Законная (традиционная) власть
стоится на сознании исполнителем того, что влияющий наделен правами приказывать, а исполнитель обязан подчиняться. Влияние осуществляется через традиции.
Позитивно-негативные оценки
Власть, основанная на принуждении · является довольно дорогостоящей, поскольку необходимо иметь и содержать развитую систему контроля; · возможно снижение производительности и качества продукции; · временный характер власти. · рискованность − носит двойственный характер (риск обоюдный): со стороны исполнителя и руководителя (возможность ответного удара). · эта форма, как правило, порождает неблагоприятную обстановку и отношения в коллективе. Власть, основанная на вознаграждении Такая форма власти является привлекательной и эффективной, однако ее реализация зачастую сопряжена с трудностями: · ограниченные ресурсы; · ограничение размеров вознаграждения (например, профсоюзами).
Экспертная власть Исполнитель берет на веру ценность знаний и опыт руководителя по данной проблеме. Разумным влияние считают потому, что исполнитель решает сам подчиниться сознательно, логично. Примером могут быть отношения врача и больного.
Трудности: · разумная вера не так стабильна и устойчива, как слепая вера; · действует медленнее; · требуются годы для завоевания этой власти; · постоянное подтверждение своей компетенции.
Эталонная власть Влияние с помощью харизмы. Харизма − это власть, которая строится прежде всего на силе личных способностей и качеств лидера, но не на традиции и логике. Исполнителю при этом свойственно ощущать или воображать, что у него с лидером много общего.
Основные характеристики харизматических личностей: 1) обмен энергии, т.е. впечатление таково, что эти личности "излучают" энергию; 2) внушительная внешность (яркая, привлекательная); 3) независимый характер; 4) не полагаются на других; 5) обладают хорошими риторическими способностями; 6) соответствующее их пониманию восприятие восхищения своей личностью; 7) достойная и уверенная манера держаться (умение владеть собой).
Традиционная власть Влияние через привитые культурой ценности, традиции. · это власть с предсказуемым результатом; · быстрота.
Наряду с перечисленными формами власти и влияния используются влияние убеждением, влияние через привлечение работников в управление.
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ Характеристика формальных групп. Характеристика неформальных групп. Взаимодействие формальных и неформальных групп. Модель Хоманса. 1. По определению Мартина Шоу группа − это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием.
На любом предприятии существуют формальные группы, стихийно образуются неформальные.
Формальные группы В рамках организационной структуры управления действуют формальные группы. Такие группы вполне законны, реализуют цели, поставленные перед ними на предприятии.
По воле руководства на предприятии создаются 3 типа формальных структур: · командные группы (группы руководителей) − ректор, проректор; президент, вице-президент; · рабочие (целевые, производственные) группы − рабочие участка, технологи, бухгалтеры; · комитеты.
Рабочие группы имеют обычно одно и то же задание, выполняют аналогичную функцию и могут иметь право большей самостоятельности в планировании своего труда
Комитеты − как правило, временные группы, образованные с целью выполнения определенной задачи или решения проблемы. Бывают, однако, и постоянные комитеты, которые действуют в рамках организационной структуры, например, ревизионная комиссия, исполнительный комитет.
2. Особый интерес представляют неформальные группы и организации, о которых было изложено в теории человеческих отношений, разработанной ученым Мейо.
Мейо был профессором Гарвардского университета, участвовал в Хаторнском эксперименте, который проводился в ноябре 1924 г. в компании Western Electric. Изначальной идеей было установить зависимость между условиями производства и производительностью, найти конкретные пути повышения производительности труда.
На базе этого исследования им были сделаны следующие открытия: 1) важность поведенческих факторов; 2) важность взаимоотношений с руководителями; 3) описана система взаимосвязей контактов руководителей различного уровня с непосредственными подчиненными.
Неформальные группы − это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые взаимодействуют для достижения определенных целей. Эта цель и есть причина существования неформальной группы.
В таких группах также имеется своя иерархия, лидеры, ставятся задачи. Разница состоит в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану, а неформальная − спонтанно.
Обычно персонал знает причины вступления в формальные организации, группы, например, вознаграждение или з/п; престиж принадлежности к определенной формальной группе. Есть причины и для участия в неформальной группе, но их не всегда осознают.
К числу основных причин относятся: · чувство принадлежности к данной группе людей; · взаимопомощь и взаимозащита; · тесное общение и заинтересованность, общие интересы, симпатии; · объединение в борьбе за или в борьбе против чего-л..
Неформальные организации имеют важнейшее значение с точки зрения внимания менеджера.
Основные характеристики неформальных групп: 1) социальный контроль за своими членами: члены группы вырабатывают определенные нормы поведения (нормы приемлемого и неприемлемого поведения), одежды; 2) сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений; 3) наличие неформальных лидеров: их сфера влияния может выходить за административные рамки формальной организации, иногда неформальные лидеры приобретают формальную должность; неформальный лидер выполняет 2 важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы: · помогает группе в достижении поставленных целей; · систематически поддерживает и укрепляет группу.
3. Формальные и неформальные группы взаимодействуют между собой и это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели − Модели Хоманса.
рис. 1:
Под деятельностью понимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Наличие неформальных организаций и групп является вполне закономерным, нормальным фактом. Но такие группы непременно должны быть управляемыми.
Для эффективного управления этими группами и обеспечения взаимодействия менеджеру необходимо: 1) признать существование неформальной организации, группы; 2) выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров; 3) перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия на неформальную группу; 4) разрешать группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить их противодействие; 5) быстрое и полное информирование персонала о различных важных для предприятия мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов).
МОТИВАЦИЯ Основные понятия теории мотивации.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |