предприятию, работнику, обществу.

       2. Вознаграждение за творческую инициативу должно быть безотлагательным и соответствовать ожиданию работника..

       3. Руководитель должен стремиться к познанию мотивационной структуры подчиненных и умелому его использованию.

       4. Результаты работы, превышающие средний уровень, должны поощряться публично (на собраниях, совещаниях).

       5. Целесообразно привлекать работников к разработке показателей оценки их труда.

       6. Стремиться к гармонии интересов работников и целей фирмы.

       7. Руководитель должен иметь ответы на вопросы:

       — нравится ли подчиненным работать под его руководством?

       — правильно ли он ведет себя на службе? (соблюдает ли принципы деловой этики, правила межличностного общения и т. д.?);

       — имеют ли подчиненные представление о том, что он о них думает?

       Для достижения поставленных целей в менеджменте эффективными формами вознаграждения работников могут быть:

       — деньги, свободное время, продвижение по службе;

       — предоставление самостоятельности, вознаграждение призами (подарками);           

       — одобрение, взаимопонимание, проявление интереса;

       — вознаграждение личным творческим ростом, любимой работой.

5. Приведите примеры организации мотивации сотрудников при использовании экономических социальных и организационных методов для следующих групп персонала: рабочих, служащих, менеджеров высшего звена. В состоит их единство,  взаимосвязь и различие?

       В современной зарубежной практике менеджмента мотивации труда работников уделяется особое внимание. В частности, в рамках "индивидуализации экономики персонала" на отдельных предприятиях используется система вознаграждения за труд (так называемая система "кафе") в форме оказания услуг по выбору работников (своего рода "меню" — приобретение квартиры в престижном районе, модной марки автомобиля, организация путешествий, зарубежных стажировок и т. п.).



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Тема 9. Мотивация и стимулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Мотивация и стимулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)