ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
В . Шипилова ОСНОВЫ Логопсихологии Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» Ростов-на-Дону Феникс 2007 УДК 159.922.7:376(075.8) ББК 88.8+74.3я73 КТК 474 Ш63 Рецензенты: канд. псих, наук, доцент ЛЛ. Севастьянова; канд. пед. наук, доцент ЕЛ. Фуреева; канд. пед. наук, доцент CJT . Ярикова Шипилова Е.В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование). ISBN 978-5-222-11406-3 В учебном пособии раскрыта специфика развития детей с речевыми нарушениями, на основании существующих классификаций сделан общий обзор речевых нарушений, освещены вопросы организации коррекционно-развивающей работы с учетом речевого недоразвития. Даны вопросы и практические задания для студентов. Адресована студентам педагогических вузов, логопедам-дефектологам, психологам и практическим работникам специализированных учреждений, работающими с детьми с речевыми нарушениями.
УДК 159.922.7:376(075.8) ББК 88.8+74.3я73 © Шипилова Е.В., 2007 © Изд-во «Феникс», оформление, 2007 ВВЕДЕНИЕ Анализ современных подходов к проблемам образования нормально развивающихся детей и детей с различными отклонениями в развитии позволяет рассматривать специальное образование как неотъемлемую часть единого образовательного пространства. В задачи педагогического процесса в специальных учреждениях входит не только коррекция первичного нарушения и использование эффективных педагогических технологий обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии, но и разработка методов психологической коррекции и профилактики вторичных отклонений. £В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребен-ка. В структуре коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи, по мнению большинства исследователей (Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, Т.В. Нестерова, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин и др.), значительное место должно отводиться развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сфере и личностному развитию. Необходимость знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с деть- основы логопсихологии ми-логопатами. Поэтому важным звеном подготовки учителей-логопедов является изучение логопсихологии.: Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с социальной средой. В задачи курса входит получение знаний об особенностях психического развития детей с речевыми нарушениями и психокоррекционнои работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии и педагогики, медицины, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии и др.). С точки зрения оказания адекватной помощи и социализации данной категории детей важным является решение вопросов дифференциальной диагностики, которые позволяют выделять первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития и др.). Поэтому необходимо уметь не только выявлять речевой дефект, но и определить особенности психического развития ребенка. В процессе изучения логопсихологии студенты-дефек-тологи должны критически оценивать материал логопсихологии как области научных знаний, перспективы ее развития, а также творчески использовать приобретенные знания в практической работе. Данное пособие состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются общие вопросы логопсихологии как раздела специальной психологии, а также нарушения речи в рамках существующих классификаций. Во второй главе раскрываются особенности психического развития детей с различной речевой патологией. Третья глава посвящена организации коррекционно-психологической работы. К каждой главе даны вопросы для самостоятельной работы и практические задания. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |