Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление округом и городом



2020-02-04 316 Обсуждений (0)
Управление округом и городом 0.00 из 5.00 0 оценок




Как мы уже отмечали, начальник заводов А.А. Ирман был отстранен от управления, используя современную терминологию, за превышение служеб­ных полномочий. На его место был назначен генерал-майор артиллерии Бо­рис Иванович Меллер, занимавший этот пост с 1779 по 1785 г. В указе о на­значении Меллера говорилось, что "самовластие и неограниченная суро­вость" Ирмана породили среди большей части горных офицеров уныние и ро­бость "объявлять мнение свое или совет полезной". Меллеру предписывалось "человеколюбием и кротостью" вывести их из этого состояния, всячески поддерживать тех, кто честно трудится, а с нерадивыми "поступать без послаб­ления, как закон повелевает".

Административное устройство. В 1747-1763 гг. округ Колывано-Вос-кресенских горных заводов входил в Тобольскую провинцию Сибирской гу­бернии; в 1764-1782 гг. - в Тобольскую губернию, в пределах которой с 1779 г. существовала Колыванская область, куда полностью влился округ.

После войны под предводительством Е. Пугачева была проведена губерн­ская реформа для укрепления власти дворянского государства на местах и предотвращения крестьянских волнений. Эта реформа затронула и округ Колыванских заводов. 1 мая 1779 г. была учреждена Колыванская область. В том же году Высочайшим указом Барнаульский завод стал городом Колыванской области (губернии), и здесь был создан городовой магистрат. В 1782-1783 гг. было создано Колыванское наместничество, включавшее Колыванскую губернию (переименованная Колыванская область).

Начальник Колывано-Воскресенских заводов Б.И. Меллер был назначен правителем области, оставаясь по совместительству начальником заводов, что, впрочем, не отразилось положительным образом на развитии промыш­ленности. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства была закрыта. Ее хозяйственные функции перешли к Колыванской горной экспе­диции, входившей в состав казенного департамента.

В этом же году для улучшения развития сельского хозяйства в округе Екатерина II предприняла попытку упорядочить и регламентировать завод­ские повинности приписных крестьян. Судебные и административные функ­ции Канцелярии в отношении приписного крестьянства отошли к судебному департаменту и уездным учреждениям: нижним земским судам (управление) и нижним расправам (суд). Такое разделение компетенции существовало до 1797 г.

Изъятие суда и права наказания приписных крестьян из ведения горно­го начальства, ликвидация Канцелярии горного начальства и подчинение рудников и заводов губернским органам связывали руки горной админист­рации. Новая форма управления горнозаводским производством оказалась неэффективной. Производительность заводов резко сократилась.

Член Кабинета П. Соймонов, объехав Колыванские заводы и рудники, со­ставил в августе 1785 г. в Барнауле инструкцию начальнику заводов Г.С. Качке, согласно которой горная экспедиция (Канцелярия) переходила в непосредственное подчинение начальнику заводов, и он мог самостоятельно принимать решения по управлению предприятиями, не тратя время на кан­целярскую волокиту. Период с 1785 по 1797 гг. явился временем наивысшей власти начальника заводов.

Особое внимание П. Соймонов обратил на предупреждение волнений и побегов мастеровых и предписал разделить горнозаводские поселки на квар­талы, учредить дневные и ночные караулы, построить будки и сделать при въездах в поселки рогатки, "дабы всякой в таковое жительство въезжающий известен был начальнику, чрез что не только пресекутся разные злоумыш­ления развратников, старающихся склонить заводских и горных служителей к преступлениям и побегам, но и в самых селениях будет более устройства и безопасности".

С конца XVIII в. в Барнауле существовала горная полиция - неотъемле­мый атрибут горного города. Благодаря полиции Кабинет контролировал и направлял внутреннюю жизнь города. В городах и поселках округа был со­здан штат квартальных смотрителей и будочников, и установлен усиленный надзор за мастеровыми, часто бежавшими с заводов, не выдержав тяжелых условий труда и эксплуатации. Тюрьмы, исправительные казармы, гаупт­вахты в Барнауле и других поселениях всегда были полны мастеровыми, за­ключенными за побеги, неповиновение и другие выступления против на­чальства. Время от времени, по приговору Барнаульской военно-судной ко­миссии, на площади производилось публичное наказание шпицрутенами.

Но не только этим отличалось правление Г.С. Качки. При нем на Алтае появилось целое созвездие выдающихся изобретателей и новаторов произ­водства: К.Д. Фролов, B.C. Чулков, П.И. Шангин, Ф.В. Стрижков, П.М. Залесов, М.С. Лаулин.

По инициативе Г.С. Качки с 1786 г. на рудниках, а с 1800 г. - на заводах, был введен трехсменный режим работы, который позволил сократить рабо­чее время мастеровых и дал им возможность получения дополнительного за­работка. Теперь одну неделю мастеровые трудились 12 часов в дневную сме­ну; другую - ночью, а третью неделю могли использовать по своему усмотре­нию, она была "гульной" - для отдыха и занятий домашним хозяйством. Тот же, кто хотел получить дополнительный заработок, мог работать и в третью неделю.

С 80-х гг. XVIII в. возрос процент вольнонаем­ных рабочих. Наемный труд использовался пре­имущественно на вспомогательных работах. В 90-х гг. возникает категория - урочники, которые также набирались из рекрутов, но имели поручи­тельства от зажиточных крестьянских семей. От мастеровых они отличались тем, что имели огра­ниченный срок службы - 30 лет, более свободный режим работы, возможность работы по сдельной оплате, свободу в выборе места жительства. Од­нако, в отличие от мастеровых, урочники не име­ли права на пенсию.

При Г.С. Качке выплавка серебра достигла тысячи с лишним пудов в год. Кроме того, на Ал­тае было положено начало камнерезному делу, от­крыты богатейшие Зыряновский и Риддерский рудники, построен еще один сереброплавильный завод, первоначально названный Екатерининским, а затем, по указанию императрицы, переименованный в Гавриловский (в честь Качки).

Произошли изменения и в управлении населением барнаульского поса­да. В 1780 г. на смену "посадской и цеховой (разночинской) избе" пришел Барнаульский магистрат, который также имел в своей компетенции "суд и расправу" над купцами и мещанами, приписанными к Барнаульскому заво­ду. Возглавлял магистрат городской голова. В 1783 г. в связи с переименова­нием Колыванской области в губернию, магистрат получил название Бийского, а купцы и мещане стали именоваться бийскими, хотя и проживали в Барнауле. Это было сделано по той причине, что Барнаульский завод нахо­дился в Бийском уезде. Бийский городовой магистрат был переведен в Бар­наул еще в 1786 г., но официальный переход состоялся позже, в 1797 г. С уп­разднением Колыванской губернии и восстановлением Канцелярии купцы и мещане, как и прежде, подчинялись не губернским властям, а горному на­чальству. Для управления купцами и посадскими была создана Ратуша Колывано-Воскресенского горного начальства. Она отвечала за организацию и выполнение повинностей купцами и мещанами, сбор податей, а также осу­ществляла контроль за хозяйственной деятельностью горожан. Все основные должности в ратуше, в том числе и городского головы, были выборными, но утверждались начальником заводов, что сохраняло зависимость органов са­моуправления от горной администрации. Интересен тот факт, что в разное время, с 1780-х по 1820 г. городским головой избирались купцы 1-й гильдии братья Пуртовы, Иван или Михаил. В 1822 г. городским головой на 3 года был избран купец 3-й гильдии И.И.Пешков. В 1824 г. Колывано-Воскресенская ратуша была переименована в барнаульскую и существовала до своего упразднения в 1864 г.

Личные обстоятельства вынудили Г.С. Качку подать в отставку и уехать из Барнаула. На посту начальника округа его сменил в 1799 г. Василий Сер­геевич Чулков. При нем Петр Козьмич Фролов спроектировал и построил чугунно-рельсовую дорогу между Змеиногорским рудником и Змеевским заво­дом; Поликарп Михайлович Залесов механизировал водоотлив на Салаир-ском руднике; Филипп Васильевич Стрижков модернизировал камнерезное производство; в 1803 г. на Барнаульском, Павловском и Локтевском заводах были проведены испытания плавильных печей конструкции талантливого алтайского металлурга Д.С. Бичтова. Принадлежность заводов Кабинету и личная заинтересованность императора в улучшении их деятельности в пе­риод расцвета феодально-крепостнических отношений создали условия, спо­собствовавшие внедрению новых достижений и технических усовершенство­ваний в производственный процесс на этих предприятиях. Этим и объясня­ется тот факт, что период конца XVIII - начала XIX вв. был ознаменован боль­шим количеством изобретений в различных областях горного дела и в смеж­ных с ними отраслях знаний, родиной которых являлся Алтай. На заводах и рудниках Кабинета сложились и выросли местные кадры технической интел­лигенции, которые успешно решали вопросы усовершенствования горного производства.

Начало XIX столетия было временем возрастания объемов производства (выплавка серебра вышла и стабилизировалась на отметке 1000 пудов в год) и добычи, открытия новых отраслей, огромного количества изобретений, многие из которых были воплощены в жизнь. Однако на этом фоне еще более отсталой выглядела система организации труда с помощью подневольной рабочей силы, что становилось тормозом на пути поступательного развития горно-металлургического производства. Во многом успехи в развитии хозяйства округа связаны с именем Петра Козьмича Фролова, ставшего в 1817 г. начальником Колывано-Воскресенских заводов.

В 1796 г. Колыванская губерния была упразднена, и округ вошел в состав Томской области Тобольского наместничества, которое с 1798 г. стало именоваться Тобольской губернией. Для управления Колыванским горным округом в 1797 г. была восстановлена Канцелярия колыванского горного начальства. 9 октября 1797 г. Сенат предписал Тобольскому губернскому правлению не вмешиваться в дела Канцелярии. Военно-крепостной строй на кабинетских предприятиях и в рабочих поселках на некоторое время был упрочен. В 1804 г. округ вошел во вновь созданную Томскую губернию, в составе которой и оставался до 1917 г.

В 1822 г. началась общесибирская реформа, которая была направлена на оптимизацию системы управления Сибирью. Основная заслуга в ее подго­товке и проведении принадлежала генерал-губернатору Сибири Михаилу Михайловичу Сперанскому. Идеи М.М. Сперанского относительно организации и жизнедеятельности населения Колывано-Воскресенского ок­руга заключались в следующем: предполагалось освободить 86 тыс. душ при­писных крестьян от заводских повинностей, заменить их денежным обро­ком, перейти к вольному найму на заводские работы, ликвидировать припис­ную зависимость купцов и мещан, упразднить автономию округа от губерн­ских властей. Однако, идеи М.М. Сперанского противоречили основным ус­тоям организации кабинетского горно-металлургического производства и не были реализованы в полном объеме.

 

Внешний облик города

В конце XVIII - начале XIX вв. в Барнауле было завершено формирование ансамблей Петропавловской линии, Соборной площади, и началось строи­тельство Демидовской площади, на долгое время ставшей своеобразным ар­хитектурным символом города. Свое дальнейшее развитие получили 4 типа городских сооружений: промышленные (строения Барнаульского серебро­плавильного завода), общественные здания (аптека, заводской госпиталь, Канцелярия), жилые постройки и культовые сооружения.

В 1785 г. произошло важное событие, которое на долгие годы предопре­делило внешний облик города. В этом году был составлен генеральный план застройки Барнаула. Он подтвердил необходимость застройки города по строгим линиям с образованием кварталов. Улицы (линии) располагались строго параллельно Барнаулке, переулки - перпендикулярно реке и улицам. Подобный принцип застройки был сохранен на долгое время, и сегодня пла­нировка старого Барнаула полностью ему соответствует.

С 90-х гг. XVIII в. началось активное формирование ансамбля Петропав­ловской линии. В середине века застройка главной улицы города была ис­ключительно деревянной и одноэтажной. Среди этих построек выделялся дом начальника заводов, располагавшийся на месте Демидовской площади, у северного конца плотины. Сильное наводнение 1793 г. разрушило много зданий, в том числе и дом начальника, ускорив тем самым каменное строи­тельство на Петропавловской линии.

Застройка Петропавловской линии каменными зданиями непосредствен­но связана с именем Андрея Ивановича Молчанова, ставшего в 1806 г. глав­ным архитектором Колывано-Воскресенских заводов. За годы работы в Бар­науле, с 1791 по 1823 г., по его проектам были построены здания горной ап­теки, Канцелярии заводов, инструментального магазина, гауптвахты. Он принимал участие в создании архитектурного ансабля Демидовской площади.

Первое каменное здание Барнаула - горная аптека было разобрано в 1792 г, а в 1793-1794 гг. по проекту А.И. Молчанова было построено новое. В 1844 г. Я.Н. Попов несколько реконструировал здание, однако до наших дней оно сохранилось без серьезных измене­ний. Сегодня памятник архитектуры XVIII в. - горная аптека - находится по адресу ул. им. И.И. Ползунова, 42, и здесь располагается фармацевтическая фабрика.

После наводнения 1793 г. началось строительство здания Канцелярии Ко­лывано-Воскресенских заводов. Автором проекта был также А.И. Молчанов. Зда­ние было построено на месте деревянной демидовской конторы, которая была раз­рушена весной 1793 г. В 30-х гг. XIX в. внешний вид здания был несколько из­менен, однако до наших дней оно сохранилось практически в первоздан­ном виде (ул. им. И.И. Ползунова, 41).

Наконец, в начале XIX в. было поло­жено начало формированию ансамбля Демидовской площади, ставшего визитной карточкой старого Барнаула. После наводнения 1793 г. территория буду­щей Демидовской площади была надолго заброшена, превратившись в забо­лоченный пустырь. Однако, в 1818 г. на заседании Горного Совета начальник

Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролов предложил построить на этом месте заводской госпиталь, училище с сиротским приютом, богадельню с церковью и памятник в честь 100-летия горнозаводского дела на Алтае.

В 1819 г. началось строительство первого здания площади - заводского госпиталя по проекту архитектора А. И. Молчанова. Сооружение ансамбля Демидовской площади продолжалось несколько десятилетий и было законче­но только в середине XIX в.

Жилые постройки в городе в конце XVIII - начале XIX вв. оставались дере­вянными, хотя в 1759 г. указ Кабинета предписал строить мазанковые или кир­пичные дома. Ведущим принципом застройки стало квартальное строительст­во. Кварталы разделялись на прямоугольные участки 16-25x42 метра, на них строились дома вдоль улицы, фасадами наружу.

Панорама Барнаула, выполненная в 1808 г. живописцем В.П. Петровым, иллюстрирует архитектурный облик города, который складывался в ходе ре­ализации генерального плана 1785 г. Барнаул разделен рекой на две части. Правый берег сохранял вид мастеровой слободы, образовавшейся еще в 40-е гг. XVIII в. Эта часть города не имела строгой планировки, и дома стро­ились не по плану, а исходя из соображений удобства. Также на правом бе­регу располагались стекольный завод и дача начальника заводов ("Шарлоттин луг"). На горе построек практически не было, кроме Иоанно-Предтеченской церкви и нескольких домов между Косым и Песчаным взвозами.

На левом берегу планировка улиц производилась по четкому плану, по­квартально. На месте будущей Демидовской площади обозначен заболочен­ный пустырь, который еще не начали осушать. Казенные квартиры (где жи­ли горные офицеры) располагались на Иркутской линии (ул. им. А.С. Пушки­на). Самой дальней от завода была Новолинейная линия (ул. им. Анатолия). В середине базарной площади располагался гостиный двор, представлявший собой 4 дома, образующие квадрат с внутренним двориком.

Культовое зодчество. Культовое зодчество в рассматриваемый период развивалось достаточно быстрыми темпами. В 1774 г. закончилось строи­тельство каменного Петропавловского собора. Старый деревянный собор был разобран и перенесен на гору, где после возведения новая церковь получила название Иоанно-Предтеченской (во имя Иоанна Предтечи). Руководил пост­ройкой И. Черницын. В народе церковь называли Ивановской. Рядом с цер­ковью образовалось кладбище. Место стало называться Ивановским логом. В середине XIX в. была построена каменная церковь Иоанна-Крестителя.

Через несколько лет, в 1778 г. вместо пришедшей в ветхое состояние Знаменской церкви была построена новая, также деревянная, по проекту И. Черницына. Она простояла до середины XIX в., в 1856 г. была построена каменная церковь, которую в 30-х гг. XX столетия превратили в краевой ар­хив. В мае 1991 г. церковь возвратили верующим. Сейчас здание принадле­жит Барнаульской епархии, и в нем располагается Знаменский женский мо­настырь.

В 1795 г. на средства купца Ильи Пуртова началось строительство каменной Богородице-Одигитриевской церкви, которое было завер­шено в 1815 г. "Каменная с тако­вою же колокольней, двухэтаж­ная, крыша железная, покрыта зеленой краской", церковь распо­лагалась на пересечении ул. Большой Тобольской (Л.Толстого) и Московского переулка (пр. Ле­нина). Это был единственный в Барнауле двухэтажный храм. В 30-е гг. XX в. он также был разо­бран.

С именем И. Пуртова связано возведение еще одного каменного здания - богадельни, которая была построена в 1811 г. на углу Иркутской улицы и Соборного переулка. Это здание в советское время было перестроено, но сохранились основные черты первоначального облика.

 



2020-02-04 316 Обсуждений (0)
Управление округом и городом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление округом и городом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)