Атрибуты городской жизни
Медицина. Указом Медицинской коллегии в 1797 г. госпитали, лазареты и аптеки Колывано-Воскресенских заводов были переданы в подчинение Тобольской врачебной управы, а с 1804 г., когда была образована Томская губерния, - Томской губернской врачебной управы. В 1804 г. госпитальная медико-хирургическая школа была преобразована в фельдшерскую школу. Первым ее начальником стал выпускник Московского университета А.И. Федоров. В том же году главным лекарем Барнаульского госпиталя стал СИ. Шангин, при нем два лекаря - А.М. Залесов и А.И. Федоров, два подлекаря и 24 ученика. Всего в округе в 1827 г. числилось 11 медицинских учреждений на 1127 мест. В 1812 г. СИ. Шангин был назначен начальником медицинской службы заводов Колывано-Воскресенского округа. В 1828 г. на должность инспектора медицинской части с правом руководства всеми лечебными учреждениями и аптеками горного округа был назначен Фридрих Вильгельмович Геблер, служивший до этого заведующим медицинской частью. Ф. В. Геблер является родоначальником судебной медицины в Сибири, основателем так называемых "лечебных горниц" - стационарного лечения на дому. Кроме того, со времени прибытия в 1809 г. на Алтай, он постоянно интересовался исследованиями природы края и внес большой вклад в создание Барнаульского музея. Еще в 50-60-х гг. XVIII в. при горной аптеке был заложен сад, снабжавший ее лекарственными травами. В 1800 г. на месте старого аптекарского сада (современная территория парка Центрального района) Семен Иванович Шангин заложил первый в Сибири Ботанический сад, в котором собрал большую коллекцию лекарственных трав Горного Алтая, Китая - всего более 400 видов. К сожалению, после смерти С. И. Шангина Ботанический сад пришел в запустение и был заброшен. Образование. Развитие горно-металлургического производства требовало подготовки квалифицированных кадров. К 70-м гг. XVIII в. в России существовало единственное Екатеринбургское горное училище (Татищевское). Оно сыграло большую роль для первоначального развития сибирской горной промышленности. Именно из его стен вышли первые специалисты горного дела. Это были главным образом дети мастеровых и солдат, которые в ряде случаев дослуживались до чина горного офицера, дававшего право на дворянское звание. В 1773 г. в Петербурге открылось Высшее горное училище, позднее преобразованное в Горный кадетский корпус. На Алтае также ощущался недостаток в специалистах со средним и высшим "горным" образованием. Поэтому в 1779 г. было принято решение об открытии горного училища в Барнауле. Однако, из-за недостатка преподавателей училище начало функционировать лишь с 1785 г. Идея управляющего Кабинетом привлечь к преподаванию горных офицеров не нашла среди них отклика. Программа училища предполагала 5-6 - летнее обучение на базе начального образования. Лучшие выпускники посылались в Петербург, где, проучившись еще 2-3 года, получали диплом инженера. Любопытно отметить, что изучаемые в училище предметы касались не только горного дела, но и давали хорошую общеобразовательную подготовку. Так, здесь преподавались русская грамматика, арифметика, геометрия, алгебра, физика, химия, история, немецкий, французский, латинский языки, логика, риторика, рисование, черчение, закон Божий, маркшейдерское (горное) дело, механика, общая и горная архитектура, пробирное искусство, металлургия, минералогия, геогнозия (геодезия) и др. Даже простой перечень показывает, что профессиональный уровень выпускников училища был достаточно высок. Для преподавания этих предметов необходимы были квалифицированные педагоги. Первыми наставниками стали коллежский асессор Мартов, архивариус Шрамм, пастор Габриэль, В.В. Петров, О.С. Осипов, Я.С. Шангин. При открытии училища предполагалось, что в нем будут учиться дети "благородных" сословий, однако уже с 1789 г. в училище стали принимать не только дворян, но и наиболее способных детей разночинцев. В разные годы в училище обучалось от 20 до 140 детей. За время своего существования Барнаульское горное училище воспитало плеяду талантливых техников и изобретателей (B.C. Речкунов, И.И. Черепанов, П.М. Залесов и других). Заметное улучшение в работе училища произошло с приходом на должность начальника заводов П.К. Фролова, ставшего инициатором принятия "Положения об учебных заведениях Колывано-Воскресенских заводов", по которому учебный план горного училища приобретал многие черты гимназического, с углубленным изучением естественных наук и горного дела. В конце XIX в. Барнаульское горное училище было преобразовано в реальное, а в 1917 г. вместо реального училища открылось Барнаульское механико-техническое училище им. И. Ползунова. Конец XVIII столетия был отмечен еще одним важным событием в системе образования. В 1793 г. в Барнауле было открыто губернское главное народное училище. Это было одно из трех училищ в губернских городах Сибири (еще два в Тобольске и Иркутске), открытых в губернских городах по инициативе Екатерины II, Главная идея открытия подобного рода училищ заключалась в том, чтобы создать основы всесословной общеобразовательной бесплатной школы. Однако, просуществовав до 1797 г., Барнаульское главное народное училище было закрыто, так как Барнаул перестал быть губернским городом. Театр. Об уровне развития культурной жизни нашего города можно судить хотя бы по тому, что уже в 1776 г. здесь был построен театральный (или оперный) дом на 100-110 мест. Театр конца XVIII в. несколько отличался от современного. В нем, к примеру, не только ставили спектакли, но также и обучали молодых людей "разного сословия" актерскому мастерству, т.е. было что-то вроде театрального училища. К сожалению, не найдено документов, которые могли бы прояснить вопрос о репертуаре театра, но считается, что там ставили модные в то время пьесы и оперы, в частности, "Башмаки Мардоре" ("Немецкая башмачница"), "Сбитенщик", "Мельник-колдун, обманщик и сват", "Анюта" и другие. Зато доподлинно известны имена некоторых актеров барнаульского оперного дома. Ими были сержант горного батальона Афанасий Волков и сержант Иван Пузин. Большинство театральной труппы, по-видимому, составляли чиновники и горные офицеры. Например, в начале XIX в. актером был горный офицер Сергей Васильевич Самойлов, которого П.П. Семенов-Тян-Шанский характеризовал как "первоклассного комика". Как это ни парадоксально, наиболее интересную информацию о театре дает "Дело о краже вещей из Барнаульского оперного дома", хранящееся в краевом архиве. Ночью 27 декабря 1784 г. из театра были похищены сценические костюмы. Вор был пойман, допрошен, было выяснено, что он хотел завладеть дневной выручкой, но поскольку ничего не обнаружил, украл костюмы. В списке украденных вещей числились мундиры, сюртуки, камзолы, а также дамские юбки, кофты, платья и т.д. Общая стоимость похищенных вещей оценивалась в солидную цифру - 171 руб. 50 коп. Таким образом, можно сказать, что Барнаул во второй половине XVIII в. и позднее стоял в одном ряду с такими центрами культуры, как Омск и Иркутск. Живопись. Наряду с театром, в Барнауле развивалась и живопись. Горные офицеры нередко имели коллекции картин и гравюр. По сведениям К.Ф. Ледебура, П.К. Фролов имел целый ряд картин, написанных маслом, в числе которых были картины Рембрандта, а также большую коллекцию китайской живописи. Начало XIX в. неразрывно связано с именем живописца Василия Петровича Петрова. После учебы в Петербургской школе при императорской театральной дирекции и преподавания в рисовальных классах Петербургского Горного училища, в 1802 г. по императорскому указу он был командирован на Урал и в Сибирь "для снятия внешних и внутренних видов" с уральских и сибирских заводов. В.П. Петров создал виды Нерчинских заводов, Забайкалья, а на Алтае написал более 100 акварелей, гуашей, рисунков, эскизов маслом. Свои работы он посылал в Петербургскую Академию художеств и был удостоен звания академика живописи. В.П. Петров долгое время жил в Барнауле, где и умер в 1810 г. После его смерти Канцелярия Барнаульского завода отправила в Петербург 211 работ Петрова. Работы Василия Петровича Петрова помимо художественной представляют несомненную историческую ценность, в частности, его панорама города Барнаула, выполненная в 1808 г., отразила состояние застройки и внешний облик города в начале XIX в.
"УГОЛОК ПЕТЕРБУРГА" (1822 - 1861)
Во второй четверти XIX столетия Барнаул переживал пик своего развития в качестве горного города. именно в это время сформировались основные элементы в сфере управления и в облике города, жизни его населения. в этот период Барнаул можно назвать городом чиновников и горных офицеров.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |