Нейропсихологическая классификация нарушений речи
Речевые нарушения у детей и подростков можно рассматривать в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомо- торный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическо-му направлению в изучении речевых нарушений и при- меняется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков. Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают. В речевом развитии, помимо коры мозга, важную роль играют и более элементарные структуры мозга, в частности, глубинные структуры мозга: подкорка, ствол, который включает: ножки мозга и четверохолмие, мост мозга, мозжечок и продолговатый мозг. При недостаточности функционирования коры мозга могут наблюдаться афатические расстройства или алали-ческий синдром. Очаговые поражения вторичных полей лобной, задне-лобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной коры приводят к различным формам афазии. Нарушения проводящих путей между полушариями (преимущественно мозолистого тела) приводят к сенсорной алалии. Нарушение проводящих путей между сенсорной (ви сочной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга и недостаточное развитие лобных долей приводят к моторной алалии. Поражение подкорковых базальных ядер приводит к нарушениям движений, преимущественно по типу дис-координаций, имеющих место при отсутствии параличей или парезов двигательной мускулатуры. В речевой сфере они проявляются в виде подкорковой дизартрии. При поражении мозжечка возникает мозжечковая дизартрия, которая проявляется в нарушении тактики («равновесии») речевых движений. ГЛАВА 1 31
Таблица 1 Характеристика минимальных мозговых дисфункций
Окончание табл. 1
При поражении черепных нервов, иннервирующих речевую мускулатуру, возникает бульварная дизартрия. Поражение проводящих путей, соединяющих ядра че репных нервов и кору мозга, обусловливает возникновение псевдобульной дизартрии. Недостаточное развитие вторичных (гностико-прак- сических) и третичных (языковых) полей коры головного мозга приводит к фонетико-фонематической недостаточности. В табл. 1 приведена характеристика минимальных мозговых дисфункций (ММД), приводящих к нарушениям речи (использованы данные Т.Г. Визель, 2005).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |