ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1
ПЗАВА 1 15
деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений, а также мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в познавательном и личностном развитии детей с нарушениями речи. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение и задачи логопсихологии. 2. Раскройте определение следующих понятий: «пси
3. Охарактеризуйте методы научного исследования, 4. С какими науками связана логопсихология? Дайте Тематика рефератов; 1. Становление логопсихологии как научной области. 2. Этапы научного исследования. 3. Взаимодействие логопсихологии со смежными на ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциаль-но-видовым признаком биовида Homo sapiens («человек разумный»). Недаром обозначение «логос» применимо и в логической мысли, и к слову. В соответствии с этим в
способности мыслить и говорить играет одна и та же область мозга — лобные доли. В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации. Подчеркивается сложность структуры речи, я составе которой выделяются два основных уровня:. 1) гностический и практический; 2) смысловой. Гностические и практические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми системно надстраивается в течение жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка — словами, фразами, построенными по правилам грамматики. Важную роль А.Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т. д. Это означает, что: 1) приобретение речи требует огромных и при этом 2) овладение любой высшей психической деятельнос- Речь — форма коммуникации людей посредством языка. Речь включает процессы порождения и восприятия 16 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ Ш 1 АВА 1 17
сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Структура речевой деятельности включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внутреннюю и внешнюю (устную и письменную). Внутренняя речь — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», со- 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает 3) внутреннее программирование, т. е. формирова- В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи (Психологический, словарь, 1985). Л.С. Выготский рассматривал внутреннюю речь как свернутую программу связного высказывания. Разверты- вание внутренней смысловой схемы во внешнее высказывание обеспечивается предикативностью, которая выражается в словах, обозначающих действия, ритмико-интонационном строе речи и других неформализуемых компонентах вербального поведения. Механизм порож- дения высказывания состоит из четырех звеньев: первое звено начинается с формирования мотива, который во втором звене объективизируется в замысле; в третьем звене замысел реализуется на уровне внутренней речи в виде внутренней психологической программы высказывания, для которой главным является семантика и предикативность; в четвертом звене эта программа реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка (Цветкова Л.С, 1988). И.Н. Горелов (2001) в процессе порождения высказывания выделяет следующие стадии. 1. Мотив (установка на общение). 2. Стадия коммуникативного намерения. 3. Момент формирования смыслового содержания бу- 4. Код. 5. Разворачивание ядерного смысла (темы). 6. Синтаксическая схема. 7. Грамматическое структурирование и морфемный После семи стадий порождения-речи происходит реализация послоговой моторной программы внешней речи. Все этапы порождения речи реализуются быстротечно, кроме того, параллельно осуществляется этап контроля речепроизводства. Помимо внешней и внутренней выделяют импрессив- ную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспроизведение) речь. Дифференциация речевой деятельности на экспрессивную и импрессивную, также получившая широкое рас- 18 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛООМ ГИАВА 1 19
пространение, привлекает внимание и к другим ее важным свойствам. Импрессивную устную речь принято рассматривать как включающую способность различать звуковые речевые сигналы, и в первую очередь, звуки речи, а на этой основе понимать слова, фразы, логико-грамматические конструкции. Каждый из этих видов импрес-сивной речи включает задачи различной сложности, определяемые особенностями воспринимаемых текстов. В экспрессивной речи особое место занимает артикуляционная деятельность. Она невозможна без необходимого тонуса мышц и объема движений артикуляционного аппарата, которые иннервируются со стороны черепно-мозговых нервов. Необходимо также участие более высокого по иерархии артикуляционного праксиса, управляющего речевыми мышцами (Визель Т.Г., 2005) Внешняя речь включает в себя устную и письменную формы речевой деятельности. Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя: фонетическую сторону речи (смыслораз-личительные звуки речи); лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения); мелодико-интонационную (интонация, сила и тембр голоса); темпо-ритмическую (темп и ритм речи). На основе устной речи строится и развивается письменная речь: письмо (которое может быть самостоятельным или под диктовку) и чтение. Письменная речь является наиболее поздним (молодым) видом, как в истории развития человечества (филогенезе), так и отдельного человека (онтогенезе). Помимо владения фонематическим: строем языка, а также способности членораздельно артикулировать, письменная речь требует соотносить фонему с соответствующей графемой (буквой). Буква является дополнительным звеном в структуре речевой деятельности, в значительной мере усложняющей ее. Чтение отличается меньшей сложностью, чем письмо, в том числе и по особенностям мозговой организации, так как в нем (чтении) уже присутствует буква (графический эквивалент фонемы). Оно строится по алгоритму «графема-фонема». Это облегчает усвоение ассоциативной связи «фонема-графема», необходимой для письма. Большую роль в выработке связи «фонема—графема» играет артикулема. Внешне это выражается в феномене, известном как проговаривание. Известно, что всякий обучающийся писать ребенок проговаривает все, что пишет. Взрослый тоже прибегает к проговариванию — в случае затруднения. Зрелая письменная речь — результат целого ряда изменений в структуре письменной деятельности. Наиболее ярко это изложено в работе А.Р. Лурии «Очерки устной психофизиологии письма» (1959). Вначале письмо предельно развернуто по структуре, но по мере овладения им сворачивается. Целый ряд составляющих его звеньев, и прежде всего проговаривание, становится ненужным. Грамотный человек пишет на основе упроченных типовых моделей. Значительную роль играет в них двигательный автоматизм. Речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми и главным инструментом познания мира. Речевая деятельность была бы невозможна без владения средствами языка, которые организованы в особые системы (коды). Каждый говорящий может черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для построения высказывания. Фонематическая система языка (фонематический код) — это набор основных средств передачи мысли словами. Центральной единицей этого кода является фонема. 20 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГЙИ ] ГЛАВА 1 21
Лексическая система языка (лексический код) — это совокупность содержащихся в нем слов. Слова, усваиваемые людьми, не хранятся в памяти в виде суммы, а организованы в группы в соответствии с выработанными человечеством представлениями о классификации предметов и явлений окружающего мира. Морфологическая система языка (морфологический код) — это совокупность средств словообразования и словоизменения. Основной единицей этой системы является морфема. Морфемы (суффиксы, префиксы, флексии) вносят в слово добавочные грамматические значения и определяют его отнесенностью к тому или иному грамматическому классу— части речи. Морфологическая система базируется на представлениях о простых пространственных и количественно-временных ситуациях, приобретаемых еще в доречевой период. Синтаксическая система языка (синтаксический код) — это совокупность грамматических правил соединения слов во фразу. Она является наиболее поздно формируемой в речевом онтогенезе и более сложной, чем другие языковые системы. По функциям речь делят прежде всего на коммуни кативную и номинативную. Единицей номинативной речи является отдельное слово; коммуникативной — предложение (фраза). Коммуникативная речь характеризуется большей прагматичностью (практичностью). Она необходима всем людям и постоянно, в основном, для обмена мыслями. Диапазон номинативной речи иной. Она служит не только для общения, но и для своеобразного дублирования мира. Каждый предмет и явление а получают в слове-номинации «вторую жизнь», имеющую-значительную степень абстрактности. В этом смысле можно говорить о «магии слова», превращающего все сущее в образы. Существует еще один вид речи — индикативная. Она служит для индивидуального обозначения (индикации) каких-либо предметов. Наиболее важную часть индикативной речи составляет топонимика — слова, обозначающие имена, фамилии людей, географические названия и т. д. Многие из них, кочуя из языка в язык, утеряли свое первоначальное значение и сейчас делаются многочисленные попытки их расшифровки. Более всего привлекают людей «загадки» имени, так как существует мнение, что имя накладывает определенный отпечаток на судьбу человека. Коммуникативная речь делится на диалогическую (ситуативную и неситуативную) и монологическую. Диалогическая речь, особенно ситуативная, оценивается как более простая, поскольку в ней гораздо большее место, чем в монологической, занимают паралингвис-тические средства выражения мысли (жесты, мимика, интонация). Обычно к речевым автоматизмам относят порядковую и аффективно окрашенную речь (возгласы, брань и пр.). В зависимости от назначения речь имеет разные сти ли. Наиболее важны разговорно-бытовой и профессионально-деловой стили речи. Выделяют также научный, художественный, сленговый (жаргонный) и другие стили речи (Визель Т.Г., 2005).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |