Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1



2020-02-04 320 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1 0.00 из 5.00 0 оценок





ПЗАВА 1


15


 


деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений, а также мероприятий, на­правленных на предупреждение отклонений в познава­тельном и личностном развитии детей с нарушениями речи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение и задачи логопсихологии.

2. Раскройте определение следующих понятий: «пси­
холингвистика», «психологияречи», «нейропсихология»,
«нейролингвистика», «логопедия», «логопедагогика».
Данные занесите в таблицу:

 

Научная область Определение Объект Предмет Задачи
         

3. Охарактеризуйте методы научного исследования,
используемые в логопсихологии.

4. С какими науками связана логопсихология? Дайте
характеристику связям.

Тематика рефератов;

1. Становление логопсихологии как научной области.

2. Этапы научного исследования.

3. Взаимодействие логопсихологии со смежными на­
уками.

ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ

Речь это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциаль-но-видовым признаком биовида Homo sapiens («человек разумный»). Недаром обозначение «логос» применимо и в логической мысли, и к слову. В соответствии с этим в


 


способности мыслить и говорить играет одна и та же об­ласть мозга — лобные доли.

В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организа­ции. Подчеркивается сложность структуры речи, я со­ставе которой выделяются два основных уровня:. 1) гнос­тический и практический; 2) смысловой.

Гностические и практические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми системно надстраивается в течение жизни смыс­ловой уровень речевой деятельности, связанный с пользо­ванием средствами языка — словами, фразами, постро­енными по правилам грамматики.

Важную роль А.Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, та­ких как оптические образы и символы предметов, пред­ставления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи не­возможно освоить ни одну область знания, даже матема­тику, физику, химию и т. д. Это означает, что:

1) приобретение речи требует огромных и при этом
полимодальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без
образования множественных ассоциативных связей между
самыми разными зонами мозга;

2) овладение любой высшей психической деятельнос­-
тью невозможно без активации проводящих путей, веду­
щих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в
существенно ограниченном объеме или же обходным пу-­
тем, как например, при глухоте, нередко обозначаемой в
быту как глухонемота.

Речь — форма коммуникации людей посредством язы­ка. Речь включает процессы порождения и восприятия


16


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ


Ш 1 АВА 1


17


 


сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Структура рече­вой деятельности включает фазы ориентировки, плани­рования (в форме «внутреннего программирования»), ре­ализации и контроля. В зависимости от вида речевой де­ятельности выделяют речь внутреннюю и внешнюю (уст­ную и письменную).

Внутренняя речь — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуника­ции. Выделяют три основных типа внутренней речи:

1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», со­-
храняющая структуру внешней речи, но лишенная фона­-
ции, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения
мыслительных задач в затрудненных условиях;

2) собственно внутренняя речь, когда она выступает
как средство мышления, пользуется специфическими
единицами (код образов и схем, предметный код, пред-­
метное значение) и имеет специфическую структуру, от­
личную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т. е. формирова-­
ние и закрепление в специфических единицах замысла
(типа, программы) речевого высказывания, целого тек­
ста и его содержательных частей (Н.И. Жинкин, А.Н. Со­-
колов и др.).

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи (Психологический, словарь, 1985).

Л.С. Выготский рассматривал внутреннюю речь как свернутую программу связного высказывания. Разверты- вание внутренней смысловой схемы во внешнее выска­зывание обеспечивается предикативностью, которая вы­ражается в словах, обозначающих действия, ритмико-интонационном строе речи и других неформализуемых компонентах вербального поведения. Механизм порож-


дения высказывания состоит из четырех звеньев: первое звено начинается с формирования мотива, который во втором звене объективизируется в замысле; в третьем звене замысел реализуется на уровне внутренней речи в виде внутренней психологической программы высказы­вания, для которой главным является семантика и пре­дикативность; в четвертом звене эта программа реализу­ется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка (Цветкова Л.С, 1988).

И.Н. Горелов (2001) в процессе порождения высказы­вания выделяет следующие стадии.

1. Мотив (установка на общение).

2. Стадия коммуникативного намерения.

3. Момент формирования смыслового содержания бу-­
дущего высказывания в УПК (по Жинкину), т. е. стадия
общего замысла, в котором формируется целостная се-­
мантическая «картина» будущего высказывания: при
наличии смысла и семантики нет конкретных слов и син-­
таксических структур.

4. Код.

5. Разворачивание ядерного смысла (темы).

6. Синтаксическая схема.

7. Грамматическое структурирование и морфемный
отбор конкретной лексики.

После семи стадий порождения-речи происходит реа­лизация послоговой моторной программы внешней речи. Все этапы порождения речи реализуются быстротечно, кроме того, параллельно осуществляется этап контроля речепроизводства.

Помимо внешней и внутренней выделяют импрессив- ную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспро­изведение) речь.

Дифференциация речевой деятельности на экспрессив­ную и импрессивную, также получившая широкое рас-


18


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛООМ


ГИАВА 1


19


 


пространение, привлекает внимание и к другим ее важ­ным свойствам. Импрессивную устную речь принято рас­сматривать как включающую способность различать зву­ковые речевые сигналы, и в первую очередь, звуки речи, а на этой основе понимать слова, фразы, логико-грамма­тические конструкции. Каждый из этих видов импрес-сивной речи включает задачи различной сложности, оп­ределяемые особенностями воспринимаемых текстов.

В экспрессивной речи особое место занимает артику­ляционная деятельность. Она невозможна без необходи­мого тонуса мышц и объема движений артикуляционно­го аппарата, которые иннервируются со стороны череп­но-мозговых нервов. Необходимо также участие более высокого по иерархии артикуляционного праксиса, уп­равляющего речевыми мышцами (Визель Т.Г., 2005)

Внешняя речь включает в себя устную и письменную формы речевой деятельности.

Устная речь — сложный, многогранный процесс, вклю­чающий в себя: фонетическую сторону речи (смыслораз-личительные звуки речи); лексико-грамматическую (сло­ва, фразы, сообщения); мелодико-интонационную (инто­нация, сила и тембр голоса); темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

На основе устной речи строится и развивается пись­менная речь: письмо (которое может быть самостоятель­ным или под диктовку) и чтение. Письменная речь явля­ется наиболее поздним (молодым) видом, как в истории развития человечества (филогенезе), так и отдельного человека (онтогенезе). Помимо владения фонематическим: строем языка, а также способности членораздельно арти­кулировать, письменная речь требует соотносить фонему с соответствующей графемой (буквой). Буква является дополнительным звеном в структуре речевой деятельнос­ти, в значительной мере усложняющей ее.


Чтение отличается меньшей сложностью, чем пись­мо, в том числе и по особенностям мозговой организа­ции, так как в нем (чтении) уже присутствует буква (гра­фический эквивалент фонемы). Оно строится по алгорит­му «графема-фонема». Это облегчает усвоение ассоциа­тивной связи «фонема-графема», необходимой для пись­ма. Большую роль в выработке связи «фонема—графе­ма» играет артикулема. Внешне это выражается в фено­мене, известном как проговаривание. Известно, что вся­кий обучающийся писать ребенок проговаривает все, что пишет. Взрослый тоже прибегает к проговариванию — в случае затруднения.

Зрелая письменная речь — результат целого ряда из­менений в структуре письменной деятельности. Наибо­лее ярко это изложено в работе А.Р. Лурии «Очерки уст­ной психофизиологии письма» (1959). Вначале письмо предельно развернуто по структуре, но по мере овладе­ния им сворачивается. Целый ряд составляющих его зве­ньев, и прежде всего проговаривание, становится ненуж­ным. Грамотный человек пишет на основе упроченных типовых моделей. Значительную роль играет в них дви­гательный автоматизм.

Речевая функция занимает ключевую позицию в раз­витии психики. Она является основным способом комму­никации между людьми и главным инструментом позна­ния мира.

Речевая деятельность была бы невозможна без владе­ния средствами языка, которые организованы в особые системы (коды). Каждый говорящий может черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для пост­роения высказывания.

Фонематическая система языка (фонематический код) это набор основных средств передачи мысли сло­вами. Центральной единицей этого кода является фонема.


20


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГЙИ ]


ГЛАВА 1


21


 


Лексическая система языка (лексический код) это совокупность содержащихся в нем слов. Слова, усваива­емые людьми, не хранятся в памяти в виде суммы, а орга­низованы в группы в соответствии с выработанными че­ловечеством представлениями о классификации предме­тов и явлений окружающего мира.

Морфологическая система языка (морфологический код) это совокупность средств словообразования и словоизменения. Основной единицей этой системы явля­ется морфема. Морфемы (суффиксы, префиксы, флексии) вносят в слово добавочные грамматические значения и определяют его отнесенностью к тому или иному грамма­тическому классу— части речи. Морфологическая сис­тема базируется на представлениях о простых простран­ственных и количественно-временных ситуациях, приоб­ретаемых еще в доречевой период.

Синтаксическая система языка (синтаксический код) это совокупность грамматических правил соеди­нения слов во фразу. Она является наиболее поздно фор­мируемой в речевом онтогенезе и более сложной, чем другие языковые системы.

По функциям речь делят прежде всего на коммуни­ кативную и номинативную. Единицей номинативной речи является отдельное слово; коммуникативной — предложение (фраза). Коммуникативная речь характе­ризуется большей прагматичностью (практичностью). Она необходима всем людям и постоянно, в основном, для обмена мыслями. Диапазон номинативной речи иной. Она служит не только для общения, но и для своеобразного дублирования мира. Каждый предмет и явление а получают в слове-номинации «вторую жизнь», имеющую-значительную степень абстрактности. В этом смысле можно говорить о «магии слова», превращающего все сущее в образы.


Существует еще один вид речи — индикативная. Она служит для индивидуального обозначения (индикации) каких-либо предметов. Наиболее важную часть индика­тивной речи составляет топонимика — слова, обознача­ющие имена, фамилии людей, географические названия и т. д. Многие из них, кочуя из языка в язык, утеряли свое первоначальное значение и сейчас делаются много­численные попытки их расшифровки. Более всего при­влекают людей «загадки» имени, так как существует мне­ние, что имя накладывает определенный отпечаток на судьбу человека.

Коммуникативная речь делится на диалогическую (ситуативную и неситуативную) и монологическую. Ди­алогическая речь, особенно ситуативная, оценивается как более простая, поскольку в ней гораздо большее место, чем в монологической, занимают паралингвис-тические средства выражения мысли (жесты, мимика, интонация). Обычно к речевым автоматизмам относят порядковую и аффективно окрашенную речь (возгла­сы, брань и пр.).

В зависимости от назначения речь имеет разные сти­ ли. Наиболее важны разговорно-бытовой и профессиональ­но-деловой стили речи. Выделяют также научный, худо­жественный, сленговый (жаргонный) и другие стили речи (Визель Т.Г., 2005).



2020-02-04 320 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)