Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы гештальтпсихологии



2020-02-04 327 Обсуждений (0)
Законы гештальтпсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, напр. близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

1. Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);

2. Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);

3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);

4. Замкнутость (приобретение фигурой формы);

5. Смежность (близость стимулов во времени и пространстве.Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);

6. Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Константы восприятия

1. Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

2. Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

3. Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон. Восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенную на фоне. Клетки ГМ, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это потому, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Фридрих Перлз (1893-1970) основатель и пропагандистом ГТ. Родился в Берлине, учился в Германии, степень доктора медицины получил в в 1920 г. Перлз обучался в Венском и Берлинском институтах психоанализа. Его учителем был В.Райх. Был знаком со многими известными психоаналитиками (Х.Дойч, О.Феничела, К.Хорни, Адлер, Юнг, Фрейд). Среди знакомых Перлза были многие гештальт-психологи: В.Кёлер, М.Вертгеймер и К.Левине.

После прихода к власти Гитлера Перлз в 1934 переехал в Южную Африку, где в 1935 основал Южно-Африканский институт психоанализа.

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность.

В основе гештальт-терапии лежат два принципа, разработанных Перлзом: это холистический принцип (человек есть организованное целое) и диалектический принцип противоположности, включая принцип гомеостаза. Переживание потребности ведет к нарушению равновесия в организме.

В терминах гештальт-психологии осознание потребности становится фигурой на фоне. Неудовлетворенная потребность представляет собой незавершенныйгештальт, требующий завершения.

Личностный рост - процесс расширения зон самоосознавания. Это способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Выделял три зоны сознавания:

1. Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, т.к. завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. Стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

Различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции:

1. Интроекция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения др. людей, кот., вступая в противоречие с собственным опытом, не усваиваются его личностью. Этот неусвоенный опыт - интроект-является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, кот.усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения ("Он думает то, чего от него хотят другие").

2. Проекция - противоположность интроекции. При проекции человек отталкивает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

3. Ретрофлексия - поворот на себя. Наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства ("Он делает себе то, что хотел бы делать другим"). Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".

4. Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для кот.характернадефлексия, избегает непосредственного контакта с др. людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.

5. Конфлуенция (слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части.

Понятие "незаконченное дело" - одно из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации. Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

"Избегание" - особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела.

В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через 5 уровней, кот. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям др. людей. В результате собственные цели и потребности оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень – фобический. Связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть собой. Боится, что общество подвергнет его травли. И стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - тупика и отчаяния. Человек не знает, что делать, куда двигаться. Переживает утрату поддержки извне, но не готов использовать собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате придерживается старого, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней.

Пятый уровень - взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, кот.обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.

Т.о., гештальткоррекция - подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.

Цели: снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента. Основная цель: помощь человеку в полной реализации его потенциала.

Позиция психолога.катализатор, помощник, сотворец. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Техники. Психотехникам придается большое значение. Они именуются играми и экспериментами.

1. Экспериментальный диалог. Диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности (между агрессивным и пассивным началом...).

Техника игры: напротив стула, который занимает клиент (горячий стул) располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой позиции.

2. "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов (идти по кругу). Клиент (техника применяется в групповой работе) обходит участников, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, напр.: "Я чувствую себя неудобно потому, что..."" Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, напр., выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания - это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов "Я обижен...".

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Игра - Старый заброшенный магазин. Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. У меня есть тайна.Исследование чувства вины и стыда. Каждого участника группы просят подумать о важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, "какую страшную тайну он хранит в себе". Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9. Преувеличение. Большое внимание в гештальттерапии уделяется "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Напр., скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: "Она точно как моя жена!" В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. Репетиция. По мнению Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы".

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.


10. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса

А́льберт Э́ллис (1913, Питтсбург - 2007, Нью-Йорк) - американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной терапии, подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, т.е. как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований. Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции. Опубликовать более 50 книг и 500 статей, основал институт и школу для детей с преподаванием основ РЭПТ, провёл множество лекций и семинаров, нашёл сторонников и последователей. Бо́льшую часть жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровался в психоанализе.

В 1950-60-х создаёт основы РЭТ и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей жизни учёный развивает это направление психотерапии.

Выделено 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.

Выделено два типа когниции: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это «чистая» информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости. Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

A - Активация событий и ситуаций;

В - Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;

C - Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение междуА и С непредсказуемо, если мы не знаем В. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеномВ являются иррациональные убеждения или установки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Источник психологических нарушений - индивидуальные иррациональные представления о мире, усвоенные в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения - иррациональные установки. С т.з. предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида.

Сердцевиной эмоциональных нарушений - самообвинение.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

Виды иррациональных суждений. Разделены на 4 категории:

1. Долженствовательные. Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, напр.: "Я должен выиграть игру"; "Он должен быть любезным по отношению ко мне" и т.п.

2. Ужасающиеся суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, напр.: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода".

3. Надлежит и следует. Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему надлежит или следует быть.

4. Порицающие суждения. Суждения, принижающие личность - собственную или того человека, из-за кот.ситуация стала не такой, какой ей надлежит или следует быть, напр.: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя".

Выделено 12 иррациональных идей, кот.лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

У нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. У людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель - признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.

2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.

3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис предлагает использование следующих психотерапевтических техник: исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

Техники. Широкий набор психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо «Я должен» - «Мне бы хотелось»; вместо «Будет ужасно, если...» - «Наверно, не совсем удобно будет, если...»; вместо «Я обязан выполнить эту работу» - «Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне».

2.Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по «АВС-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. «Атака на страх». Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, кот.обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Напр., клиенту, кот.испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.




2020-02-04 327 Обсуждений (0)
Законы гештальтпсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законы гештальтпсихологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)