Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ



2020-02-04 556 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология детей с нарушениями речи является од­ной из отраслей специальной психологии. Нередко эту область научных знаний называют логопсихологией.

Термин «логопсихология» в специальной психологии используется по аналогии с терминами «тйфлопсихоло-гия» (психология слепых и слабовидящих), «сурдопси-хология» (психология глухих слабослышащих), «олиго-френопсихология» (психология умственно отсталых), т. е. психология лиц с речевой патологией.

Однако, учитывая дословный перевод термина «лого-психология» (от греч. корня logos — слово, речь), некото­рые специалисты под логопсихологией понимают психо­логию речи. Мы полагаем, что такое отождествление не­правомерно, поскольку психология речи рассматривает речь и механизмы речи как психический процесс, т. е. «концентрирует свое внимание на особенностях психичес­ких функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи» (Горелов И.Н., Седов К.Ф., 2001). В нашем понимании логопсихология — это психология лиц с нарушениями речи (логопатов), и в данном пособии тер­мины «логопсихология» и «психология лиц с нарушения­ми речи» выступают в одинаковом контексте.

Следует разграничивать понятие «логопсихология» от понятий «психолингвистика», «нейропсихология», «ней-


основы логопсихологии


ГЛАВА 1


 


ролингвистика», «логопедия», «логопедагогика». Специ­алисты этих областей рассматривают лиц с нарушения­ми речи под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Психолингвистика — наука, изучающая обусловлен­ность процессов речи и ее восприятие структурой соот­ветствующего языка (или языка вообще).

Нейропсихология (от греч. neuron — нерв, psyche — психика) — это наука о мозговой организации высших психических функций (ВПФ) человека, которая изучает:

1) психологическую структуру и мозговую организа-­
цию неречевых ВПФ и речевую функцию;

2) нарушения речевой и других ВПФ в зависимости
от характера поражения мозга (локального, диффузного
и межзональных связей);

3) нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику
и методы коррекционно-восстановительной работы в про­
цессе развития и в период зрелости.

Нейролингвистика (от греч. neuron — нерв, лат. lin ­ gua — язык) — отрасль психологической науки, погра­ничная для психологии, неврологии и лингвистики, изу­чающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Логопедия — педагогическая наука о нарушениях раз­вития речи, их преодолении и предупреждении средства­ми специального обучения и воспитания.

Логопедагогика — раздел специальной педагогики о воспитании и обучении детей с первичными речевыми нарушениями.

Вышеперечисленные научные дисциплины напрямую или косвенно изучают речь (речевое развитие), но не рас­сматривают особенности психического развития, обуслов­ленные нарушениями речи.


Логопсихология — это отрасль специальной психоло­гии, которая изучает закономерности психического раз­вития человека, имеющего речевую патологию первич­ного характера. Логопсихология является одной из наи­менее разработанных отраслей специальной психологии. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX — началу XX в.

Г.Д. Неткачев (1909, 1913), рассматривая только одно речевое расстройство — заикание, подчеркивал функци­ональный характер этого нарушения, отсутствие «замет­ных органических, патолого-анатомических изменений». Исходя из сформулированной позиции о психогенном характере расстройства, он раскрыл механизм его разви­тия и закрепления; подробно изложил новую систему отношений, складывающуюся у заикающегося с самим собой и с окружающим миром.

В.А. Калягин (2006) выделяет два ведущих направле­ния в логопсихологии — нейропсихологическую, восхо­дящую к работам Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, и лич­ностную, основы которой закладывались Г.Д. Неткаче-вым, А.Р. Лурии.

Вопросам взаимодействия речи и других психических функций, а именно, речи и мышления посвящены фунда­ментальные работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Со­колова, исследованиями связей речи и личности занима­лись Г.А. Волкова, Ж.М. Глозман, и др. Менее всего изу­чены отношения речи и деятельности (Калягин В.А., 2006).

В настоящее время наибольшее количество исследова­ний посвящено двум расстройствам — афазии, которая преимущественно изучается с позиций нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.), и заиканию (В.М. Шкловский, Г.А. Волкова, А.Б. Хавин, В.А. Калягин, Е.Ю. Pay, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Б.К. Осокин и др.).


8                                                      основы логопсихологии


ГЛАВА 1


 


В психолингвистике изучением говорящего человека, в том числе склонного к различного рода нарушениям, отклонениям от нормы, занимались X. Штейнталь, А.А. Потебня, К. Бюлер, Р. Якобсон и др. (Калягин В.А., 2006).

Выделяются три этапа развития логопсихологии:

I этап (конец XIX — до 70-80-х гг. XX в.) — накопле­-
ние фактов и создание концептуальных установок. Этот
период характеризуют только отдельные упоминания в
литературе психологических проблем лиц с различными
нарушениями речи (прежде всего страдающих алалией,
афазией, заиканием).

II этап (последняя четверть XX в.) — формулирование
концепций, структурирование, фактического материала
благодаря применению различных экспериментально-пси­
хологических методик. В поле зрения психологов вклю-­
чаются такие расстройства как дизартрия, ринолалия,
нарушения голоса. Появляются специальные работы,
посвященные отдельным вопросам психологической ди-­
агностики и коррекции.

III этап (конец XX — начало XXI в.) — развитие разно­
образных методов практической помощи на базе форми­-
руемых теоретических представлений; оформление двух
направлений — психокоррекции и психотерапии, разли-­
чие между которыми носит отчасти формальный (даже
юридический) характер, отчасти содержательный. Второе
разделение представляется более продуктивным, так как
позволяет достигнуть большей структурированности ока­
зываемой помощи, более четкой ее направленности, а зна-­
чит, и эффективности. В его пользу говорит и то немало­
важное обстоятельство, что на сегодня они обеспечены
солидными теоретическими наработками в рамках нейро-
психологического и личностного подходов (Калягин В.А.,
2006)


В качестве объекта изучения логопсихологии высту­пают лица с нарушениями речи. Под нарушениями речи понимаются расстройства речи, дефекты речи, недостат­ки речи, речевые отклонения, речевая патология, откло­нения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в нарушениях речевого развития и обусловленные расстройством нор­мального функционирования психофизиологических ме­ханизмов речевой деятельности.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психо­физическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобща­ющей (познавательной) функции речи. От других катего­рий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосыл­ки интеллектуального развития. Выделение этих диффе­ренцирующих признаков необходимо для их отграниче­ния от речевых нарушений, отмечаемых у детей с оли­гофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд суб­категорий в зависимости от этиопатогенеза, клиничес­кой формы речевого дефекта, глубины и системной рас­пространенности речевого расстройства, задач, содержа­ния и методов логопедического воздействия.

Глубокие нарушения различных сторон речи, ограни­чивающие возможности пользования языковыми средства­ми общения и обобщения, вызывают специфические от­клонения со стороны других высших психических функ­ций — внимания, памяти, воображения, вербально-логи-ческого мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выражен­ность таких отклонений вторичного порядка связана с


10


основы логопсихоложи


ГПАВА 1


11


 


формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологи­ческого фактора.

Предметом логопсихологии является изучение свое­образия психического развития (познавательных процес­сов, эмоционально-волевой сферы, личностных свойств) людей с различными формами речевой патологии.

Потребности обучения и воспитания детей с наруше­ниями речи определили круг задач логопсихологии. На современном этапе развития отечественной специальной психологии можно выделить следующие задачи лого­ психологии:

1. Раскрытие общих закономерностей психического
развития детей с речевой патологией и нормально разви-­
вающихся детей.

2. Раскрытие общих закономерностей психического
развития детей с речевой патологией и других групп с
недостатками развития.

3. Раскрытие специфических закономерностей психи­-
ческого развития детей с первичными речевыми наруше-­
ниями различной степени тяжести и этиологии.

4. Установление зависимости психического развития
от характера, механизмов и степени выраженности рече­-
вого дефекта первичного характера.

5. Изучение развития конкретных психических про­-
цессов, свойств и состояний у лиц с речевой патологией.

6. Определение перспектив развития детей с нарушени- ­
ями речи и эффективных средств обучения и воспитания.

7. Разработка методов дифференциальной диагности-­
ки, позволяющих выделить первичное речевое недораз-­
витие от сходных по внешним проявлениям состояний
(аутизм, задержка психического развития, мутизм, на­
рушения слуха, умственная отсталость).


 

8. Систематизация речевых расстройств.

9. Разработка методов психологической коррекции и
профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Поскольку логопсихология не является самостоятель­ной наукой, то собственных методов исследования не имеет, однако, являясь, в первую очередь, психологичес­кой дисциплиной, использует методы современной пси­хологии:

■ организационные (сравнительный и лонгитюдный);

• эмпирические:

— наблюдение (объективное и самонаблюдение);

— эксперимент (лабораторный, естественный; кон­-
статирующий, формирующий);

— методы обработки данных (качественный и ко-­
личественный анализ);

— методы интерпретации (структурный и генети-­
ческий).

Теоретическим аспектом логопсихологии является изучение психического развития детей-логопатов и раз­работка научных методов профилактики, выявления и преодоления отклонений в психическом развитии. Ло­гопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лу-рией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждаю­щий ее ведущую роль в опосредовании психических про­цессов. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих слож­ную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интел­лектуальный дефект не вызывает изолированного выпа­дения одной функции, а приводить к целому ряду откло­нений». Первичный дефект, недоразвитие или повреж­дение различных звеньев речевой системы при отсутствии


12


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


13


 


специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений:

■ недоразвитие всех сторон речи;

■ ограниченность сенсорных, временных и простран-­
ственных представлений;

■ недостатки памяти;

■ недостаточную целенаправленность и концентрацию
внимания;

■ снижение уровня обобщений;

■ недостаточное умение строить умозаключения, уста-­
навливать причинно-следственные связи.

Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка-логопата могут приводить к трудностям общении с другими людь­ми, нарушению его социальных связей с окружающим миром.

Практический аспект логопсихологии — профилак­тика, выявление и устранение отклонений в психичес­ком развитии у детей с нарушениями речи. В процессе коррекционно-развивающей работы предусматривается:

■ развитие сенсорных функций;

■ развитие моторики (речевой);

■ развитие познавательной деятельности (внимания,
мышления, памяти, воображения);

■ формирование личности ребенка с одновременной ре­-
гуляцией;

■ коррекция социальных отношений (в том числе воз­
действие на социальное окружение);

 

■ использование компенсаторных возможностей ребенка.
Педагогу-психологу, а также специалистам, работаю­-
щим с детьми-логопатами, важно знать:

■ закономерности психического развития ребенка;

■ владеть методами психолого-педагогического обследо-­
вания детей разного возраста —


для дифференциации различных форм речевых рас­стройств и отграничивать их от речевых нарушений, свя­занных с интеллектуальной недостаточностью (умствен­ная отсталость, задержка психического развития), эмо­циональными и поведенческими расстройствами. Логопсихология помогает логопеду:

■ видеть не только речевое расстройство, а, прежде все­
го ребенка, правильно понимать взаимосвязь его рече­-
вого нарушения с особенностями психического разви­-
тия в целом;

■ устанавливать контакт с детьми разного возраста;

■ выбрать адекватные методы обследования их речи,
восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоцио­-
нально-волевой сферы и личностного развития;

■ проводить психокоррекционно-развивающую работу с
учетом ведущего для данного возраста вида деятель-­
ности.

Логопсихология опирается на ряд смежных дисцип­лин и использует их при разработке теории и в повсе­дневной практике. Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опи­раться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрас­тную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структу­ре, а также с нейролингвистикой. Большое значение для логопсихологии имеют знания медицинских наук: педи­атрии, невропатологии, оториноларингологии.

Задачами курса «Логопсихология» являются изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различной речевой патологией, а разработка ме­роприятий, направленных на коррекцию познавательной

 


14




2020-02-04 556 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)