Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации), SWOT -анализ



2020-02-04 264 Обсуждений (0)
Тема 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации), SWOT -анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Постройте подробную схему факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия для одной из следующих организаций:

-  автомобильный завод;

-  кондитерская фабрика;

-  ресторан;

-  туристическое агентство.

       Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной характеристикой.

       На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом она полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).

       Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).

Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).

 

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, наделе организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

 

2. Каковы основные свойства специализированного и масштабного типов рынка? Какие основные ключевые факторы успеха им присущи?

При стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.

При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры).

При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.

3. По каким основным компонентам и критериям проводится SWOT -анализ? Как его результаты влияют на выбор инвестиционной стратегии фирмы?

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых читается закон синергии. Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и дополнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существует реальный выигрыш.

Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п.) позволяет извлекать одновременно выгоды и из тех и из других, а следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности.

Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала системы.

Закон композиции говорит том, что функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.

Речь идет об избежании серьезных потрясений, ведущих к потере организаций устойчивости (например, изменения границ, рангов ключевых фигур); о соблюдении экономии; о рациональном использовании ресурсов, расширении масштабе и сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.

Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.

Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

Тема 6. Планирование в менеджменте: сущность, виды, уровни

.

1. По каким критериям можно классифицировать цели организации? Приведите примеры классификации целей организации.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспечивает решение ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

В то же время достижение целей организации возможно только при наличии некоторой «критической массы» участников, объединении их сил и способностей.

Нужно иметь в виду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они активно побуждают людей к деятельности, а поэтому их достижение специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации, не ориентируя людей ни на какие специальные действия. 

2. Что такое миссия организации? Как она формируется? Приведите примеры несовпадения миссий у организаций-конкурентов (коммерческих банков, инвестиционных компаний, предприятий малого бизнеса),

Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз.

На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собрания учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.

На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она изначально возникла.

На третьей происходят дифференциация, поиск новых, а также качественное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности.

На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца.

       Последний наступает на пятой, заключительной фазе ее жизни. Здесь организация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что постепенно организационные структуры, система управления и тип мышления персонала приходят в противоречие с изменившейся ситуацией.

3. Рассмотрите основные элементы системы внутрифирменного планирования. Охарактеризуйте взаимосвязь перспективного и текущего планирования.

Главная задача внутрифирменного планирования состоит в установлении основных направлений, структуры и пропорций развития фирм с учетом ресурсов и спроса населения.

Планирование в рыночной экономике отличается от планирования в централизованно планируемой экономике. В рыночных условиях план на предприятии — это ориентир, он носит прогнозный характер, составляется и утверждается предприятием.

В социалистической системе план — это закон, имел директивный характер. На государственном уровне разработка плана была отделена от практических организаций (осуществлялась Госпланом — Государственным комитетом по планированию развития народного хозяйства СССР).

Процесс планирования включает ряд этапов, в том числе:

— оценку экономической и политической обстановки, в которой действует фирма;

— постановку задач и сроков их решения;

— определение внешних и внутренних предпосылок выполнения плана;

— выявление потенциальных трудностей, которые могут повлиять на сроки и качество выполнения плановых заданий;

— разработку альтернативных планов;

— выбор основного варианта по критерию оптимального использования имеющихся ресурсов.-

В практике планирования рекомендуется разрабатывать три варианта плана:

        — удовлетворительный;                 

— адаптационный;

— оптимистический.

Существуют различные виды планов, их можно классифицировать:

       по содержанию:

— планы производства;

— планы сбыта;

— планы научно-технических работ;

— финансовые планы и др.

по времени и характеру решаемых задач:

— перспективные;

— среднесрочные;

— текущие.

4. Кратко изложите стратегию развития организации, взятой Вами в качестве примера (см. тему 3, задание 4). Сформулируйте ее миссию и определите краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.

Почему же фирмы все-таки занимаются разработкой стратегии?

Под стратегией понимается детальный план реализации конкретной цели, способы ее достижения и используемые при этом ресурсы.

Стратегии разрабатываются для наиболее значимых целей. В их составе могут быть, в частности, стратегии развития производства, улучшения качества продукции, управления кадрами, управления рисками.

Стратегия развития производства, например, включает: поиск новых рынков сбыта, возможности прироста объемов производства, изготовление новой продукции, улучшение послепродажного сервиса.

При разработке стратегии также требуется соблюдение определенных правил:

— разработка стратегии осуществляется исходя из общефирменных интересов;

— выбору стратегии должен предшествовать анализ внешней среды, сильных и слабых сторон фирмы и оценка возможных альтернатив; 

— стратегии должны быть целостными в течение длительного периода, но быть гибкими для внесения необходимых корректив;

— успешная реализация стратегии требует подготовки взаимосвязанных долго- и краткосрочных программ, проведения определенной политики, разработки тактики и выполнения конкретных процедур и правил.

Под тактикой понимаются способы реализации стратегии в конкретных условиях на конкретном отрезке времени.

Политика выражает общественные ориентиры в деятельности фирмы на определенное время. Процедуры — частные действия в сложившейся ситуации.

Правила — отражают положения, которые следует соблюдать при разработке решений в рамках принятых стратегии и тактики.

Стратегическое планирование — это процесс формирования миссии, целей организации, выбора стратегии, для реализации поставленных целей.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

— определение миссии предприятия;

— формирование целей;

— оценку внешней среды, угроз и возможностей;

— анализ сильных и слабых сторон предприятия;

— разработку стратегий и анализ альтернатив;

— выбор стратегии развития;

— реализацию стратегии;

— оценку стратегии.

       Бюджет – предположительное исчисление доходов и расходов. Бюджет представляет собой по существу финансовый план, который включает 2 части:

       - задание по получению доходов на основе прогнозов сбыта по регионам и видам продукции;

       - задание по расходам и оценку в целом ожидаемых затрат.

 

5. Начертите график жизненного цикла организации, пользуясь следующими данными.

Длительность жизненного цикла определите самостоятельно.

Этапы жизненного цикла Инкубация Введение Рост Зрелость
Автомобильный завод 20% 15% 40% 25%
Кондитерская фабрика 5% 10% 50% 35%
Ресторан 10% 20% 40% 30%
Туристическое агентство 15% 15% 50% 20%

 



2020-02-04 264 Обсуждений (0)
Тема 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации), SWOT -анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации), SWOT -анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)