Тема 7. Коммуникационная система в менеджменте
1. Проанализируйте основные достоинства и недостатки различных типов и видов коммуникационных систем (каналов). Управленческий процесс невозможен без информации, которая является предметом управленческого труда. Под информацией в менеджменте понимаются сведения о состоянии объекта управления на определенный момент времени. Она может быть представлена в различной форме: в виде букв, цифр, графиков, таблиц и др. Не всякие сведения могут быть информацией. Они становятся ею при наличии потребности в их использовании, возможности своевременного сбора и обработки, а также при условии представления в форме, удобной для принятия, управленческих решений. Следовательно, имеются источники информации и ее потребители. Коммуникации — это обмен идеями и информацией с целью взаимопонимания. Они являются основой таких понятий, как коммуникационные сети (информационные потоки, существующие между отправителем и получателем), коммуникационные отношения (под ними понимается многообразие коммуникационных сетей, характеризующих отношения между субъектом и объектом управления), коммуникационный стиль (отражает наиболее предпочтительные способы межличностных отношений, избираемые людьми). При видимой взаимосвязи понятий "информация" и "коммуникация" для последней важно средство передачи и качество восприятия информации. Коммуникация — это двусторонний процесс, в котором могут участвовать два и более лиц. Коммуникационные процессы структурно включают четыре основных элемента: отправителя информации, получателя информации, канал информации, саму информацию. В составе коммуникационного процесса, кроме того, выделяют шифрацию (кодирование) и дешифрацию (декодирование) информации, а также возможные помехи на пути ее передачи. Существуют разнообразные виды коммуникаций. При всех ее видах коммуникация считается состоявшейся, если переданная информация понята и по ней предприняты соответствующие действия. Вертикальные коммуникации отражают движение информации от руководителя к подчиненным и наоборот ("сверху вниз" и "снизу вверх"). Горизонтальные коммуникации — это передача информации или идей между работниками (коллегами) либо отделами одного уровня. Диагональные коммуникации характеризуют взаимодействие работников разных подразделений и служб предприятия. Результаты проведенных обследований свидетельствуют, что эффективность коммуникаций "сверху вниз" составляет 20—25%, а "снизу-вверх" — 10%. Наиболее эффективными являются горизонтальные коммуникации, эффективность которых приближается к 90%. 2. Покажите на конкретном примере возможности искажения информации на каждом уровне внутренней информационной системы организации (Интранет). Существует множество причин, снижающих эффективность коммуникационных процессов. Их можно разделить на три группы: 1). зависящие от отправителя; 2). зависящие от получателя; 3). общие. Причины, зависящие от отправителя: — некачественное построение сообщения; — неудовлетворительный лексический состав; — недооценка способностей получателя; — недостаточная убедительность (аргументация); — погрешность логики сообщения; — недостаточная организация обратной связи; — неумение слушать собеседника, ставить вопрос; — недооценка невербальных коммуникаций (интонации голоса, выражения лица, жестов, взгляда и др.). Причины, зависящие от получателя: — непонимание важности сообщения; — предвзятое представление (отвергающее новые идеи в силу их новизны); — неправильная установка сознания (неприемлемость обращения к собеседнику); — слабая память; — использование стереотипов (традиций, стандартов поведения в конкретной обстановке); — отсутствие внимания и интереса; — неблагоприятные взаимоотношения и др. Общие причины: — половозрастное национальное и расовое различие; — разный образовательный и интеллектуальный уровень, "социальный статус"; — энтропия послания — естественная утрата информации в процессе ее передачи; — недостаток опыта отправителя и получателя; — необходимость аргументации преимуществ новых идей; — затронуты интересы третьих лиц (в ходе исполнения) и др. С целью обеспечения эффективных коммуникаций при построении сообщения необходимо соблюдать определенную последовательность: — привлечь внимание; — вызвать интерес; — изложить суть сообщения; — учесть возможность возражений и вопросов; — сделать заключение, заостряя внимание на призыве к действию. Формами коммуникаций являются: разговор "лицом к лицу", телефонный разговор, личное послание, деловое письмо, статистические данные, презентации, пресс-конференции, выступления и др. 3. Что следует в этом случае предпринять руководству фирмы? Важное место в неформальных коммуникациях занимают слухи. Они появляются в условиях недостаточной информации и являются по существу средством передачи социально значимой информации, нерегулируемо распространяемой в группе, коллективе, обществе. Это антипод официальной информации. По мнению социологов, по "каналам слухов" информация передается быстрее, чем официальная, с достоверностью приблизительно 80—90%. Иногда руководители используют канал "слухов" для сознательной утечки информации с целью предварительного выяснения реакции людей на возможное нововведение. Слухи следует отличать от сплетен (злостного очернения человека на основе искажения действительности) и интриг (формирования негативного отношения руководителя и коллег к третьему лицу в интересах интригана), которые должны пресекаться руководителями. 4. Перечислите обычные темы, обсуждаемые сотрудниками организации, в неформальной обстановке? Каким образом можно минимизировать потери времени, вызванные этими явлениями? Результаты проведенных зарубежных обследований показывают, что затраты времени руководителя на межличностное общение колеблются в пределах от 50 до 90% (проведение совещаний, встреч, переговоров бесед и др.). Непосредственное общение с подчиненным позволяет выявить степень восприятия ими передаваемой информации, в том числе путем невербального поведения людей. Примерами невербальных коммуникаций являются: обмен взглядами, жесты, движения головы, мимика, выражение глаз, интонация голоса, положение рук, корпуса тела, ног, походка, одежда и др. (Специалисты насчитывают около 1000 форм невербального поведения человека.) По существующим в литературе сведениям путем невербального общения воспринимается 55% информации, через тембр и интонации голоса передается 38% информации, воспринимается через слова — 7% информации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |